Религия древних греков
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Религия древних греков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
religiya_drevnih_grekov_urok.docx | 31.27 КБ |
religiya_drevnih_grekov_urok.docx | 31.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №28»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по истории в 5 «В» классе
«РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ»
Подготовила: учитель истории
Рунова М.А.
Саранск 2017г.
ЦЕЛИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Продолжить знакомство учащихся с миром
греческих Богов, выявляя их сферу деятельности и характер
взаимоотношений на Олимпе.
РАЗВИВАЮЩАЯ: Продолжить формировать навыки устной речи,
умение составлять ролевую самопризентацию, проявлять творчество,
Развитие ассоциативного мышления. Умение самостоятельно
письменно решать задания данные на уроке.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Побуждать интерес учащихся к истории Др.
Греции, как «колыбели европейской цивилизации». Стимулируя
творчество учащихся укрепить их стремление к самовыражению
и к росту самооценки своих способностей.
ЗАДАЧИ:
- Закрепить знания учащихся о древнегреческом пантеоне Богов и мифов связанныхс ними.
- Провести работу по дальнейшему развитию УУД, через систему письменных и устных заданий.
- Стимулировать познавательный интерес учащихся по данной теме.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: Технология личностно-ориентированного развивающего обучение, ИКТ.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: Литература, ИЗО, музыка.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: коллективная.
СРЕДСТВА: ТСО, учебник История ДРЕВНЕГО МИРА 5 класс под ред. Годера, презентация по теме, карточки для индивидуальной работы, символы богов.
(Слайд 1)
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте!
Посмотрите, все ли у вас готово к уроку?
Подравнялись, улыбнулись и с хорошим настроением начинаем наш урок.
Садитесь.
(Слайд 2)
- Определение темы и задач урока. Проверка Д/З. Актуализация знаний.
Учитель: Начнем урок с небольшой разминки. Повторим пройденный материал.
- Греческий поэт, автор двух знаменитых поэм (Гомер).
- В какой поэме Гомера рассказывается о Троянской войне.(Иллиада)
- Царь острова Итака (Одиссей)
- Как звали сына Одиссея и Пенелопы (Телемак).
- Чудовищный свирепый пес с тремя головами и змеиным хвостом (Цербер)
- Легендарный владыка Критского царства (Минос).
- Предмет, явившийся причиной раздора между тремя богинями (яблоко).
- Прославленный герой мифов о Троянской войне грек…(Ахиллес)
- Сколько лет Одиссей возвращался домой? (10)
(Слайд 3)
Учитель: Мы продолжаем с вами путешествие по страницам истории Древней Греции.
О чём же пойдёт речь на уроке? Давайте определим вместе тему урока. Предлагаю сыграть в игру «Путаница». Переставьте буквы в словах и у вас получатся понятия, которые помогут нам определить тему урока.
МХРА, ГИБО, ЖЦЫРЕ
Ученик: храм, боги, жрецы
Учитель: Как связанны все эти понятия между собой? (с верованиями людей)
Что такое религия?
Ученик: Религия — это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение им.
Учитель: Почему у людей возникает вера в богов?
Ученик: Потому что в древности люди не могли объяснить природные явления с научной точки зрения, рождение и смерть человека и поэтому придумывали богов.
Учитель: Приведите пример. Например, как объясняли древние египтяне разливы Нила?
Ученик: Бог Хапи, сидя в пещере, выливал из кувшинов воду, когда кувшины опрокидывал сильнее – вода текла бурными потоками и разливался Нил.
(Слайд 4)
- Формулирование темы и целей урока.
Учитель: Итак, тема нашего урока «Религия древних греков». (запись на доске)
Давайте, сформулируем цель нашего урока.
(Озвучивание целей урока)
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с богами древних греков, постараемся выявить какие силы природы они отражали, и покровителями каких занятий считались.
(Слайд 5)
- Изучение нового материала.
Учитель: В начале, существовал лишь вечный, безграничный Хаос. Весь мир, бессмертные боги возникли из него. Его порождением были Уран (небо) и Гея (земля). От союза Урана и Геи родились Титаны. Старший из них Океан, младший – Кронос. Кронос сверг своего отца Урана. Но и ему предсказали гибель от рук своего сына. Испугавшись предсказания, Кронос стал поедать всех своих новорождённых детей. Но однажды его жена Рея, вместо сына отдала завёрнутый камень. Сын Кроноса Зевс вырос и сверг своего отца, освободил своих братьев и сестёр. Так на земле стало править следующее поколение богов. Три брата Зевс, Посейдон и Аид. (Слайд 6)
Учитель: Ребята, откройте страницу 130 в учебнике. (Слайд 7)
Здесь представлены боги и богини Древней Греции.
Наша задача выяснить, покровительствовали каждый их этих богов.
Предлагаю сделать это в следующей форме.
У каждого из вас на парте имеется текст. Вам необходимо поработать с текстом и заполнить таблицу: определить, каким богам поклонялись греки, покровителями чего они являлись, с какими символами изображались. Работаем в парах.
1 ряд заполняет часть таблицы, выделенную зеленым цветом;
2 ряд – желтым;
3 ряд - красным.
На выполнение этого задания даю вам 7 минут. Время пошло, работаем!
(Звучит «Сиртаки»)
За 1 мин предупреждаем об окончании работы.
Учитель: Ребята, время вышло. Заканчиваем выполнять задание, положите ручки на стол.
(Слайд 8)
Физкультминутка:
Изучаем Аполлона,
Ну и мудрую Афину,
Бога моря Посейдона,
Совершенство Афродиты,
Бога Зевса на горе,
И Ареса на войне
Снова сядем изучать,
И потом получим «пять»
Учитель: Давайте, проверим, как вы справились с заданием. Сейчас мы заслушаем представителя каждой группы.
Ваша задача внимательно слушать и заполнить всю таблицу. Итак, слово предоставляется представителю 1 группы…2 группы….3 группы.
(Слайд 9,10,11)
(Слайд 12)
Вопросы учителя:
- Был ли в Греции единый бог? (нет)
- Почему именно таким богам поклонялись греки?
- Какие боги покровительствовали силам природы? (Зевс, Посейдон, Аид, Гера,Аполон, Гефест)
- Какие боги покровительствовали занятиям? (Артемида, Аполон, Афина, Деметра, Дионис, Гефест, Гермес)
- Какие боги покровительствовали отношениям людей? (Гера, Афродита, Арес)
- Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря? (климатические условия, отсутствие таких рек как в Египте, зависимость от дождя, Средиземное море не играло такой большой роли)
Учитель: Все знания о Богах мы черпаем из мифов. Миф – это первая форма поэтического сказания. Милена, Кирилл, Никита, София, Катя приготовили инсценировку мифа «О богине земледелия Деметре и ее дочери Персефоне»
Давайте посмотрим и подумаем, какое явление природы отразили греки в этом мифе? (смену времен года).
(инсценировка мифа)
(Слайд 13)
(Слайд 14)
- Закрепление изученного материала.
«Послание»
Учитель: Вестник богов Гермес пока вы смотрели миф доставил послание от Зевса.
В послании задания – для вас. Вам необходимо угадать по описанию греческого бога или богиню.
«Угадай, кто я?»
- Я родился хилым и болезненным, и Гера в гневе сбросила меня, своего сына, с Олимпа. Так и остался я хромым на всю жизнь. (Гефест)
- Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей мое царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. В царстве мертвых катит свои волны реки Стикс и Лета. Перевозчик Харон перевозит через них души мертвых. (Аид)
- Из белоснежной пены морской родилась я, богиня любви и красоты. Я росла близ островов Кифары и Кипра. Куда не ступаю, всюду благоухают цветы. Дикие звери — следуют за мной. Как ручные. Я добра и нежна со всеми кроме, тех, кто любит самого себя. (Афродита)
- Не смотря на свой грозный, воинствующий вид, эта богиня была очень привлекательна. (Афина)
- Ее имя означает «Мать-Земля». Она — «Великая мать», порождающая все живое. Одновременно — «благая богиня», хранительница жизни, научившая человечество земледелию.
- У нее была дочь — Персефона — она была царицей подземного царства мертвых. (Деметра)
- До своего совершеннолетия он жил на дне моря и занимался своим любимым делом: ковал. Прекрасные изделия выходили из его кузни, не было им равных ни по красоте, ни по прочности. Словно живые летали изображенные птицы, реально жили люди, и даже ветер обретал жизнь в прекрасных творениях Гефеста. Потом он узнал о своем происхождении и вернулся на Олимп. Бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец. (Гефест)
(Слайд 15)
Задание
Учитель: Следующее задание. Перед вами несколько групп слов. В каждой группе слов есть слово не подходящее по смыслу. Найдите эти слова и объясните, почему вы их убрали.
Деметра-Дионис-Конфуций-Афина-Афродита. (Конфуций)
Микены-Тиринф-Троя-Пилос-Афины. (Троя, потому что все остальные греческие независимые города)
Сатиры-шудры-нимфы. (ШУДРЫ — члены низшей из четырех варн в древней Индии)
Посейдон-Зевс-Уран-Аид. (Уран - отец)
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Подведем итог нашего урока.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какую цель мы ставили в начале урока?
Достигли ли мы поставленной цели?
Где жили Боги древней Греции?
Кто был главным божеством на Олимпе?
- Домашние задание
§28, ответить на вопросы, сделать иллюстрации к любому мифу о древнегреческих богах.
- Объявление отметок.
Сегодня на уроке мне бы хотелось отметить работу…
Урок окончен. До свидания.
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №28»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по истории в 5 «В» классе
«РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ»
Подготовила: учитель истории
Рунова М.А.
Саранск 2017г.
ЦЕЛИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Продолжить знакомство учащихся с миром
греческих Богов, выявляя их сферу деятельности и характер
взаимоотношений на Олимпе.
РАЗВИВАЮЩАЯ: Продолжить формировать навыки устной речи,
умение составлять ролевую самопризентацию, проявлять творчество,
Развитие ассоциативного мышления. Умение самостоятельно
письменно решать задания данные на уроке.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Побуждать интерес учащихся к истории Др.
Греции, как «колыбели европейской цивилизации». Стимулируя
творчество учащихся укрепить их стремление к самовыражению
и к росту самооценки своих способностей.
ЗАДАЧИ:
- Закрепить знания учащихся о древнегреческом пантеоне Богов и мифов связанныхс ними.
- Провести работу по дальнейшему развитию УУД, через систему письменных и устных заданий.
- Стимулировать познавательный интерес учащихся по данной теме.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: Технология личностно-ориентированного развивающего обучение, ИКТ.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: Литература, ИЗО, музыка.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: коллективная.
СРЕДСТВА: ТСО, учебник История ДРЕВНЕГО МИРА 5 класс под ред. Годера, презентация по теме, карточки для индивидуальной работы, символы богов.
(Слайд 1)
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте!
Посмотрите, все ли у вас готово к уроку?
Подравнялись, улыбнулись и с хорошим настроением начинаем наш урок.
Садитесь.
(Слайд 2)
- Определение темы и задач урока. Проверка Д/З. Актуализация знаний.
Учитель: Начнем урок с небольшой разминки. Повторим пройденный материал.
- Греческий поэт, автор двух знаменитых поэм (Гомер).
- В какой поэме Гомера рассказывается о Троянской войне.(Иллиада)
- Царь острова Итака (Одиссей)
- Как звали сына Одиссея и Пенелопы (Телемак).
- Чудовищный свирепый пес с тремя головами и змеиным хвостом (Цербер)
- Легендарный владыка Критского царства (Минос).
- Предмет, явившийся причиной раздора между тремя богинями (яблоко).
- Прославленный герой мифов о Троянской войне грек…(Ахиллес)
- Сколько лет Одиссей возвращался домой? (10)
(Слайд 3)
Учитель: Мы продолжаем с вами путешествие по страницам истории Древней Греции.
О чём же пойдёт речь на уроке? Давайте определим вместе тему урока. Предлагаю сыграть в игру «Путаница». Переставьте буквы в словах и у вас получатся понятия, которые помогут нам определить тему урока.
МХРА, ГИБО, ЖЦЫРЕ
Ученик: храм, боги, жрецы
Учитель: Как связанны все эти понятия между собой? (с верованиями людей)
Что такое религия?
Ученик: Религия — это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение им.
Учитель: Почему у людей возникает вера в богов?
Ученик: Потому что в древности люди не могли объяснить природные явления с научной точки зрения, рождение и смерть человека и поэтому придумывали богов.
Учитель: Приведите пример. Например, как объясняли древние египтяне разливы Нила?
Ученик: Бог Хапи, сидя в пещере, выливал из кувшинов воду, когда кувшины опрокидывал сильнее – вода текла бурными потоками и разливался Нил.
(Слайд 4)
- Формулирование темы и целей урока.
Учитель: Итак, тема нашего урока «Религия древних греков». (запись на доске)
Давайте, сформулируем цель нашего урока.
(Озвучивание целей урока)
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с богами древних греков, постараемся выявить какие силы природы они отражали, и покровителями каких занятий считались.
(Слайд 5)
- Изучение нового материала.
Учитель: В начале, существовал лишь вечный, безграничный Хаос. Весь мир, бессмертные боги возникли из него. Его порождением были Уран (небо) и Гея (земля). От союза Урана и Геи родились Титаны. Старший из них Океан, младший – Кронос. Кронос сверг своего отца Урана. Но и ему предсказали гибель от рук своего сына. Испугавшись предсказания, Кронос стал поедать всех своих новорождённых детей. Но однажды его жена Рея, вместо сына отдала завёрнутый камень. Сын Кроноса Зевс вырос и сверг своего отца, освободил своих братьев и сестёр. Так на земле стало править следующее поколение богов. Три брата Зевс, Посейдон и Аид. (Слайд 6)
Учитель: Ребята, откройте страницу 130 в учебнике. (Слайд 7)
Здесь представлены боги и богини Древней Греции.
Наша задача выяснить, покровительствовали каждый их этих богов.
Предлагаю сделать это в следующей форме.
У каждого из вас на парте имеется текст. Вам необходимо поработать с текстом и заполнить таблицу: определить, каким богам поклонялись греки, покровителями чего они являлись, с какими символами изображались. Работаем в парах.
1 ряд заполняет часть таблицы, выделенную зеленым цветом;
2 ряд – желтым;
3 ряд - красным.
На выполнение этого задания даю вам 7 минут. Время пошло, работаем!
(Звучит «Сиртаки»)
За 1 мин предупреждаем об окончании работы.
Учитель: Ребята, время вышло. Заканчиваем выполнять задание, положите ручки на стол.
(Слайд 8)
Физкультминутка:
Изучаем Аполлона,
Ну и мудрую Афину,
Бога моря Посейдона,
Совершенство Афродиты,
Бога Зевса на горе,
И Ареса на войне
Снова сядем изучать,
И потом получим «пять»
Учитель: Давайте, проверим, как вы справились с заданием. Сейчас мы заслушаем представителя каждой группы.
Ваша задача внимательно слушать и заполнить всю таблицу. Итак, слово предоставляется представителю 1 группы…2 группы….3 группы.
(Слайд 9,10,11)
(Слайд 12)
Вопросы учителя:
- Был ли в Греции единый бог? (нет)
- Почему именно таким богам поклонялись греки?
- Какие боги покровительствовали силам природы? (Зевс, Посейдон, Аид, Гера,Аполон, Гефест)
- Какие боги покровительствовали занятиям? (Артемида, Аполон, Афина, Деметра, Дионис, Гефест, Гермес)
- Какие боги покровительствовали отношениям людей? (Гера, Афродита, Арес)
- Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря? (климатические условия, отсутствие таких рек как в Египте, зависимость от дождя, Средиземное море не играло такой большой роли)
Учитель: Все знания о Богах мы черпаем из мифов. Миф – это первая форма поэтического сказания. Милена, Кирилл, Никита, София, Катя приготовили инсценировку мифа «О богине земледелия Деметре и ее дочери Персефоне»
Давайте посмотрим и подумаем, какое явление природы отразили греки в этом мифе? (смену времен года).
(инсценировка мифа)
(Слайд 13)
(Слайд 14)
- Закрепление изученного материала.
«Послание»
Учитель: Вестник богов Гермес пока вы смотрели миф доставил послание от Зевса.
В послании задания – для вас. Вам необходимо угадать по описанию греческого бога или богиню.
«Угадай, кто я?»
- Я родился хилым и болезненным, и Гера в гневе сбросила меня, своего сына, с Олимпа. Так и остался я хромым на всю жизнь. (Гефест)
- Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей мое царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. В царстве мертвых катит свои волны реки Стикс и Лета. Перевозчик Харон перевозит через них души мертвых. (Аид)
- Из белоснежной пены морской родилась я, богиня любви и красоты. Я росла близ островов Кифары и Кипра. Куда не ступаю, всюду благоухают цветы. Дикие звери — следуют за мной. Как ручные. Я добра и нежна со всеми кроме, тех, кто любит самого себя. (Афродита)
- Не смотря на свой грозный, воинствующий вид, эта богиня была очень привлекательна. (Афина)
- Ее имя означает «Мать-Земля». Она — «Великая мать», порождающая все живое. Одновременно — «благая богиня», хранительница жизни, научившая человечество земледелию.
- У нее была дочь — Персефона — она была царицей подземного царства мертвых. (Деметра)
- До своего совершеннолетия он жил на дне моря и занимался своим любимым делом: ковал. Прекрасные изделия выходили из его кузни, не было им равных ни по красоте, ни по прочности. Словно живые летали изображенные птицы, реально жили люди, и даже ветер обретал жизнь в прекрасных творениях Гефеста. Потом он узнал о своем происхождении и вернулся на Олимп. Бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец. (Гефест)
(Слайд 15)
Задание
Учитель: Следующее задание. Перед вами несколько групп слов. В каждой группе слов есть слово не подходящее по смыслу. Найдите эти слова и объясните, почему вы их убрали.
Деметра-Дионис-Конфуций-Афина-Афродита. (Конфуций)
Микены-Тиринф-Троя-Пилос-Афины. (Троя, потому что все остальные греческие независимые города)
Сатиры-шудры-нимфы. (ШУДРЫ — члены низшей из четырех варн в древней Индии)
Посейдон-Зевс-Уран-Аид. (Уран - отец)
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Подведем итог нашего урока.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какую цель мы ставили в начале урока?
Достигли ли мы поставленной цели?
Где жили Боги древней Греции?
Кто был главным божеством на Олимпе?
- Домашние задание
§28, ответить на вопросы, сделать иллюстрации к любому мифу о древнегреческих богах.
- Объявление отметок.
Сегодня на уроке мне бы хотелось отметить работу…
Урок окончен. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...
Урок "Религия древних греков" 5 класс
Театрализованный урок....
Презентация «Религия древних греков»
Презентация к уроку истории в 5-х классах...
Разработка урока истории в 5 классе "Религия древних греков"
Урок по теме "Религия древних греков" является уроком изучения нового материала. Проводится с применением компьютерной презентации и фрагментарным просмотром мультипликационного фильма "Прометей...
Религия древних греков. Презентация по истории - 5 класс
Презентация к уроку по теме: "Религия древних греков". Учебник "История Древнего мира" 5 класс, Вигасин....
Технологическая карта урока "Религия древних греков" 5 класс
Технологическая карта урока в 5 классе по теме: "Религия древних греков". Учебник "История Древнего мира" А.А. Вигасин....
Опорная схема к уроку истории "Религия древних греков" 5 класс
Опорная схема - это дополнительный раздаточный материал для изучения темы: "Религия древних греков" по истории в 5 классе. Учебник "История Древнего мира" А.А. Вигасин...