МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЕМИНАР «ПОЧЕМУ ТЫ ЯВИЛСЯ С ОРУЖИЕМ К НАМ?»
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Внеклассное интегрированное мероприятие по истории и литературе имеет своей целью:  сформировать представление об уровне исторического развития Афганистана накануне революции 1978 – 1979 гг.; проследить причинно-следственные связи, породившие афганскую войну; определить характер событий конца 70-х годов; рассмотреть афганскую войну во многих ее проявлениях: война – армия; война – матери; война – женщины; попытаться проанализировать изнаночную сторону этой войны, в первую очередь, что принесла она нам, русским; продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы; воспитывать глубочайшее уважение к памяти погибших.

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.Н.Коновалова,

учитель истории и права, директор,

С.А.Шкуратов,

учитель истории и ДКП,

И.А.Васильева,

учитель русского языка и литературы

МОУ Лицей г. Фрязино Московской области 

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЕ

Тема:                 МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЕМИНАР «ПОЧЕМУ ТЫ ЯВИЛСЯ С ОРУЖИЕМ К НАМ?»

(Е. Евтушенко)

Класс:                 11 классы

Программа:        рабочая общеобразовательная

Используемые педагогические технологии:

                        интегрированное обучение, проблемное обучение

П л а н   с е м и н а р а:

  1. Немного истории… (историческая справка о развитии Афганистана).
  2. Чем были афганские события 1978 – 1979 годов:

а) верхушечным переворотом?

б) путчем?

в) революцией?

  1. Причины ввода войск в Афганистан.

Что это:

а) интервенция?

б) экспорт революции?

в) интернациональная помощь?

г) попытка колонизации?

  1. «Правда у каждого своя…» (С. Алексиевич)

Цели урока:

  1. Сформировать представление об уровне исторического развития Афганистана накануне революции 1978 – 1979 гг.
  2. Проследить причинно-следственные связи, породившие афганскую войну; определить характер событий конца 70-х годов.
  3. Рассмотреть афганскую войну во многих ее проявлениях: война – армия; война – матери; война – женщины.
  4. Попытаться проанализировать изнаночную сторону этой войны, в первую очередь, что принесла она нам, русским?
  5. Продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы.
  6. Воспитывать глубочайшее уважение к памяти погибших.

Русский парень лежит на Афганской земле.

Муравей-мусульманин ползет по скале.

Очень трудно ползти…

Мертвый слишком небрит,

И тихонько ему муравей говорит:

«Ты не знаешь, где точно скончался от ран.

Знаешь только одно – где-то рядом Иран.

Почему ты явился с оружием к нам,

Здесь впервые услышавший слово «ислам»?

Разве мало убитых вам, – чтобы опять

К двадцати миллионам еще прибавлять?!

Ход мероприятия

        Учителя истории. А все началось с афганской революции. Сегодня исследователи, политики дают самые разнообразные пояснения тому, что произошло в Афганистане в 1978 – 1979 годах. Но чтобы говорить о тех событиях, необходимо обратиться к недалекому прошлому этой восточной страны.

  1. Доклад ученика «Афганистан XX века».

Учителя истории. Итак, толчок дальнейшему развитию вооруженного конфликта в Афганистане был дан в апреле 1978 года. Произошла революция, которая повлекла за собой Гражданскую войну, серию переворотов, развал экономики и политическую нестабильность. Эти последствия заронили зерна сомнений в том, что революция была своевременной, назревшей. Появились разные точки зрения, перечеркивающие ее завоевания и утверждающие, что события 1976 года нельзя именовать революцией. Так что же это было?

  1. Дискуссия о событиях 1978 – 1979 годов.

Дополнительные вопросы к дискуссии:

  • Вспомните об объективных и субъективных предпосылках революции.
  • В чем заключается главный вопрос революции?
  • В 1973 году свергли монархию. Что изменилось в управлении страной?
  • Можно ли говорить о развитии демократии в тот период?
  • В чьих руках оказалась власть в апреле 1978 года? (Представляются разные точки зрения, подводится итог дискуссии).

        В.И. Ленин говорил когда-то о том, что «вывезти революцию в чемодане невозможно». Но вот наступает 1979 год. На улицах Кабула появляются советские танки. Каковы причины ввода советских войск в Афганистан? Какие цели преследовал СССР? Кого защищали наши солдаты в этой стране? Как бы вы определили позицию нашей страны в афганских событиях?

        Что это было…

  • интервенция?
  • экспорт революции?
  • интернациональная помощь?
  • попытка колонизации?

(Учащиеся предварительно работали в четырех группах, каждая из которых аргументировала определенную точку зрения. Выступавшему с сообщением от группы представители трех остальных могли задать по одному вопросу. Как правило, это были вопросы-возражения. В конце обсуждения большинству учеников более доказанной показалась точка зрения об интервенции СССР, но было высказано предположение и о том, что СССР сочетал оказание интернациональной помощи с экспортом социалистической революции).

Учителя истории. А может быть, у нас уже сложился определенный образец общения? Ведь были же Монголия, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Польша?.. Конечно, мы были заинтересованы в безопасности наших границ, привлекала возможность иметь классового союзника в соседях, но почему никто не подумал о непомерно высокой цене?

Мы сейчас так хотим знать правду. Правду обо всем…

О своем правительстве, о нашей жизни, о минувшей войне.

Только понятие «правда» не может быть точным и обобщенным, ибо в данной ситуации она у каждого была своя.

  1. Монолог-воспоминание.

Учитель литературы. А какова Ваша правда об Афганистане? Вы познакомились с публицистическим материалом, прочли художественные произведения об этой войне, документы, исследования.

Что совместилось с вашим представлением правды?

Во что поверили?

Что показалось вам ложью?

Что вы не приняли?

(Фронтальная работа с классом, приводятся факты, примеры собственных изысканий, зачитываются цитаты).

Учитель литературы. Война эта тянулась в два раза дольше, чем Отечественная. Потери страшные. И если мы не знаем еще точного количества погибших во Второй мировой, то когда же узнаем точно о жертвах афганской авантюры?

Но потери на этом восточном фронте были не только физические. Прошедшие «афганский ад» остались искалеченными и нравственно.

В Афганистане мы бомбили не только караваны, засады оппозиции и склады моджахедов. Мы бомбили сами себя: развращали своих солдат, унижали девушек, рушили последние идеалы в себе. Как они, вышедшие оттуда, должны жить? Мужчины сходят с ума, кончают с собой, а женщины? О них, как правило, очень мало написано, потому что всю правду

больно,

стыдно и

страшно сказать.

(Зачитывается сцена о девушках-«афганках» из повести С. Алексиевич «Цинковые мальчики»).

Учитель литературы. Да, правда о войне открывает свой истинный миг… «Нам давали ордена, которые мы не носим… мы еще будем их возвращать… Ордена, полученные честно на нечестной войне…».

На всю жизнь теперь на нашей земле эти могильные красные камни с памятью о душах, которых не стало, с памятью о нашей наивной доверчивой вере:

Погибли, чтоб мирное небо было над страной…

Погибли, оставаясь верными воинской присяге…

Погибли при исполнении интернационального долга…

Погибли при защите Родины…

Они заплатили сполна за наше прозрение, но мы еще на пути к настоящему прозрению, а оно наступит, когда испытаем горькое чувство войны.

Учителя истории. Миллион! Вот сколько жизней потерял афганский народ в войне, в которую мы не имели права ввязываться…

Список использованной литературы

  1. Боровик, А. Спрятанная война // Огонек, № 46 – 53, 1989.
  2. Цагалов, К. Афганистан: предварительные итоги // Огонек, № 30 – 88, 1990.
  3. Кудинов, Г. Как воевать в Афгане // Огонек, № 11, 1991.
  4. Алексиевич, С. Цинковые мальчики.
  5. Проханов, А. Дерево в центре Кабула. Рисунки баталиста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интеграционных технологий в работе над культурологическим комментарием при изучении историко-литературного материала

Статья учителя русскогя языка и литературы, опубликованная в сборнике материалов Всероссийской конференции "Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин"(2011)...

Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала

Презентация является приложением к статье "Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала", содержит иллюстративный материал....

Историко-литературная игра-конкурс "Молодецкие забавы"

Содержит сценарий проведения игры-конкурса на знание пословиц, поговорок, загадок, народных песен, примет....

Историко-литературный краеведческий турнир "Родной край вчера и сегодня"

Организация историко-литературного краеведческого турнира стала традицией в нашей школе. Проводится в форме телевизионной передачи "Своя игра". Включает вопросы истории, этнографии, географии, топоним...

Сценарий историко-литературной гостиной, посвященной выводу советских войск из Афганистана

Сценарий ориентирован на читателей школьной библиотеки старших классов...

Презентация на тему: "Историко-литературная игра "Мы знаем все!""

Данная презентация может быть использована для проведения внеклассного мероприятия по истории для 5-7 классов. Игра проводилась в рамках предметной недели в формате брейн-ринга....

Учебное пособие по литературе "Историко-литературный процесс: литературные направления"

Учебное пособие «Историко-литературный процесс. Литературные направления» представляет собой мультимедийную презентацию обучающего характера, предназначенную для уроков литературы в 8 – 9 классах и дл...