статья "Социализация учащихся через проектную деятельность"
статья по биологии по теме
статья "Социализация учащихся через проектную деятельность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
socializaciya_uchashchihsya_cherez_proektnuyu_deyat.docx | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация учащихся через проектную деятельность .
Усанина В.В.
Учитель биологии МОУ СОШ №2 г.Пыть-Ях
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Теоретические, по сути, и энциклопедические по широте знания, становятся на данном этапе средством образования, а ориентация школы изменяется в сторону компетентностно - ориентированного подхода. Это обусловлено тем: что конкурентоспособность человека на современном рынке труда, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения и навыки, которые человек может применять или трансформировать относительно целого ряда жизненных ситуаций, осваивая при этом новые технологии. Школа должна подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях настоящего социально-экономического уклада. Достижение нового образовательного результата заключается, таким образом, в социализации учащихся.
Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения. Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка – с другой стороны.
Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является. Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными путями.
Во-первых, оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь как человеческое существо, как член человеческого сообщества. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт.
Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.
В-третьих, социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Даже в самые ранние периоды жизни, когда активная деятельность в социуме еще невозможна, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.
Ребенок социализируется и приобретает собственный социальный опыт:
в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд социальной информации, умений, навыков; в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая модели поведения; в процессе общения с людьми разного возраста, в рамках различных социальных групп, расширяя систему социальных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности.
В современном обществе школа выполняет те задачи, которые на других этапах развития общества выполняли несколько социальных институтов (например семья, неформальные детские организации и объединения и т.д.). Школа как бы выступает в роли механизма (фактора, условия и т.п.), осуществляющего первоначальную дифференциацию общества, формирующего социальный статус человека, помогающего ему адаптироваться к разным социальным условиям. Система образование является одним из важнейших факторов стабильности общества, социальным регулятором отношений между обществом и школой, ибо как содержание образования формируется под влиянием общества, так и общество изменяется под влиянием образования.
Процесс социализации можно представить как последовательность разрешения, возникающих перед личностью жизненно-социальных проблем и присвоение опыта в достижении определенных целей. Исходя из этого обучение и воспитание — есть управляемый и целенаправленный процесс социализации личности.
Одним из современных интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое на уроках и во внеурочной деятельности. Социальное проектирование является одним из важнейших элементов развития гражданских знаний и умений, выражения собственной активной позиции в общественной жизни. Попробовать свои силы в разработке реальных проектов, результатом которых может стать изменение социальной ситуации (в школе, микрорайоне, городе). Работа над проектом позволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, повышает их социальный статус в школе, в микрорайоне, открывает новые возможности.
Слово проект в последнее время приходится слышать все чаще: почти каждый день нам представляют новые проекты на телевидении, в образовании, медицине, организации разных сторон жизни и быта. Этот процесс отдельные исследователи склонны расценивать как проявление «общей проектизации знания, культуры и производства», как характерный признак современной культуры. Насколько правомерны подобные утверждения? При более внимательном рассмотрении можно заметить, что в подавляющем большинстве случаев мы имеем дело лишь со словом, которое используется в описании самых привычных и давно известных видов деятельности. Например, еще совсем недавно сказали бы: «В этом году музей представляет зрителям одну из крупнейших коллекций картин», а сегодня о том же самом говорят: «Музей представляет один из крупнейших выставочных проектов года». Можно еще поспорить, какое речевое выражение точнее передает суть происходящего, так что едва ли подобные примеры могут служить основанием для заявлений о проектизации культуры; они скорее свидетельствуют о возникновении новой моды на звучное слово.[М.В.Высоцкая, 2007, с.3]
Что касается школы и образования, то в настоящее время широко обсуждается вопрос о модернизации образования, цель которого — создание условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В основе стратегии модернизации лежит компетентностный подход. Выбор понятия компетентности в качестве ключевого понятия не случаен. В него заложена идеология интерпретации содержания образования, оно объединяет интеллектуальную и навыковую составляющие образовательного процесса, обладает интегративным и системным характером. Проблема поиска решения задач модернизации заключается в том, как практически осуществить переориентацию доминирующей образовательной парадигмы на современную, соответствующую требованиям современности. Одно из условий решения названных проблем – создание такого образовательного пространства, которое обеспечивало бы создание условий для реализации поставленных временем задач. И именно проектная деятельность обладает возможностью охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения определенной цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. [Щербаков, 2009, с.6]
Таким образом, основными задачами социального проектирования являются:
· формирование позитивной Я-концепции и умения ребенка объективно оценивать себя и свои действия;
· развитие способностей учащихся в той сфере деятельности, к которой они испытывают склонность; «командного духа» и «чувства локтя»; умений и навыков работы в команде, ответственности за общее дело;
· развитие исследовательских умений и навыков учащихся, аналитического и критического мышления;
· способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта;
· позволяет каждому увидеть себя как человека способного и компетентностного.
На каких предметах лучше всего «работает» метод проектов?
По своей целевой направленности учебные предметы могут быть разделены на две большие группы. Первая группа – это предметы, формирующие систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся. Ведущую роль в логике построения учебного процесса на этих предметах занимает содержание обучения. Систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» - диктует жесткий отбор форм и методов обучения. В обыденном сознании это «серьезные» предметы, такие как: родной язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика. [Пахомова Н.Ю. 2003, с.5]
На уроках этой группы предметов чаще всего, как показывает педагогическая практика, разрабатываются исследовательские проекты, так как приоритетной в проекте является исследовательская деятельность, направленная на исследование проблемы и констатацию факта, или исследование-доказательство каких-то параметров, закономерностей.
Вторая группа предметов, как предполагает И.С.Сергеев, ориентирована на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других).
По его мнению, эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как: иностранные языки, информатика, ИЗО, технология, граждановедение, экология. Для этих предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов.[ Сергеев И.С. 2004, с.4]
Выполнение проекта начинается с планирования. В плане необходимо указать перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Каждый проект обязательно требует исследовательской, поисковой, творческой работы учащихся. Учащиеся, разрабатывая проект, проходят все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только положительные качества ребенка, но и позволяет определить ему свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем необходимо работать. После реализации проекта обязательно должна быть выполнена его защита и презентация. Другими словами, должна быть проведена оценка деятельности учащихся, что, несомненно, способствует их рефлексии. Так как социально значимым проектом может стать любое общественно полезное дело, то даже в наше время, которое нередко называют жестким и даже жестоким, можно реализовать немало таких проектов. Социально значимый проект не реализуется в одиночку, а обязательно командой единомышленников. Так как он социальный, то должен обязательно приносить пользу людям, а работа по его реализации обязательно должна быть добровольной и безвозмездной. Все это дает возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности, тем самым активно влияя на интеллектуальное и эмоционально-ценностное развитие ребенка. Вот почему важнейшее значение имеет педагогически целесообразная организация процесса социализации — обучать и воспитывать, а также включать в жизнедеятельность ребенка социально-организованные «встречи» с различными социальными ситуациями — социально-педагогические ситуации-пробы, которые стимулируют у учащихся доминирующую установку на саморазвитие, самосовершенствование, формируют положительную Я-концепцию, вселяют веру в собственные силы. Социальное проектирование строится на принципах партнерства, сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки.
Проектирование - это особый, творческий вид деятельности, который нравится школьникам видимо потому, что помогает им реально раскрыть свои творческие возможности, заложенные в них природой (И. Сасова. 2001. с. 35-38), являющийся наиболее прогрессивным на сегодняшний день методом обучения учащихся. Таким образом, метод проектов можно считать системообразующим фактором образовательного процесса. Ибо вокруг проекта учащегося начинает образовываться такая система обучения, которая предполагает творческую направленность образования. [Тяглова Е.В. 2008. с.70]
Литература:
1.Организация проектной деятельности в школе: система работы / автор-сост. С.Г. Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189с.
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
4. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод . пособие/ Тяглова Е.В. – М: Глобус. 2008. – 255с. – (Уроки мастерства)
5.Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.В.Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с: ил.
6.«Эстетическое воспитание школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии»/ Сасова И. // Учитель.-2001.-№5. – с. 35-38.
7.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой активности учащихся через проектную деятельность (презентация)
Данный материал является результатом работы с детьми при изучении темы проекта....
Формирование учебно - познавательной компетентности учащихся через проектную деятельность
Материал статьи закомит с направлениями работы педага по формированию учебно-познавательной компетентности учащихся...
Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность
Компетентностный подход стал популярен в российских школах. Формирование ключевых компетентностей требует других методов обучения: все чаще признаются учебное исследование и проектирование....
Формирование технологической культуры личности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии
Формирование технологической культуры личности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии...
Формирование основ здорового образа жизни у учащихся через проектную деятельность
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, поск...
Методическое пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через проектную деятельность»
В пособии представлен опыт реализации трех проектов, связанных с изучением традиционной русской культуры и бывших союзных республик....
Методическое пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через проектную деятельность»
Данное пособие представляет собой подробное описание опыта реализации проектной деятельности и методическоие рекомендации по ее организации и проведению....