Урок-игра по истории "Правление Александра I"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Лесных Наталья Петровна

Тема:  «Урок-игра по теме «Правление Александра I»

Цель: обобщить полученные знания по теме, выявить пробелы, подготовиться к контрольной работе.

Оборудование: мультимедийная приставка, компьютер, раздаточный материал.

Предварительная подготовка: классы готовят сценки, отражающие эпоху царствования Александра I; готовят друг другу по 5 вопросов по теме.

Урок проводится в виде исторического турнира между командами 8-х классов, в рамках недели истории в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoricheskiy_turnir.pptx1.36 МБ
Файл otkrytyy_urok_aleksandr_1.docx286.11 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исторический турнир «Правление Александра I »

Слайд 2

1 конкурс «Дальше…» Командам необходимо ответить за минуту на большее количество вопросов, за каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Слайд 3

2 конкурс «О ком идёт речь?»

Слайд 4

2 конкурс «О ком идёт речь?»

Слайд 5

3 конкурс «Отечественная война 1812 года в пословицах» 1. На француза а) бить французов. 2. От Бородинской пушки под Москвой б) растерял свои подвязки. 3. Приехал Кутузов в) да оступился. 4. Француз боек, г) а замерз на Березине. 5. Наступил на землю русскую, д) земля дрожала. 6. Отогрелся в Москве, е) и вилы ружье. 7. Бонапарту не до пляски – ж) да русский стоек. 8. Летит гусь 3 ) сам и поморозил 9. Сам себя сжёг француз и) на святую Русь 10. Голодный француз к) и вороне рад

Слайд 6

3 конкурс «Отечественная война 1812 года в пословицах» На француза и вилы ружье. От Бородинской пушки под Москвой земля дрожала Приехал Кутузов бить французов. Француз боек, да русский стоек. Наступил на землю русскую, да оступился. Отогрелся в Москве, а замерз на Березине. Бонапарту не до пляски – растерял свои подвязки Летит гусь на святую Русь Сам себя сжёг француз сам и поморозил Голодный француз и вороне рад

Слайд 7

4 конкурс «Театральный»

Слайд 8

5 конкурс «Загадки Хроноса »

Слайд 9

Это вольный человек, работавший по найму, несший военную службу в пограничных районах России К – Указ об учреждении министерств 1802 год А – Указ о вольных хлебопашцах 1803 год З - Начало Отечественной войны июнь 1812 года А - Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года К – Казнь декабристов 13 июля 1826 года

Слайд 10

Это почетное или жалованное звание Т – Тильзитский договор 1807 год И – Окончание русско-шведской войны 1809 год Т – Создание Государственного Совета 1810 год У – Начало заграничных походов русской армии 1813 год Л – Начало правления Николая I 1825 год

Слайд 11

6 конкурс «Ты-мне, я-тебе»

Слайд 12

7 конкурс «Не отосланная депеша»

Слайд 13

Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно. Войска выведены на площадь. Где Трубецкой. Нас пятеро. Бог и государь решили нашу судьбу. Мы должны умереть. Не ропщите. Атакующая сторона несет большие потери. Имеем перевес в количестве пушек.

Слайд 14

8 конкурс «Это интересно»

Слайд 15

9 конкурс «Война в картинах»



Предварительный просмотр:

Открытый урок истории в 8 классах

Тема:  «Урок-игра по теме «Правление Александра I»

Цель: обобщить полученные знания по теме, выявить пробелы, подготовиться к контрольной работе.

Оборудование: мультимедийная приставка, компьютер, раздаточный материал.

Предварительная подготовка: классы готовят сценки, отражающие эпоху царствования Александра I; готовят друг другу по 5 вопросов по теме.

Урок проводится в виде исторического турнира между командами 8-х классов, в рамках недели истории в школе.

Ход урока:

I Организационный момент.

Звучит музыка «Увертюра 1812г.» П.И.Чайковского.

В это время дети рассаживаются по своим местам. Взаимное приветствие детей и учителя.

II. Вводное слово.

Вы прослушали «Увертюру 1812» П.И.Чайковского - оркестровое произведение Петра Ильича Чайковского в память о победе России в Отечественной войне 1812 года. Впервые это произведение прозвучало в 1882 году в Храме Христа Спасителя в честь 70-летия Победы над Наполеоном.

Это произведение для нашего урока я выбрала неслучайно, так как сегодня мы с Вами вспомним эпоху правления Александра I, несомненно основным событием его царствования является победа над Наполеоновской Францией.

III Исторический турнир.

1 Конкурс «Дальше, дальше…»

Командам необходимо ответить за минуту на большее количество вопросов, за каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

1 команда 

  1. Воспитатель Александра I. (Ф.С.Лагарп)
  2. Место проведения торговли. (Ярмарка)
  3. Чьи это слова «Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь, враг труда, Над нами царствовал тогда» (А.С.Пушкин)
  4. Поэт, гусар, партизан Отечественной войны. (Д.Давыдов)
  5. Командующий 1-ой русской армией в Отечественной войне 1812 года. (М.Б.Барклай-де-Толли)
  6. Первое тайное общество декабристов. (“Союз спасения”)
  7. Как назывался программный документ Южного общества. (“Русская правда”)
  8. Тяжелая ситуация в развитии экономики (экономический кризис
  9. Фамилия генерала, героя 1812 г., которого смертельно ранил декабрист Каховский? (Милорадович)
  10. По какой дороге Кутузов заставил Наполеона отступить из Москвы? (Смоленской)
  11. Земляные укрепления на поле боя (флеши)
  12. Торжественное письменное обращение верховной власти к населению называется … (манифест)
  13. Назовите руководителя «Северного общества» (Муравьёв)

2 команда 

  1. Бабушка Александра I. (Екатерина II)
  2. Кружок единомышленников Александра I в начальный период его царствования. (Негласный комитет)
  3. Командующий 2-ой русской армией в Отечественной войне 1812 года. (П.Багратион)
  4. Как назывался программный документ Северного общества. (“Конституция”)
  5. Сколько месяцев длилась Отечественная война 1812 года. (6 месяцев)
  6. О ком сказал П.Вяземский: “Сфинкс, не разгаданный до гроба”. (Об Александре I)
  7. Форма правления в России в начале XIX века. (Самодержавная (абсолютная)  монархия)
  8. Название конгресса, решившего судьбу послевоенной Европы? (Венский)
  9. Сколько лет правил Александр I (24)
  10. Как называлась особая организация войск при Александре I, при которой воинская служба совмещалась с обработкой земли? (военные поселения)
  11. Освобождение от судебного наказания, производимое судебной властью называется… (амнистия)
  12. Назовите руководителя «Южного общества» (Пестель)
  13. Корм для лошадей (фураж)

2 Конкурс “О ком идет речь?”

Команда вытягивает карточку и зачитывает слова, посвященные какому - либо историческому деятелю. Учащиеся должны догадаться о ком идет речь. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.

  1. Он мало царствовал, но много начудесил: Сто двадцать пять в Сибирь сослал и пятерых повесил. (О Николае I)
  2. Общество желало его назначения, и я его назначил, сам же я умываю руки. (О М.И.Кутузове)
  3.  “Канцелярским Наполеоном” именовали его современники. О ком идет речь? (О М.М.Сперанском)
  4. Все, что он делает, он делает наполовину. Он слишком слаб, чтобы управлять и слишком силен, чтобы быть управляемым. (Об Александре I)
  5. О его подвигах под Москвой слагали легенды. Служил в одном из первых летучих кавалерийских отрядов. Он писал о себе: “Я был рожден для рокового 1812 года”. (О Д.Давыдове)
  6. О ком писал А.С.Пушкин:

Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель,
И совета он учитель,
А царю он – друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести.
(Об А.А.Аракчееве)

3 Конкурс “Отечественная война 1812 года в пословицах”

О событиях войны 1812 года сложено много песен, стихов, поэм. Перед вами пословицы, связанные с этим периодом, но…распавшиеся на две части. Соотнесите эти части по смыслу и восстановите пословицы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. На француза

а) бить французов.

2. От Бородинской пушки под Москвой

б) растерял свои подвязки.

3. Приехал Кутузов

в) да оступился.

4. Француз боек,

г) а замерз на Березине.

5. Наступил на землю русскую,

д) земля дрожала.

6. Отогрелся в Москве,

е) и вилы ружье.

7. Бонапарту не до пляски –

ж) да русский стоек.

8. Летит гусь

3) на святую Русь

9. Сам себя сжёг француз

и) сам и поморозил

10. Голодный француз

к) и вороне рад

(Ответ: 1-е, 2-д, 3-а, 4-ж, 5-в, 6-г, 7-б), 8-з), 9-и), 10-к)

4 Конкурс «Театральный»

Команды по очереди показывают сценки из событий Отечественной войны 1812 года, противники должны отгадать о чём идёт речь. За правильный ответ-2 балла, за исполнение сценки-2 балла.

  1. Сценка “Совет в Филях”.

(Приглушённо звучит “Ария Кутузова” из оперы С.Прокофьева “Война и мир”. Учащиеся изображают живую картину по картине С. Кившенко “Военный совет в Филях”).

1 Генерал: Думаю, Москву отдавать нельзя. Надо биться за Москву.

2 Генерал: У Бородина ведь не осилили нас французы, и здесь выстоим.

1 Генерал: Но и мы не осилили французов.

2 Генерал: Наполеон впервые потерпел неудачу. Русские первыми в мире не уступили Наполеону. Наполеон слаб духом. Надо дать новый бой.

1 Генерал: На подмогу Наполеону торопятся войска из-под Витебска, из-под Смоленска. По-прежнему у противника больше сил.

2 Генерал: Мы потеряем Москву, если не дадим бой.

Кутузов (встаёт): С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибнет и Москва и Россия. (Помолчал)

Властью, данной мне государем и отечеством, повелеваю… (помолчал) повелеваю, – отступление.

  1. Сценка  “Василиса Кожина идет на войну” партизанское движение в период Отечественной войны 1812 года.

1 баба: Эй, бабы, война, война с французами, слышали?!

2 баба: Ой, горе, ой, беда!

3 баба: Что же теперича будет?

1 баба: Побегли к Василисе Кожиной, старостихе нашей!

(Подбегают к Василисе)

2 баба: Василиса, война, война!

3 баба: Как же нам быть?

Василиса: Да знаю я, бабы. Что делать, говорите? Бить незваных – непрошеных!

(Мужики переглянулись)

1 мужик: Аль шутишь, Василиса?

2 мужик: Что же мы – войско?

1 мужик: А где ружья?

2 мужик: Где сабли?

1 мужик: И придет же бабе такое в голову!

Василиса: Эх, вы! Ну – ка, бабы, кто помоложе, собирайся в отряд. Пойдем без ружей, без сабель!

1 баба: А берите, бабы, вилы, рогатины.

1 мужик: Аники – воины!

2 мужик: Бонапарту схватите в плен! (Смеются)

5 Конкурс “Загадки Хроноса”

Нужно назвать слово. Для этого необходимо расставить в хронологической последовательности следующие события и точно назвать их даты. Каждое событие – на отдельной карточке. За правильный ответ команда получает 2 балла – (1 балл – за слово, 1 балл – за даты).

1 команда -Это вольный человек, работавший по найму, несший военную службу в пограничных районах России.

К – Указ об учреждении министерств

1802 год

А – Указ о вольных хлебопашцах

1803 год

З - Начало Отечественной войны

июнь 1812 года

А - Восстание на Сенатской площади

14 декабря 1825 года

К – Казнь декабристов

13 июля 1826 года

 2 команда - Это почетное или жалованное звание.

Т – Тильзитский договор

1807 год

И – Окончание русско-шведской войны

1809 год

Т – Создание Государственного Совета

1810 год

У – Начало заграничных походов русской армии

1813 год

Л – Начало правления Николая I

1825 год

6 конкурс «Ты-мне, я-тебе!»

Команды задают друг другу заранее приготовленные вопросы. За каждый правильный ответ-1 балл

7 конкурс Конкурс “Неотосланная депеша”

Необходимо угадать кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих донесений. За каждый правильный ответ 1 балл.

  1. Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно. (Наполеон из Москвы осенью 1812 года)
  2. Войска выведены на площадь. Где Трубецкой. (Декабристы с Сенатской площади 14 декабря 1825 года)
  3. Нас пятеро. Бог и государь решили нашу судьбу. Мы должны умереть. Не ропщите. (Декабристы, приговоренные к казни в июле 1826 года)
  4. Атакующая сторона несет большие потери. Имеем перевес в количестве пушек. (Русская армия с Бородинского сражения 26 августа 1812 года)

8 Конкурс “Это интересно”

За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.

1. Париж издавна являлся законодателем мод. Однако известен случай, когда русские ввели в моду то, что французы тогда не носили, и что получило название «а-ля-рус». Что же это? (борода)

2. Этот вопрос очень остро стоит для многих россиян. В свое время Михаил Горбачев обещал, что каждая советская семья к 2000 г. будет это иметь. Наполеон также обещал это своим воинам в знаменитом приказе, зачитанном 26 августа 1812 г. Что же обещали император Наполеон и президент Горбачев? (Квартиры)

3. В конце 1812 г. в одном из лондонских сатирических листков был изображён необычный русский генерал, «бреющий маленького Бони», то есть Бонапарта. Этот же генерал в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов вновь появился в прессе, но «брил» он уже не французов, а гитлеровцев. Кто этот генерал? (Генерал Мороз)

4. В Париже на Монмартре есть кабачок “Матушка Катрин”. Её украшает мемориальная доска, на которой написано, что именно сюда забегали стоявшие в Париже казаки, чтобы “пропустить” рюмочку-другую. Какое новое название целой сети подобных заведений, распространённых теперь по всему миру, родилось и 1815г. именно потому, что русские казаки очень спешили? (Бистро (Русские казаки, стараясь не попасть на глаза своему начальству, очень спешили и поторапливали персонал этого кабачка словами:“Быстро! Быстрее!”. С тех пор во многих странах мира есть заведения быстрого обслуживания посетителей, которые так и называются – “Бистро”)

9 конкурс “Война в картинах”

 Пожар Москвы”

http://festival.1september.ru/articles/610010/16.jpg

Бородинское сражение – крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года...”

http://festival.1september.ru/articles/610010/17.jpg

 “Переправа через Березину 29 ноября 1812 года. XIX в. Литография.”

http://festival.1september.ru/articles/610010/18.jpg

 “А.Кившенко "Военный совет в Филях в 1812 году". 1882. Холст.”

http://festival.1september.ru/articles/610010/19.jpg

Отступление французской армии из России в 1812 году.

http://festival.1september.ru/articles/610010/20.jpg

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

Готовиться к контрольной работе.


Оценочный лист

Класс

Дальше, дальше…

О ком идёт речь?

Отечественная война 1812 года в пословицах

Театральный

Загадки Хроноса

Ты-мне, я-тебе

Не отосланная депеша

Это интересно

Война в картинах

Итог

8 А

8 Б

Оценочный лист

Класс

Дальше, дальше…

О ком идёт речь?

Отечественная война 1812 года в пословицах

Театральный

Загадки Хроноса

Ты-мне, я-тебе

Не отосланная депеша

Это интересно

Война в картинах

Итог

8 А

8 Б



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Своя Игра"

Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....

Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс

Урок на действия с дробями....

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Урок-игра по произведению Александра Грина "Алые паруса"

Цели урока: совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, а именно уметь давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, обобщать, делать выводыЗадачи:Образовательна...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)...