"Крещение Руси как русский и европейский феномен" (семинарское занятие в 10 классе)
план-конспект занятия по истории (10 класс) на тему
“КРЕЩЕНИЕ РУСИ КАК РУССКИЙ И ЕВРОПЕЙСКИЙ ФЕНОМЕН”
(СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ В 10 КЛАССЕ)
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному пространству. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
«КРЕЩЕНИЕ РУСИ КАК РУССКИЙ И ЕВРОПЕЙСКИЙ ФЕНОМЕН»
(СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ В 10 КЛАССЕ)
Цель занятия:
сформировать у учащихся представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному пространству.
Задачи:
1.выявить причины и последствия принятия Русью христианства;
2.дать характеристику языческих верований славян, процесса крещения;
3.показать роль князя Владимира Святославича в процессе крещения Руси;
4.продолжить формирование умений учащихся проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; представлять результаты изучения исторического материала в форме доклада;
5.способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры.
Основные понятия и даты занятия:
«политеизм», «монотеизм», князь Владимир Святославич (980-1015); 988 г. – крещение Руси
Оборудование:
карта (настенная) «Киевская Русь в IX – XII вв.»; мультимедийные презентации «Владимир Святославич: легенда, былина, история», «Язычество древних славян», «Проблема выбора веры в исторических источниках и трудах историков», «Крещение Руси в трудах историков», подготовленные учащимися.
Тип занятия: cеминар
Ход занятия
I. Вводное слово учителя
На сегодняшнем занятии мы поговорим с вами о принятии Русью христианства. В ходе занятия мы продолжим работу над формированием умений анализа исторических источников и трудов историков, составления конспекта и работы с картой. Вам предстоит самостоятельно определить причины и последствия принятия Русью христианства и объяснить, почему православие на Руси сохранило такое большое количество языческих праздников.
Христианство является одной из монотеистических религий. Вводится понятие «монотеизм» (система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге) [1]. Учитель просит привести примеры монотеистических религий. Рассматриваются отличия монотеизма от политеизма, вопрос о том, было ли неизбежным принятие Русью монотеистической религии.
Первые достоверные сведения о распространении христианства на Руси относятся к IX в. В «Окружном послании» 867 г. Константинопольского патриарха Фотия говорится о крещении руссов, тех самых, которые воевали с Византией. Хронологически совпадение Фотиева свидетельства с летописью, где под 866 г. говорится о походе на Царьград князей Аскольда и Дира, позволяет предположить, что первое крещение произошло при легендарных киевских князьях. Прямо о крещении Руси при Аскольде говорится и в позднейшей (XIV в.) Никоновской летописи.
Христианами были некоторые дружинники князя Игоря. В летописи помещен договор Руси с Византией 944 г., условия которого крещеные русы обязались соблюдать на кресте, принося присягу в Соборной церкви Св. Ильи, а некрещеные – у ног Перуна, полагая к ногам его оружие, щиты и золото. Церковь Св. Ильи названа соборной, т.е. главной, следовательно, в Киеве в то время были и другие христианские храмы.
Христианство приняла и княгиня Ольга, жена Игоря, мать Святослава. В 957 г. она в сопровождении большой свиты отправилась в Константинополь, где перешла в христианскую веру. По летописному преданию ее крестным отцом стал византийский император [2].
II. Изучение нового материала
Для подготовки к семинарскому занятию за две недели до его проведения вывешивается план (Приложение I). Отдельные учащиеся получают опережающее задание подготовить доклады и мультимедийные презентации к ним.
1. Доклады учащихся
1. Владимир Святославич: легенда, былина, история.
2. Язычество древних славян.
3. Проблема выбора веры в исторических источниках и трудах историков.
4. Крещение Руси в трудах историков.
Выступления докладчиков, ответы докладчиков на вопросы учащихся.
2. Вопросы для обсуждения.
1. Каковы были причины принятия Русью христианства?
2. Почему попытка Владимира превратить язычество в государственную религию не имела успеха? Почему Перун не воспринимался на Руси как повелитель остальных богов?
3. Cтояла ли Русь в X веке перед каким - либо религиозным выбором?
4. Каков был характер крещения Руси?
5. Укажите значение принятия христианства для Руси. Было ли оно прогрессивным? Почему?
В ходе обсуждения заявленных вопросов учащиеся выясняют и фиксируют в тетради причины принятия Русью христианства:
1. необходимость объединения племен;
2. оправдание социального неравенства;
3. повышение международного авторитета Руси;
4. приобщение к византийской культуре.
Учащиеся делают выводы о том, что религиозная реформа князя Владимира не могла увенчаться успехом, так как Перун не воспринимался на Руси как повелитель остальных богов; религиозный выбор Руси был результатом сложного процесса, а характер ее крещения являлся во многом следствием государственного насилия.
Учащиеся фиксируют в тетрадях значение принятия Русью христианства:
1.принятие христианства способствовало укреплению государственной власти;
2 Русь приобщилась к византийской культуре;
3.на Руси появилась славянская письменность;
4.принятие христианства способствовало развитию живописи, архитектуры, ремесел;
5.принятие христианства способствовало распространению христианской морали и наносило удар по родовым обычаям;
6. принятие христианства способствовало расширению международных связей Руси.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
Учащиеся формулируют вывод о прогрессивном характере крещения Руси.
Рефлексия осуществляется с помощью упражнения «Плюс-минус-интересно». Учащимся предлагается заполнить таблицу,
Плюс | Минус | Интересно |
где «плюс» - всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению учащегося могут быть ему полезны для достижения каких-то целей;
«минус» – всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций;
«интересно» – все любопытные факты, о которых учащиеся узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Домашнее задание:
§ 16-17 (Загладин Н.В., Симония Н.В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2013); записи в тетрадях.
Литература
1.Яковер Л.Б. Справочник по истории Отечества. М.: ТЦ «Сфера», 1998.
2.Набатова О.Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6-7 класс. Методическое пособие. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
Приложение I
10 класс. Семинарское занятие по теме: “Крещение Руси как
русский и европейский феномен”
Доклады
1. Владимир Святославич: легенда, былина, история.
2. Язычество древних славян.
3. Проблема выбора веры в исторических источниках и трудах историков.
4. Крещение Руси в трудах историков.
Вопросы для обсуждения
1. Каковы были причины принятия Русью христианства?
2.Почему попытка Владимира превратить язычество в государственную религию не имела успеха? Почему Перун не воспринимался на Руси как повелитель остальных богов?
3. Cтояла ли Русь в X веке перед каким- либо религиозным выбором?
4. Каков был характер крещения Руси?
5. Укажите значение принятия христианства для Руси. Было ли оно прогрессивным? Почему?
Литература
1.Введение христианства на Руси. М., 1987.
2.Древняя Русь в свете зарубежных источников. Под редакцией Е. А. Мельниковой. М.: ЛОГОС, 2004.[Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://militera.lib.ru/common/drevrus/index.html- 05.01.2012.
3.Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: популярный очерк. IX-сер. XVIII вв. М., 1992.
4. Как была крещена Русь. М., 1988.
5. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь //Новый мир.1988.№6.С.249-258.[Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Lih/Kre_Rus.php – 02.01.2017.
5. Петрухин В.Я.Крещение Руси: от язычества к христианству. М.: Астрель, 2006.
6. Русское православие: вехи истории. М., 1989.
7. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. Любое издание.
8. Фроянов И. Я. Начало христианства на Руси. [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://svitk.ru/004_book_book/6b/1420_froyanov-nahalo_hristianstva_na_rusi.php. -02.01.2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для проведения классного часа "Крещение Руси как феномен русской культуры"
Небольшая презентация с приложением статьи...
Презентация к занятию "Крещение Руси"
Презентация к тематическому занятию "Крещение Руси"...
Тематическое занятие "Крещение Руси"
Тематическое занятие "Крещение Руси" в виде рассказа-беседы с музыкальными номерами...
Музыка для тематического занятия "Крещение Руси"
Музыка для тематического занятия...
Урок- лабораторное занятие по теме "Крещение Руси"
История крещения Руси имеет важное значение в жизни нашей страны. Сам факт крещения, личность Владимира вызывает много вопросов и оценок. Работа с источником "Повестью временных лет", обучающиеся долж...
Конспект занятия "КРЕЩЕНИЕ РУСИ"
«Исторически неграмотный человек обделен духовно; пустым звуком остаётся для него богатейшая литература предков. Истинная любовь к Родине немыслима без знания великого, трагического и прекрасног...
Внеклассное занятие «Речевой этикет, связанный с Крещением Руси»
На занятии обучающиеся знакомятся с формулами речевого этикета, которые связаны с принятием православной веры на Руси....