Урок "Подготовка СССР и Германии к войне".
методическая разработка по истории (9 класс) по теме
Методическая разработка урока создана для преподавания курса истории России в 9 классе. в методике применены метод Шольца и поисково-исследовательский метод, описаны все этапы урока и деятельность учащихся .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
14543_urok_23_po_sholcu.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Маса Н.Ю.Методическая разработка урока по истории Отечества в 9 классе с применением на этапе актуализации знаний метода Шольца.
Тема урока: «Подготовка Советского Союза и Германии к войне»
Цель: сформировать представление об основных чертах внешней политики СССР накануне второй мировой войны; показать наличие проблем во внешней политике, приведших к заключению пакта Молотов – Риббентроп, нарастание неизбежности войны между Германией и СССР; проанализировать состояние вооружённых сил СССР и Германии к 22 июня 1941 г.
Продолжить работу над формированием умений: рецензировать устный ответ, анализировать историческую информацию в различных знаковых системах, составлять тезисы ответа, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, событиями, обобщать.
Продолжить работу по воспитанию патриотизма, неравнодушного отношения к отечественной истории.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия: план «Барбаросса», блицкриг, всеобщая воинская повинность, суммарная мощь войск Германии и её союзников.
Персоналии: С.К. Тимошенко – народный комиссар обороны; Г.К. жуков – начальник Генштаба.
Этапы урока | Содержание и методы работы учителя | Ожидаемый результат |
1. Орга-низация | Подготовить класс по методике Шольца: доски, фломастеры, мел, расставить стулья. | |
2. Актуа-лизация знаний | 1) У доски и за партами (7 человек) отвечают письменно по вопросу: | |
Какие мотивы подтолкнули руководство СССР к заключению пакта о ненападении и секретного протокола к нему? В это же время: | Учащиеся называют: 1) неудача переговоров с Англией и Францией; 2) оттянуть начало войны; 3) избежать войны на втором фронте (с Японией); 4) разграничение сфер влияния в Европе с Германией. | |
2) 1-2 учащихся отвечают на вопросы к документам (с. 177-178 учебник Н.В. Загладин и др. «История Отечества.XXв.): | Учащиеся называют: | |
а) Что понимается под термином «территориально-политическое переустройство»? | - изменение статуса суверенных государств, захват территорий. | |
б) Какие сферы влияния Германия признавала за СССР? | - Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Восточная Польша, Бессарабия. | |
в) Какими методами СССР добивался своих целей? | - применение угрозы силы. | |
3) а) монологическое сообщение о пакте Молотова – Риббентропа: | ||
Акцентировать внимание класса на причинах заключения пакта и его последствиях. | Прослушав сообщение, учащиеся сделают вывод. | |
б) Если нет сообщения: | 1 учащийся из класса рецензирует записи на доске и делает вывод о причинах пакта и его последствиях. | |
Этапы урока | Содержание и методы работы учителя | Ожидаемый результат |
3. Изучение нового материала (анализ текста учебника) | 1) Дипломатические манёвры: Итак, один из результатов пакта для СССР –передвижение границы на 250 км на запад, а для Германии – развязывание войны в Западной Европе. Задать вопрос: Какая ситуация сложилась в Западной Европе к лету 1940г.? Если не вспомнят, то направить к тексту учебника, с.179. | Учащиеся вспоминают знания по всемирной истории и читают учебник (с. 179), отвечают на вопросы: - какие страны Германия захватила в Западной Европе весной-летом 1940 г.? - какие методы Гитлер решил использовать для завоевания Англии? - почему не состоялось присоединение СССР к Тройственному пакту? |
2) План «Барбаросса» (рассказать коротко) | Оцените реальность этого плана (если трудно – с. 180 сверху) | |
Наглядность: первая цветная вкладка, карта «Образование СССР». | На что же рассчитывал Гитлер, если его план выглядит авантюрой с самого начала? Учащиеся делают выводы: а) внезапность б) проблемы в Красной Армии(репрессии) в) непопулярность сталинского режима г) межнациональные конфликты – взрыв национализма | |
3) Подготовка СССР к войне: а) увеличение военной продукции, программа перевооружения должна была закончиться в 1942 г. | Анализ данных таблицы о состоянии вооружений к началу ВОВ: сравните суммарную мощь Германии и её союзников с СССР (механизированные соединения на стадии формирования) | |
б) введение всеобщей воинской повинности и ужесточение трудовой дисциплины – отмена выходных с лета 1940 г. в) урегулирование отношений с Японией, договор о нейтралитете апр. 1941 г. | ||
4. Обобщение и домашнее задание | Д/З: § 23 (в. 1 – 3*), приготовить сообщения о битвах ВОВ для выступления на следующих уроках. | Сделаем вывод: в какой степени СССР был готов к войне с Германией. Каковы факторы слабости и силы? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимоотношения между СССР и Германией в 20е годы XX века
Дипломотические отношения...
тест:Материалы для подготовки к ЕГЭ по темам: «Внешняя политика до Второй мировой войны », «Великая Отечественная война», « СССР во Второй мировой войне».
Тест разработан для 9, 11 классов для подготовки сдачи ЕГЭ и ГИА....
Материал к часу общения "След войны в моей семье",посвященного 70-летию победы СССР в Великой Отечественной войне
Творческие работы студентов по теме "След войны в моей семье"...
Великая Отечественная война. Цели фашистской Германии в войне против СССР
Цели фашистской Германии в войне против СССР...
План-конспект урока по теме "Внешняя политика СССР после Второй мировой войны. У истоков "холодной войны" для 9 класса
Методическая разработка урока на базе Исторического парка "Россия - моя история"...
Технологическая карта к уроку по теме: «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»
Дидактическая цель урока: осознание и осмысление новой учебной информации по теме «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»Тип урока: урок изучения нового м...
Методическая разработка урока в 10 классе «СССР и Германия накануне войны»
Урок-конференция. Класс разбивается на 4 группы: «Советская разведка», «немецкая разведка» и две группы экспертов получает опережающее задание: нужно изучить соответствующий ма...