Религия древних греков
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Рунова Мария Александровна

Религия древних греков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл religiya_drevnih_grekov_urok.docx31.27 КБ
Файл religiya_drevnih_grekov_urok.docx31.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №28»

ОТКРЫТЫЙ  УРОК

по истории в 5 «В» классе

«РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ»

                                                                           

  Подготовила: учитель истории

                                                                                                     Рунова М.А.

Саранск 2017г.

ЦЕЛИ:

            ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Продолжить знакомство учащихся с миром

            греческих Богов, выявляя их сферу деятельности и характер

            взаимоотношений на Олимпе.

            РАЗВИВАЮЩАЯ: Продолжить формировать навыки устной речи,

            умение составлять ролевую  самопризентацию,  проявлять творчество,

            Развитие ассоциативного мышления. Умение  самостоятельно  

            письменно  решать задания данные на уроке.

            ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Побуждать интерес учащихся к истории Др.

            Греции, как «колыбели европейской цивилизации». Стимулируя

            творчество учащихся укрепить их стремление к самовыражению

            и к росту самооценки своих способностей.

ЗАДАЧИ:

  1. Закрепить знания  учащихся о древнегреческом пантеоне Богов и мифов связанныхс ними.
  2. Провести работу по дальнейшему развитию УУД, через систему письменных и устных заданий.
  3. Стимулировать познавательный интерес учащихся по данной теме.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: Технология личностно-ориентированного развивающего обучение, ИКТ.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: Литература, ИЗО, музыка.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

ФОРМЫ  ОБУЧЕНИЯ: коллективная.

СРЕДСТВА: ТСО, учебник История ДРЕВНЕГО МИРА 5 класс под ред. Годера, презентация по теме, карточки для индивидуальной работы, символы богов.

(Слайд 1)

                                                       ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

Учитель:  Здравствуйте!

Посмотрите, все ли у вас готово к уроку?

Подравнялись, улыбнулись и с хорошим настроением начинаем наш урок.

Садитесь.

(Слайд 2)

  1. Определение  темы и задач урока. Проверка Д/З. Актуализация знаний.

Учитель:  Начнем урок с небольшой разминки. Повторим пройденный материал.

  1. Греческий поэт, автор двух знаменитых поэм (Гомер).
  2. В какой поэме Гомера рассказывается о Троянской войне.(Иллиада)
  3. Царь острова Итака (Одиссей)
  4. Как звали сына Одиссея и Пенелопы (Телемак).
  5. Чудовищный свирепый пес с тремя головами и змеиным хвостом (Цербер)
  6. Легендарный владыка Критского царства (Минос).
  7. Предмет, явившийся причиной раздора между тремя богинями (яблоко).
  8. Прославленный герой мифов о Троянской войне грек…(Ахиллес)
  9.  Сколько лет Одиссей возвращался домой? (10)

(Слайд 3)

Учитель:  Мы продолжаем с вами  путешествие по страницам истории Древней Греции.

О чём же пойдёт речь на уроке? Давайте определим вместе тему урока.  Предлагаю сыграть в игру «Путаница». Переставьте буквы в словах и у вас получатся понятия, которые помогут нам определить тему урока.

МХРА, ГИБО,   ЖЦЫРЕ

Ученик: храм, боги, жрецы

Учитель:  Как связанны все эти понятия между собой?  (с верованиями людей)

Что такое религия?

Ученик: Религия — это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение им.

Учитель: Почему у людей возникает вера в богов?  

Ученик: Потому что в древности люди не могли объяснить природные явления с научной точки зрения, рождение и смерть человека и поэтому придумывали богов.

Учитель: Приведите пример. Например, как объясняли  древние египтяне разливы Нила?

Ученик: Бог Хапи, сидя в пещере, выливал из кувшинов воду, когда кувшины опрокидывал сильнее  – вода текла бурными потоками и разливался Нил.

 (Слайд 4)

  1. Формулирование темы и целей урока.

Учитель: Итак, тема нашего урока  «Религия древних греков». (запись на доске)

Давайте, сформулируем цель нашего урока.

(Озвучивание целей урока)

Учитель:  Сегодня на уроке мы познакомимся с богами  древних греков, постараемся выявить какие силы природы они отражали,  и покровителями каких занятий считались.

(Слайд 5)

  1. Изучение нового материала.

Учитель: В начале, существовал лишь вечный, безграничный Хаос. Весь мир, бессмертные боги возникли из него. Его порождением были Уран (небо)  и Гея (земля). От союза  Урана и Геи родились Титаны.  Старший  из них Океан, младший – Кронос.  Кронос сверг своего отца Урана. Но и ему предсказали гибель от рук своего сына. Испугавшись предсказания, Кронос стал поедать всех своих новорождённых детей. Но однажды его жена Рея, вместо сына отдала завёрнутый камень. Сын Кроноса Зевс вырос и сверг  своего отца, освободил своих братьев и сестёр. Так на земле стало править следующее поколение  богов. Три брата Зевс, Посейдон и Аид. (Слайд 6)

Учитель:  Ребята, откройте страницу 130 в учебнике.  (Слайд 7)

Здесь представлены боги и богини Древней Греции.

Наша задача выяснить, покровительствовали каждый их этих богов.

Предлагаю сделать это в следующей форме.

У каждого из вас на парте имеется текст. Вам необходимо поработать с текстом и заполнить таблицу: определить, каким богам поклонялись греки, покровителями чего они являлись, с какими символами изображались. Работаем в парах.

1 ряд заполняет часть таблицы, выделенную зеленым цветом;

2 ряд – желтым;

3 ряд -  красным.

На выполнение этого задания даю вам 7 минут. Время пошло, работаем!

(Звучит «Сиртаки»)

За 1 мин предупреждаем об окончании работы.

Учитель:  Ребята, время вышло. Заканчиваем выполнять задание, положите ручки на стол.

(Слайд 8)

Физкультминутка:

Изучаем Аполлона,

Ну и мудрую Афину,

Бога моря Посейдона,

Совершенство Афродиты,

Бога Зевса на горе,

И Ареса на войне

Снова сядем изучать,

И потом получим «пять»

Учитель:  Давайте, проверим, как вы справились с заданием. Сейчас мы заслушаем представителя каждой группы.

Ваша задача внимательно слушать и заполнить всю таблицу. Итак, слово предоставляется представителю 1 группы…2 группы….3 группы.

(Слайд 9,10,11)

(Слайд 12)

Вопросы учителя:

  • Был ли в Греции единый бог? (нет)
  • Почему именно таким богам поклонялись греки?
  • Какие боги покровительствовали силам природы? (Зевс, Посейдон, Аид, Гера,Аполон, Гефест)
  • Какие боги покровительствовали занятиям? (Артемида, Аполон, Афина, Деметра, Дионис, Гефест, Гермес)
  • Какие боги покровительствовали отношениям людей? (Гера, Афродита, Арес)
  • Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря? (климатические условия, отсутствие таких рек как в Египте, зависимость от дождя, Средиземное море не играло  такой большой роли)

Учитель:  Все знания о Богах  мы черпаем из мифов.  Миф – это первая форма поэтического сказания. Милена, Кирилл, Никита, София, Катя приготовили инсценировку мифа «О богине земледелия Деметре и ее дочери Персефоне»

Давайте посмотрим и подумаем, какое явление природы  отразили греки в этом мифе? (смену времен года).

(инсценировка мифа)

(Слайд 13)

(Слайд 14)

  1. Закрепление изученного материала.

«Послание»

Учитель: Вестник богов Гермес пока вы смотрели миф доставил послание от Зевса.

В послании задания – для вас. Вам необходимо угадать по описанию греческого бога или богиню.

 «Угадай, кто я?»

  1. Я родился хилым и болезненным, и Гера в гневе сбросила меня, своего сына, с Олимпа. Так и остался я хромым на всю жизнь. (Гефест)
  2. Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей мое царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. В царстве мертвых катит свои волны реки Стикс и Лета. Перевозчик Харон перевозит через них души мертвых. (Аид)
  3. Из белоснежной пены морской родилась я, богиня любви и красоты. Я росла близ островов Кифары и Кипра. Куда не ступаю, всюду благоухают цветы. Дикие звери — следуют за мной. Как ручные. Я добра и нежна со всеми кроме, тех, кто любит самого себя. (Афродита)
  4. Не смотря на свой грозный, воинствующий вид, эта богиня была очень привлекательна. (Афина)
  5. Ее имя означает «Мать-Земля». Она — «Великая мать», порождающая все живое. Одновременно — «благая богиня», хранительница жизни, научившая человечество земледелию.
  6. У нее была  дочь — Персефона —  она была царицей подземного царства мертвых. (Деметра)
  7. До своего совершеннолетия он жил на дне моря и занимался своим любимым делом: ковал.  Прекрасные изделия выходили из его кузни, не было им равных ни по красоте, ни по прочности. Словно живые летали изображенные птицы, реально жили люди, и даже ветер обретал жизнь в прекрасных творениях Гефеста. Потом он узнал о своем происхождении и вернулся на Олимп.  Бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец. (Гефест)

(Слайд 15)

Задание

Учитель:  Следующее задание. Перед вами несколько групп слов. В каждой группе слов есть слово не подходящее по смыслу.  Найдите эти слова и объясните, почему вы их убрали.

Деметра-Дионис-Конфуций-Афина-Афродита. (Конфуций)

Микены-Тиринф-Троя-Пилос-Афины. (Троя, потому что все остальные греческие независимые города)

Сатиры-шудры-нимфы.  (ШУДРЫ — члены низшей из четырех варн в древней Индии)

Посейдон-Зевс-Уран-Аид. (Уран - отец)

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель:  Подведем итог нашего урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какую цель мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы поставленной цели?

Где жили Боги древней Греции?

Кто был главным божеством на Олимпе?

  1. Домашние задание

§28, ответить на вопросы, сделать иллюстрации к любому мифу о древнегреческих богах.

  1. Объявление отметок.

Сегодня на уроке мне бы хотелось отметить работу…

Урок окончен. До свидания.

   



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №28»

ОТКРЫТЫЙ  УРОК

по истории в 5 «В» классе

«РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ»

                                                                           

  Подготовила: учитель истории

                                                                                                     Рунова М.А.

Саранск 2017г.

ЦЕЛИ:

            ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Продолжить знакомство учащихся с миром

            греческих Богов, выявляя их сферу деятельности и характер

            взаимоотношений на Олимпе.

            РАЗВИВАЮЩАЯ: Продолжить формировать навыки устной речи,

            умение составлять ролевую  самопризентацию,  проявлять творчество,

            Развитие ассоциативного мышления. Умение  самостоятельно  

            письменно  решать задания данные на уроке.

            ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Побуждать интерес учащихся к истории Др.

            Греции, как «колыбели европейской цивилизации». Стимулируя

            творчество учащихся укрепить их стремление к самовыражению

            и к росту самооценки своих способностей.

ЗАДАЧИ:

  1. Закрепить знания  учащихся о древнегреческом пантеоне Богов и мифов связанныхс ними.
  2. Провести работу по дальнейшему развитию УУД, через систему письменных и устных заданий.
  3. Стимулировать познавательный интерес учащихся по данной теме.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: Технология личностно-ориентированного развивающего обучение, ИКТ.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: Литература, ИЗО, музыка.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

ФОРМЫ  ОБУЧЕНИЯ: коллективная.

СРЕДСТВА: ТСО, учебник История ДРЕВНЕГО МИРА 5 класс под ред. Годера, презентация по теме, карточки для индивидуальной работы, символы богов.

(Слайд 1)

                                                       ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

Учитель:  Здравствуйте!

Посмотрите, все ли у вас готово к уроку?

Подравнялись, улыбнулись и с хорошим настроением начинаем наш урок.

Садитесь.

(Слайд 2)

  1. Определение  темы и задач урока. Проверка Д/З. Актуализация знаний.

Учитель:  Начнем урок с небольшой разминки. Повторим пройденный материал.

  1. Греческий поэт, автор двух знаменитых поэм (Гомер).
  2. В какой поэме Гомера рассказывается о Троянской войне.(Иллиада)
  3. Царь острова Итака (Одиссей)
  4. Как звали сына Одиссея и Пенелопы (Телемак).
  5. Чудовищный свирепый пес с тремя головами и змеиным хвостом (Цербер)
  6. Легендарный владыка Критского царства (Минос).
  7. Предмет, явившийся причиной раздора между тремя богинями (яблоко).
  8. Прославленный герой мифов о Троянской войне грек…(Ахиллес)
  9.  Сколько лет Одиссей возвращался домой? (10)

(Слайд 3)

Учитель:  Мы продолжаем с вами  путешествие по страницам истории Древней Греции.

О чём же пойдёт речь на уроке? Давайте определим вместе тему урока.  Предлагаю сыграть в игру «Путаница». Переставьте буквы в словах и у вас получатся понятия, которые помогут нам определить тему урока.

МХРА, ГИБО,   ЖЦЫРЕ

Ученик: храм, боги, жрецы

Учитель:  Как связанны все эти понятия между собой?  (с верованиями людей)

Что такое религия?

Ученик: Религия — это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение им.

Учитель: Почему у людей возникает вера в богов?  

Ученик: Потому что в древности люди не могли объяснить природные явления с научной точки зрения, рождение и смерть человека и поэтому придумывали богов.

Учитель: Приведите пример. Например, как объясняли  древние египтяне разливы Нила?

Ученик: Бог Хапи, сидя в пещере, выливал из кувшинов воду, когда кувшины опрокидывал сильнее  – вода текла бурными потоками и разливался Нил.

 (Слайд 4)

  1. Формулирование темы и целей урока.

Учитель: Итак, тема нашего урока  «Религия древних греков». (запись на доске)

Давайте, сформулируем цель нашего урока.

(Озвучивание целей урока)

Учитель:  Сегодня на уроке мы познакомимся с богами  древних греков, постараемся выявить какие силы природы они отражали,  и покровителями каких занятий считались.

(Слайд 5)

  1. Изучение нового материала.

Учитель: В начале, существовал лишь вечный, безграничный Хаос. Весь мир, бессмертные боги возникли из него. Его порождением были Уран (небо)  и Гея (земля). От союза  Урана и Геи родились Титаны.  Старший  из них Океан, младший – Кронос.  Кронос сверг своего отца Урана. Но и ему предсказали гибель от рук своего сына. Испугавшись предсказания, Кронос стал поедать всех своих новорождённых детей. Но однажды его жена Рея, вместо сына отдала завёрнутый камень. Сын Кроноса Зевс вырос и сверг  своего отца, освободил своих братьев и сестёр. Так на земле стало править следующее поколение  богов. Три брата Зевс, Посейдон и Аид. (Слайд 6)

Учитель:  Ребята, откройте страницу 130 в учебнике.  (Слайд 7)

Здесь представлены боги и богини Древней Греции.

Наша задача выяснить, покровительствовали каждый их этих богов.

Предлагаю сделать это в следующей форме.

У каждого из вас на парте имеется текст. Вам необходимо поработать с текстом и заполнить таблицу: определить, каким богам поклонялись греки, покровителями чего они являлись, с какими символами изображались. Работаем в парах.

1 ряд заполняет часть таблицы, выделенную зеленым цветом;

2 ряд – желтым;

3 ряд -  красным.

На выполнение этого задания даю вам 7 минут. Время пошло, работаем!

(Звучит «Сиртаки»)

За 1 мин предупреждаем об окончании работы.

Учитель:  Ребята, время вышло. Заканчиваем выполнять задание, положите ручки на стол.

(Слайд 8)

Физкультминутка:

Изучаем Аполлона,

Ну и мудрую Афину,

Бога моря Посейдона,

Совершенство Афродиты,

Бога Зевса на горе,

И Ареса на войне

Снова сядем изучать,

И потом получим «пять»

Учитель:  Давайте, проверим, как вы справились с заданием. Сейчас мы заслушаем представителя каждой группы.

Ваша задача внимательно слушать и заполнить всю таблицу. Итак, слово предоставляется представителю 1 группы…2 группы….3 группы.

(Слайд 9,10,11)

(Слайд 12)

Вопросы учителя:

  • Был ли в Греции единый бог? (нет)
  • Почему именно таким богам поклонялись греки?
  • Какие боги покровительствовали силам природы? (Зевс, Посейдон, Аид, Гера,Аполон, Гефест)
  • Какие боги покровительствовали занятиям? (Артемида, Аполон, Афина, Деметра, Дионис, Гефест, Гермес)
  • Какие боги покровительствовали отношениям людей? (Гера, Афродита, Арес)
  • Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря? (климатические условия, отсутствие таких рек как в Египте, зависимость от дождя, Средиземное море не играло  такой большой роли)

Учитель:  Все знания о Богах  мы черпаем из мифов.  Миф – это первая форма поэтического сказания. Милена, Кирилл, Никита, София, Катя приготовили инсценировку мифа «О богине земледелия Деметре и ее дочери Персефоне»

Давайте посмотрим и подумаем, какое явление природы  отразили греки в этом мифе? (смену времен года).

(инсценировка мифа)

(Слайд 13)

(Слайд 14)

  1. Закрепление изученного материала.

«Послание»

Учитель: Вестник богов Гермес пока вы смотрели миф доставил послание от Зевса.

В послании задания – для вас. Вам необходимо угадать по описанию греческого бога или богиню.

 «Угадай, кто я?»

  1. Я родился хилым и болезненным, и Гера в гневе сбросила меня, своего сына, с Олимпа. Так и остался я хромым на всю жизнь. (Гефест)
  2. Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей мое царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. В царстве мертвых катит свои волны реки Стикс и Лета. Перевозчик Харон перевозит через них души мертвых. (Аид)
  3. Из белоснежной пены морской родилась я, богиня любви и красоты. Я росла близ островов Кифары и Кипра. Куда не ступаю, всюду благоухают цветы. Дикие звери — следуют за мной. Как ручные. Я добра и нежна со всеми кроме, тех, кто любит самого себя. (Афродита)
  4. Не смотря на свой грозный, воинствующий вид, эта богиня была очень привлекательна. (Афина)
  5. Ее имя означает «Мать-Земля». Она — «Великая мать», порождающая все живое. Одновременно — «благая богиня», хранительница жизни, научившая человечество земледелию.
  6. У нее была  дочь — Персефона —  она была царицей подземного царства мертвых. (Деметра)
  7. До своего совершеннолетия он жил на дне моря и занимался своим любимым делом: ковал.  Прекрасные изделия выходили из его кузни, не было им равных ни по красоте, ни по прочности. Словно живые летали изображенные птицы, реально жили люди, и даже ветер обретал жизнь в прекрасных творениях Гефеста. Потом он узнал о своем происхождении и вернулся на Олимп.  Бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец. (Гефест)

(Слайд 15)

Задание

Учитель:  Следующее задание. Перед вами несколько групп слов. В каждой группе слов есть слово не подходящее по смыслу.  Найдите эти слова и объясните, почему вы их убрали.

Деметра-Дионис-Конфуций-Афина-Афродита. (Конфуций)

Микены-Тиринф-Троя-Пилос-Афины. (Троя, потому что все остальные греческие независимые города)

Сатиры-шудры-нимфы.  (ШУДРЫ — члены низшей из четырех варн в древней Индии)

Посейдон-Зевс-Уран-Аид. (Уран - отец)

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель:  Подведем итог нашего урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какую цель мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы поставленной цели?

Где жили Боги древней Греции?

Кто был главным божеством на Олимпе?

  1. Домашние задание

§28, ответить на вопросы, сделать иллюстрации к любому мифу о древнегреческих богах.

  1. Объявление отметок.

Сегодня на уроке мне бы хотелось отметить работу…

Урок окончен. До свидания.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Урок "Религия древних греков" 5 класс

Театрализованный урок....

Презентация «Религия древних греков»

Презентация к уроку истории в 5-х классах...

Разработка урока истории в 5 классе "Религия древних греков"

Урок по теме "Религия древних греков" является уроком изучения нового материала. Проводится с применением  компьютерной презентации и фрагментарным просмотром мультипликационного фильма "Прометей...

Религия древних греков. Презентация по истории - 5 класс

Презентация к уроку по теме: "Религия древних греков". Учебник "История Древнего мира" 5 класс, Вигасин....

Технологическая карта урока "Религия древних греков" 5 класс

Технологическая карта урока в 5 классе по теме: "Религия древних греков". Учебник "История Древнего мира" А.А. Вигасин....

Опорная схема к уроку истории "Религия древних греков" 5 класс

Опорная схема - это дополнительный раздаточный материал для изучения темы: "Религия древних греков" по истории в 5 классе. Учебник "История Древнего мира" А.А. Вигасин...