Семейное хозяйство 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
учебного занятия по обществознанию
1.Класс: 5класс
2.Авторы и название учебной программы: Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. М.: Просвещение, 2015.
3.Учебная тема: Семья - 5часов
4.Тема учебного занятия: Семейное хозяйство -2 урок
5.Педагогическая идея: «На что и клад, коли в семье лад»
6.Цель учебного занятия: создание представлений об особенностях ведения домашнего хозяйства и совместном труде, формирование УУД.
7. Задачи учебного занятия:
- обучающие: овладеть понятиями потребности, рачительный хозяин; расширить представление об особенностях распределения обязанностей в семье; анализировать текст.
- развивающие: формировать умения самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, анализировать факты.
- воспитывающие: способствовать формированию позитивного отношение к семье, выработке собственной ответственной позиции
Прогнозируемые результаты учебного занятия:
Предметные: Научатся: характеризовать семейно- правовые отношения, давать определения.
Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения.
Метапредметные:
- познавательные: учащиеся смогут самостоятельно формулировать проблему, выделять и анализировать необходимую информацию из текста и источников, строить рассказ для устного выступления.
- регулятивные: смогут составлять план и последовательность своих действий по подготовке к выступлению.
- коммуникативные: участие в коллективном диалоге, работа в группе; способность обосновывать собственное мнение; уважение к иной точке зрения.
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности, понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи;
Прогнозируемые результаты учебного занятия:
Предметные: Научатся: характеризовать семейно- правовые отношения, давать определения.
Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения.
Метапредметные:
- познавательные: учащиеся смогут самостоятельно формулировать проблему, выделять и анализировать необходимую информацию из текста и источников, строить рассказ для устного выступления.
- регулятивные: смогут составлять план и последовательность своих действий по подготовке к выступлению.
- коммуникативные: участие в коллективном диалоге, работа в группе; способность обосновывать собственное мнение; уважение к иной точке зрения.
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности, понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи;
8. Тип учебного задания: Сообщение нового учебного материала
9.Используемая технология: проблемно-диалоговая, работа в парах, ИКТ-ресурсы.
Технологическая карта урока по обществознанию в 5 классе
Этапы урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности | Включение в учебную деятельность. | Приветствует учащихся. Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная... (семья)! Правильно, семья! (сл.1) Демонстрирует презентацию (сл.2) Вопросы: Что характеризует семью? (сл.3) Демонстрация презентации Акцентирует внимание учащихся на том, что семью характеризуют не только родственные связи и совместное проживание, но и совместное ведение хозяйства. (сл4) Как вы думаете, о чём мы будем вести разговор? Предлагает сформулировать цель и тему урока. Как будет звучать тема урока? (сл.4,5) Какова цель нашего урока? На доске предложены варианты тем урока. «Семейное хозяйство», «Экономика семьи», «Домашнее хозяйство»(сл.6). Демонстрирует презентацию (сл.4,5) | Смотрят презентацию. Отвечают на вопросы. Семью характеризуют родственные связи, совместное проживание, чувство любви и уважения, совместное воспитание детей, совместное ведении хозяйства. Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цель урока и пытаются самостоятельно их сформулировать. Узнать, как: вести домашнее хозяйство, распределить семейные обязанности, стать рачительным хозяином? Семейное хозяйство. | Личностные УУД ( мотив к познавательной деятельности) Регулятивные УУД (самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения) |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Осознание проблемы | Ребята, давайте вспомним известную детскую сказку С.Я. Маршака «Теремок». Воспроизводит аудиозапись (сл.7) Вопросы учащимся: Как вы думаете, почему я привела эти строчки? Как их можно отнести к нашему уроку? Правильно – это распределение обязанностей в семье. Семьи бывают разные по своему составу, способностям, возможностям участия в совместных делах. Поэтому, дать один для всех совет, как лучше распределить обязанности – трудно. Главное – это желание и стремление членов семьи приложить свои силы в создание домашнего уюта. Организует обсуждение и выделение проблемного вопроса. Вопросы: Каким должен быть труд в семье? Предложите свои варианты ответов. (сл.8)
- Что ты можешь сделать самостоятельно для удобства и уюта в доме? Совместный труд помогает удовлетворить необходимые для жизни потребности. (сл.8,9) Вопросы: Что такое потребности? Какие бывают потребности? Помогает учащимся дать объяснение понятию «потребности». Организует работу со словарём учебника с.125 | Слушают, обсуждают, отвечают на вопросы. Выделяют проблемный вопрос с помощью учителя. Для чего необходим совместный труд в семье и как лучше распределить трудовые обязанности? Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение. Обсуждают, объясняют понятие потребности с помощью учителя. | Познавательные УУД (выделение проблемы). Коммуникативные УУД (потребность в общении, умение находить общее решение, высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания ) |
3.Выявление места и причины затруднения | Самостоятельная постановка учебной задачи с помощью учителя. | Организует обсуждение по вопросам: - Как вы считаете, нужно ли разделение на мужскую и женскую работу? (сл.10) - Какая сейчас работа мужская, а какая женская? - Как облегчить домашний труд? Какую работу можно переложить на бытовую технику? Демонстрирует презентацию (сл.11) Организует работу с репродукцией картины А.А.Пластова «Ужин тракториста» (1951г.)(сл12) - Почему ужин проходит в поле? - Какие семейные обязанности сельских детей отражены в сюжете картины? - Какой труд можно охарактеризовать как совместный, а какой – как помощь-обязанность? | Самостоятельно рассматривают репродукцию картины, анализируют полученную информацию, рассуждают, отвечают на поставленные вопросы. | Личностные УУД: выражают внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к обучению. Регулятивные УУД: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
4.Построение проекта выхода из затруднения | «Включение» в целенаправленную деятельность | Организует работу с историческим источником, с текстом поучений из «Домостроя» (приложение 1), проводит комментированное чтение и организует обсуждение по вопросам: - Кто такой хозяин дома? - Каким должен быть настоящий хозяин? - Что советует «Домострой» хозяину дома? Почему это произведение называется «Домострой»? -Ребята, давайте вспомним героев сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и мультфильма «Трое из Простоквашино». (сл.12) - И старуха, и кот Матроскин заботились об улучшении своего домашнего хозяйства. -Кого из них можно назвать настоящим хозяином дома? Почему? -Каким должен быть настоящий хозяин? | Читают, аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение. Смотрят слайд, отвечают на вопросы и самостоятельно делают выводы. Настоящий хозяин тот, кто ведёт хозяйственные дела, распределяет обязанности, принимает важные решения. | ПознавательныеУУД: формулируют проблему;самостоятельно создают способы решения проблем творческого характера. Регулятивное УУД (планирование). |
5.Динамическая пауза | Формирование ответственного отношения к своему здоровью | Организует детей для выполнения различных движений. | Выполняют движения под руководством учителя. | Коммуникативные УУД Личностные УУД |
6.Реализация построенного проекта | Самостоятельное открытие новых знаний | Организует работу по прочтению текста учебника, с.35, и заполнению схемы «Черты рачительного хозяина» (приложение 2). (сл.13) Вопросы: -Какими качествами должен обладать хозяин дома? - Что значит рачительность? Организует работу со словарём. | Самостоятельно работают. Наблюдают, обсуждают, читают текст с.35, ищут соответствующую информацию, делают записи в тетради. Осуществляют взаимоконтроль. | Коммуникативные УУД (Формулируют собственное мнение и позицию, позитивное отношение к процессу сотрудничества, умение договариваться, находить общее решение). Познавательное УУД (исследование, синтез, сравнение). |
7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | «Включение» в тренировочную деятельность | Консультирует, организует самостоятельную деятельность учащихся в парах. (приложение 3, прочтение и анализ сказок) Ребята, для выполнения домашних дел затрачиваются средства – ресурсы. Финансовые, материальные, трудовые, энергетические. (сл.14) Организует выполнение задания в паре (приложение 4). | Самостоятельно читают текст сказки в своей паре, анализируют её и определяют, как вели домашнее хозяйство герои сказок. Осуществляют самоконтроль. Самостоятельно выполняют, обсуждают. Взаимоконтроль. | Коммуникативные УУД (устная речь, диалог, сотрудничество в группе). Личностные УУД (развитие познавательных интересов). Регулятивные УУД (волевая саморегуляция, контроль). |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Освоение нового знания | Консультирует, предлагает каждой паре выполнить задание 1,2 «В классе и дома» (учебник «Обществознание» под ред. Л.Н.Боголюбова, с.38) | Отвечают на вопросы, обсуждают, делают выводы. Учатся формулировать собственное мнение и позицию. | Познавательные УУД (самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации). Коммуникативные УУД. |
9. Включение в систему знаний и повторения | «Включение» в продуктивную деятельность | Предлагает ответить на вопросы. -Что означает «вести домашнее хозяйство»? -Каким должен быть настоящий хозяин? - Все ли домашние обязанности нужно делить на мужские и женские? Какие вы знаете пословицы и поговорки о труде? (сл.16,17) Предлагает домашнее задание. (сл.18) 1 уровень: П.4 с.33-37, зад.8 «В классе и дома» 2 уровень: п.4 с.33-37, зад.6 (рабочий лист) 3 уровень: п.4 с.33-37, зад.6,7(рабочий лист) | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Личностные УУД (понимают значение знаний для человека и принимают его). Регулятивные УУД (прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала). |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Для учителя. Получение данных для корректировки и индивидуализации обучения. Для ученика. Самоопределение, постановка личных и познавательных задач. | Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, используя лист самооценки. Оценивает учащихся, обсуждает с учениками. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Самооценка, взаимооценка. | Регулятивные УУД. Личностные УУД. |
По теме «Семейное хозяйство»
Лист самооценки
ученика _______________________
1. Какова была цель урока? ____________________________________
2. Удалось получить результат (решение, ответ)? __________________
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? ______________________
5. Какую оценку ты бы себе поставил? ___________________________
Таблица самооценки.
Активный участник, дающий правильные и полные ответы. | Активный участник, однако, допускающий неточности при выполнении задания. | Участник, показавший не достаточную активность, допускающий в работе ошибки и неточности. |
«5» | «4» | «3» |
Приложение 1.
Поучения из «Домостроя»
В XVI веке произведения, излагающие права и обязанности членов семьи и его домочадцев, стали называть «домостроями». Наиболее знаменит Домострой, состоящий из 27 глав. Ряд статей касается организации хозяйства и домашнего быта русской семьи.
Вот что советует Домострой хозяину дома:
«...Домовладыкам когда час обеда,
Служащим блюсти чиннаго в нем следа:
Осмотрети стол, скатерть белу слати,
Хлеб, соль , тарелы собрати.
Ножи и вилки с платы разложити,
Воды принести, руки доле измыты.
Ястие стави на стол благочинно,
Сосуды чисты имей неповинно».
А вот пример наставления юным:
«Не праздну быти юну подобает,
Всяк приличну делу внимает,
В доме и в торгу, в вотчине, в приказе
Ремесло свое твори по указе.
Лицем и сердцем являтися благо,
Никто же давай знати в себе злаго».
Приложение 2.
Схема «Черты рачительного хозяина»
Рачительный хозяин |
Приложение 3.
«Беззаботная жена».
Жили-были муж с женой. Жена была баба ленивая и беззаботная, да к тому же еще и большая лакомка: все проела на орешках да на пряничках, так что наконец осталась в одной рубахе, и то в худой - изорванной.
Вот подходит большой праздник, а у бабы нечего и надеть, кроме этой рубахи. И говорит она мужу:
- Сходи-ка, муж, на рынок да купи мне к празднику рубаху.
Муж пошел на рынок, увидал, что продают гуся, и купил его вместо рубахи. Приходит домой, жена его и спрашивает:
- Купил мне рубаху?
- Купил, - отвечает муж, - да только гуська. А жена недослышала и говорит:
- Ну и узка, да изношу!
Сняла с себя изорванную рубаху и бросила в печку. А потом и спрашивает:
- Где же рубаха? Дай я надену.
- Да ведь я сказал, что купил гуська, а не рубаху. Так и осталась баба без рубахи, нагишом.
«Как старик домовничал».
Один старик все ругал свою жену:
- Вот, - говорит, - я пашу, у меня работа тяжелая, а ты дома сидишь, ничего не делаешь.
А она говорит:
- Ну что ж, давай поменяемся: я пахать поеду, а ты дома оставайся, тут дела немного, ты и отдохнешь.
Так и сделали: она в поле поехала, а старика дома оставила. А дела дала ему совсем мало: хлебы испечь, масло сбить да клушку с цыплятами покараулить. Вот и все, всего три дела.
Остался старик дома. Хочется ему поскорее все дела переделать. Вот он всех цыплят на одну ниточку к клушке привязал, чтобы коршун не утащил, хлебы замесил, печку истопил, посажал в печку хлебы, а сам сел масло сбивать. Бьет он масло, услыхал - клушка кричит. Он выбежал, видит - понес коршун всех цыплят вместе с клушкой. Они все на одной ниточке привязаны, ну, коршун всех и потащил. Старик думает: «Он далеко не улетит, ему тяжело, где-нибудь сядет». И вот он пахталку на спину привязал и побежал за коршуном. Думал так: «Пока я бегаю, масло-то и собьется. Два дела сделаю: и коршуна догоню, и масло собью».
Бегал старик за коршуном, бегал, споткнулся да упал, пахталка разбилась, сметана по земле потекла. И цыплят не отнял, и сметану пролил. Вот тебе и два дела! Ну, что же делать? Надо идти домой.
Пришел старик домой. Надо хлебы вынимать. Заглянул в печку, а хлебы-то в уголь сгорели. Нахозяйничал старик: цыплят у него коршун утащил, сметану пролил, хлебы сгорели. Плохое дело. Жена приедет - что ей сказать? И надумал старик: «Хоть цыплят до нее высижу, поменьше ругаться будет». Положил он яиц в кошелку, залез в подпечку и сел цыплят высиживать.
Вот приехала старикова жена с поля, стала лошадь выпрягать, сама думает: «Что же старик плохо встречает? Хоть бы лошадь выпряг». Прибрала она лошадь, идет в избу. Старика нет, а под печкой клушка клохчет. Она поглядела, а там не клушка, а старик. Она его вытащила, стала спрашивать:
- Давай сказывай, что ты дома делал?
Стал старик рассказывать. И тут уж старикова жена увидела, что у ее старика ничего с домашними делами не получается.
И все у них пошло, как и прежде: старик пашет, а старуха дома со всеми делами управляется. Только с тех пор перестал старик жену за безделье ругать
«Мотовило».
Жили муж с женой. А жена была ленивая. Ей ничего не хотелось делать, и до того дошло у них, что у мужа даже рубашки не было. Муж и говорит:
- Жена, что же ты не прядешь?
- У меня мотовила нет; поди в лес, сруби дерево, сделай мне мотовила, и я стану прясть!
Муж взял топор и пошел в лес. А она ему сказала, где и какое дерево срубить, сама же по другой дороге побежала, нашла пустое дупло рядом с тем деревом и села в него.
Муж приходит, начинает рубить дерево, а она из дупла и говорит:
- Мужик, не делай мотовила: жена умрет!
Жалко мужику, что жена умрет, он и не стал делать мотовила. А она вперед его успела прибежать домой и легла на печку. Он приходит.
- Муж, что же ты мотовила не сделал?
- Да вот, так и так!
- То-то и дело!
Только через некоторое время мужик опять пошел мотовило делать. А она снова прибежала к дереву другой дорогой и то же прокричала. Так он и в этот раз не сделал мотовила.
И в третий раз то же. Но в четвертый он взял да и срубил дерево.
- Пусть, - говорит, - жена умрет, а сделаю мотовило!
Сделал мотовило, приносит домой, а жена раньше его домой прибежала и легла на печку. Муж и говорит:
-Вот тебе, жена, мотовило!
- Ну, как же я буду прясть. Ведь как сяду, так и умру!
Вот берет она лен - и садится прясть; напряла нитку, другую, а третью начала прясть - и стала у нее рука опускаться, а потом и сама повалилась; упала и захрипела - начала умирать. Муж и догадался, что она привередничает:
- Жена, не умирай! Я тебя воскрешу!
А она ему ничего не отвечает - дух стал захватываться.
- Жена, никак, ты умираешь?
Как взял муж плеть - как она вскочит да бежать. Куда и лень подевалась! И стали они хорошо жить.
Приложение 4.
Выполняем задание по образцу:
Домашние дела | Затраченные ресурсы |
Стирка белья | Финансовые – деньги Материальные – стиральная машинка Трудовые – мама или другие члены семьи |
Сварить суп |
Выполняем задание по образцу:
Домашние дела | Затраченные ресурсы |
Стирка белья | Финансовые – деньги Материальные – стиральная машинка Трудовые – мама или другие члены семьи |
Прополка грядок |
Выполняем задание по образцу:
Домашние дела | Затраченные ресурсы |
Стирка белья | Финансовые – деньги Материальные – стиральная машинка Трудовые – мама или другие члены семьи |
Семейный праздник |
Физкультминутка
Ветер дунул свысока – Поднимаем руки вверх.
Разогнал все облака. Через стороны опускаем руки вниз.
На деревья посмотрел – Руки на поясе, наклоняемся то влево, то вправо.
Поиграть вдруг захотел. Хлопаем в ладоши.
Дунул слева, дунул справа, Руки на поясе, наклоняемся то влево, то вправо.
И деревья закачало. Поднимаем руки вверх и раскачиваемся из стороны в сторону
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обществознания в 5 классе по теме: "Семейное хозяйство" (рассчитан на 2 часа) - УМК Боголюбова Л.Н.
Презентация к уроку № 2. Презентацию к первому уроку по теме можно найти по ссылке http://yadi.sk/d/tVcq6rpeCoDP...
Проверочная работа по обществознанию 6 класса по теме "Семья.Семейное хозяйство"
Работа проводится после изучения темы "Семья.Семейное хозяйство".Работа составлена на основе учебника Л.Н. Боголюбова...
Конспект урока по обществознанию в 6 классе "Семейное хозяйство"
Конспект урока по обществознанию в 6 классе "Семейное хозяйство"...
Презентация к уроку обществознания в 6 классе "Семейное хозяйство"
Презентация к уроку обществознания в 6 классе "Семейное хозяйство"...
Методическая разработка урока обществознания по теме: "Семейное хозяйство", 5 класс.
Конспект урока, презентация, приложения, рабочий лист...
Презентация к уроку обществознания по теме "Семейное хозяйство" 5 класс
Презентация к уроку обществознания по теме "Семейное хозяйство" 5 класс...
Обществознание. 5 класс. 8 урок: Семейное хозяйство
Данный материал по обществознанию для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным пл...