разработка внеклассного мероприятия Это страшное слово Холокост
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 9 класс " Это страшное слово Холокост"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 58.5 КБ |
презентация | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 г. Белгорода
«Это страшное слово - Холокост»
учитель истории обществознания
Васильева Светлана Викторовна
Белгород 2016
Тема: Урок толерантности: «Это страшное слово – Холокост».
Цель: воспитание толерантности, избежание национализма во всех его проявлениях.
Задачи:
- воспитательная – нравственное воспитание, умение уважать любую национальность.
- образовательная – формирование у молодежи уважительного отношения к истории Холокоста, его жертвам.
- развивающая – развитие у детей познавательных элементов, а также расширение словарного запаса.
Оборудование: компьютер с проектором, презентация к уроку, толковые словари.
Ход урока:
Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о Холокосте. Слайд 1
Кто может дать определение данному слову? ( Холокост - (от англ. holocaust, из др.-греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение») — преследование и массовое уничтожение евреев в Германии во время 2 мировой войны; систематичное преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией на протяжении 1933—1945 годов.) Слайд 2
В этот период в Германии проводился геноцид.
-Кто из Вас знает что обозначает это слово ? (действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу) Фашисты делили не только людей, но и смерть по национальному признаку. Массовая смерть в газовых камерах называлась еврейской, а смерть в застенках гестапо – польской.[1] Слайд 3
Помимо евреев сюда также можно отнести и другие группы населения, которые уничтожались нацистами, например, масоны, цыгане, безнадежно-больные люди и др.
Вообще Холокост имеет несколько этапов, несколько страшных лет. На них мы остановимся поподробнее (Слайд 4):
1.) 1933-1939 гг. (от начала правления Гитлера и до развертывания 2 Мировой войны)
2.) 1939-1941 (от включения Польши в состав рейха до нападения на СССР)
3.) 1941-1943 (ожесточенные военные действия с СССР)
4.) 1943-1945 (с начала депортации евреев в лагеря смерти и до конца войны)
Хочется напомнить вам, что Гитлер имел цель уничтожить всех евреев, стереть их с лица Земли, считая их низшим народом. Но разве можно так говорить? Совершенно верно, нет! Ведь все люди рождаются равными и нельзя говорить кто хуже, а кто лучше!
Конечно, ребята, мало слов, чтобы выразить тот ужас, который постиг евреев.
Еще до войны нацисты начали проводить политику против еврейского населения, которая выражалась в бойкоте еврейских предприятий, публичное сожжение их произведений и т. д.
Ребята, а кто из Вас знает о Анне Франк?
Ваши одноклассники подготовили о ней сообщение (Сообщения учащихся) Слайд 5,6
-Подводим итог всему сказанному:
- Анна вела дневник с тринадцати до пятнадцати лет, а если быть точнее, с 12 июня 1942 года до 1 августа 1944 года. Она умерла вместе в концлагере. От Слайд 7. Дневник, который Анна Франк вела в Амстердаме, прячась с семьей от нацистов, стал известен всему миру.
Слайд 8.
На слайде мы видим страничку из дневника Анны Франк. В своём дневнике она писала : «Законы против евреев последовали один за другим, и нашу свободу резко ограничили. Евреи должны носить желтую звезду; евреи должны сдать велосипеды; евреям нельзя ездить в трамвае, евреям нельзя ездить в автомобилях, даже в частных; евреям можно делать покупки только с трех до пяти; евреям разрешено ходить только к еврейскому парикмахеру… и прочая, и прочая».[2]
Во время же войны нацисты начали с того, что поощряли антисемитизм даже среди военнопленных.
-Ребята, а что такое антисемитизм? (Одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе, часто основывается на предрассудках). Слайд 9.
Запомните, ребята, что отделение евреев от нееврейского населения носит название сегрегация.
Всем польским евреям было положено носить отличительный знак: жёлтый треугольник размером не менее 15 см. В дальнейшем форма менялась, но в основном это была Звезда Давида, то есть эмблема в форме шестиконечной звезды, в которой два равносторонних треугольника наложены друг на друга. Слайд 10
- Ребята, какие фашистские концентрационные лагеря Вы знаете? Слайд 11
- Что вы знаете о жизни узников в этих лагерях?
Ответы детей. Узники страдали от скудной пищи, тяжелой работы, холода, болезней
Среди лагерей представленных на слайде особое внимание нужно уделить двум лагерям: Освенциму и Бухенвальду.
Начнем с первого. Слайд 12. Как вы уже догадались, это был концентрационный лагерь, но даже не один, а целый комплекс, располагавшийся в 1940-1945 гг. около города Освенцим. Это польское название, немецкое же - Аушвиц. Первым концлагерем в Освенциме стал Аушвиц 1, который впоследствии служил административным центром всего комплекса. Он был основан 20 мая 1940 года на основе кирпичных одноэтажных и двухэтажных строений бывших польских, а ранее австрийских казарм. Если сюда попадали, то потом был прямой путь в газовые камеры. Здесь практиковались ужасные медицинские эксперименты и опыты на людях.[3] Число жертв до сих пор не установлено, так как многие документы сжигались. Слайд 13(это внутренний двор лагеря), слайд 14 (Жестяные контейнеры, содержавшие циклон Б), слайд 15 (так было у них в бараках, спали на голых досках), слайд 16 (вещи, оставшиеся от заключенных), слайд 17 (мемориальная доска памяти жертв лагеря). О лагере Освенцим написана книга небольшая по объему под названием «Ночь», ее автор Эли Визель описал судьбу 15-летнего мальчика, попавшего в лагерь. Это рассказ очевидца, пропитанный болью и страданием.
Теперь немного поговорим о Бухенвальде. Слайд 18. Он был мужским лагерем. Заключенные работали на Густловском заводе, который находился в паре километров от лагеря и производил оружие.
Заключенные были настолько худы, что до сих пор есть такое выражение: «Ты как Бухенвальд». Слайд 19
После подъема в четыре утра заключенные, обнаженные до пояса, шли к умывальнику, где плотной стеной обступали водопровод. Мылись без мыла и полотенец (впрочем, мыло можно было купить в лагерном ларьке — на те деньги, которые присылали родственники и которые лагерная канцелярия, таким образом, пыталась выманить у заключенных; пользоваться ларьком могли не все, а, согласно системе поощрений, только те, кто хорошо работал). Практически все заключенные страдали диареей и зачастую испражнялись прямо в бараках. [4]
Сегодня от бараков остался только выложенный булыжником фундамент, который указывает на место, где были постройки. Слайд 20
Освобождавшие концлагеря солдаты первыми увидели страшные последствия издевательств и убийств. Слайд 21
Огромным по своим масштабам было массовое убийство евреев в Киеве в 1941 г. в оврагах Бабьего Яра, где евреи были подло обмануты призывами быстрее собирать вещи для переезда в другой город. Шествие к Яру продолжалось три дня и три ночи, было совершено много самоубийств, так как люди догадывались, что это явный путь к смерти. Слайд 22
Сообщение учащихся о трагедии в Бабьем Яру..
Видите, ребята, нацисты не жалели ни женщин, ни детей. Слайд23
Наподобие Бабьего Яра почти около каждого небольшого города находились «ямы»- то есть естественные овраги, куда и сгоняли мужчин, женщин и детей.
Послушайте стихотворение о Бабьем яре Слайд 24
Бабий Яр. Встреча
Здесь вышка, кладбище, больница,
и все угрюмо мир теснят.
Мелькают на тропинках лица,
что скорбь и в суете хранят.
Тут даже камни вслух кричат,
а в небе замолкают птицы!
И людям по ночам не спится,
когда войны тот вспомнят Ад,
что был фашистскою рукою –
во имя дьявольских идей –
зажжён и здесь…
Кто иудей,
кто не согласен с силой злою, –
растоптан был, расстрелян
и сожжен…
Тут в сердце не смолкает стон.
29.09.1984 г. Киев
- Ребята а вы слышали имя Януш Корчак?
- Что Вам о нём известно?
Одна из Ваших одноклассниц подготовила сообщение о Януше Корчаке.
Сообщения учащихся об Януше Корчаке. Слайд 25, 26
Всю жизнь Корчак мечтал о мире, в котором люди понимали бы друг друга. Эти слова принадлежат ему: «Если бы можно было так устроить мир, чтобы все всегда делали друг другу что-нибудь хорошее». Слайд 27
Теперь, ребята, перейдем к просмотру найденных вами фотографий, рисунков и пр., посвященных Холокосту. (Рассматриваем фотографии, обсуждаем).
В конце урока дети зачитывают стихотворения в память о жертвах Холокоста. Слайд 28, 29
Заключительная часть.
Мнения учеников о проведенном занятии. Что они лично для себя вынесли из урока.
Высказывают свое мнение по проблеме, делятся впечатлениями от урока.
Спасибо, всем за внимание и активную работу!
Список использованной литературы (Слайд 30)
1. Анваер С. И. Концлагерь Штутгоф//Люди, победившие смерть. Воспоминания бывших узников фашистских лагерей. Лениздат, 1968.-С. 278-314
2. Анна Франк. Убежище. Дневник в письмах. М., 1999. – 261 с.
3. Беленькая Е. Э. Трагедия Бабьего Яра http://old.holocf.ru
4. Вебер М.Освенцим: мифы и факты. http://rus-sky.com/history/library/articles/veber.htm
5. Запорожченко Ю. Имидж Германии в романе
Б. Шлинка «Чтец»
6. Каджая В. По ком звонят колокола Бухенвальда. 2008 http://www.apn.ru/publications/article19723.htm
7. Ковалев И. П. В дыму печей Биркенау//Люди, победившие смерть. Воспоминания бывших узников фашистских лагерей. Лениздат, 1968.- С. 19-51
8. Кочнов В. Ф. Януш Корчак. М., 1991.- 190 с.
9. Уроки Холокоста: история и современность
10. Шлинк Б. Чтец. М., 2009
[1] Кочнов В. Ф. Януш Корчак. М., 1991. С. 129
[2] Анна Франк. Убежище. Дневник в письмах. М., 1999. с. 16
[3] Вебер М.Освенцим: мифы и факты. http://rus-sky.com/history/library/articles/veber.htm
[4] Каджая В. По ком звонят колокола Бухенвальда. 2008 http://www.apn.ru/publications/article19723.htm
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Холокост – (от англ. holocaust , из др.-греч . ὁλοκαύστος — «всесожжение» систематическое преследование и истребление немецкими нацистами евреев на основе нацистской расовой теории (1933-1945гг.).
Геноцид - действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу Массовая смерть в газовых камерах называлась еврейской, а смерть в застенках гестапо – польской. Массовая смерть в газовых камерах называлась еврейской, а смерть в застенках гестапо – польской. [ 1]
Этапы холокоста 1.) 1933-1939 гг. (от начала правления Гитлера и до развертывания 2 Мировой войны) 2.) 1939-1941 (от включения Польши в состав рейха до нападения на СССР) 3.) 1941-1943 (ожесточенные военные действия с СССР) 4.) 1943-1945 (с начала депортации евреев в лагеря смерти и до конца войны)
Анна Франк
Антисемитизм - одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе, часто основывается на предрассудках Гетто - это жилые зоны на подконтрольных немецким нацистам и их союзникам территориях, куда насильственно перемещали евреев в целях изоляции их от нееврейского населения
Концлагеря Аушвиц (Освенцим) Ашаффенбург Бельзен Бельцек Биркенау Бухенвальд Гросс-розен Дахау Майданек Маутхаузен Нойенгамме Папенбург Ровенсбрук Собибор Треблинка Флоссенбург
Освенцим Первым концлагерем в Освенциме стал Аушвиц 1, который впоследствии служил административным центром всего комплекса. Он был основан 20 мая 1940 года на основе кирпичных одноэтажных и двухэтажных строений бывших польских, а ранее австрийских казарм. В связи с тем, что было решено создать в Освенциме концентрационный лагерь, с прилегающей к нему территории было выселено польское население.
3 сентября 1941 года по приказу заместителя коменданта лагеря оберштурмфюрера СС Карла Фрицша было проведено первое испытание отравления людей газом Циклон Б в подвальных камерах блока 11, в результате которого погибло 600 советских военнопленных и 250 польских узников, в основном больных
Бухенвальд один из крупнейших концентрационных лагерей на территории Германии , располагавшийся близ Веймара в Тюрингии . С июля 1937 по апрель 1945 года в лагере было заключено около 250 000 человек. Бухенвальд имел 138 концлагерей - филиалов.
Узник Бухенвальда
Освобождавшие концлагеря солдаты первыми увидели страшные последствия издевательств и убийств. www.holocf.ru
Бабий Яр. Встреча Здесь вышка, кладбище, больница, и все угрюмо мир теснят. Мелькают на тропинках лица, что скорбь и в суете хранят. Тут даже камни вслух кричат, а в небе замолкают птицы! И людям по ночам не спится, когда войны тот вспомнят Ад, что был фашистскою рукою – во имя дьявольских идей – зажжён и здесь… Кто иудей, кто не согласен с силой злою, – растоптан был, расстрелян и сожжен… Тут в сердце не смолкает стон. 29.09.1984 г. Киев
Януш корчак и дети
Памятник Я. Корчаку
«Если бы можно было так устроить мир, чтобы все всегда делали друг другу что-нибудь хорошее»
Холокост Народ мой пролил море слез, Где б ни был он рассеян… Война всегда есть Холокост Не только для евреев… В полях и ямах, и в лесах, И в лагерях, и в гетто, В нацистских газовых печах Терзали нас. Не спета была ни песнь из древних книг, Ни слово сказано, ни стих… Но в шуме ветра и знамен, Где путь прошел армейский В могилах братских погребен и мой народ еврейский… И я мечтаю об одном: Чтоб люди веры разной Покончили с войны проказой. Земля у всех нас – общий дом Века об этом говорим, А всюду кровь, и смерть, и дым! Ф. Золотковский
Список использованной литературы: 1. Анваер С. И. Концлагерь Штутгоф //Люди, победившие смерть. Воспоминания бывших узников фашистских лагерей. Лениздат , 1968.-С. 278-314 2. Анна Франк. Убежище. Дневник в письмах. М., 1999. – 261 с. 3. Беленькая Е. Э. Трагедия Бабьего Яра http :// old . holocf . ru 4.Вебер М.Освенцим: мифы и факты. http://rus-sky.com/history/library/articles/veber.htm 5. Запорожченко Ю. Имидж Германии в романе Б. Шлинка «Чтец» 6. Каджая В. По ком звонят колокола Бухенвальда. 2008 http :// www . apn . ru / publications / article 19723. htm 7. Ковалев И. П. В дыму печей Биркенау //Люди, победившие смерть. Воспоминания бывших узников фашистских лагерей. Лениздат , 1968.- С. 19-51 8. Кочнов В. Ф. Януш Корчак. М., 1991.- 190 с. 9. Уроки Холокоста: история и современность 10. Шлинк Б. Чтец. М., 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьная газета. Это "страшное" слово "Инновация". Апрель, 2012г. А3
Школьная газета. Это "страшное" слово "Инновация". Апрель, 2012г. А3...
"Это страшное слово "война"....." Литературно-художественная постановка
Чтоб знали, чтоб помнили, чтобы чтили...Чтобы ни у одного из наших детей не повернулся язык сказать " подумаешь, война...Это же было давно!"............
Методическая разработка классного часа "Страшное слово "СПИД"
Материал представляет собой методическую разработку открытого классного часа "Страшное слово "СПИД", основные цели которого - просвещение студентов и формирование здорового образа жизни....
НЕТ СТРАШНЕЕ СЛОВ НА СВЕТЕ – «НА ДОРОГАХ ГИБНУТ ДЕТИ!»
Во многих школах вопросу об ошибках, допускаемых при обучении Правил дорожного движения, уделяется самое серьезное внимание, но, в целом, уровень обучения детей основам дорожной безопаснос...
Разработка внеклассного мероприятия "Не страшны нам бури и ураганы"
Данную разработку можно использовать во внеурочной деятельности по предмету ОБЖ, а также на классном часу по теме "Экстремальные ситуации"...
Это страшное слово война
В основе видеофильма лежат воспоминания жителя Блокадного Ленинграда, который делится тем, что врезалось в память во время 900 дней Блокады Ленинграда с двенадцатилетним внуком.Прожив большую жизнь, б...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Память о Холокосте – путь к толерантности»
Актуальность темы «Память о Холокосте – путь к толерантности» определяется реалиями современного мира. Постоянно вспыхивающие конфликты на этнической, национальной и религиозной почв...