Древняя Спарта
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конкурс «Педагог года-2017»
номинация «Педагогический дебют»
План-конспект урока истории
«Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»
пгт. Пойковский
2017 г
Тема урока | Место урока по теме | |||||||
Древняя Спарта | Восьмой урок по теме «Древняя Греция» в разделе «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием» | |||||||
Тип урока | Формы, приемы, методы | |||||||
урок открытия новых знаний. | Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах. Приемы: работа с историческим документом, с электронной презентацией, с учебником, картой., письменно - графический. Методы: наглядный, метод эвристических заданий | |||||||
Цель урока | Задачи урока | |||||||
Познакомить с общественным и государственным устройством Спарты, бытом и нравами спартанцев, системой воспитания, показать ее положительные и отрицательные стороны; формировать умение работать с исторической картой, историческими документами, текстом учебника; воспитывать уважение к истории других стран. | Образовательные: - характеризовать жизнь в Спарте как подчинение военным законам. -раскрыть черты общественно-политического устройства -познакомить с особенностями воспитания спартанских детей. Развивающие: - продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией); - продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией. Воспитательные: - способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности; - продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций. | |||||||
Предполагаемый результат | ||||||||
Знать | Уметь | |||||||
1. Общественное и государственное устройство Спарты, особенности спартанского воспитания. 2. Отличительные черты Спартанского и Афинского полисов. | анализировать географическое положение Южной Греции; находить на карте и устно комментировать положение Спартанского и Афинского полисов; характеризовать основные занятия населения Лаконии; характеризовать спартанское общество в целом; работать с документом, учебником, иллюстрациями; уметь сравнивать, выделять главное и находить общие и отличительные черты. | |||||||
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование | ||||||
Познавательные УУД: - определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели - формировать умение работы с текстами (анализ текста) – искать информацию, понимать прочитанное, сравнивать и делать выводы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую, представлять информацию в виде таблицы. Коммуникативные УУД: - овладение навыками сотрудничества, требующего совместной работы в парах или группах; - овладение умениями: высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных пособиях, работать с текстом. Регулятивные УУД: - планирование этапов выполнения работы: - ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя, работать по плану, отслеживать продвижение в выполнении задания, анализировать и оценивать свою работу и работу одноклассников с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий Личностные результаты обучения: - ответственное отношение к учебе; - осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; - умение сотрудничать со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности. - понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов. | - системно-деятельностного подхода - здоровье сберегающая - проблемного обучения - информационно – коммуникативный - игровая | Настенная карта «Древняя Греция Vв. до н.э.» Раздаточный материал, компьютер, экран, мультимедийная презентация, доска, мел, камушки для голосования, рабочая тетрадь Видеооборудование, диск с фрагментом записи отрывка из фильма «300 спартанцев». | ||||||
Ход урока | ||||||||
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля | Результат | |||
1 этап: организационный | ||||||||
Организовать учащихся на успешную работу. | Добрый день дорогие ребята. Вижу, готовы вы к дальнейшему путешествию в прошлое. И необходимые для этого вещи – учебник, ручки и тетрадь у вас имеются. | Обучающиеся приветствуют учителя | - самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности - оценка эмоционального состояния | Полная готовность класса и оборудования к уроку. Организация внимания всех учащихся. | ||||
2 этап: постановка цели и задач урока | ||||||||
Создание условий, при которых обучающиеся самостоятельно выдвигают цель и формируют тему урока | Я предлагаю вам сегодня на уроке представить себя в роли журналистов, которым поручили написать заметку в известный исторический журнал на тему «Древнегреческий полис» Для того, чтобы понять о каком полисе вы будете писать работу, мы с вами просмотрим фрагмент фильма. Просмотр фрагмента из фильма «300 спартанцев». Вопрос учителя: «О чём вы посмотрели фрагмент? Какие мысли и чувства вызывает он у вас?» Учитель задаёт вопрос: «О чём мы с вами будем говорить?» | Учащиеся обсуждают, высказывают мысли. В процессе их обсуждения под руководством учителя формулируется тема и познавательная цель урока. | Познавательные УУД: - умение логически мыслить; - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Коммуникативные УУД: - умение формулировать и высказывать свою точку зрения Регулятивные УУД формирование познавательного интереса, мотивации к обучению | Фронтальный. Оценочное суждение, коррекция ответов учащихся. | Учащие настроены на работу, заинтересованы. С помощью фрагмента фильма, определена тема и цель урока. | |||
3 этап: Актуализация знаний | ||||||||
Актуализация опорных знаний учащихся необходимых для освоения новой темы | Выделение проблемного вопроса. Прочтите на доске задание. Сравнить особенности государственного управления в Афинах и Спарте. Для этого мы с вами обратимся к сравнительной таблице. Нельзя изучать новое, не повторив ранее изученное. Ответьте на вопросы, покажите на карте и впишите в таблицу Где, на каком полуострове находится Древняя Греция? Аттика? Опишите местоположение Афин. Чем занималось население Афин? Какие моря омывают Грецию? Почему одно из морей названо Эгейским? Как назывались города-государства в Греции? Какие полисы вы знаете? 3.Работа с оценочным листом | Учащиеся отвечают на вопросы учителя (высказывают своё мнение) Работают на карте, заполняют таблицу на доске. Оценивают свою работу на данном этапе | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Личностные УДД | Фронтальный опрос Самооценка, рефлексия деятельности | Актуализированы знания и способы действий, необходимые и достаточные для освоения содержания новой темы. Выполнено пробное учебное действие с фиксацией затруднений, заполняют часть таблицы. | |||
4 этап: первичное усвоение новых знаний | ||||||||
Организация учащихся на решение задачи. Систематизация материала. | 1.Сегодня мы познакомимся с еще одним древнегреческим полисом, с постоянным соперником Афин – Спартой. Ведь не случайно, древнегреческий историк Геродот, сказал: «Вся Греция стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское, а другой – Спартанское государство». Мы сегодня совершим путешествие в Древнюю Спарту. И начнем мы с работы по карте и продолжим нашу сравнительную таблицу. Рассказывает о местоположении, природных условиях Спарты, условиях её заселения. 2. Теперь, ребята, мы разделимся на 3 группы, каждая из которой получит свое индивидуальное задание. 1.Характеристика населения Спарты (1 группа) 2. Ликург и его законы (2 группа) 3.Воспитание детей в спартанском лагере (3 группа) 3.Демонстрация презентации Объяснение государственного устройства Спарты. 4.Решение проблемного вопроса 5. .Работа с оценочным листом | Учащиеся работают с картой и в группах, составляют алгоритм ответа, после чего выступают перед классом. Делают записи в тетради. Заполняют таблицу. Оценивают свою работу на данном этапе | Познавательные УУД: - умение работать с картой - отбор нужной информации и необходимых терминов - умение делать обоснованные выводы; Коммуникативные УУД: -умение составлять алгоритм ответа; - умение публично выступать Умение составлять схему. Регулятивные УУД: концентрация на сути проблемы; - планирование деятельности | Фронтальный, Самооценка, рефлексия деятельности | Организована и методически обеспечена самостоятельная работа учащихся по усвоению новых знаний. Учащиеся сравнили государственное устройство Спарты и Афин и заполнили таблицу | |||
Физкультминутка: Если я говорю понятия, связанные с Грецией вы хлопаете, если понятия, не связанные с Грецией - вы топаете. Балканский полуостров; Нил; фараон; Солон; Хаммурапи; Акрополь; Агора; Демос; Инд; Финикия; Иероглифы; Демократия; Зевс; Посейдон; Деметра. | ||||||||
5 этап: первичная проверка понимания | ||||||||
Установление правильности и осознанности усвоения нового знания, выявления причин ошибок и их исправление | Молодцы! А теперь, ребята, ответьте мне на вопрос: «Хотели бы вы жить в Спарте? Аргументируйте свой ответ!» | Учащиеся отвечают на поставленный вопрос | Познавательные УУД: - умение делать обоснованные выводы; - умение применять полученные знания Коммуникативные УУД: -умение составлять алгоритм ответа; - умение публично выступать Регулятивные УУД: концентрация на сути проблемы; | фронтальный опрос | Организована проверка правильности выполнения задания. Выявлены и разобраны типичные ошибки допущенные учащимися | |||
6 этап: закрепление | ||||||||
Организация усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации | Очень хорошо ребята, а теперь давайте откроем в рабочей тетради параграф 31 и попробуем применить наши новые знания на деле. | Учащиеся решают задания в рабочей тетради, | Познавательные УУД: - умение работать с картой - отбор нужной информации и необходимых терминов - умение делать обоснованные выводы; - умение применять полученные знания Регулятивные УУД: концентрация на сути проблемы; - планирование деятельности | самостоятельная работа Самооценка, рефлексия деятельности | Использованы приобретенные знания в практической деятельности. Самостоятельное выполнение учащимися заданий. | |||
7 этап: контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | ||||||||
Выявления качества и уровня усвоения знаний и способов действий и их оценка | Вы очень хорошо справляетесь со всеми заданиями. А теперь давайте сравним, как жили люди в Спарте и Афинах. Учитель задает вопросы: Согласны ли вы, что 1. Греческие полисы Древняя Спарта и Древние Афины имеют общую границу? 2. Спартанцы и афиняне имели одинаковые занятия? 3. Спарта и Афины имели одинаковое политическое устройство? 3. Дети в обоих полисах воспитывались одинаково? 4. Жизнь в Афинах и Спарте протекала одинаково? Учитель корректирует допущенные ошибки Задает и комментирует дифференцированное домашнее задание:
| Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Воспринимают информацию и осознанно записывают свое задание. | Познавательные УУД: - умение делать обоснованные выводы; Коммуникативные УУД: -умение составлять алгоритм ответа; - умение публично выступать Регулятивные УУД: концентрация на сути проблемы; | Фронтальный опрос | Эффективно использованы контрольные вопросы, организована взаимопроверка решений в сравнении с эталоном ответа. Выставлены оценки за урок, с комментированием каждой оценки. Учащиеся выставили оценку своей работы. Сообщен объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике. Произведен разбор по выполнению домашнего задания, указаны трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся. | |||
8 этап: рефлексия | ||||||||
Подведение итогов занятия | Ребята, вы сегодня молодцы! Вам понравилось наше путешествие? Была ли наша сегодняшняя встреча для вас интересной? Полезной? Давайте посмотрим, что вы сегодня узнали нового и что вам понравилось больше всего на нашем уроке, а для этого вы, как жители Лаконии должны, кратко и лаконично продолжить предложение, начало которого вы видите на доске. Учитель предлагает продолжить предложения: по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы сегодня я узнал…
меня удивило… А теперь поднимите, пожалуйста, белые камушки. -кто расскажет о Спарте своим друзьям? -кто расскажет родителям? Поднимите, пожалуйста, черные камушки те, кто никому и ничего не захочет рассказать | Учащиеся отвечают на вопросы, заканчивая предложения. Поднимают карточку нужного цвета | Познавательные УУД: - способность излагать мысли в кратких выражениях, лаконично. Коммуникативные УУД: умение публично выступать Регулятивные УУД: - оценивание правильности выполнения действия оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения | Фронтальный опрос | Подведен итог урока. Проведена рефлексия учебной деятельности в конце и в течение всего урока. Проведен анализ достижения цели урока. Получена достоверная информация о достижении учащимися планируемых результатов. Адекватность самооценки, оценки учителя. |
Жернова Карина Игоревна МОБУ «СОШ №4» пгт. Пойковский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Древняя Спарта 5 кл.
Конспект урока историив 5 классена тему: «Древняя Спарта». Лариса Владимировна Костюченко,учитель историиМБОУКраснопоймская СОШ. Цель: Познакомить учащихся с общественным и государственны...
Урок с использованием ЭОР "Древняя Спарта"
1. Описание работы.2. План-конспект урока.3. Приложения....
Древняя Спарта
Тест содежит знаний понятийного аппарата и можно использоватьб в качестве текущего контроля на уроке....
Урок по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"
Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"...
История древнего мира, 5-й класс. Открытый урок. Тема: "Древняя Спарта"
История древнего мира, 5-й класс. Открытый урок. Тема: "Древняя Спарта"...
Технологическая карта урока истории древнего мира "Древняя Спарта" (5кл)
В рамках урока истории сформировать историко-географический образ Древней Спарты как полиса Древней Греции, охарактеризовать особенности культуры и обычаи. Развивать навыки работы с информацией (отбир...
Урок по истории Древнего мира на тему: "Древняя Спарта"
Открытый урок...