"Крещение Руси как русский и европейский феномен" (семинарское занятие в 10 классе)
план-конспект занятия по истории (10 класс) на тему

Селезнева Маргарита Викторовна

 

“КРЕЩЕНИЕ РУСИ КАК РУССКИЙ И ЕВРОПЕЙСКИЙ ФЕНОМЕН”

(СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ В 10 КЛАССЕ) 

   Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному пространству. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

 

«КРЕЩЕНИЕ РУСИ КАК РУССКИЙ И ЕВРОПЕЙСКИЙ ФЕНОМЕН»

(СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ В 10 КЛАССЕ)  

Цель занятия:

сформировать у учащихся представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному пространству.

Задачи:

1.выявить причины и последствия принятия Русью христианства;

2.дать характеристику языческих верований славян, процесса крещения;

3.показать роль князя Владимира Святославича в процессе крещения Руси;

4.продолжить формирование умений учащихся проводить поиск  исторической информации в источниках разного типа; различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; представлять результаты изучения исторического материала в форме доклада;

5.способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры.

Основные понятия и даты занятия:

«политеизм», «монотеизм»,  князь Владимир Святославич (980-1015); 988 г. – крещение Руси

Оборудование:

карта (настенная) «Киевская Русь в IX – XII вв.»; мультимедийные презентации «Владимир Святославич: легенда, былина, история», «Язычество древних славян», «Проблема выбора веры в исторических источниках и трудах историков», «Крещение Руси в трудах историков», подготовленные учащимися.

Тип занятия: cеминар

Ход занятия

I. Вводное слово учителя

На сегодняшнем занятии мы поговорим с вами о принятии Русью христианства. В ходе занятия мы продолжим работу над формированием умений анализа исторических источников и трудов историков, составления конспекта и работы с картой. Вам предстоит самостоятельно определить причины и последствия принятия Русью христианства и объяснить, почему православие на Руси сохранило такое большое количество языческих праздников.   

Христианство является одной из монотеистических религий. Вводится понятие «монотеизм» (система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге) [1]. Учитель просит привести примеры монотеистических религий. Рассматриваются отличия монотеизма от политеизма, вопрос о том, было ли неизбежным принятие Русью монотеистической религии.

         Первые достоверные сведения о распространении христианства на Руси относятся к IX в. В «Окружном послании» 867 г. Константинопольского патриарха Фотия говорится о крещении руссов, тех самых, которые воевали с Византией. Хронологически совпадение Фотиева свидетельства с летописью, где под 866 г. говорится о походе на Царьград князей Аскольда и Дира, позволяет предположить, что первое крещение произошло при легендарных киевских князьях. Прямо о крещении Руси при Аскольде говорится и в позднейшей (XIV в.) Никоновской летописи.

Христианами были некоторые дружинники князя Игоря. В летописи помещен договор Руси с Византией 944 г., условия которого крещеные русы обязались соблюдать на кресте, принося присягу в Соборной церкви Св. Ильи, а некрещеные – у ног Перуна, полагая к ногам его оружие, щиты и золото. Церковь Св. Ильи названа соборной, т.е. главной, следовательно, в Киеве в то время были и другие христианские храмы.

Христианство приняла и княгиня Ольга, жена Игоря, мать Святослава. В 957 г. она в сопровождении большой свиты отправилась в Константинополь, где перешла в христианскую веру. По летописному преданию ее крестным отцом стал византийский император [2].

II. Изучение нового материала

Для подготовки к семинарскому занятию за две недели до его проведения вывешивается план (Приложение I). Отдельные учащиеся получают опережающее задание подготовить доклады и мультимедийные презентации к ним.

1. Доклады учащихся

    1. Владимир Святославич: легенда, былина, история.

    2. Язычество древних славян.

    3. Проблема выбора веры в исторических источниках и трудах историков.

    4. Крещение Руси в трудах историков.

  Выступления докладчиков, ответы докладчиков на вопросы учащихся.

2. Вопросы для обсуждения.

1. Каковы были причины принятия Русью христианства?

2. Почему попытка Владимира превратить язычество в государственную религию не имела успеха? Почему Перун не воспринимался на Руси как повелитель остальных богов?  

3. Cтояла ли Русь в X веке перед каким - либо религиозным выбором?

4. Каков был характер крещения Руси?

5. Укажите значение принятия христианства для Руси. Было ли оно прогрессивным? Почему?

В ходе обсуждения заявленных вопросов учащиеся выясняют и фиксируют в тетради причины принятия Русью христианства:

1. необходимость объединения племен;

2. оправдание социального неравенства;

3. повышение международного авторитета Руси;

4. приобщение к византийской культуре.

Учащиеся делают выводы о том, что религиозная реформа князя Владимира не могла увенчаться успехом, так как Перун не воспринимался на Руси как повелитель остальных богов; религиозный выбор Руси был результатом сложного процесса, а характер ее крещения являлся во многом следствием государственного насилия.

Учащиеся фиксируют в тетрадях значение принятия Русью христианства:

1.принятие христианства способствовало укреплению государственной власти;

2 Русь приобщилась к византийской культуре;

3.на Руси появилась славянская письменность;

4.принятие христианства способствовало развитию живописи, архитектуры, ремесел;

5.принятие христианства способствовало распространению христианской морали и наносило удар по родовым  обычаям;

6. принятие христианства способствовало расширению международных связей Руси.

III. Подведение итогов. Рефлексия.

Учащиеся формулируют вывод о прогрессивном характере крещения Руси.

           Рефлексия осуществляется с помощью упражнения «Плюс-минус-интересно». Учащимся предлагается заполнить таблицу,

                  Плюс

Минус

Интересно

где «плюс» - всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению учащегося могут быть ему полезны для достижения каких-то целей;

«минус» – всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций;

«интересно» – все любопытные факты, о которых учащиеся узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Домашнее задание:

§ 16-17 (Загладин Н.В., Симония Н.В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2013); записи в тетрадях.

Литература

1.Яковер Л.Б. Справочник по истории Отечества. М.: ТЦ «Сфера», 1998.

2.Набатова О.Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6-7 класс. Методическое пособие. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.  

Приложение I

10  класс. Семинарское занятие по теме: “Крещение Руси как

русский и европейский феномен”

Доклады

1. Владимир Святославич: легенда, былина, история.

2. Язычество древних славян.

3. Проблема выбора веры в исторических источниках и трудах историков.

4. Крещение Руси в трудах историков.

Вопросы для обсуждения

1. Каковы были причины принятия Русью христианства?

2.Почему попытка Владимира превратить язычество в государственную религию не имела успеха? Почему Перун не воспринимался на Руси как повелитель остальных богов?  

3. Cтояла ли Русь в X веке перед каким- либо религиозным выбором?

4. Каков был характер крещения Руси?

5. Укажите значение принятия христианства для Руси. Было ли оно прогрессивным? Почему?

Литература

1.Введение христианства на Руси. М., 1987.

2.Древняя Русь в свете зарубежных источников. Под редакцией Е. А. Мельниковой. М.: ЛОГОС, 2004.[Электронный ресурс].- Режим доступа:

http://militera.lib.ru/common/drevrus/index.html- 05.01.2012.

3.Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: популярный очерк. IX-сер. XVIII вв. М., 1992.

4. Как была крещена Русь. М., 1988.

5. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь //Новый мир.1988.№6.С.249-258.[Электронный ресурс].- Режим доступа:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Lih/Kre_Rus.php –  02.01.2017.

5. Петрухин В.Я.Крещение Руси: от язычества к христианству. М.: Астрель, 2006.

6. Русское православие: вехи истории. М., 1989.

7. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. Любое издание.  

8. Фроянов И. Я. Начало христианства на Руси. [Электронный ресурс].-   Режим доступа:

http://svitk.ru/004_book_book/6b/1420_froyanov-nahalo_hristianstva_na_rusi.php. -02.01.2017.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию "Крещение Руси"

Презентация к тематическому занятию "Крещение Руси"...

Тематическое занятие "Крещение Руси"

Тематическое занятие "Крещение Руси" в виде рассказа-беседы с музыкальными номерами...

Музыка для тематического занятия "Крещение Руси"

Музыка для тематического занятия...

Урок- лабораторное занятие по теме "Крещение Руси"

История крещения Руси имеет важное значение в жизни нашей страны. Сам факт крещения, личность Владимира вызывает много вопросов и оценок. Работа с источником "Повестью временных лет", обучающиеся долж...

Конспект занятия "КРЕЩЕНИЕ РУСИ"

«Исторически  неграмотный человек обделен духовно; пустым звуком остаётся для него богатейшая литература предков. Истинная любовь к Родине немыслима без знания великого, трагического и прекрасног...

Внеклассное занятие «Речевой этикет, связанный с Крещением Руси»

На занятии обучающиеся знакомятся с формулами речевого этикета, которые связаны с принятием православной веры на Руси....