Презентация к уроку "Гражданская война и интервенция"
презентация к уроку по истории (11 класс) на тему

Захарова Наталья Андреевна

Презентация к уроку по теме "Гражданская война и интервенция"

+ региональный компонент (Дальний Восток)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanskaya_voyna_i_interventsiya.pptx2.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гражданская война и интервенция. 1918-1922.

Слайд 2

Б.Кустодиев. Большевик. 1919.

Слайд 3

Вопрос о периодизации 1. октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г. (разгром вооруженных формирований при взятии Владивостока) 2. февраль 1917 г. – 1924 гг. 3. май 1918 г. – ноябрь 1920 г. – время наиболее активных боевых действий * В Средней Азии «басмачи» действовали до 1932 года, хотя отдельные бои и операции продолжались до 1938 года.

Слайд 4

Три цвета войны 1. Красные (большевики) 2. Белые (движение, созданное с целью свержения власти большевиков) 3. Зеленые (третья сила, анархисты, представители крестьянства)

Слайд 5

Начальный этап В первые месяцы после октября 1917 г. возникли первые очаги сопротивления: - казачьи области на Дону и Кубани (атаман Каледин ) Ноябрь 1917 г. – начало формирования Добровольческой армии = > начало белого движения (Корнилов Л.Г. - > Деникин А.И.)

Слайд 6

Деникин А.И. Очерки русской смуты. Не раз на местах, переходивших из рук в руки, добровольцы находили изуродованные трупы своих соратников, слышали леденящую душу повесть свидетелей этих убийств, спасшихся чудом из рук большевиков. Помню, какою жутью повеяло на меня, когда первый раз привезли восемь замученных добровольцев из Батайска — изрубленных, исколотых, с обезображенными лицами, в которых подавленные горем близкие едва могли различить родные черты… Поздно вечером, где-то далеко на заднем дворе товарной станции, среди массы составов я нашел вагон с трупами, загнанный туда по распоряжению ростовских властей, «чтобы не вызвать эксцессов». И когда при тусклом мерцаний восковых свечек священник, робко озираясь, возглашал «вечную память убиенным», сердце сжималось от боли, и не было прощения мучителям… Помню свою поездку на «Таганрогский фронт» в середине января. На одной из станций возле Матвеева кургана, на платформе лежало тело, прикрытое рогожей. Это был труп начальника станции, убитого большевиками, узнавшими, что его сыновья служат в Добровольческой армии. Отцу порубили руки и ноги, вскрыли брюшную полость и закопали ещё живым в землю. По искривленным членам и окровавленным израненным пальцам видно было, какие усилия употреблял несчастный, чтобы выбраться из могилы. Здесь же были два его сына — офицеры, приехавшие из резерва, чтобы взять тело отца и отвезти его в Ростов. Вагон с покойником прицепили к поезду, в котором я ехал. На какой то попутной станции один из сыновей, увидев вагон с захваченными в плен большевиками, пришел в исступление, ворвался в вагон и, пока караул опомнился, застрелил несколько человек…

Слайд 7

Конец 1917 г. – антибольшевистские силы на Украине и в Закавказье и начало Гражданской войны = > вторжение Центральных держав, установление власти генерала Краснова. Страны Антанты заняли выжидательную позицию = > интервенция под предлогов войны с Германией

Слайд 8

Интервенция это насильственное вмешательство иностранных государств во внутренние дела какой-либо страны.

Слайд 9

Цели интервентов: Стремление иностранных государств предотвратить «расползание» социалистической революции по всему миру. Предотвращение экономических потерь(последствия национализации собственности, отказ советского правительства выплачивать царские долги и т.д.), захват географических зон влияния. Ослабление России.

Слайд 10

Первые интервенты – март 1918 г. (в Мурманске и Архангельске высадился английский экспедиционный корпус)

Слайд 11

Интервенты на Дальнем Востоке 12 января 1918 года японский крейсер «Ивами» вошёл в бухту Владивостока для «защиты интересов и жизни проживающих на российской земле японских подданных», при этом утверждалось, что японское правительство не намерено «вмешиваться в вопрос о политическом устройстве России».

Слайд 12

4 апреля 1918 года во Владивостоке были убиты двое японских служащих коммерческой компании. На следующий день, не дожидаясь расследования дела, японцы высадили в город десант под предлогом защиты японских подданных, вслед за японцами высадились англичане.

Слайд 13

Интервенты на Дальнем Востоке Великобритания (1500 чел.) Канадский сибирский корпус Итальянский корпус Япония США (корпус «Сибирь», 7950 чел.)

Слайд 14

Японская открытка. Владивосток встречает японскую армию.

Слайд 15

Иллюстрация Сибирской войны. Японская армия оккупировала Хабалофск , Амурский флот сдался. Японская открытка.

Слайд 16

27 мая 1918 г. – начало восстания чехословацкого корпуса = > свергнута власть большевиков в Поволжье, на Урале, Дальнем Востоке В Уфе установлено правительство Директории 6 июня 1918 г. – левоэсеровский мятеж в Москве (+ другие города)

Слайд 17

После Ярославского восстания

Слайд 20

Осень 1918 г . – положение большевиков сложное ( чехослов . вышли к Волге, армия Краснова осадила Царицын) = > Политика военного коммунизма (с весны 1918 г.)

Слайд 21

1. Национализация 2. Принудительное изъятие продовольственной продукции и ее перераспределение 3. Всеобщая трудовая повинность 4. Ликвидация денег. Зарплата заменена пайком, отмена коммунальных платежей и платы за транспорт 5. Управление в руках ВСНХ

Слайд 22

6. Создание продовольственных отрядов и комитетов бедноты – изъятие излишков 7. Конфискация заменена продразверсткой (по плану) 8. Создание Красной Армии (15 января 1918 г.) – на добровольной основе = > 10 июля – всеобщая воинская повинность 9. Создание концлагерей для представителей привилегированных в прошлом слоев населения

Слайд 23

10. красный террор 11. сотрудничество с буржуазными специалистами и военными специалистами (при военном комиссаре)

Слайд 24

Ноябрь 1918 г. – завершение ПМВ = > эвакуация войск Центральных держав (пали режимы армий Краснова, гетмана Скоропадского на Украине) Директория из Уфы переместилась в Омск Колчак сверг Директорию и установил военную диктатуру (Верховный правитель России) Какова социальная база Колчака?

Слайд 25

Колчак А.В.

Слайд 26

Миллионка и золото Колчака

Слайд 27

Эстония – режим Юденича Н.Н. Север – генерал Миллер Е.К. Январь 1919 г. – Деникин А.И. возглавил вооруженные силы Юга России. Захватили Донбасс и готовили поход на Москву. Петлюра С.В. – при поддержке англо-фран . Войск вели борьбу за независимость Украины

Слайд 28

Решающие сражения. Март 1919 – март 1920 гг. Объединенные силы Колчака предприняли наступление на Москву, но были остановлены под Уфой (Фрунзе М.В. ! ) Битвы за Урал и Сибирь (лето 1919 г.) – армия под командованием Тухачевского М.Н. ! Под Омском войска Колчака потерпели поражение и его режим пал

Слайд 29

Май 1919 г. – наступление войск Деникина (Царицын, Харьков) Июль 1919 г. – войска Деникина пошли на Москву Октябрь 1919 г. – сформирован Первый Конный корпус (Буденный С.М. и Ворошилов К.Е. ! ) = > генеральное сражение под Орлом и Кромами = > отступление белых войск Март 1920 г. – разгромлены остатки Деникина

Слайд 30

Война с Польшей и поражение белого движения. Апрель – ноябрь 1920 г. Требование Польши – возвращение к границам 1772 г. (т.е. отторжение земель Украины, Белоруссии и Литвы) Цель большевиков – попытка распространения революции на территорию Польши Основные герои войны - ?

Слайд 32

Замкнутая в пределах границ времён шестнадцатого века, отрезанная от Чёрного и Балтийского морей, лишённая земельных и ископаемых богатств Юга и Юго-Востока , Россия могла бы легко перейти в состояние второсортной державы, неспособной серьёзно угрожать новообретённой независимости Польши. Польша же, как самое большое и сильное из новых государств, могла бы легко обеспечить себе сферу влияния, которая простиралась бы от Финляндии до Кавказских гор. — Ю. Пилсудский

Слайд 34

В Крыму активизировались войска под командованием Врангеля П.Н. = > в ноябре 1920 г. эвакуированы в Турцию 1921 г. – Рижский мирный договор

Слайд 35

Условия 1. Польша отказалась от намерений возвратить границы 1972 г. 2. Россия выплачивала компенсацию 3. Р. Признала право П. на Западную Украину, З.Белоруссию

Слайд 37

Причины победы красных и поражения белого движения ? ? ?

Слайд 38

Завершающий этап. Конец 1920-1922 гг. Нестор Махно – руководитель движения анархистов на территории Украины У зеленых отсутствовала единая идеология Разбит к 1921 г.

Слайд 39

Деньги в революционной повстанческой армии Украины

Слайд 40

Тамбовской восстание 1920-1921 гг. Руководитель – эсер Антонов А.С. Сопротивление крестьян переросло в войну Репрессированы 30-50 тыс. крестьян

Слайд 41

Тухачевский М.Н. о подавлении восстания «Без расстрелов ничего не получается. Расстрелы в одном селении на другое не действуют, пока в них не будет проведена такая же мера.»

Слайд 42

ПРИКАЗ Командующего войсками Тамбовской губернии № 0116/оперативно-секретный г.Тамбов 12 июня 1921 г. Остатки разбитых банд и отдельные бандиты, сбежавшие из деревень, где восстановлена Советская власть, собираются в лесах и оттуда производят набеги на мирных жителей. Для немедленной очистки лесов ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Леса, где прячутся бандиты, очистить ядовитыми газами, точно рассчитывать, чтобы облако удушливых газов распространялось полностью по всему лесу, уничтожая все, что в нем пряталось. 2. Инспектору артиллерии немедленно подать на места потребное количество баллонов с ядовитыми газами и нужных специалистов. 3. Начальникам боевых участков настойчиво и энергично выполнять настоящий приказ. 4. О принятых мерах донести. Командующий войсками Тухачевский Начальник штаба войск Генштаба Какурин Российский государственный военный архив Ф.34228. Оп.1. Д.292. Л.5

Слайд 43

Дальний Восток Территория от Читы до Владивостока контролировалась японцами Консолидация сил белого движения

Слайд 44

Сергей Георгиевич Лазо Русский дворянин, принявший активное участие за установление советской власти на Дальнем Востоке Был живьем сожжен японцами в топке паровоза в качестве акта назидания

Слайд 47

Боневур В.Б. Герой-комсомолец, участник Гражданской война на ДВ Убит белогвардейцами Д.Нагишкин «Сердце Боневура »

Слайд 48

6 апреля 1920 г. – создание ДВР (буферное государство между Россией и Японией) Столица - Чита

Слайд 51

Используя противоречия между США и Япония ДВР добилась вывод японских войск Дальневосточная армия под командованием Блюхера В.К. и Уборевича И.П. перешли в наступление против остатков колчаковских войск, поднявших восстание против ДВР Октябрь 1922 г. войска ДВР заняли Хабаровск, Спасск, Владивосток Ноябрь 1922 г. – в ДВР – советская власть => 15 ноября 1922 г. принята в состав России

Слайд 52

Волочаевский бой, 5-14 февраля 1922 г. Одно из крупнейших сражений завершающего этапа Гражданской войны на подступах к Хабаровску В результате боёв 5—14 февраля 1922 года оборона войск Белоповстанческой армии была прорвана частями Народно-революционной армии Дальневосточной республики, и 14 февраля без боя был взят Хабаровск. Стратегическая инициатива перешла к Народно-революционной армии, что создало условия для освобождения Приморья, а затем привело к окончательному разгрому сил белых на Дальнем Востоке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Прмчины гражданской войны и интервенции в Росссии"

данной разработкой урока можно воспользоваться в 9 и 11 классах, учитывая возрастные особенности учащихся, к уроку можно подготовить презентацию с иллюстративным материалом и перечисленными сведениями...

Гражданская война и интервенция 1918-1920гг.

Презентация по теме "Гражданская война и интервенция 1918-1920 гг....

Блок уроков по теме ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ИНТЕРВЕНЦИЯ В РОССИИ 1918-1921 г.г.

Блок уроков по теме ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ИНТЕРВЕНЦИЯ В РОССИИ 1918-1921 г.г.материал показывает форму подачи знаний ученикам....

Конспект открытого урока истории в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция"

Конспект открытого урока по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция". Конспект включает подробный материал для урока с элементами краеведения. Это вызывает у детей повышенны...

методическая разработка урока "Гражданская война и интервенция"

Аннотация Данный урок реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9, 11 классов.В процессе деятельности учащиеся находят ответы на проблемные вопросы, обобщаю...

Презентация к уроку "Гражданская война и интервенция"

Презентация является наглядным материалом к уроку "Гражданская война и интервенция", который реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9;11 классов...