Конспект урока на тему: Столетняя война 1337-1453 гг 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Цели:
· ознакомить обучающихся с причинами, поводом Столетней войны, с организацией феодальных армий Англии и Франции. Охарактеризовать основные этапы Столетней войны.
· закрепить умения обучающихся работать с исторической картой, историческими источниками, сравнивать и обобщать материал.
· сформировать уважительное отношение к подвигу французского народа, Жанне д' Арк.
Оборудование: карта «Англия и Франция во времена Столетней войны», атлас «Англия и Франция во времена Столетней войны (1337-1453 гг. )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока на тему: Столетняя война 1337-1453 гг | 35.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 20 13.11.15 Класс 6
Тема: Столетняя война 1337-1453 гг.
Тип урока: комбинированный
Цели:
- ознакомить обучающихся с причинами, поводом Столетней войны, с организацией феодальных армий Англии и Франции. Охарактеризовать основные этапы Столетней войны.
- закрепить умения обучающихся работать с исторической картой, историческими источниками, сравнивать и обобщать материал.
- сформировать уважительное отношение к подвигу французского народа, Жанне д' Арк.
Оборудование: карта «Англия и Франция во времена Столетней войны», атлас «Англия и Франция во времена Столетней войны (1337-1453 гг. )
Ход урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний учащихся по теме « Англия и Франция»
- Тест
- Изучение нового материала.
План:
- Причины и начало Столетней войны.
- Характеристика этапов Столетней войны.
Мы с вами остановились на том, что Англия и Франция превратились в централизованные государства, но процесс объединения ещё не был завершён ни в Англии, ни во Франции. Война, начавшаяся в XIV веке между ними, получила название в истории – «Столетняя война». Сегодня на уроке мы рассмотрим причины, этапы этой войны, подведём итоги. Рассмотрим героическую роль Жанны д’Арк в освобождении Франции.
Откройте тетради, запишите дату и тему сегодняшнего урока: «Столетняя война».
3. – Запишем дату войны в тетради -1337-1453 гг.
4. – Как определить сколько лет длилась эта война? (116 лет)
- название войны «Столетняя…», т.е. имеется ввиду более 100 лет.
5. -Ребята, а как мы начинаем рассматривать любую войну? (сначала определяем причины и повод к войне, ход, итоги).
Работа с учебником. Откройте стр. 161 и прочитайте вопрос «Причины войны и повод к ней».
Причины войны:
- Франция претендовала на английские владения в Аквитании.
- Экономическое и политическое соперничество Франции и Англии во Фландрийском графстве.
- Война – источник обогащения феодалов Англии и Франции.
Что являлось поводом к войне? (династические споры)
В 1328 г. во Франции прекратилась династия Капетингов. На престол вступил представитель её младшей ветви – Филипп Валуа. Английский король Эдуард III был родственником короля Франции и объявил себя королём Англии и Франции.
Английская армия | Французская армия |
Пехота - из свободных крестьян(лучников).Рыцарская конница получала жалование из королевской казны. В армии: высокая воинская дисциплина; - боеспособная пехота; - умение согласовывать действия пехоты и конницы в бою | Конные рыцарские отряды, возглавляемые сеньорами. Рыцари действовали самостоятельно. В армии на II этапе войны произошла небольшая реорганизация: -новая система комплектования войск -улучшение крепостной и осадной артиллерии |
Учащиеся внимательно рассматривают иллюстрации в учебнике (с. 161-163): «Лучник времен Столетней войны», «Пехотинец времен Столетней войны», «Арбалетчик времен Столетней войны».
Найдите и покажите английские владения во Франции накануне войны.
Проследите направления движения английских и французских войск.
Затем начинается работа с картой «Англия и Франция во времена Столетней войны (1337-1453 гг.)».
!!!! Физкультминутка.
2. Характеристика этапов Столетней войны.
I этап войны (1337-1360 гг.)
1340 г.- уничтожение англичанами французского флота у берегов Франции при г. Слейсе.
1346 г. - поражение французов в битве при Креси (северная Франция).
1356 г. - разгром французской армии при Пуатье. 1360 г. - мирный договор в Бретиньи (1/3 земель Франции переходила под управление англичан - юго-западная Франция и порт Кале на севере). (Показывается на карте.)
Таким образом, в ходе военных действий I этапа войны выявляется превосходство англичан.
Проблемный вопрос: почему в первых битвах Столетней войны армия англичан побеждала французскую армию? (преимущество английских войск перед французскими. Во французских войсках не было дисциплины, разобщённость).
II этап войны (1369-1396 гг.)
На II этапе войны перевес сил наблюдается на стороне Франции. Получив передышку после заключения перемирия с Англией, французский король стал проводить реорганизацию армии. Она заключалась в следующем:
- увеличение отрядов наемников;
- строительство военного флота;
- создание сильной артиллерии для разрушения крепостей. Во главе французской армии был поставлен Бертран Дюгенлен. Французская армия постепенно одерживала победы на суше
и на море. Англичане растеряли почти все владения во Франции. (Работа с картой) На севере англичане сохранили свои прибрежные города: Кале, Бордо, Брест, Шербур, Байонна.
К 1380 г. контролируемая англичанами территория Аквитании стала меньше.
Ш этап войны (1415-1424 гг.)
В начале XV века английский король воспользовался борьбой за власть двух французских феодальных группировок - герцогов Орлеанского и Бургундского.
Борьба продолжалась почти 25 лет. Враждующие группировки тайно вели переговоры с английским королем. Англичане помогали тем, кто шел на большие уступки. Затем образовался союз Англии с герцогом Бургундским.
Английский король высадил в устье реки Сены 30-тысячное войско и направился вглубь Нормандии, к Кале. Битва при Азенкуре в 1415 году закончилась поражением и разгромом французского войска.
Поражение было воспринято как «очень большой позор для Французского королевства».
Прошло время, бургундцы заняли Париж. Был захвачен король Франции; герцог стал управлять страной от имени короля.
Англичане навязали Франции тяжелые условия мира. Старший сын короля Карл лишился всех прав на французский престол.
Далее учитель рассказывает о событиях, которые последовали за смертью королей Англии и Франции: измена французской знати, захват сторонниками герцога Бургундского Парижа в 1418 году, нерешительность Карла.
На данном этапе Столетней войны обнаруживаются захватнические цели английских феодалов. Захваченные области истощались, англичане пытались завоевать новые области.
IV этап войны (1428-1453 гг.)
1428 г. - осада г. Орлеана;
1429 г. - год перелома в войне. Появление Жанны Д'Арк -Орлеанской девы;
1429 г. - коронация в Ремсе законного наследника французского престола Карла VII;
1431 г. - обвинение в ереси и казнь Жанны Д'Арк.
1453 г. - Столетняя война закончилась изгнанием англичан. Но англичанам удалось сохранить за собой порт Кале (еще на 100 лет).
Далее учитель комментирует события.
В 20-е годы XV века англичане попытались полностью захватить Францию. Народ Франции поднялся на защиту отечества, против превращения своей родины в часть объединенного англо-французского королевства. Там, где англичане ввели свою власть, они беспощадно подавляли сопротивление народа.
Народ в ответ на это организовал партизанскую войну.
Партизанские отряды наносили ощутимый вред передвижению английских войск и изменников - бургундцев.
В народной войне против захватчиков огромную роль сыграл подвиг Жанны Д'Арк. Она была убеждена, что ей предназначено Богом спасти Францию от врагов.
Работа с картой.
=> Найти и показать районы партизанской войны против англичан.
=> Найти город Орлеан.
=> Проследить действия французских войск под руководством Жанны Д'Арк.
Слушание сообщения «Жанна Д'Арк» или рассказа учителя на основе текста учебника и иллюстрации (§ 19).
Народно-освободительная война продолжалась и после смерти Жанны Д'Арк. Центром борьбы оставалась Нормандия. Англичане стремились достичь перелома в войне, но она заканчивалась для них неудачей. Для англичан столь долгая война становилась разорительной.
В Англии росло напряжение и недовольство, а во Франции высок был патриотический подъем населения.
Король Франции примирился с герцогом Бургундским. Герцог принял сторону короля.
В Столице Франции началось восстание против англичан, Париж был освобожден.
Король создал постоянную наемную армию:
- увеличил состав лучников;
- увеличил артиллерию;
- установил дисциплину.
Была освобождена Нормандия, впоследствии французские войска вытеснили англичан из Аквитании.
1453 г. - город Бордо в Аквитании сдался.
Столетняя война закончилась, но порт Кале ещё 100 лет был в руках англичан.
- Закрепление изученного материала.
Тест:
1.Когда началась Столетняя война?
а) 1360 год; б) 1337 год; в) 1346 год.
2.После какого события Франция оказалась на краю гибели?
а) поражение при Пуатье 1356 г.;
б) поражение при Азенкуре 1415 г.;
в) договор 1420 г. между Карлом VI и Генрихом V
3.Каковы причины поражения французской армии?
а)разрозненность армии;
б)малочисленность армии:
в) плохое вооружение.
4. Где сталкивались интересы Англии и Франции?
а)Фландрия; б) Шотландия; в) Аквитания.
5. Кто сказал «Никто на свете не спасет королевство французское и не поможет ему, кроме меня»?
а) Жанна д Арк; б) Карл Смелый; в) Людовик Х.
Вопросы и задания:
- назовите дату Столетней войны. (1337- 1453)
- Почему Столетняя война закончилась победой французской армии? (потому что, на 2-ом этапе войны произошла реорганизация армии, развернулась партизанская война, большую роль сыграла Жанна д Арк, а после её смерти народно- освободительная война развернулась с новой силой).
- Покажите на карте места сражений Столетней войны.(битва при Креси, Пуатье, Азенкур, Орлеан, Бордо)
- Домашнее задание
- Прочитать параграф 19.
- Контурная карта 5.
- Рабочая тетрадь.
- Подведение итогов урока. Выставление оценок. Итак, мы сегодня изучили Столетнюю войну. Увидели, как французский народ отчаянно в течение долгого времени отстаивал свою свободу и независимость, а также смог отвоевать территории за которые боролся - это Аквитания и Фландрия. Герои этой войны покрыли себя неувядаемой славой, их подвиги и поступки будут вызывать восхищение во все времена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация урока по теме;"Столетняя война"
Сформировать у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, характере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д ‘ Арк и какую роль она сыг...
Презентация к уроку на тему "Столетняя война" (6 класс)
В данной презентации рассматривается данная тема урока, основные события и даты. презентация сопровождается картинками к данной теме....
Открытый урок на тему: "Столетняя война"
"Столетняя война"...
Конспект урока на тему: Крымская война 1853-1856гг. 8 класс
Цели: - изучить причины, ход и последствия Крымской войны; - показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отно...
Конспект урока по теме: "Столетняя война".
Конспект урока открытия новых знаний по теме: "Столетняя война"- 6 класс...
Презентация и конспект к уроку по теме: "Столетняя война"
Представленный материал рассчитан на 2 часа....
Конспект урока по теме "Столетняя война"
Конспект урока по теме "Столетняя война" для 6 класса...