Советский тыл в Великой Отечественной войне
методическая разработка по истории (9, 11 класс) на тему
Методическая разработка открытого урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovetskiy_tyl_v_gody_velikoy_oteestvennoy_voyny.docx | 42.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Химки
Методическая разработка открытого урока на тему
«Советский тыл в Великой Отечественной войне.»
Чукова Эллина Владимировна,
учитель истории
Химки 2015
Тема урока: «Советский тыл в Великой Отечественной войне.»
Аннотация.
В приоритетных направлениях государственной молодежной политики важное место занимает воспитание у обучающихся чувства истинного патриотизма и формирование твердой гражданской позиции.Формирование у подрастающего поколения любви к Родине, воспитание чувства патриотизма на примере истории воинской доблести и трудовой славы, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите является одной из важнейших задач российского образования.Наиболее благодатный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. Сегодня, когда на постсоветском пространстве все большее распространение получают идеи неонацизма, обращение к истории Великой Отечественной войны особенно важно и необходимо. Российский народ принял на себя основной удар Германии,стойко выдержал суровые испытания и, победив в войне, не только отстоял свободу и независимость своего государства, но и избавил многие народы от угрозы фашистского порабощения. Необходимо понимать, что патриотизм, любовь к Отечеству были, есть и будут решающим фактором обеспечения безопасности страны и её народов. Победа в схватке с фашизмом стала возможна потому, что советские граждане объединились для достижения одной цели-разгрома врага и приложили для этого усилия и фронта, и тыла.
Данная разработка составлена на основе практического опыта, приобретённого в ходе многолетней работы преподавателем истории, а также опыта проведения классных часов, уроков мужества и других мероприятий, посвящённых дням воинской славы и памятным датам России.
Пояснительная записка.
В нашем современном обществе мы часто сталкиваемся с проблемой фальсификации исторических фактов, пересмотра и переоценки исторических событий. В этих условиях важно сохранить и донести до молодого поколения достоверную информацию.Уроки истории призваны помочь обучающимся пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом, понять настоящее, увидеть перспективы будущего.Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось неоднократно выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории.Задача педагога на уроках отечественной истории — раскрыть и донести до сознания обучающегося преемственную связь времен и народов, поколений. В учебных программах изучению истории Великой Отечественной войны отводится незначительное количество времени.
Учебники истории, особенно для старших классов, написаны труднодоступным, сухим языком, плохо иллюстрированы. Они практически не содержат яркого фактического материала, а ряд параграфов содержит огромный по объему и необходимости усвоения материал. Современные образовательные технологии, в том числе и использованные в разработке данного урока, позволяют «оживить» урок с помощью разнообразных технических средств, создать эмоциональную атмосферу, разнообразить виды деятельности обучающихся, развивать их творческое мышление и коммуникативные навыки, а в условиях компетентностного подхода к обучению способствуют достижению лучшего образовательного результата.
Данная методическая разработка имеет целью не только формирование исторических знаний, но и воспитание чувства патриотизма и гражданственности, понимания преемственности поколений, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. В сравнительном отношении большее значение имеет воспитательное значение урока, так как основной задачей является необходимость добиться понимания обучающимися того факта, что победа в войне была достигнута на основе сплочённости и единения всего советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками, сосредоточении всех сил на разгром врага. Этому способствовали и массовый героизм на фронтах и в тылу врага, а также напряжённый труд у станков и в колхозах, отражение темы войны в произведениях советских писателей и поэтов, музыкантов и художников. Предполагается значительная самостоятельная работа обучающихся по добыванию и обработке информации, подготовке её представления на уроке, что развивает творческое мышление и коммуникативные умения.
Список литературы
- Бутурлакина Т.Ю. Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС, 2014
- Гамаюнова Н.Ф., Деева О.А.: Методические рекомендации. Формирование общеучебных компетенций обучающихся в процессе изучения общеобразовательных дисциплин –ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2012
- Данилов А.А., Косулина Л.Г.. История России XX – начало XXI века. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2012
- Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Учебно-методические материалы. 9-11 класс;
Интернет – ресурсы (видео, аудио файлы, справочные материалы):
9maya.ru
istorya.ru
Цель: охарактеризовать источники и значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне; сформировать понимание того, что победителем в войне являлся весь многонациональный советский народ;
Развитие мышления, коммуникативных и оргдеятельностных способностей (отбирать, оценивать изучаемый материал, готовить текст выступления), развитие у учащихся навыков самостоятельной и групповой работы;
Воспитание чувства патриотизма и гражданственности, понимания преемственности поколений, уважение к ветеранам Вов и труженикам тыла.
Методическая цель: продолжить формирование общеучебных компетенций обучающихся на основе проблемного обучения с использованием инновационных образовательных технологий.
Тип урока: комбинированный.
Метод обучения: проблемно-поисковый.
Планируемые результаты обучения:
- Познавательные УУД:
Понимание значения победы Советского Союза в Великой Отечественной войне , того, что победа над захватчиками была достигнута не только действиями советской армии на фронтах, но и повседневной, напряжённой работой в тылу;
Способность осуществлять творческую деятельность, добывать и обрабатывать информацию.
2. Коммуникативные УУД:
Реализация и формирование умения, аргументированно высказывать свое мнение;
Умение работать в сотрудничестве, в группе при подготовке куроку
Умение представлять результаты творческой, исследовательской работы.
3. Личностные УУД:
Воспитание толерантности, т.е. уважительное, терпимое отношение к противоположной точке зрения;
Адаптация учащихся к современной жизни в конкурентной среде, где так важно отстаивать собственную точку зрения, позицию, не причиняя ущерба окружающим людям.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
- технология коллективно-творческой деятельности;
- метод проблемного обучения;
- ИКТ.
Межпредметные связи: литература, информатика и ИКТ.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация урока, раздаточный материал.
Этапы урока | Формирование УУД |
Организационный момент | Коммуникативные УУД: создание доброжелательной атмосферы. Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности. |
Определение темы и мотивация | Коммуникативные УУД: мотивация на учёбу, создание ситуации заинтересованности в уроке. Познавательные УУД: определение темы урока. |
Целеполагание | Коммуникативные УУД: самостоятельное формирование цели урока. |
Актуализация знаний | Познавательные УУД: Используют ранее приобретённые знания в новой ситуации. |
Открытие нового знания | Познавательные УУД: Усвоение обучающимися знаний об источниках победы Советского Союза в Великой Отечественной войне; понимание обучающимися того, что победителем в войне являлся весь многонациональный советский народ. |
Первичное закрепление знаний. | Познавательные УУД: закрепляют приобретённые знания |
Самооценка | Регулятивные УУД: умение правильно оценить работу учащихся в группе. Личностные УУД: самоконтроль, установлениесвязи между целью деятельности и её результатом. |
Рефлексия | Регулятивные УУД: совместно с преподавателем и другими обучающимися давать оценку деятельности на уроке. Коммуникативные УУД: уметь определиться в оценке своих действий на уроке. Личностные УУД: умение определять качество своей работы на уроке |
Технологическая карта урока.
Этапы урока | Формирование УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Коммуникативные УУД: создание доброжелательной атмосферы. Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности. | Приветствие учителя.. Проверка готовности к уроку. Вступительное слово.День Победы – это всенародный праздник в Российской Федерации, проводимый ежегодно 9 мая. Великая Отечественная война и Победа в ней – слава и гордость России. Эта Победа – величайшее испытание и событие двадцатого столетия, поэтому День Победы мы отмечаем как главный праздник нашей страны,самый светлый, самый радостный и одновременно самый печальный.В этот день народы России и все честные люди на земле склоняют головы в знак памяти павшим и благодарности живым участникам этой войны, своей жизнью, своим потом и кровью, нервами, тяжким солдатским трудом, обеспечившим Великую Победу над фашистскими полчищами, над идеей и практикой человеконенавистничества, порабощения и уничтожения целых рас и народов.Впервые День Победы был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 г. в ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков. | 1. Приветствуют учителя. |
Определение темы и мотивация | Коммуникативные УУД: мотивация на учёбу, создание ситуации заинтересованности в уроке. Познавательные УУД: определение темы урока. | Предлагает прослушать музыкальный фрагмент композиции «День Победы»
Выдвигает проблемную задачу: доказать предположение (утверждение, тезис) о том, что весь советский народ является победителем в ВО войне. «Чувство огромности и всеобщности испытаний вселяет в душу самых разных людей небывалую до этого и неистребимую коллективную силу, которая может появится у целого народа на такой огромной настоящей войне...» К. Симонов. | Определяют тему урока. Отвечают на поставленные вопросы. |
Целеполагание | Коммуникативные УУД: самостоятельное формирование цели урока. | Методический приём «Домысливание» Сегодня на уроке мы Повторим основные события ВО войны | Самостоятельно формируют цели урока Планируют способы деятельности. |
Актуализация знаний | Познавательные УУД: Используют ранее приобретённые знания в новой ситуации. | Предлагает дать определение понятию «Отечественная», обращает внимание на определение в энциклопедическом словаре. Предлагает выполнить задание на бланке в виде блиц-опроса: используя ранее полученные знания заполнить пропуски в таблице «События Великой Отечественной войны» | Формулируют определение понятия, выполняют задание; работая в парах проводят проверку выполненного задания, сравнивая с ответами и оценивают работу друг друга в соответствии с названными критериями. |
Открытие нового знания | Познавательные УУД: Усвоение обучающимися знаний об источниках победы Советского Союза в Великой Отечественной войне; понимание обучающимися того, что победителем в войне являлся весь многонациональный советский народ. | 1.Почему Советскому Союзу удалось одержать победу в войне? Методический приём «корзина идей» Источники победы в Великой Отечественной войне:
Победа в Великой Отечественной войне имеет непреходящее значение.Она предопределила судьбу всего мира, избавив многие народы от угрозы фашистского порабощения. При всех понесенных жертвах и потерях мы выдержали испытание на прочность, мы победили. Народы нашей многонациональной Родины доказали, что, сплоченные единой целью, они представляют собой могучую силу и могут постоять за себя при любых обстоятельствах. В памяти об этом россияне черпают уверенность, что и сегодня, на переломном этапе нашей истории, мы выстоим, сохраним накопленный нашими отцами и дедами духовный опыт, воплотим в жизнь их надежды на лучшее.. День Победы служит также предостережением о недопустимости возникновения новой мировой войны, которая может стать для человечества последней. | Работают в парах, высказывают своё мнение, называют источники победы. Представляют мини-проекты, подготовленные организованными по желанию группами. Высказывают своё мнение, отвечают на вопрос, формулируют самостоятельно выводы урока. |
Первичное закрепление знаний. | Война – это 1418 дней и ночей 27 миллионов погибших 1710 разоренных городов 70 000 сел и деревень Методический приём «три предложения». Обучающимся предлагается передать содержание темы урока тремя предложениями. | Формулируют предложения, закрепляя приобретённые знания. | |
Самооценка | Регулятивные УУД: умение правильно оценить работу учащихся в группе. Личностные УУД: самоконтроль, установлениесвязи между целью деятельности и её результатом. | Предлагает обучающимся заполнить оценочный лист, оценив свою работу на уроке, поставить себе оценку. | Обучающиесяоценивают себя. Оценочные листы сдаются учителю. |
Рефлексия | Регулятивные УУД: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Коммуникативные УУД: уметь определиться в оценке своих действий на уроке. Личностные УУД: умение определять качество своей работы на уроке | Предлагает обучающимся оценить пользу своей работы на уроке. На бланке пятиконечная звезда, на каждом наконечнике итог участия обучающегося на уроке, необходимо заштриховать тот луч, содержание которого соответствует ощущениям в конце урока. Надписи на лучах звезды: 1. Узнал много нового о событиях ВОВ, интересный урок. 2. Вспомнил ранее изученный материал, обычный урок. 3. Захотелось больше узнать о событиях ВОВ. 4. Понравилась форма работы на уроке. 5. Не узнал и не увидел ничего нового, было трудно работать. | Заштриховывают лучи звезды, выбирая подходящий им эффект от проведённого урока. |
Блиц –опрос. Заполнить пропуски.
Первые города- герои | |
24 июня 1945г. | |
3 ордена, в названии которых увековечены имена трёх великих русских полководцев, назовите их имена | |
приказ № 227 от 28 июля 1942 года | |
Когда и в честь чего был первый салют в Великой Отечественной войне | |
операция по освобождению Белоруссии | |
Для нападения на СССР гитлеровское командование сосредоточило 3 группы армий | |
битва под Москвой | |
Этого выдающегося русского полководца, героя Великой Отечественной войны, называли маршалом Победы. | |
Операция «концерт» |
Вариант 1
Блиц –опрос. Заполнить пропуски.
Вариант 2
Битва на Курской дуге | |
Лётчик, после тяжёлого ранения и ампутации обеих ног продолжал летать. О нём написан известный роман Б. Полевого. | |
Герои молодёжного подполья в г. Краснодоне, о них написан известный роман А. Фадеева. | |
«битва титанов» | |
Он начинал свои сообщения словами: «От советского Информбюро …» | |
Как расшифровывается аббревиатура «КВ» — название советского тяжелого танка во время Великой Отечественной войны | |
Военная операция с 16 апреля по 2 мая 1945 | |
3 марта 1944г. для награждения офицеров ВМС были утверждены ордена в честь великих русских флотоводцев, назовите их имена | |
На какой реке встретились союзники – советские и американские солдаты 25 апреля 1945г. | |
В годы Великой Отечественной войны колхозник из Саратовской области явился зачинателем всенародного патриотического движения. Назовите фамилию этого патриота. |
Ф.И. обучающегося _______________________________
Оценочный лист
«блиц-опрос» | «Корзина идей» | Творческое задание | «Три предложения» |
Итого | |||
оценка за урок |
Максимальная оценка -5 баллов. Творческая работа оценивается как работа мини-группы в целом. В графе «итого» выставляется совокупное количество баллов. Оценка за урок: 15-20 баллов -5
10-14 баллов -4
9 и менее - 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Источники победы советского народа в Великой Отечественной войне
Презентация, воспитывающая патриотизм. Каждый слайд сопровождается музыкой военных лет....
Советский тыл в Великой Отечественной войне. Вклад жителей Марийского края в Великую Победу. Проектно-исследовательская технология.
Урок истории в 9 классе....
Презентации к изучению материала по Великой Отечественной войне 1941-1945гг (Советские самолёты времен Великой Отечественной войны)
Советские самолёты времен Великой Отечественной войны...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дорогами войны. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»
Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы собучающимися – это внеклассная работа. Строгие рамки занятия и насыщенность программы не всегда позволяют ответить...
Игра по истории «Дорогами войны. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»
Методическая разработка написана для проведения внеклассного мероприятия – интеллектуальной игры «Дорогами войны»», посвященной 75-летию Великой Отечественной войны для у...
Презентация - К 75 - летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 г.г. Боевой путь простого советского солдата. Пособие к теме «Будь смелым». по Обществознанию в 6 классе.
В этой презентации содержится материал о трудностях фронтовой жизни простых советских солдат в годы Великой Отечественной Войны, важно донести до сознания учащихся, что преодолеть эти трудности было т...
методическая разработка открытого мероприятия "Дорогами войны", посвященного 75-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне
Методическая разработка подготовлена для проведения открытого мероприятия в 9-ом классе. Открытый урок проведен в форме интеллектуальной игры "Дорогами войны", посвящ...