Конспект урока по истории в 5 классе на тему "Древняя Спарта"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_6._drevnyaya_sparta.docx | 24.49 КБ |
dopolnitelnyy_material.docx | 934.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Владимира
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
Конспект урока по истории
в 5 классе
«Древняя Спарта»
Учитель: Богатова Ю.Н.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Сегодня мы познакомимся с историей древнего греческого полиса Спарта.
Благодаря науке история мы можем узнать прошедшие даты и события, но главное не просто знать их, главное извлекать уроки из истории, видеть плохое и хорошее и разделять эти понятия. По мнению греческого философа Сократа, «высшая мудрость - различать добро и зло». Интересно, умеете ли вы различать добро и зло? Об этом нам предстоит задуматься, изучая страницы истории Спарты.
Тема урока: «Древняя Спарта». Определим план работы.
Вопросы к классу:
- С чего мы начинаем изучать историю какого-либо государства? (с определения географического положения и природных условий, далее изучаем население, его образ жизни, государственное устройство).
План работы:
- Географическое положение и природные условия.
- Население и его образ жизни.
- Государственное устройство.
Ответ на проблемный вопрос: Считаете ли вы систему управления в Спарте справедливой?
2. Изучение нового материала
- Географическое положение и природные условия.
Предками спартанцев были пришедшие с севера Балканского полуострова греческие племена. Они обосновались в Южной Греции на полуострове Пелопоннес. В долине реки Еврот в области Лаконика несколько соседних поселений объединились и стали называться Спартой.
Чтобы понять как жили спартанцы, необходимо познакомиться с природными условиями Спарты. Область Лаконика, где располагалась Спарта, представляла собой плодородную, спускающуюся к побережью долину, которую прорезала река Еврот. Гаваней, удобных для мореплавания, в Спарте не было. Со всех сторон долина была окружена труднопроходимыми горами. В Спарте имелись запасы железной руды.
- Каким занятиям населения благоприятствовали природные условия Спарты? (земледелие, ремесло, торговля).
Вы предположили, что в этой благодатной стране жители могли заниматься земледелием, ремеслами, торговлей. Однако спартанцы не занимались ни земледелием, ни скотоводством, ни ремеслом. У них не были развиты ни наука, ни искусство. Спартанцы преуспели только в одном - в военном деле.
Греческие племена, завоевавшие Лаконику, основали город-государство Спарту. Мужчины-победители, захватившие власть в стране, создали привилегированный социальный слой, который занимался исключительно военным делом. Их называют спартанцами, или спартиатами. Местное население они превратил и в периэков (политически бесправных, но граждански свободных) и илотов (рабов).
- Почему они так организовали свою жизнь? Давайте вместе попробуем найти ответ на этот вопрос.
Плавно переходим к изучению второго вопроса.
- Население и его образ жизни.
Задание. Условно разделимся на три группы (деление по рядам), и изучим вопрос «Население и его образ жизни» по дополнительным материалам. Представляем свою работу.
Первый ряд изучает дополнительный материал «Спартанцы» и отвечает на вопросы.
Вопросы:
- Зачем спартанцам была нужна сильная армия? (Спартанцев было во много раз меньше чем илотов и периэков, поэтому им нужна была сильная армия).
- Как воспитывали спартанцев? (Каждого новорожденного ребенка в Спарте относили старейшинам, которые и решали его судьбу. Слабых детей сбрасывали в пропасть, а здоровых до 7 лет воспитывала мать. А с 8 лет спартанцев отдавали в школу, где их учили выносливости, быстроте, военному искусству. В школе дети спали на земле, должны были находить пропитание самостоятельно, зимой и летом они ходили босиком, а единственной одеждой для них был плащ. Спартанцев учили совершать длительные походы без пищи и воды. Они должны были говорить кратко, ясно и только по необходимости, то есть – лаконично. В спартанцах воспитывали презрение к роскоши, привычку обходиться лишь самым необходимым. Что воспитывало в них мужество и доблесть).
- Какую цель преследовало подобное воспитание? (Цель - формирование сильной армии)
Второй ряд изучает дополнительный материал «Периэки» и отвечает на вопросы.
Вопросы:
- Кто такие периэки и чем они занимались? (Жители гористых территорий Лаконики и Мессении которые сумели отстоять свою свободу. Периэками называли и тех ахейцев, которые добровольно признали власть спартанцев.).
- Обладали ли периэки гражданскими правами? (Они сохрани землю, свободу, но при этом не имели гражданских прав и не могли участвовать в народном собрании).
Третий ряд изучает дополнительный материал «Илоты» и отвечает на вопросы.
Вопросы:
- Какое положение занимали илоты среди категорий населения Спарты? (Рабы. Илоты были лишены всех гражданских прав).
- Как спартанцы относились к илотам? Чем можно объяснить такое поведение?(так как илотов было намного больше, чем спартанцев, то жизнь их не ценилась, и за любую провинность илота могли убить. Илоты были лишены всех гражданских прав).
- Как можно назвать поступки, которые совершали спартанцы по отношению к илотам? (жестокость, бесчеловечность, несправедливость и т.п.)
Вопрос к классу:
- Исходя из изученного материала, ответьте на вопрос: Считаете ли вы систему управления в Спарте справедливой?
Переходим к изучению следующего вопроса.
- Государственное устройство.
Ознакомьтесь с представленной схемой.
Деление спартанского общества и его государственное устройство определяется законами Ликурга. На вопрос, кто такой Ликург, спартанцы отвечали : «Больше Бог, чем человек». А на вопрос, откуда они, спартанцы говорили «От Ликурга». В Спарте был даже храм Ликурга. Ликург был братом спартанского царя, прапраправнука Прокла. Он мог бы и сам стать царем, но уступил престол племяннику, а сам занялся законотворчеством.
Ликург провел преобразования в области управления государством. Важнейшим государственным органом по законам Ликурга стала герусия - совет старейшин, обладавший огромной и бесконтрольной властью. В него входили самые достойные граждане. Они участвовали в заседаниях пожизненно. В течение всей истории Спарты совет старейшин сохранил свой аристократический характер.
Народное собрание собиралось у реки Еврот. В нем принимали участие мужчины-спартанцы. Народу предлагались те или иные решения. Никому не разрешалось высказывать свое мнение. Выслушав краткую речь, народ криком одобрял или отвергал внесенное предложение.
Войском командовали два предводителя, их называли царями. Власть царей передавалась по наследству. Они входили в совет старейшин и обычно послушно выполняли его волю.
Вопросы к классу:
- Как вы считаете, почему в Спарте было именно такое государственное устройство?
- Можно ли считать его справедливым, сели учесть, что к управлению страной не привлекались илоты и периэки?
3. Закрепление нового материала
Ответьте на поставленные вопросы:
- Что вам понравилось в системе воспитании спартанцев, а что нет? Почему?
- Как вы думаете, можно ли считать правила воспитания, которые соблюдались в Спарте, приемлемыми в современном обществе?
- Считаете ли вы систему управления в Спарте справедливой?
4. Рефлексия
Выполните тест «Древняя Спарта».
Домашнее задание
- Эссе на тему «Высшая мудрость - различать добро и зло» на примере жизни спартанского общества.
Предварительный просмотр:
Дополнительный материал к уроку
«Древняя Спарта»
Население Спарты: спартанцы, периэки, илоты.
Население Спарты: спартанцы, периэки, илоты.
Население Спарты: спартанцы, периэки, илоты.
Государственное устройство.
Спартанцы говорили о Ликурге: «Больше Бог, чем человек».
Тест по теме «Древняя Спарта»
1.Укажите, как называлась область Греции, где возникла Спарта.
А. Лаконика.
Б. Беотия.
В. Аттика.
2. Укажите, какое занятие у спартанцев было главным.
А. Торговля.
Б. Земледелие.
В. Военное дело.
3. Укажите, почему афиняне называли спартанцев неучами.
А. Потому что спартанцев с детства приучали к занятиям земледелием
и скотоводством.
Б. Потому что спартанцев с детства приучали к занятиям живописью и
музыкой.
В. Потому что спартанцев с детства приучали к занятиям военным
делом.
4. Укажите, кого спартанцы называли илотами.
А. Иноземцев.
Б. Покорённое население Древней Спарты.
В. Вождей.
5. Кем были илоты в Спарте?
А. Свободными земледельцами.
Б. Рабами.
В. Воинами.
6. Укажите высший орган власти в Спарте
А. Народное собрание.
Б. Ареопаг.
В. Совет старейшин.
7. Какую речь называют лаконичной?
А. Ту, которую произносил житель Лаконики.
Б. Краткую.
8. Чем занимались в Спарте периэки?
А. Военным делом.
Б. Ремеслом.
В. Законотворчеством
Оцениваем себя:
8 правильных ответов – 5
6-7 правильных ответов – 4
3-5 правильных ответов – 3
2 правильных ответа – 2
Ключ к тесту «Древняя Спарта»
- А
- В
- В
- Б
- Б
- В
- Б
- Б
8 правильных ответов – 5
6-7 правильных ответов – 4
3-5 правильных ответов – 3
2 правильных ответа – 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории 5 класс "Семь чудес света "
Возможно использование игры для повторения материала по истории древнего мира в конце курса....
Конспект урока по истории 6 класс
Гуситское движение в Чехии...
План- конспект урока по истории 9 класс с использованием ЭОР
Урок посвящен Гражданской войне и "белому движению" в ее истории. Цель урока- изучение начального этапа гражданской войны. При проведении занятия используются ЭОР. Тип урока- комбинированный. Фо...
конспект уроки по истории 9 класс на тему: "Версальско-Вашингтонская система"
Урок истории в 9 классе на тему: "Версальско-Вашингтонская система". Присутствуют приложения с таблицей, раздаточным материалом, тестами....
Конспект урока по истории 6 класс. Время соборов
Название методической разработки: "Время соборов".Учебный предмет: Всеобщая история (история Средних веков).Класс: 6Тип учебного занятия: урок усвоения новых знаний.Краткая аннотация: "Время соб...
Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.
Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв."
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв." 6 класс...