СССР
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Материал для повторения изученной темы с разноуровневыми заданиями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока проверки усвоенных знаний | 22.96 КБ |
разработка с разноуровневыми заданиями по проверке знаний | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс учителя истории и обществоведения ГУО «Лицей №1 имени А.С.Пушкина г. Бреста» Данилюк С.И, квалификационная категория «учитель-методист» ,
Брест, семинар учителей истории Московского района г.Бреста
Цели мастер- класса:
1.Создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы ( повышение познавательной активности учащихся и , как следствие, результативности обучения предмету).
Задачи мастер-класса:
1.Создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов;
2.Передать опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.
3.Рзработать авторскую модель урока в режиме демонстрируемой методики.
4. Оказать помощь участникам мастер- класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
Тема. История советского общества: 1917-1937 гг.
Технологическая карта.
Эпиграф: «Русская революция 1917 года была поворотным пунктом в истории человечества, и вполне вероятно, что историки будущего назовут ее величайшим событием XX века. Историки еще очень долго будут спорить и резко расходиться в оценках ее… Одни будут прославлять русскую революцию как историческую веху в освобождении человечества от гнета, другие – проклинать как преступление и катастрофу».
Э.Карр «Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1927».
Цели:
1. Обучающая. Учащиеся должны знать этапы развития истории советского государства в указанное время; владеть понятийным аппаратом II раздела курса всемирной истории (Октябрьская революция, гражданская война, военный коммунизм, нэп, индустриализация, коллективизация, культурная революция, СССР, культ личности, репрессии, административно-командная система).
2.Развивающая. Содействовать развитию умений и навыков применять полученные знания на практике, в том числе, путем решения проблемных задач.
3. Воспитывающая. Организовать ситуацию личной значимости учебного материала для лицеистов, которая будет способствовать формированию у них осмысленной гражданской позиции.
Тип урока: повторительно - обобщающий.
Форма урока: практикум с элементами познавательной игры
Методы обучения: проблемный, интерактивный, дискуссионный
Приемы обучения: микроисследование, познавательная игра, диалог, дискуссия, работа в группах, межпредметные связи, «мозговой штурм».
Оборудование:
1.Всемирная история Новейшего времени: 1918-1945 гг.: учебное пособие для 10-класса/ Г. А. Космач, В.С. Кошелев, М.А.Краснова; под ред. Г.А.Космача.- Минск: Нар. асвета, 2012г.(10 класс)
2.Документальный фильм: « Октябрьская революция и ее последствия»
3.Интерактивная доска
4.Мультимедийная презентация
Ход урока
I этап. Организационный (до 5-х минут)
Деятельность учителя: сообщает тему занятия, создает проблемную ситуацию, используя эпиграф. Стимулирует учебную деятельность учащихся с помощью видеоматериалов ( фрагмент документального фильма «Октябрьская революция и ее последствия») и выстраивает проблемную задачу:
Действительно ли, как считают многие политологи, без Октябрьской революции не было бы истории XX века?
Деятельность учащихся: записывают тему в тетради, осмысливают цели урока, проблемную ситуацию, созданную учителем, осознают важность и личную значимость решения проблемной задачи, углубления знаний по теме урока.
II этап. Инструктивно - ориентировочный (до 3-х минут)
Деятельность учителя: распределение учащихся по группам, постановка проблемных вопросов, ответ на которые поможет решению проблемной задачи, краткий инструктаж по их выполнению.
Первая группа работает над проблемным вопросом :
«Белым был, красным стал - смерть обагрила. Красным был, белым стал – смерть побелила» М.И. Цветаева. Как в этих строках отражается суть гражданской войны? Кто из нее вышел победителем и почему?( §11-12)
Вторая группа работает над проблемным вопросом:
В романе М. А. Булгакова « Мастер и Маргарита» рассказывается о невероятной удаче - выигрыше огромной суммы денег Мастером по облигации государственного займа. Как этот факт отражает особенности экономической политики советского государства в 30- годы? Способствовала ли она преодолению технико - технологической отсталости СССР? (индустриализация, с.91-93)
Третья группа отвечает на следующий проблемный вопрос:
Каким образом взаимосвязаны общественно - политическая система и превращение СССР в централизованное государство?
Деятельность учащихся: знакомство с поставленными учебными вопросами, актуализация мыслительной деятельности.
III этап. Операционно - исследовательский (до 10 минут)
Деятельность учителя: помогает учащимся, предлагает использовать при ответах альтернативный подход к историческим явлениям и событиям.
Деятельность учащихся: работают с текстом учебника (с.97-100), историческим документом ( из Конституции СССР; с104), делают записи в рабочей тетради, обсуждают, обмениваются мнениями, составляют логико- смысловую модель политической системы СССР.
IV этап. Операционно - деятельностный ( до 10 минут)
Деятельность учителя: выслушивает учащихся, подчеркивает их основные мысли, высказывает оценочные суждения, проверяет логико - смысловую модель третьей группы, записанную на доске, предлагает остальным перенести ее в рабочую тетрадь.
Логико - смысловая модель
Политическая система СССР
Признаки общественно-политической жизни
| Структура гос. органов
|
На этом этапе снимается проблемная ситуация путем решения проблемной задачи на основании кропотливой работы учащихся с текстом учебника, документами, видеоматериалами.
Учащиеся записывают по ходу обсуждения положительные и негативные последствия Октябрьской революции в России:
Положительные: ликвидация сословных ограничений, равноправие, решение национального вопроса, ликвидация тотальной неграмотности, обеспечение обороноспособности страны, благодаря ускоренной индустриализации, значительные успехи в развитии советской науки и тд, победа советского народа в Великой Отечественной войне, создание «красной империи», занявшей 6-ю часть суши.
Негативные: раскол внутри общества, гражданская война, сплошная коллективизация, массовые репрессии, в том числе, в армии накануне Великой Отечественной войны и т.д.
V этап. Итоговое обобщение. Проводится в форме познавательной игры (до 10 минут)
1. Викторина.
- Какой мятеж и почему назван Корниловским?
- Какое событие произошло в Петрограде 25 октября 1917 года?
- Назовите первые документы советской власти.
- Когда и на каких условиях был заключен Брестский мир?
- Назовите причины и перечислите элементы политики « военного коммунизма» .
- Какой элемент нэпа является определяющим?
- Какие советские республики участвовали в создании СССР?
- Что такое « стахановское движение»?
- Что включала в себя система культа личности Сталина?
2.Расшифруйте аббревиатуру
- ВРК, ВЦИК, СНК, РПЦ, ГОЭЛРО, СССР, РКП(б), ВКП(б),
3.Раскройте дату
2 ноября 1917г,3 марта 1918г ,март 1921 г,30 декабря 1922г, 5 декабря 1936г,декабрь 1934 г,23 августа 1939г.
4. Узнайте историческую личность
* Первый председатель советского правительства, инициатор создания Коминтерна, один из руководителей вооруженного восстания в Петрограде.
* Легендарный герой Гражданской войны, его дивизия отличилась в боях с Колчаком.
* Вместе с Лениным был фактическим руководителем вооруженного восстания в Петрограде, председатель Реввоенсовета, в 1927 исключен из партии и выслан из СССР.
*Герой Советского Союза, Генералиссимус, нарком по делам национальностей, генеральный секретарь ЦК партии.
* Его настоящая фамилия Скрябин. Советский государственный и политический деятель, в 1939 году подписал советско - германский договор о ненападении.
VI этап. Рефлексия ( до 3 минут)
Заверши фразу: Все мы родом из СССР и поэтому….
VI этап. (2 минуты). Выставление отметок за работу на уроке, комментирование.
Предварительный просмотр:
Мастер- класс учителя истории и обществоведения ГУО «Лицей №1 имени А.С.Пушкина г. Бреста» Данилюк С.И, квалификационная категория «учитель-методист» ,
Брест, семинар учителей истории Московского района г.Бреста
Цели мастер- класса:
1.Создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы ( повышение познавательной активности учащихся и , как следствие, результативности обучения предмету).
Задачи мастер-класса:
1.Создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов;
2.Передать опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.
3.Рзработать авторскую модель урока в режиме демонстрируемой методики.
4. Оказать помощь участникам мастер- класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
Тема. История советского общества: 1917-1937 гг.
Технологическая карта.
Эпиграф: «Русская революция 1917 года была поворотным пунктом в истории человечества, и вполне вероятно, что историки будущего назовут ее величайшим событием XX века. Историки еще очень долго будут спорить и резко расходиться в оценках ее… Одни будут прославлять русскую революцию как историческую веху в освобождении человечества от гнета, другие – проклинать как преступление и катастрофу».
Э.Карр «Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1927».
Цели:
1. Обучающая. Учащиеся должны знать этапы развития истории советского государства в указанное время; владеть понятийным аппаратом II раздела курса всемирной истории (Октябрьская революция, гражданская война, военный коммунизм, нэп, индустриализация, коллективизация, культурная революция, СССР, культ личности, репрессии, административно-командная система).
2.Развивающая. Содействовать развитию умений и навыков применять полученные знания на практике, в том числе, путем решения проблемных задач.
3. Воспитывающая. Организовать ситуацию личной значимости учебного материала для лицеистов, которая будет способствовать формированию у них осмысленной гражданской позиции.
Тип урока: повторительно - обобщающий.
Форма урока: практикум с элементами познавательной игры
Методы обучения: проблемный, интерактивный, дискуссионный
Приемы обучения: микроисследование, познавательная игра, диалог, дискуссия, работа в группах, межпредметные связи, «мозговой штурм».
Оборудование:
1.Всемирная история Новейшего времени: 1918-1945 гг.: учебное пособие для 10-класса/ Г. А. Космач, В.С. Кошелев, М.А.Краснова; под ред. Г.А.Космача.- Минск: Нар. асвета, 2012г.(10 класс)
2.Документальный фильм: « Октябрьская революция и ее последствия»
3.Интерактивная доска
4.Мультимедийная презентация
Ход урока
I этап. Организационный (до 5-х минут)
Деятельность учителя: сообщает тему занятия, создает проблемную ситуацию, используя эпиграф. Стимулирует учебную деятельность учащихся с помощью видеоматериалов ( фрагмент документального фильма «Октябрьская революция и ее последствия») и выстраивает проблемную задачу:
Действительно ли, как считают многие политологи, без Октябрьской революции не было бы истории XX века?
Деятельность учащихся: записывают тему в тетради, осмысливают цели урока, проблемную ситуацию, созданную учителем, осознают важность и личную значимость решения проблемной задачи, углубления знаний по теме урока.
II этап. Инструктивно - ориентировочный (до 3-х минут)
Деятельность учителя: распределение учащихся по группам, постановка проблемных вопросов, ответ на которые поможет решению проблемной задачи, краткий инструктаж по их выполнению.
Первая группа работает над проблемным вопросом :
«Белым был, красным стал - смерть обагрила. Красным был, белым стал – смерть побелила» М.И. Цветаева. Как в этих строках отражается суть гражданской войны? Кто из нее вышел победителем и почему?( §11-12)
Вторая группа работает над проблемным вопросом:
В романе М. А. Булгакова « Мастер и Маргарита» рассказывается о невероятной удаче - выигрыше огромной суммы денег Мастером по облигации государственного займа. Как этот факт отражает особенности экономической политики советского государства в 30- годы? Способствовала ли она преодолению технико - технологической отсталости СССР? (индустриализация, с.91-93)
Третья группа отвечает на следующий проблемный вопрос:
Каким образом взаимосвязаны общественно - политическая система и превращение СССР в централизованное государство?
Деятельность учащихся: знакомство с поставленными учебными вопросами, актуализация мыслительной деятельности.
III этап. Операционно - исследовательский (до 10 минут)
Деятельность учителя: помогает учащимся, предлагает использовать при ответах альтернативный подход к историческим явлениям и событиям.
Деятельность учащихся: работают с текстом учебника (с.97-100), историческим документом ( из Конституции СССР; с104), делают записи в рабочей тетради, обсуждают, обмениваются мнениями, составляют логико- смысловую модель политической системы СССР.
IV этап. Операционно - деятельностный ( до 10 минут)
Деятельность учителя: выслушивает учащихся, подчеркивает их основные мысли, высказывает оценочные суждения, проверяет логико - смысловую модель третьей группы, записанную на доске, предлагает остальным перенести ее в рабочую тетрадь.
Логико - смысловая модель
Политическая система СССР
Признаки общественно-политической жизни
| Структура гос. органов
|
На этом этапе снимается проблемная ситуация путем решения проблемной задачи на основании кропотливой работы учащихся с текстом учебника, документами, видеоматериалами.
Учащиеся записывают по ходу обсуждения положительные и негативные последствия Октябрьской революции в России:
Положительные: ликвидация сословных ограничений, равноправие, решение национального вопроса, ликвидация тотальной неграмотности, обеспечение обороноспособности страны, благодаря ускоренной индустриализации, значительные успехи в развитии советской науки и тд, победа советского народа в Великой Отечественной войне, создание «красной империи», занявшей 6-ю часть суши.
Негативные: раскол внутри общества, гражданская война, сплошная коллективизация, массовые репрессии, в том числе, в армии накануне Великой Отечественной войны и т.д.
V этап. Итоговое обобщение. Проводится в форме познавательной игры (до 10 минут)
1. Викторина.
- Какой мятеж и почему назван Корниловским?
- Какое событие произошло в Петрограде 25 октября 1917 года?
- Назовите первые документы советской власти.
- Когда и на каких условиях был заключен Брестский мир?
- Назовите причины и перечислите элементы политики « военного коммунизма» .
- Какой элемент нэпа является определяющим?
- Какие советские республики участвовали в создании СССР?
- Что такое « стахановское движение»?
- Что включала в себя система культа личности Сталина?
2.Расшифруйте аббревиатуру
- ВРК, ВЦИК, СНК, РПЦ, ГОЭЛРО, СССР, РКП(б), ВКП(б),
3.Раскройте дату
2 ноября 1917г,3 марта 1918г ,март 1921 г,30 декабря 1922г, 5 декабря 1936г,декабрь 1934 г,23 августа 1939г.
4. Узнайте историческую личность
* Первый председатель советского правительства, инициатор создания Коминтерна, один из руководителей вооруженного восстания в Петрограде.
* Легендарный герой Гражданской войны, его дивизия отличилась в боях с Колчаком.
* Вместе с Лениным был фактическим руководителем вооруженного восстания в Петрограде, председатель Реввоенсовета, в 1927 исключен из партии и выслан из СССР.
*Герой Советского Союза, Генералиссимус, нарком по делам национальностей, генеральный секретарь ЦК партии.
* Его настоящая фамилия Скрябин. Советский государственный и политический деятель, в 1939 году подписал советско - германский договор о ненападении.
VI этап. Рефлексия ( до 3 минут)
Заверши фразу: Все мы родом из СССР и поэтому….
VI этап. (2 минуты). Выставление отметок за работу на уроке, комментирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "СССР в 1945-1953 гг."
Презентация раскрывает особенности послевоенного развития СССР. Расчитана на 2 урока....
СССР в середине 1950-х-середине 1960-х г.г
Материал содержит информацию по основным направлениям социально-экономического, политического, духовного, внешнеполитического развития СССР. Рассказ учителя сопровождается презентацией и вопросам...
Перестройка в СССР
Презентация, сопровождающая ряд уроков по теме СССР в 1985-1991 гг....
Семинар по истории СССР в годы застоя.1964-1985
Семинар, презентация (взята из интернета, но мною доработана), кластер....
СССР в середине 60-80 гг.(конспект урока)
Конспект урока...
Урок "Подготовка СССР и Германии к войне".
Методическая разработка урока создана для преподавания курса истории России в 9 классе. в методике применены метод Шольца и поисково-исследовательский метод, описаны все этапы урока и ...
Презентация. Формирование советской государственно-политической системы. Образование СССР.
Презентация рассказывает о планах создания СССР, формировании советских органов государственной власти, содержит глоссарий и задание для самостоятельной работы....