"«Ориентация учащихся на успех через проектную деятельность» статья.
статья по истории (5 класс)

Кудрич Наталья Игоревна

Данная статья поясняет,ка развить у учащихся мотивацию на успех,через проектную деятельность.Главной целью которой является"Формирование и развитие творческого мышления у учащихся через освоение методов научного познания с учетом интеративного подхода".В статье указаны поэтапно все виды работы в данном направлении,позволяющие достичь успехов в обучении у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_istorii.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Статья - учителя истории:

Кудрич Натальи Игоревны.

«Ориентация учащихся на успех через проектную деятельность»

Современный мир требует от учащихся максимальной активизации, самостоятельности, оригинальности мышления и проявления Интеллектуально-творческих способностей. Мало просто сидеть, смотреть и слушать на уроках, детям необходима самореализация, свобода выбора в принятии решений и оценке событий.

Развивая интерес к знаниям, к постижению нового, неизведанного, преподаватель направляет учащихся на достижение и формирование новых знаний, умений и навыков, которые помогут ему адаптироваться в окружающем мире, стать его неотъемлемым составляющим. Именно развитие мотивации учащихся является залогом успешного процесса обучения, важными составляющими которого являются радость и успех.

Успех ученика зависит от 3-х важных моментов:

  • От роли педагога
  • Взаимодействия семьи
  • Окружающего мира

Что обеспечивает успех ученика и преподавателя, а, следовательно, дает положительный результат учебно-воспитательного процесса в целом. Успешное взаимодействие всех 3-х составляющих видится мною, через проектную деятельность.

Главной целью, которой является:

«Формирование и развитие творческого мышления у учащихся через освоение методов научного познания с учетом интегративного подхода».

Используя интегративный и целостный подход к созданию проекта, возникает возможность не только всесторонне охватить развитие личности ученика, но и не нарушить требования учебного плана и программы. Проектная работа в моей практике подразделяется на несколько этапов:

  1. Организационно - подготовительный
  1. Технологический
  1. Оценочный
  1. Заключительный

Непосредственно проектная работа с детьми начинается с организационно-подготовительного этапа. В него, в свою очередь, входят:

  1. Вводное занятие.

  1. Организации работы:
  • формирование групп;
  • выбор темы проекта;
  • постановка целей и задач проекта.

В ходе вводного занятия перед учащимися на обсуждении ставится  некая проблема. Дальше в ходе совместного диалога у детей выясняется следующее:

  • Что они знают по данной проблеме?

  • Какие пути решения они могут предложить?

  • Что хотели бы узнать?

Все  высказывания учащихся следует отображать наглядно.

Рассматривая  совместно проблему, определяются области интересов учащихся, происходит формирование групп исходя из интересов каждого ребенка. Следует отметить, что возможна категория детей, которая не захочет  быть ни в одной из групп. Или возможна категория детей, которая будет принимать участие в нескольких проектах одновременно. Позволителен выход учащихся в процессе работы из проекта, т.е. проектная деятельность, подразумевает свободу выбора и самостоятельность  каждого ребенка в целом.

После  формировании групп, с каждой из них определяется непосредственно тема проекта, над которой ученики будут в дальнейшем работать. и. Совместно с учителем формулируются цели и задачи их последующей работы, оговариваются примерные временные рамки проекта В зависимости темы, возрастной категории и способностей учащихся, проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными,

В помощь определения темы ученикам преподаватель предлагает сетку разделов и тем. Однако чему проектной работы могут сформировать и сам дети -это только приветствуется.

При формировании тем и разделов мы должны учитывать

интегративный подход, интересы и индивидуальные особенности каждого ребенка, уровень его развития.

С моей точки зрения, очень важно, чтобы темы тесно переплетались только с разными областями науки, но и миром искусства, архитектура

живописи т.к. через мир культуры ребенок понимает значимость происходящих событий, находит в окружающей жизни прекрасные стороны, а это в свою очередь рождает стремление к творению действительности.

После того как учащимися были определены тема, цели, задачи и сроки  выполнения проекта наступает 2-ой этап работы Технологический , который в свою очередь подразделяется на 2 ступени: 

I ступень

  • составление графиков консультаций  
  • распределение ролей в группах
  • построение плана реализации работы по проекту
  • разработка оптимального варианта представления результатов проекта

II ступень

  • создание инструкций, технологических карт, чертежей и схем
  • процесс создания самого проекта

Хочется отметить очень важную роль родителей в проектной деятельности детей. Родители активно помогают на различных этапах  детям в создании проекта, участвуя в создании костюмов, отборе  материала, посещении музеев, библиотек, т.е. проектная деятельность позволяет осуществить тесную взаимосвязь школы, родителей и учеников.

На выполнении практической части проекта завершается технологический этап и начинается Оценочный, в который включены:

  • Подготовка к защите проектов Защита проектов
  • Защита проектов
  • Анализ работы
  • Планы последующей работы

Подготовку к защите проектов осуществляется в равной степени, как ученики, так и преподаватель, который должен продумать следующее:

  • Место проведения урока.
  • В какой форме будет проходить оценка проектных работ учеников.

Либо это будет проходить в устной форме, например «мозговой штурм», либо в письменной форме в виде оценочных листов.

Критерии оценки могут быть различны, в зависимости от формы

представления проекта. Так или иначе, должна оцениваться не только работа всей группы, но и индивидуально - личностный вклад каждого ребенка. В оценке работ могут принимать участие гости и родители.

В ходе защиты и демонстрации проектных работ учащихся мы узнаем, что было сделано детьми во время их самостоятельной работы. Какие знания, умения и навыки они приобрели, или смогли совершенствовать, а главное мы можем видеть раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, его я и осознание той категории успеха, которую он не смог достичь.

Оценочный пап сменяет собой Заключительный, где преподаватель анализирует проделанную работу с учащимися и помощь родителей в проектной деятельности.

В заключении хочется отметить, что проектная деятельность, является одной  из самых интересных и важных, на мой взгляд, форм работы. Она позволяет создать целостный подход в развитии ребенка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Социализация учащихся через проектную деятельность"

статья "Социализация учащихся через проектную деятельность"...

Статья "Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе"

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ...

Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."

Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."...

Статья "Повышение мотивации к обучению математике учащихся коррекционной школы через проектную деятельность"

В статье рассмотрены вопросы организации проектной деятельности в коррекционной школе. Представлен материал из опыта работы....

Статья на тему:"Развитие речевых и коммуникативных навыков, творческих способностей у детей с нарушением зрения и речи через проектную деятельность"

Статья  на тему:"Развитие речевых и коммуникативных навыков, творческих способностей у детей с нарушением зрения и речи через проектную деятельность"...

Статья "Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранному языку посредством ИКТ, через проектную деятельность"

Статья в районный сборник. Научно-практическая конференция. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранном у языку посредством ИКТ, через проектную деятельность....