Урок-игра по истории "Правление Александра I"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Тема: «Урок-игра по теме «Правление Александра I»
Цель: обобщить полученные знания по теме, выявить пробелы, подготовиться к контрольной работе.
Оборудование: мультимедийная приставка, компьютер, раздаточный материал.
Предварительная подготовка: классы готовят сценки, отражающие эпоху царствования Александра I; готовят друг другу по 5 вопросов по теме.
Урок проводится в виде исторического турнира между командами 8-х классов, в рамках недели истории в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskiy_turnir.pptx | 1.36 МБ |
otkrytyy_urok_aleksandr_1.docx | 286.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 конкурс «Дальше…» Командам необходимо ответить за минуту на большее количество вопросов, за каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
2 конкурс «О ком идёт речь?»
2 конкурс «О ком идёт речь?»
3 конкурс «Отечественная война 1812 года в пословицах» 1. На француза а) бить французов. 2. От Бородинской пушки под Москвой б) растерял свои подвязки. 3. Приехал Кутузов в) да оступился. 4. Француз боек, г) а замерз на Березине. 5. Наступил на землю русскую, д) земля дрожала. 6. Отогрелся в Москве, е) и вилы ружье. 7. Бонапарту не до пляски – ж) да русский стоек. 8. Летит гусь 3 ) сам и поморозил 9. Сам себя сжёг француз и) на святую Русь 10. Голодный француз к) и вороне рад
3 конкурс «Отечественная война 1812 года в пословицах» На француза и вилы ружье. От Бородинской пушки под Москвой земля дрожала Приехал Кутузов бить французов. Француз боек, да русский стоек. Наступил на землю русскую, да оступился. Отогрелся в Москве, а замерз на Березине. Бонапарту не до пляски – растерял свои подвязки Летит гусь на святую Русь Сам себя сжёг француз сам и поморозил Голодный француз и вороне рад
4 конкурс «Театральный»
5 конкурс «Загадки Хроноса »
Это вольный человек, работавший по найму, несший военную службу в пограничных районах России К – Указ об учреждении министерств 1802 год А – Указ о вольных хлебопашцах 1803 год З - Начало Отечественной войны июнь 1812 года А - Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года К – Казнь декабристов 13 июля 1826 года
Это почетное или жалованное звание Т – Тильзитский договор 1807 год И – Окончание русско-шведской войны 1809 год Т – Создание Государственного Совета 1810 год У – Начало заграничных походов русской армии 1813 год Л – Начало правления Николая I 1825 год
6 конкурс «Ты-мне, я-тебе»
7 конкурс «Не отосланная депеша»
Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно. Войска выведены на площадь. Где Трубецкой. Нас пятеро. Бог и государь решили нашу судьбу. Мы должны умереть. Не ропщите. Атакующая сторона несет большие потери. Имеем перевес в количестве пушек.
8 конкурс «Это интересно»
9 конкурс «Война в картинах»
Предварительный просмотр:
Открытый урок истории в 8 классах
Тема: «Урок-игра по теме «Правление Александра I»
Цель: обобщить полученные знания по теме, выявить пробелы, подготовиться к контрольной работе.
Оборудование: мультимедийная приставка, компьютер, раздаточный материал.
Предварительная подготовка: классы готовят сценки, отражающие эпоху царствования Александра I; готовят друг другу по 5 вопросов по теме.
Урок проводится в виде исторического турнира между командами 8-х классов, в рамках недели истории в школе.
Ход урока:
I Организационный момент.
Звучит музыка «Увертюра 1812г.» П.И.Чайковского.
В это время дети рассаживаются по своим местам. Взаимное приветствие детей и учителя.
II. Вводное слово.
Вы прослушали «Увертюру 1812» П.И.Чайковского - оркестровое произведение Петра Ильича Чайковского в память о победе России в Отечественной войне 1812 года. Впервые это произведение прозвучало в 1882 году в Храме Христа Спасителя в честь 70-летия Победы над Наполеоном.
Это произведение для нашего урока я выбрала неслучайно, так как сегодня мы с Вами вспомним эпоху правления Александра I, несомненно основным событием его царствования является победа над Наполеоновской Францией.
III Исторический турнир.
1 Конкурс «Дальше, дальше…»
Командам необходимо ответить за минуту на большее количество вопросов, за каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
1 команда
- Воспитатель Александра I. (Ф.С.Лагарп)
- Место проведения торговли. (Ярмарка)
- Чьи это слова «Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь, враг труда, Над нами царствовал тогда» (А.С.Пушкин)
- Поэт, гусар, партизан Отечественной войны. (Д.Давыдов)
- Командующий 1-ой русской армией в Отечественной войне 1812 года. (М.Б.Барклай-де-Толли)
- Первое тайное общество декабристов. (“Союз спасения”)
- Как назывался программный документ Южного общества. (“Русская правда”)
- Тяжелая ситуация в развитии экономики (экономический кризис
- Фамилия генерала, героя 1812 г., которого смертельно ранил декабрист Каховский? (Милорадович)
- По какой дороге Кутузов заставил Наполеона отступить из Москвы? (Смоленской)
- Земляные укрепления на поле боя (флеши)
- Торжественное письменное обращение верховной власти к населению называется … (манифест)
- Назовите руководителя «Северного общества» (Муравьёв)
2 команда
- Бабушка Александра I. (Екатерина II)
- Кружок единомышленников Александра I в начальный период его царствования. (Негласный комитет)
- Командующий 2-ой русской армией в Отечественной войне 1812 года. (П.Багратион)
- Как назывался программный документ Северного общества. (“Конституция”)
- Сколько месяцев длилась Отечественная война 1812 года. (6 месяцев)
- О ком сказал П.Вяземский: “Сфинкс, не разгаданный до гроба”. (Об Александре I)
- Форма правления в России в начале XIX века. (Самодержавная (абсолютная) монархия)
- Название конгресса, решившего судьбу послевоенной Европы? (Венский)
- Сколько лет правил Александр I (24)
- Как называлась особая организация войск при Александре I, при которой воинская служба совмещалась с обработкой земли? (военные поселения)
- Освобождение от судебного наказания, производимое судебной властью называется… (амнистия)
- Назовите руководителя «Южного общества» (Пестель)
- Корм для лошадей (фураж)
2 Конкурс “О ком идет речь?”
Команда вытягивает карточку и зачитывает слова, посвященные какому - либо историческому деятелю. Учащиеся должны догадаться о ком идет речь. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.
- Он мало царствовал, но много начудесил: Сто двадцать пять в Сибирь сослал и пятерых повесил. (О Николае I)
- Общество желало его назначения, и я его назначил, сам же я умываю руки. (О М.И.Кутузове)
- “Канцелярским Наполеоном” именовали его современники. О ком идет речь? (О М.М.Сперанском)
- Все, что он делает, он делает наполовину. Он слишком слаб, чтобы управлять и слишком силен, чтобы быть управляемым. (Об Александре I)
- О его подвигах под Москвой слагали легенды. Служил в одном из первых летучих кавалерийских отрядов. Он писал о себе: “Я был рожден для рокового 1812 года”. (О Д.Давыдове)
- О ком писал А.С.Пушкин:
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель,
И совета он учитель,
А царю он – друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести.
(Об А.А.Аракчееве)
3 Конкурс “Отечественная война 1812 года в пословицах”
О событиях войны 1812 года сложено много песен, стихов, поэм. Перед вами пословицы, связанные с этим периодом, но…распавшиеся на две части. Соотнесите эти части по смыслу и восстановите пословицы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. На француза | а) бить французов. |
2. От Бородинской пушки под Москвой | б) растерял свои подвязки. |
3. Приехал Кутузов | в) да оступился. |
4. Француз боек, | г) а замерз на Березине. |
5. Наступил на землю русскую, | д) земля дрожала. |
6. Отогрелся в Москве, | е) и вилы ружье. |
7. Бонапарту не до пляски – | ж) да русский стоек. |
8. Летит гусь | 3) на святую Русь |
9. Сам себя сжёг француз | и) сам и поморозил |
10. Голодный француз | к) и вороне рад |
(Ответ: 1-е, 2-д, 3-а, 4-ж, 5-в, 6-г, 7-б), 8-з), 9-и), 10-к)
4 Конкурс «Театральный»
Команды по очереди показывают сценки из событий Отечественной войны 1812 года, противники должны отгадать о чём идёт речь. За правильный ответ-2 балла, за исполнение сценки-2 балла.
- Сценка “Совет в Филях”.
(Приглушённо звучит “Ария Кутузова” из оперы С.Прокофьева “Война и мир”. Учащиеся изображают живую картину по картине С. Кившенко “Военный совет в Филях”).
1 Генерал: Думаю, Москву отдавать нельзя. Надо биться за Москву.
2 Генерал: У Бородина ведь не осилили нас французы, и здесь выстоим.
1 Генерал: Но и мы не осилили французов.
2 Генерал: Наполеон впервые потерпел неудачу. Русские первыми в мире не уступили Наполеону. Наполеон слаб духом. Надо дать новый бой.
1 Генерал: На подмогу Наполеону торопятся войска из-под Витебска, из-под Смоленска. По-прежнему у противника больше сил.
2 Генерал: Мы потеряем Москву, если не дадим бой.
Кутузов (встаёт): С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибнет и Москва и Россия. (Помолчал)
Властью, данной мне государем и отечеством, повелеваю… (помолчал) повелеваю, – отступление.
- Сценка “Василиса Кожина идет на войну” партизанское движение в период Отечественной войны 1812 года.
1 баба: Эй, бабы, война, война с французами, слышали?!
2 баба: Ой, горе, ой, беда!
3 баба: Что же теперича будет?
1 баба: Побегли к Василисе Кожиной, старостихе нашей!
(Подбегают к Василисе)
2 баба: Василиса, война, война!
3 баба: Как же нам быть?
Василиса: Да знаю я, бабы. Что делать, говорите? Бить незваных – непрошеных!
(Мужики переглянулись)
1 мужик: Аль шутишь, Василиса?
2 мужик: Что же мы – войско?
1 мужик: А где ружья?
2 мужик: Где сабли?
1 мужик: И придет же бабе такое в голову!
Василиса: Эх, вы! Ну – ка, бабы, кто помоложе, собирайся в отряд. Пойдем без ружей, без сабель!
1 баба: А берите, бабы, вилы, рогатины.
1 мужик: Аники – воины!
2 мужик: Бонапарту схватите в плен! (Смеются)
5 Конкурс “Загадки Хроноса”
Нужно назвать слово. Для этого необходимо расставить в хронологической последовательности следующие события и точно назвать их даты. Каждое событие – на отдельной карточке. За правильный ответ команда получает 2 балла – (1 балл – за слово, 1 балл – за даты).
1 команда -Это вольный человек, работавший по найму, несший военную службу в пограничных районах России.
К – Указ об учреждении министерств | 1802 год |
А – Указ о вольных хлебопашцах | 1803 год |
З - Начало Отечественной войны | июнь 1812 года |
А - Восстание на Сенатской площади | 14 декабря 1825 года |
К – Казнь декабристов | 13 июля 1826 года |
2 команда - Это почетное или жалованное звание.
Т – Тильзитский договор | 1807 год |
И – Окончание русско-шведской войны | 1809 год |
Т – Создание Государственного Совета | 1810 год |
У – Начало заграничных походов русской армии | 1813 год |
Л – Начало правления Николая I | 1825 год |
6 конкурс «Ты-мне, я-тебе!»
Команды задают друг другу заранее приготовленные вопросы. За каждый правильный ответ-1 балл
7 конкурс Конкурс “Неотосланная депеша”
Необходимо угадать кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих донесений. За каждый правильный ответ 1 балл.
- Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно. (Наполеон из Москвы осенью 1812 года)
- Войска выведены на площадь. Где Трубецкой. (Декабристы с Сенатской площади 14 декабря 1825 года)
- Нас пятеро. Бог и государь решили нашу судьбу. Мы должны умереть. Не ропщите. (Декабристы, приговоренные к казни в июле 1826 года)
- Атакующая сторона несет большие потери. Имеем перевес в количестве пушек. (Русская армия с Бородинского сражения 26 августа 1812 года)
8 Конкурс “Это интересно”
За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.
1. Париж издавна являлся законодателем мод. Однако известен случай, когда русские ввели в моду то, что французы тогда не носили, и что получило название «а-ля-рус». Что же это? (борода)
2. Этот вопрос очень остро стоит для многих россиян. В свое время Михаил Горбачев обещал, что каждая советская семья к 2000 г. будет это иметь. Наполеон также обещал это своим воинам в знаменитом приказе, зачитанном 26 августа 1812 г. Что же обещали император Наполеон и президент Горбачев? (Квартиры)
3. В конце 1812 г. в одном из лондонских сатирических листков был изображён необычный русский генерал, «бреющий маленького Бони», то есть Бонапарта. Этот же генерал в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов вновь появился в прессе, но «брил» он уже не французов, а гитлеровцев. Кто этот генерал? (Генерал Мороз)
4. В Париже на Монмартре есть кабачок “Матушка Катрин”. Её украшает мемориальная доска, на которой написано, что именно сюда забегали стоявшие в Париже казаки, чтобы “пропустить” рюмочку-другую. Какое новое название целой сети подобных заведений, распространённых теперь по всему миру, родилось и 1815г. именно потому, что русские казаки очень спешили? (Бистро (Русские казаки, стараясь не попасть на глаза своему начальству, очень спешили и поторапливали персонал этого кабачка словами:“Быстро! Быстрее!”. С тех пор во многих странах мира есть заведения быстрого обслуживания посетителей, которые так и называются – “Бистро”)
9 конкурс “Война в картинах”
“Пожар Москвы”
“Бородинское сражение – крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года...”
“Переправа через Березину 29 ноября 1812 года. XIX в. Литография.”
“А.Кившенко "Военный совет в Филях в 1812 году". 1882. Холст.”
Отступление французской армии из России в 1812 году.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
Готовиться к контрольной работе.
Оценочный лист
Класс | Дальше, дальше… | О ком идёт речь? | Отечественная война 1812 года в пословицах | Театральный | Загадки Хроноса | Ты-мне, я-тебе | Не отосланная депеша | Это интересно | Война в картинах | Итог |
8 А | ||||||||||
8 Б |
Оценочный лист
Класс | Дальше, дальше… | О ком идёт речь? | Отечественная война 1812 года в пословицах | Театральный | Загадки Хроноса | Ты-мне, я-тебе | Не отосланная депеша | Это интересно | Война в картинах | Итог |
8 А | ||||||||||
8 Б |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Своя Игра"
Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....
Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс
Урок на действия с дробями....
Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе
деловая игра, интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...
Урок-игра по произведению Александра Грина "Алые паруса"
Цели урока: совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, а именно уметь давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, обобщать, делать выводыЗадачи:Образовательна...
Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....
Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...
Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)
Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)...