Создание комфортных условий на уроках истории
статья по истории (8, 9, 10 класс) на тему
Создание комфортных условий на уроках-одна из главных задач педагога. Как сделать так, чтобы ребенку было в классе удобно, хорошо и комфортно, чтобы царила доброжелательная атмосфера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения
«Ничему меня не научит То, что тычет, талдычит И жучит…»
Как сделать так, чтобы ученику на уроке было комфортно, чтобы он не боялся идти на урок, как это зачастую бывает, а шел на него с удовольствием, чтобы у учеников были глубокие и прочные знания? Нужно создать на уроке доброжелательную атмосферу, то есть психологический климат для ребенка. И создать ее должен педагог совместно с детьми. А как его создать? Об этом мы с вами сегодня и поговорим.
Ведь планируя свою деятельность, учитель должен помнить о том, что, от того, насколько комфортно, хорошо чувствует себя ребенок на уроке, зависит успешность его обучения. В создании комфортных условий значительная роль принадлежит педагогическим методикам и личности учителя, его взаимоотношению с учащимися. Это особенно значимо в нашей учебном заведении, так как в 10 класс ребята приходят обучаться из соседнего села, а также из разных школ города и района. И в первую очередь перед ними стоит задача адаптироваться к условиям пребывания в школе. И вот здесь то одной из главных составляющих психологического комфорта и является комфорт на уроке. Ребята попадают в совершенно новые для них условия, когда атмосфера, состояние класса зависит, прежде всего, от учителя. Давайте остановимся на принципах психологического комфорта: учеба должна давать детям радость; протекать на фоне положительных эмоций; исключать психотравмирующие ситуации.
Многие специалисты считают, что такие характеристики, как тревожность, подавленность, агрессивность, стали чаще присутствовать в психологических портретах школьников. А напряженность, эмоциональный дискомфорт приводят к снижению работоспособности, а, следовательно, и успеваемости, теряется интерес к учебе и к подавлению личности.
Терпение, любовь, понимание – три основополагающих процесса воспитания и обучения. Затем нужно выбрать методы и приемы. Применив метод и не получив ожидаемого результата, учитель часто начинает обвинять в этом не себя лично, а ученика: не способен, не подготовлен, нет внимания и т. д. А сам-то он виноват напрямую, значит где-то не досмотрел, не доглядел, что-то сделал не так или пошло что-то неправильно. Продумывать тщательно нужно каждый этап урока, прорабатывать все.
Или учитель, применяя непригодный в данной ситуации и к данному ученику метод, не понял этого. Понятие «заслуженный собеседник» предложенный нам А.А. Ухтомским, надо понимать так: «Учитель, ты будешь понят только тогда, когда сам поймешь ученика». Для этого учитель должен быть не только предметником, носителем науки, но и хорошим психологом. Ставьте себя на место ученика и проверяйте: хорошо ли детям.
Итак, давайте обратимся к словарю и посмотрим, что означает слово "комфорт".Работая в детском коллективе любого возраста, необходимо это четко знать:
Комфорт — заимствовано из английского языка, что означает «поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н.М. Шанский)Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют (толковый словарь С.И. Ожегов). Существует три структурные составляющие данного понятия.
Комфортность: Психологическая Интеллектуальная Физическая
Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Источником психологической комфортности является:
положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;
доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель.
Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, на подавлении воли и личности ребёнка.
Каждый раз, начиная работать с новым 10 классом, необходимо составить представление:
• о личностно-психологических особенностях каждого учащегося;
• о соотношении способностей и обучаемости каждого;
• о мотивации отношения к учебному процессу;
• о взаимоотношениях между ребятами в классе;
• о семье ученика
Для этого необходимо тесное сотрудничество с психологом, воспитателем, классным руководителем.
Создание атмосферы психологической поддержки в классе (психолог Карл Роджерс):
1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.
2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.
3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика.
6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.
7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия.
8) Он должен открыто выражать группе свои чувства.
9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.
Существует много методов, способ, хочу предложить технологию, приемы общения (Д. Карнеги):
1) Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!
2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.
3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.
4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни.
5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.
А еще, как и в жизни, уважаемые педагоги, нужно взять за основу, как закон, знать и выполнять золотые правила комфорта на своих уроках, занятиях и внеклассных мероприятиях.
Золотые правила психологического комфорта на уроке
Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).
Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
Руководствуясь советами по созданию психологического микроклимата, комфорта на уроке нужно помнить, что формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая доброжелательная атмосфера в классе, отношение учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, интерес, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций и т. д. Нужно, чтобы доброжелательная атмосфера стала спутником педагога в его деятельности! И результат не заставит себя ждать. Ведь из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие , комфортность в ней ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение здоровье сберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».
В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических де...

«Создание комфортных условий на уроке как обязательная составляющая здоровьесберегающих технологий»
Выступление на семинаре...

Создание комфортных условий при обучении видам речевой деятельности на среднем этапе обучения на уроках английского языка
БОУ г. Омска "СОШ №17" Описание опыта работыучителя английского языкаТорба Ларисы Викторовны Тема: «Создание комфортных условий при обучении в...

Применение здоровьесберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся
Сегодня перед школой стоит важнейшая задача - создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Поскольку основной «ячейкой» образовательного процесса считается урок, то и его влия...

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии и истории - фактор создания комфортных условий обучающихся».
Методическая разработка по истории и географии...
Доклад на тему:«Применение здоровьесберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».
Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Особенно велика в...

Создание комфортной среды на уроках, как необходимое условие развития личности школьника
В рамках проведения регулярных заседаний, мы работаем над совершенствованием и повышением эффективности воспитательной работы в нашем образовательном учреждени...