Конспект урока по теме: "Столетняя война".
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Конспект урока открытия новых знаний по теме: "Столетняя война"- 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.odt | 57.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор : Худяева Александра Николаевна
Наименование учебника, автор (ы) учебника: История средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А. А. Сванидзе. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
Тема урока: Столетняя война
Тип урока:ОНЗ
Цели урока:
- Сформировать знания о причинах, характере, основных этапах Столетней войны, об организации феодального войска ;
- Тренировать умения работать с текстом, картой;
- Тренировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать свою деятельность;
- Тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, аргументировать свою точку зрения.
Демонстрационный материал: карта «Англия и Франция во времена Столетней войны», слайд с гербами Англии и Франции XIV в., эталоны.
Раздаточный материал: карточки с вопросами и дополнительным материалом, контурные карты «История средних веков» 6 класс.
Ход урока:
- Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята, начнем урок. В начале урока прочитаю вам стихотворение, а вы определите: о чем пойдет речь на нашем уроке:
Сто лет побед не видела Франция
Сто лет страну лихорадит война
Сто лет земля кровоточит под пальцами
Сто лет Лаура от гари черна
Сто лет народ наш и воин ,и мученик
Вторит рыданьям монахинь и дев
Сто лет нас топчут английские лучники
Лилию мнет геральдический лев
Сто лет побед не видела Франция
(о войне между Англией и Францией)
- Правильно. Я надеюсь, что на сегодняшнем занятии вы больше узнаете об истории этих стран.
- На уроке вы будете открывать новые знания. Как вы будете это делать? (Мы определим, что мы еще не знаем, и самостоятельно откроем новые знания).
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- С чего начнете работу? (с повторения)
Повторение проводится фронтально. В процессе работы на доске фиксируются необходимые эталоны: общие черты в развитии Англии и Франции в XIII – XIVв.в., термины, сравнительная таблица: «Генеральные штаты во Франции и английский парламент».
- Назовите общие черты в развитии Англии и Франции в XIII – XIVв.в.
(эталон: 1. Шел процесс объединения страны; 2. Рост городов и торговли как предпосылка централизации государства; 3.Поддержка власти короля горожанами и рыцарями; 4. Обострение борьбы крестьян с феодалами, что вынудило господствующие классы укрепить центральную власть; 5.Наличие представительного органа при короле)
- Определите о чем идет речь: 1. Высшее сословно-представительное собрание, которое состояло из депутатов трех сословий, главная функция которого – разрешение введения налогов. (эталон: Генеральные штаты).
2. название этого совета от французского «говорить», а его функции: создание законов, разрешение налогов и контроль за их использованием. (эталон: Парламент).
- давайте сравним представительные органы Англии и Франции (на интерактивной доске таблица без ответов и эталон).
Вопросы для сравнения | Генеральные штаты | Парламент |
1. Дата первого созыва | 1302 г. | 1265 г. |
2. Кто и с какой целью созывал | Филипп IV, чтобы заручиться поддержкой сословий в борьбе против папы | Граф Симон де Монфор, для укрепления своей власти, ослабления власти короля и баронов |
3. Устройство | Созывал король, заседания сословий проходили отдельно, для окончательного решения собирались вместе (духовенство и дворяне имели 2 голоса против 1) | Палата лордов (духовенство, дворянство)-назначались монархом; палата общин (горожане, рыцари)-избирались |
4. Какие слои населения были представлены | Духовенство, дворяне, горожане | Духовенство, светские феодалы, рыцари, горожане |
5. Для чего собирались | разрешение введения налогов | создание законов, разрешение налогов и контроль за их использованием |
6. Историческое значение | Возникновение сословно-представительной монархии- централизованного государства. Из-за разногласий между сословиями слабо влияли на государственные дела | Возникновение сословно-представительной монархии- централизованного государства. Ограничивал стремление баронов править страной |
- Что вы сейчас повторили?
- Какое следующее задание я вам предложу выполнить? (пробное задание)
-С какой целью вы будете выполнять пробное задание? (чтобы понять, что мы не знаем)
- Вам надо ответить на следующий вопрос: Охарактеризуйте Столетнюю войну.
Вопрос записывается на доске до урока:
Охарактеризуйте Столетнюю войну.
- У кого нет ответа на вопрос? Что вы не можете? (Я не могу охарактеризовать столетнюю войну)
- У кого есть ответ? Вы уверены в правильности своего ответа? В чем ваше затруднение? (Мы не уверены, что правильно охарактеризовали столетнюю войну)
3. Выявление места и причины затруднения.
- На какой вопрос вы должны были ответить? (Охарактеризуйте Столетнюю войну)
-Почему вы не смогли ответить на вопрос? (Мы не знаем в чем причины, повод, основные события и итоги войны)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-История Англии и Франции тесно связана. В XIV в. Между этими странами началась длительная война, которая продолжалась с перерывами более ста лет. Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (Охарактеризовать Столетнюю войну)
- Как бы вы предложили сформулировать тему урока? (Столетняя война)
Тема фиксируется на доске.
- Что вы должны выяснить, чтобы охарактеризовать войну? (причины, повод, хронологические рамки, воюющие стороны, характеристика армий воюющих стран, основные события, итоги войны).
-Какие средства вы будете использовать для достижения цели? (карта, учебник, дополнительный материал)
-Работать вы будете работать по вариантам (1,2).
Задание 1варианту.
- Какие отношения были между Англией и Францией в XI-XIII в.в.. (учебник с. 148-149 п.2 и карта с. 149). Какая территория почему Англии и Франции в XIV в. была спорная и почему ?(учебник с. 161 п.1 и карта с. 164 и дополнительный материал)
«Филипп II сделал попытку присоединить Фландрию (в этой области успешно развивались ремесло и торговля), которая являлась союзником Англии. Филиппу IV удалось захватить эту область, но высокие налоги и постоянные грабежи солдат вызвали у местного населения волну сопротивления. В 1302 г. у г. Куртре рыцарское войско короля было разгромлено крестьянами и ремесленниками. Часть Фландрии была утеряна французским королем. Города Фландрии стремились развивать торговлю и экономические связи с Англией: Фландрия была основным покупателем английской шерсти, а Англия нуждалась в готовых фландрских сукнах».
Четко сформулируйте три причины Столетней войны.
- Определите повод к Столетней войне, изучив учебник с. 161 п.1 и схему
Король Англии __ родственники_____ король Франции
Эдуард III __ династические споры ___ Филипп Валуа
3. Сравните армии Англии и Франции. Какая армия была сильнее? Почему? (учебник с.161 п.2) .
4.Прочитайте с. 162-163 п.3 и охарактеризуйте 1 этап столетней войны 1337-1360 г.г. (отметьте на контурной карте «Англия и Франция в Столетней войне»). Почему в первых битвах Столетней войны армия англичан побеждала французскую армию?
5.Определите условия договора в Бретиньи и сделайте вывод (учебник с.163 п.4 1-ый абзац)
Задание 2 варианту.
- Прочитайте п.4 с.163-165 и определите: как была реорганизована французская армия, и как это повлияло на итоги 2-го этапа войны.
- Изучите на карте с. 164 и отметьте на контурной карте: на севере англичане сохранили свои прибрежные города: Кале, Бордо, Брест, Шербур, Байонна, но Аквитания частично была отвоёвана французами.
3. Прочитайте п.5 с.165-166 и п. 6 с.166 (два абзаца), п. 7-8, дополнительный материал и охарактеризуйте 3 и 4 этапы войны 1415 – 1424 г.г. Отметьте места сражений на контурной карте «Англия и Франция в Столетней войне».
«В 1415 году боевые действия возобновились. У деревни Азенкур французская армия была разгромлена и бежала с поля боя. Вскоре англичане заняли больше половины Франции, вошли в Париж. Герцог Бургундский заключил союз с англичанами. Король Франции попал ему в руки и от его имени герцог управлял страной. Вскоре больной король умер».
4. Почему даже после гибели народной героини Жанны Д.Арк Франция одерживала победы? Какой вклад в победу внес простой народ?
Рабочий лист
Хронологические рамки Столетней войны
Причины Столетней войны
Повод к столетней войне.
Характеристика армий
Английская армия | Французская армия |
Основные события Столетней войны
дата | событие | итог |
Итоги войны.
-Посмотрите на задания, и скажите по какому плану вы будете работать? (мы будем читать текст учебника, дополнительный материал с целью нахождения ответов на поставленные вопросы, заполним рабочий лист в тех местах, которые соответствуют нашему заданию).
5. Реализация построенного проекта.
Класс работает самостоятельно, заполняют рабочие листы.
6.Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи.
На интерактивной доске:
Хронологические рамки Столетней войны
Причины Столетней войны
Повод к столетней войне.
Характеристика армий
Английская армия | Французская армия |
Основные события Столетней войны
дата | событие | итог |
Итоги войны.
Каждый вариант фронтально озвучивает выполнение задания. Происходит обсуждение выполненных заданий, уточнение (учащиеся проверяют и заполняют рабочий лист, фиксируется на доске)
-Вы достигли поставленной цели?
-Вы справились с затруднением?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Я предлагаю вам поработать самостоятельно. У каждого из вас карточка с вопросами, ответьте на них.
- Назовите территории, из-за которых соперничали Англия и Франция накануне Столетней войны.
- Почему феодалы Англии и Франции были заинтересованы в войне?
- Почему в первых битвах Столетней войны армия англичан побеждала французскую армию?
- Почему на втором этапе войны французы одерживали победы?
1. Аквитания, Фландрия.
2. Война – источник обогащения.
3. Во французской армии отмечалась недисциплинированность и разобщенность в действиях.
4. Благодаря реорганизации французской армии (увеличение отрядов наемников, строительство военного флота, создание сильной артиллерии).
После самопроверки проводится рефлексия: фиксируются места ошибок и определяются причины возникших затруднений, исправляются ошибки.
-Сделайте вывод: почему в Столетней войне победу одержала Франция? (В Англии росло напряжение и недовольство, а во Франции был высок патриотический подъем).
8. Включение в систему знаний и повторение.
-Сможете вы в дальнейшем использовать открытые знания?
9. Рефлексия учебной деятельности.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Какую цель вы ставили?
-Вы достигли поставленной цели?
-Как вы достигали поставленной цели?
-Как вы открывали новые знания?
-С какими затруднениями вы столкнулись на уроке?
- Как вы выходили из затруднений?
Оцените свою работу. Что нужно делать тем, кто допускал ошибки на уроке?
-Запишите домашнее задание.
Домашнее задание.
П. 19, рабочая тетрадь стр.67, задание 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока « Итоги Великой Отечественной войны. Война и судьбы людей»
Тема урока: «А нам нужна всего одна Победа, одна на всех....
презентация урока по теме;"Столетняя война"
Сформировать у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, характере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д ‘ Арк и какую роль она сыг...
Презентация к уроку на тему "Столетняя война" (6 класс)
В данной презентации рассматривается данная тема урока, основные события и даты. презентация сопровождается картинками к данной теме....
Открытый урок на тему: "Столетняя война"
"Столетняя война"...
Конспект урока на тему: Столетняя война 1337-1453 гг 6 класс
Цели: · ознакомить обучающихся с причинами, поводом Столетней войны, с организацией феодальных армий Англии и Франции. Охарактеризовать основные этапы С...
Презентация и конспект к уроку по теме: "Столетняя война"
Представленный материал рассчитан на 2 часа....
Конспект урока по теме "Столетняя война"
Конспект урока по теме "Столетняя война" для 6 класса...