Внеклассное мероприятие "Они сражались за Родину"
методическая разработка по истории на тему

Хасанова Римма Борисовна

Великая Отечественная война

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas_oni_srazhalis_za_rodinu_.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение СОШ д. Тереклы МР Архангельский район Республики Башкортостан

Урок Победы

Учитель истории и обществознания: Хасанова Р. Б

Урок Победы «Они сражались за Родину»

 

Задачи урока: Продолжать формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме; вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими людьми в годы войны; показать роль нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом и вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту.

Эпиграф урока: «Нам нужна одна Победа - одна за всех, мы за ценой не постоим.» ( Булат Окуджава.)

Оборудование:  компьютер, мультимедийная доска, диск с фрагментами фильма о ВОВ, с фото- слайдом о героях.

 

Предварительная работа: Учащиеся заранее готовят сообщения о героях ВОВ, затем готовится фото – слайд,  монтировать мини фильм о войне. Песня Б. Окуджавы “Нам нужна одна победа ...”

Ход урока:

  1. Вступительное слово.

В этом году 9 мая исполняется 70 лет победы над немецким фашизмом. Сегодня мы поговорим о героях ВОВ, которые отдали жизнь ради победы, ради будущего нашей страны. О том, что в исторических судьбоносных событиях познается человек, его возможности, его характер, духовные силы.

2) Песня «Вставай, страна огромная!» (Показ мини – фильма.)

ВОВ принесла огромные людские потери,разрушения,были искалечены миллионы судеб.

 Людские потери СССР во Второй мировой войне

Общие потери – 27 млн. погибших.

Потери Красной Армии (в т.ч. в войне с Японией 1945 г.) – 12 млн. чел.

  • 5,2 млн. – учтенные боевые потери;
  • 1,1 млн. – умершие от ран в госпиталях;
  • 0,6 млн. – погибшие от болезней;
  • 5,1 мл – пропавшие без вести и попавшие в плен (известно, что 3,3 млн. погибли в немецких лагерях для военнопленных).
  • Ранение и ожоги получили 15,2 млн. чел.
  • Инвалидами стали 2,6 млн. чел.
  • От бомбежек, репрессий, голода и болезней на оккупированной территории погибло 13 млн. чел.
  • Угнано в Германию 5,3 млн. чел.
  • 2,2 млн. умерло на работах в Германии от плохого питания и жестокого обращения.

 Разрушения, нанесенные в ходе Великой Отечественной войны на территории СССР

 

  • Полностью разрешено 1710 городов и поселков. 
  • Более 25 мл чел. Лишились крова. 
  • Вышли из строя 32 тыс. крупных и средних промышленных предприятий. 
  • Разрешено 48 тыс. км железных дорог, 1870 мостов. 
  • Разграблено 1670 церквей. 
  • Общий ущерб, нанесенный экономике СССР, примерно в 20 раз превышал национальный доход страны за 1940 г.

 

 3) Задание.

Назовите самые значимые события ВОВ 1941-1945 гг.

(22 июня 1941 год начало ВОВ)

(30 сентября 1941г –20 апреля 1942г. Битва за Москву)

(17 июля 1942г- 2 февраля 1943г. Сталинградская битва)

(5 июля 1943г- 23 августа 1943 г. Курская битва)

(25 августа – 22 декабря 1943 г. Освобождение  Левобережной Украины.)

(8 апреля 1944 г.-9мая 1944г. Освобождение Крыма.)

23 июня 1944 г- 19 сентября 1944г. Освобождение Белоруссии)

(Октябрь 1944 г – февраль1945 г. Освобождение Венгрии)

(16 апреля- 2 мая 1945 г. Штурм Берлина.)

(8  мая 1945г Подписание акта капитуляции Германии.)

Великая Отечественная – освободительная война, в ходе которой наша страна отстояла национальную независимость и территориальную целостность, вместе с союзниками спасла мир от фашистского режима. Народ ценой огромных потерь отстоял наше право на жизнь.

Песня Б. Окуджавы “Нам нужна одна победа ...” (Озвучивание песни )

Кто они ,герои Великой Отечественной войны ? Послушаем сообщения которые вы подготовили.

(Учащиеся выступают с сообщениями) (Показ фото-слайда во время выступления учащихся.)

 

 Маршала Жуков

Много видных полководцев воспитала наша Родина в годы Великой Отечественной войны. Но по праву первым из них всенародно признан Г.К. Жуков.

В Великую Отечественную войну он проявил себя как талантливый полководец, сыгравший важнейшую роль в разгроме немецко-фашистских войск в Ленинградской и Московской битвах (1941–1942), при прорыве блокады Ленинграда, в Сталинградской и Курской битвах (1942–1943), при наступлении на Правобережной Украине и в Белорусской операции (1943–1944), в Висло-Одерской и Берлинской операциях (1944–1945). С августа 1942 г. заместитель наркома обороны СССР и заместитель Верховного Главнокомандующего. От имени Верховного Главнокомандования 8 мая 1945 г. принял капитуляцию фашистской Германии. В 1945–1946 гг. был главнокомандующим Группой советских войск и главой Советской военной администрации в Германии.

Г.К.Жукову суждено было жить в великое время, в расцвете сил и военного таланта он встретил испытание, обрушившееся на русский народ, – великую и тягчайшую войну против озверевшего нацизма. Г.К.Жуков жил этой войной, сделал все, что было в его силах, для Победы. В суровом военном противоборстве и проявились те качества характера, которые сделали Жукова тем, кем он и вошел в историю.

 

Николай Гастелло.

22 июня, в первый день войны, москвич Николай Гастелло на митинге своего полка сказал: «Чтобы не ждало нас впереди, все пройдем, все выдержим. Никакой силе нас не сломать, никакой силе нас не сдержать!»

Через несколько дней он направил свой горящий самолет в гущу вражеских бензоцистерн, танков и автомобилей…

Николай Францевич Гастелло родился в Москве. В 16 лет началась его трудовая деятельность: сначала столяром, а затем – слесарем на механическом заводе. Окончив авиационную школу, Гастелло служил сначала пилотом, младшим летчиком, а затем – командиром корабля.

В первые дни Великой Отечественной войны командовал эскадрильей бомбардировщиков. Самолеты его эскадрильи совершали по нескольку боевых вылетов в день.

26 июня 1941 г. в 4 часа утра эскадрилья 207-го дальнебомбардировочного авиаполка 42-й авиадивизии Западного фронта под командованием капитана Н.Ф.Гастелло наносила бомбовые удары по механизированной колоне врага. Сбросив бомбы на вражеские танки, Гастелло возвращался обратно, но был подбит снарядом вражеской зенитки. Загорелся бензобак. Объятый пламенем самолет не смог бы дотянуть до своей базы. Капитан Гастелло направляет свой самолет в скопление бензоцистерн и автомашин противника. Н.Ф.Гастелло и его экипаж погибли, но врагу был нанесен большой урон. Мужественному летчику было присвоено звание Героя Советского Союза. В Москве именем Николая Гастелло названа одна из школ города и улица, на которой она находится. Подвиг Николая Гастелло в тяжелый начальный период войны стал символом мужества и героизма.

 

Наташа Ковшовая и  Мария Поливанова.

В главном зале одного из научно-исследовательских институтов Москвы на стене – огромный барельеф: две девушки в военной форме, одна из них смертельно ранена, лежит, прижимая к груди ручную гранату; другая, прикрывая собою подругу, приподнялась и замахнулась гранатой. Это две боевые подруги – снайперы – Маша Поливанова и Наташа Ковшова.

В самом начале войны девушки окончили школу снайперов и сразу же оказались в действующих войсках. В августе 1942 г. девушкам довелось стать участниками особенно жестокого боя, который, не ослабевая, длился почти двое суток. Все меньше становилось защитников рубежа. Маша тяжело ранена. Последнюю пулю Наташа Ковшова послала в грудь немецкого офицера. Кончились боеприпасы, но две последние гранаты девушки оставили для себя. Когда фашисты оказались очень близко, они взорвали себя гранатами. Марии Поливановой и  Наташе Ковшовой посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. 

 Зоя и Александр Космодемьянских

О подвиге Зои Космодемьянской впервые было рассказано в очерке П.Лидова «Таня», напечатанном в «Правде» 27 января 1942 г. Тогда еще не было известна, кто эта девушка. Ею оказалась ученица 10 класса школы № 201 Октябрьского района Москвы – Зоя Космодемьянская, которая в октябре 1941 г. ушла добровольцем в партизаны.

Перед уходом на фронт, прощаясь с матерью, она сказала: «Не плачь, родная. Вернусь или умру героем…»

18 ноября 1941 г. с группой товарищей она перешла линию фронта у деревни Обухова (близ Наро-Фоминска) и через несколько дней пробралась в район села Петрищева, где был штаб крупной немецкой части. Зое удалось перерезать провода полевого телефона, поджечь конюшню, где находились 20 лошадей и оружие.

На следующий день Зоя решила уничтожить конюшню, в которой находилось 200 лошадей. Но встревоженные немецкие часовые выследили девушку и схватили ее.

29 ноября 1941 г. в середине дня после страшных пыток Зою привели к виселице. Сюда же фашисты согнали и жителей деревни. В последний миг своей жизни, она, обращаясь к жителям деревни, крикнула: «Мне не страшно умирать, товарищи! Это счастье – умереть за свой народ!»

Зое Космодемьянской посмертно присвоено звание героя Советского Союза. В 1942 г. прах Зои был перевезен в Москву, на Новодевичье кладбище. На месте первоначального погребения установлена мемориальная плита.

 

Каких героев вы знаете из Башкирии? Какой героизм они совершили ?

(Александр Матросов, МиннигалиГубайдуллин, Муса Гареев…)

Рассказ о  подвиге М. Губайдуллина и А. Матросова (Слайд)

Есть ли герои ВОВ из Архангельского района? Кто они?

Рассказ о героях Советского Союза

Пстыго Иван Иванович

Саевич Тимофей Александрович

Киселев Иван Александрович

Антипин Иван Аалексеевич. (Слайд)                     

 

Назовите участников ВОВ нашей деревни. Рассказ с элементами беседы о местных  фронтовиках, о пропавших и не вернувшихся с войны.

 Из нашей деревни ушли на фронт  346 человек, из них погибли126 человек.

Шагеев  Галяутдин Харисович награжден Орденом Красного знамени, Орденом Отечественной войны Второй степени, командир стрелкового батальона 529 Фокшанского  полка.

Рассказ учителя

Поклонимся великим тем годам,

Всем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым.

Поклонимся и мертвым, и живым

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья.

 

Почтим память погибших во время Великой Отечественной войне минутой молчания.

Заключение

Мы должны их помнить. В чем заключается Долг памяти? В каких делах вы можете проявить себя?

 Пока ветераны еще не покинули нас (а каждый день их становится на 2000 меньше), необходимо собрать и сохранить их свидетельства: о том, что они совершили, как жили, как сражались, как работали, во что верили и на что надеялись. Речь идет об их интервьюировании, сборе и архивировании документальных свидетельств, которыми они владеют (фотографии, письма, документы, справки и т.п.). Эти воспоминания, сохраненные в местах их проживания, не только помогут следующим поколениям понимать какими были те, кто жил на их или на соседней улице, в соседнем подъезде, в соседней квартире, но и делать правильные выводы об истории XX века Это также наш долг перед ними.

Они думают не только о себе – они озабочены будущим своих детей и внуков, думают о том, что будет с  Россией –  ведь они защитили ее ценой огромных личных лишений и ценой жизни своих друзей и родных. И мы знаем, что для них самым большим удовлетворением будет вера  в то, что и отданные жизни, и все лишения не были напрасны, что Россия жива и процветает. А самой большой наградой для них за это будет ПАМЯТЬ о них – мы это знаем достоверно из встреч с ветеранами

 

Великая победа, главным источником которой были стойкость и героизм народовСССР.
Высшее проявление красоты человека выражается в заботе о процветании своей Родины, в готовности в любую минуту встать на ее защиту. Любить Родину – значит гордиться ее достижениями, быть полезным своему народу. В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости и политической зрелости.  

«Смелость и мужество – эти нравственные и волевые черты, необходимы каждому гражданину не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде», – писал В. А. Сухомлинский.

 Мужество, воля к победе, честность и добросовестность – все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем, строящим прекрасную, светлую жизнь.

 Я думаю, что вы будете хорошими людьми, настоящими патриотами своей Родины.

Домашняя работа: написать эссе на тему: «Могу ли быть героем я?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение "Они сражались за родину"

Сочинение по истории о Великой Отечественной войне. В сочинении содержатся воспоминания участника ВОв....

Урок литературы по роману М.А.Шолохова "Они сражались за Родину"

Данная разработка поможет при проведении урока по раману М.Шолохова. Предлагаемые вопросы помогут выявить художественные особенности произведения, раскрыть характеры героев....

Внеклассное занятие по теме: «Они сражались за Родину», посвященное 72 годовщине освобождения Киреевского района от фашизма.

Цели:  Познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью Киреевского района в это время.Задачи: развивать способность сопереживать, формировать умение слушать окруж...

Внеклассное занятие "Они сражались за Родину"

Цель: развить патриотические чувства и сформировать чувство гордости за свою Родину....

Внеклассное мероприятие, посвященное празднованию Дня Победы "Они сражались за Родину..."

Внеклассное мероприятие, посвященное празднованию Дня Победы....

Внеклассное мероприятие на тему " Они сражались за Родину"

Занятие проведено в форме урока путешествияЦель:  Способствовать формированию патриотических чувств, через историческое прошлое (1941 – 1945г.г.) нашей страны.Задачи: Образовательные....

Внеклассное мероприятие "Они сражались за Родину"

Мероприятие разработано для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Соответствует требованиям ФГОС. Рассчитано на обучающихся 6-9 классов...