Урок- лабораторное занятие по теме "Крещение Руси"
план-конспект урока по истории на тему
История крещения Руси имеет важное значение в жизни нашей страны. Сам факт крещения, личность Владимира вызывает много вопросов и оценок. Работа с источником "Повестью временных лет", обучающиеся должны самостоятельно проанализировав материал, сделать выводы о том как происходил выбор веры и почему было принято православие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_kreshchenie_rusi.doc | 45.5 КБ |
prinyatie_hristianstva_na_rusi_laboratorno-prakticheskoe_zanyatie.ppt | 936 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Принятие христианства на Руси»
Тип урока: лабораторное занятие
Цель: доказать, что выбор веры является цивилизационным выбором для нашей страны
Задачи:
- выяснить причины принятия христианства на Руси;
- определить значение и последствия принятия христианства для социально-экономического и политического развития государства и в качестве цивилизационного выбора;
- формировать умения работать с историческими источниками, трудами историков, исторической картой;
- воспитывать патриотизм и гордость за свою страну; понимания значимости человеческой жизни; толерантность; уважение к религиям других народов.
Оборудование: карта «Древнерусское государство», экран, проектор,
Отрывки из «Повести временных лет»: «Выбор веры», «Крещение Владимира»
Основные понятия: язычество, монотеизм, христианство, православие, католицизм, иудаизм, церковь, римский папа, патриарх
Внутрипредметные связи: хроника событий IX-X век
Важнейшие даты: 980-1015- правление Владимира Святого, 980- языческая реформа , 987 г.- поход на Корсунь, 988 г. – крещение Руси
Ход урока:
- Вступление
Сегодняшний урок является продолжением темы «Этапы складывания Древнерусского государства». Определяются задачи. Вы получили ксерокопии отрывков из «ПВЛ» постараемся проанализировать представленный материал.
При каком князе Русь приняла христианство?
- Назовите причины принятия христианства:
- Необходимость объединения племен
- Оправдание социального неравенства
- Повышение международного авторитета страны
- Приобщение к византийской культуре
- Личные причины?
- Какие были первые попытки объединить славянские племена?
Языческая реформа (капище с богами Перуном (с серебряной головой и золотыми усами), Хорсом (бог солнца) , Даждьбогом (богтепла. Плодородия), Стрибогом (бог ветра), Симарглом (бог весны), Мокошь.
Почему Перун подчеркнуто был выделен перед другими богами?
Результаты этой реформы? (противоречие между государственным единством и очень разнородными языческими культами отдельных славянских народностей, а единому государству должен соответствовать единый культ; языческое мировоззрение мешало заключению династических браков; сковывало развитие торговли с христианским миром)
- Назовите соседей славян? Какие религии они исповедовали? (работа с картой) и таблицей (приложение №1)
- Выбор веры- работа с документом
- Какие религиозные верования были отвергнуты Владимиром и почему?
- Какую реальную ситуацию отражает предание?
- Стояла ли в эту пору Русь перед религиозным выбором?
- Объясните, почему многие историки считают, рассказ о послах и выборе князем новой веры был вставлен в ПВЛ в более позднее время и имеет характер легенды? (роль Владимира, что выбирал не только между христианством, но и другими религиями)
5. Как принималась религия, роль киевского князя.
Поход на Корсунь- 987 год- работа с документом
(987 году византийский полководец Варда Фока поднял мятеж против императоров Василия и Константина. Императоры обратились за помощью к Владимиру. Тот потребовал за это отдать ему в жены их сестру Анну, но…)
- Какое значение имело то, что Владимир буквально заставил Византию окрестить себя?
- Найдите в документе факт того, что крещение Владимира в Корсуни не является бесспорным.
6. Крещение Киева и Новгорода - работа с документом
- Каков был характер крещения Руси?
- Объясните исходя из документа, в чем отличие крещения Киева и Новгорода.
- Почему так сопротивлялись христианству (новое всегда воспринимается с трудом, не объяснили)
- Перестали ли славяне почитать языческих богов? Если нет. То как выходили из положения?
7. Значение принятия христианства :
1. Расширение международных связей Руси. Вошла в единый «христианский мир».
2. Нанесен удар по родовым обычаям, запрещены кровная месть, человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства.
3. Православие стало духовной основой для политического объединения Руси.
4. Укрепление княжеской власти: идея божественного происхождения и – как следствие – необходимость беспрекословного подчинения.
5. Русь приобщилась к Византийской культуре: распространение грамотности, живописи, архитектуры…
6. Двоеверие
8. Рефлексия: обсуждается вопрос урока «Был ли выбор веры цивилизационным выбором Руси?»
9. Выставление оценок и задание на дом: «Оценка личности князя Владимира Святого»
Приложение №1
Линии сравнения | Иудаизм | Ислам | Христианство | ||
Католицизм | Православие | ||||
Государство | Хазарский каганат | Волжская Булгария | Западная Европа | Византия | |
Священная книга | Талмуд, Тора | Коран, свод бытовых законов – шариат | Библия, Евангелие (латынь) | Библия, Евангелие (Марка, Матфея, Иоана, Луки) | |
Бог, пророки | Яхве | Аллах, Магомет | Иисус, Моисей, 12 апостолов | Иисус, Моисей, 12 апостолов | |
Основные положения религии | Сохранение культурных традиций еврейского народа | Глава церкви + глава государства =теократическое государство. Вера в единого бога Аллаха, строгое соблюдение правил и традиций, бытовых законов | Загробная жизнь Бог милостлив к каждому. Искупление грехов. Все равны перед Богом. Власть царю дана Богом | ||
Во главе церкви Римский папа. Год начинается с Рождества. Основные символы - распятие. Рационализм знания о Боге. Искупление грехов за деньги. Рай-чистилище-ад | Византийский патриарх- глава церкви. Уния между императором и патриархом. Иконы Догматическая вера Искупление грехов через посты и молитвы Рай-ад |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпиграф: « Похвалим же и мы по силе нашей малыми похвалами великое и чудное сотворившего- нашего учителя и наставника, великого кагана земли нашей Владимира….» Илларион. Слово о законе и благодати. IX век
Цели урока Выяснить причины принятия христианства Определить последствия принятия христианства для социально-экономического и политического развития страны Развивать умения работать с историческими источниками, трудами историков Воспитывать толерантность, уважение к религиям других народов
Вопрос урока!!! Был ли выбор веры, цивилизационным выбором для Русского государства
Владимир Святой 980- 1015 гг. Сын Святослава. Вёл войны с Волжской Булгарией, Польшей, построил систему оборонительных укреплений против печенегов. 980 году провел языческую реформу В 988 году Владимир принял крещение и начал распространение новой религии по всей Руси. Осуществлял дальнейшее расширение и укрепление государства: 981-982 гг. – успешные походы против вятичей; 981 году отвоевал у Польши Червенские земли; 984 –поход против радимичей; Предпринял походы против печенегов, основал новые города-крепости (Переяславль, Белгород и т.д.)
Причины принятия христианства на Руси Необходимость объединения племен Оправдание социального неравенства Повышение международного авторитета страны Приобщение к византийской культуре Личные причины?
Выбор веры
Волжская Булгария Польша Европа Русь Византия Хазарский каганат Выбор веры Венгрия
Ислам ПВЛ «Пришли болгары магометанской веры, говорят: «Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь… Владимир слушал их……. Но вот, что было ему нелюбо: воздержание от свиного мяса и от пития. «Руси есть веселие пить, не можем без того быть.»
Иудаизм ПВЛ: «Пришли хазарские евреи и сказали: «Мы веруем в единого бога Авраама, Исаака и Иакова» Владимир спросил: «Где же земля ваша? Они сказали: «В Иерусалиме..» Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами богом отвергнуты и рассеяны….»
Христианство Католицизм ПВЛ: «Пришли иноземцы из Рима и сказали: «Пришли мы посланные папой» Сказал же Владимир: «Идите от куда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого» Православие Прислали греки к Владимиру философа: «Слышали мы, что приходили к тебе болгары… Вера их оскверняет небо и землю…. Слышали мы, что приходили к тебе евреи… Ожидал от них бог покаяния, но не дождавшись рассеял их по другим землям, где и прибывают в рабстве Слышали, что приходили к вам из Рима…- неправильно веруют»
Повесть временных лет В год 6495 (987). Созвал Владимир своих бояр и сказал: «Приходили ко мне послы и каждый говорил: Прими закон наш». Что посоветуете, что ответите?» И сказали бояре и старцы: «..пошли мужей своих узнай какая у них служба и кто как богу служит.»
Вопрос? Назовите причины принятия православной веры Многие историки считают, что рассказ о религиозных посольствах и выбором Владимиром новой веры был вставлен в ПВЛ в более позднее время и имеет характер легенды. Какую цель мог преследовать составитель летописи внося такие изменения?
Святая равноапостольная Великая княгиня Ольга вступает в храм Святой Софии. Константинополь
Византия была самым сильным государством в Европе в средневековье Тесные торговые связи с Византией («путь и з варяг в греки», торговые договора 907,911,944 гг.) Первые православные князья (Ольга)
Как принимали христианство? 987 год –поход на Корсунь Женитьба на Анне Греческой 988 г.- крещение Киева и Новгорода
988 год КРЕЩЕНИЕ РУСИ
Последствия крещения Руси Культурные: 1.Создание церкви как института и церковной организации по византийскому образцу. 2. Приобщение русского государства и народа к византийской культуре 3.Возможность, в отличие от католицизма, ведение проповеди на родном, для верующих языке 4.Создание славянской азбуки и начало литературы
Последствия крещения Руси Политические: Вхождение Руси в круг европейских государств. Христианство стало государственной религией, объединило многоэтническое население в единое целое Династическое родство с византийскими императорами.
Последствия крещения Руси Социально-экономические: Укрепились экономические, торговые связи с Западной Европой и Византией. Объяснялось социальное неравенство между бедными и богатыми
Значение принятия христианства Расширение международных связей Руси. Вошла в единый «христианский мир». Нанесен удар по родовым обычаям, запрещены кровная месть, человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства. Православие стало духовной основой для политического объединения Руси. Укрепление княжеской власти: идея божественного происхождения и – как следствие – необходимость беспрекословного подчинения. Русь приобщилась к Византийской культуре: распространение грамотности, живописи, архитектуры… Двоеверие
Владимир Красное солнышко Святой, Равноапостольный
Вопрос урока??? Можно ли считать выбор веры цивилизационным выбором Руси?
Оценка князя Владимира историками Карамзин Н.М История государства Российского. «Сей князь, названный церковью Равноапостольным, заслужил имя Великого. … Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истиной веры..»
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. «…личный характер Владимира был способен также возбудить сильную народную привязанность. Владимир имел широкую душу, которая в молодости могла привести к излишествам, и которая в зрелых летах, особенно под влиянием христианства, сделала его корасным солнцем для народа…»
Домашнее задание Учебник стр. 62 вопрос 2. Составить хронологическую таблицу Год Внутриполитические события Внешнеполитические события
Россия- православная цивилизация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - лабораторное занятие по теме: "Общественная жизнь России при Николае I"
Урок – лабораторное занятие по теме: «Общественная жизнь России при Николае I». (Планируемый урок в 10 классе) Урок – лабораторное занятие предполагает самостоятельную работу нескольких ми...
Методическое пособие. «Альтернативные формы уроков истории. Лабораторное занятие»
В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного общественного внимания. Пик реформирования исторического образования пришелся на 1994 – 1996 гг. Преоб...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для проведения лабораторных занятий по дисциплине «Информатика» II курс
Методические указания для проведения лабораторных занятий по дисциплине «Информатика» II курс для учащихся очного отделения по специальностям: 080110, 080508, 260301, 260303, 260502, 150411, 150414, р...
Методическая разработка лабораторного занятия по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) По теме: «Приготовление пряничного теста» для специальности 260502 Технология продукции общественного питания.
Методическая разработка лабораторного занятия по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс)По теме: «Приготовление пряничного теста» для специальности 260502 Техн...
Презентация к методической разработке лабораторного занятия по теме "Приготовление пряничного теста"
Презентация к методической разработке лабораторного занятия по теме "Приготовление пряничного теста"...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ
Лабораторный практикум по физике способствует более глубокому и детальному изучению предмета, готовит учащихся к практической работе в их профессиональной деятельности. Методические указания к прове...
Курсовая работа на тему «Методическая разработка занятия по теме «Обобщающий урок «Эпоха дворцовых переворотов» в технологии лабораторного занятия»
Конспект обобщающего урока в 7 классе по теме «Эпоха дворцовых переворотов»....