Конспект урока по истории 6 класс "Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Данный урок разработан в рамках ФГОСа. Методы обучения: проблемное изложение, эвристическая беседа. Схема работы такова: учитель произносит факт, задает проблемный вопрос, ученики строят суждения и логический вывод, в сложных случаях учитель помогает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2.neoliticheskaya_revolyutsiya._pervye_skotovody_zemledeltsy_remeslenniki.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники
Цели и задачи:
- познакомить с понятие «неолитическая революция»
- изучить зарождение земледелия, скотоводства, ремесла
- активизировать учащихся на построение суждений и логических выводов
- познакомить с понятиями ремесленники, эксплуатация, вождеводство, соседская община, союз племен, государство, народ, этнос.
Методы обучения: проблемное изложение, эвристическая беседа.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию, изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями, обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога.
Предметные: определение исторических процессов, событий во времени, определение и использование исторических понятий и терминов, овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию, понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека
Метапредметные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога), определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Учитель: сегодня мы изучим понятие «неолитическая революция», которое считается самым важным событием в истории человечества. Поэтому целью урока является получение ответа на вопрос «Почему неолитическая революция считается самым важным событием в истории человечества?».
Этапы этого события построены в логическую цепочку – одно вытекает из другого, поэтому наш урок будет основан на построение логических выводов. Схема работы такова: учитель произносит факт, ученики строят логический вывод, в сложных случаях учитель помогает.
- Изучение нового учебного материала
Учитель рассказывает факты из истории, ученики строят аргументированные выводы (в сложных случаях при помощи учителя).
Учитель:
События периода неолита:
- Земледелие 5-6 тыс. лет назад на юге России постепенно зарождается земледелие – обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений. Как это произошло?
Ответы учеников: человек заметил, что несъеденные им семена плодов, попадая в землю, дают всходы. Затем он стал собирать и сажать крупные семена.
Учитель: Это привело к тому, что?
Ответы учеников: появились специальные орудия для обработки земли: мотыги с каменными наконечниками.
Учитель:
Еще в палеолите человек сделал собаку домашним животным, затем человек стал приручать коз, свиней, коров, лошадей – таким образом?
Ответы учеников: таким образом, на смену охоте пришло скотоводство – одомашнивание животных.
Учитель:
Таким образом, неолитическая революция – переход человека от присваивающего к производящему хозяйству. Почему переход от присваивающего к производящему хозяйству называют революцией? Что хотят подчеркнуть этим словом?
Ответы учеников – потому что…, то, что
Учитель:
Что еще научились делать люди:
- Обжигать глину и изготавливать керамическую посуду
- Прясть волокна и ткань, шить одежду из ткани
- Обрабатывать металлы (медь, бронзу, железо)
- Обмениваться продуктами
Почему люди научились это делать?
Ответы учеников – люди научились это делать потому что…
Учитель:
Влияние климатических условий на занятия людей:
- в северных лесных районах европейской части России и в Сибири население занималось охотой, рыболовством, собирательством – таким образом?
Ответы учеников – таким образом, скотоводческие племена осваивали степные районы и переходили к кочевому образу жизни.
Учитель:
- в лесостепной полосе расселялись земледельческие племена, - занятия земледелием требует продолжительной жизни в одном месте, таким образом?
Ответы учеников - таким образом, земледельческие племена перешли к оседлой жизни
Учитель: следовательно? – у них появились поселения, похожие на города.
Первые ремесленники – люди, производящие изделия для всего племени, часто не занимались земледелием.
Учитель:
Происходили перемены в организации жизни людей. В родовых общинах и племенах выделялись старейшины и вожди. Это были люди, которые пользовались всеобщим уважением. Почему?
Ответы учеников – старейшины и вожди пользовались всеобщим уважением потому что…
Учитель:
Старейшины руководили общими работами, контролировали обмен с другими племенами, следили, чтобы люди не нарушали сложившиеся порядки. Вожди возглавляли военные походы. Таким образом, что делали старейшины и вожди?
Ответы учеников – таким образом, старейшины и вожди управляли своими соплеменниками.
Учитель:
С появлением излишков и развитием обмена старейшины и вожди получали возможность сосредотачивать в своих руках большие запасы. Таким образом, они выделялись уже не только своим авторитетом, но и богатством. Таким образом, к чему это привело?
Ответы учеников - таким образом, это привело к появлению социального неравенства.
Учитель:
Накопление значительных ценностей у одних племен вызывало у других желание отобрать их. К чему это приводило?
Ответы учеников - это приводило к военным столкновениям между племенами.
Учитель:
Взятых в плен врагов теперь не убивали, а превращали в рабов. Владельцами рабов становились знатные и богатые люди. Теперь они могли не трудиться, на них работали рабы. К чему это привело?
Ответы учеников - это привело к расширению социального неравенства.
Учитель:
Таким образом, это привело к зарождению эксплуатации – присвоение результатов чужого труда.
Совершенствование орудий труда позволяло отдельным семьям вести хозяйство самостоятельно. К чему это приводило?
Ответы учеников – это привело к тому что, родовые узы слабели, нередко отдельные семьи покидали своих соплеменников и селились в чужих общинах.
Учитель:
Таким образом, на смену родовой общине пришла соседская (территориальная) – объединение людей не по кровному родству, а по совместному проживанию на определенной территории. Постепенно несколько деревень объединялись под властью верховного вождя, так образовалось вождеводство. Племена, имевшие тесные связи друг с другом, объединялись в союзы племен. Почему племена объединялись в союзы племен?
Ответы учеников - племена объединялись в союзы племен потому что, им было выгодно защищаться от совместного врага.
Учитель:
Во главе союза племен становились люди, для которых управление своей землей и ее защита являлись главным занятием. Они устанавливали общие и обязательные для всех правила поведения – законы, и следили за их исполнением. Зачем нужны законы?
Ответы учеников - им нужны были законы потому что…
Учитель:
Все эти изменения приводили к постепенному распаду первобытно-общинного строя и появлению новой формы организации жизни общества. Таким образом, на смену первобытному обществу приходит государство. В процессе отмирания родо-племенных отношений люди перестали ощущать себя родичами или соплеменниками. Таким образом, происходило становление народа или этноса. Каждый народ говорил на своем языке, проживал на собственной территории, был связан общей хозяйственной и культурной жизнью.
- Закрепление учебного материала
- как и почему менялась организация жизни людей?
- в чем отличия родовой общины от соседской?
- почему неолитическая революция считается самым важным событием в истории человечества? – потому что переход к производящему хозяйству привел к резкому ускорению исторического развития.
Рефлексия
Незаконченное предложение:
- самым интересным для меня было..., потому что...;
- сегодня на уроке я узнал(а)...;
- мне понравилось..., потому что...;
- мне не понравилось...
4. Задание на дом
- Материал «Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники» на стр. 15-18 учебника пересказ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 5 классе на тему "Первобытные земледельцы и скотоводы"
Разработка урока рассчитана на 2 учебных часа, которая включает различные методы оргизации урока...
Конспект урока по истории "Как жили земледельцы и ремесленники Древнего Египта"
1. Цели урока: - деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельнос...
Конспект урока по истории для СПО первый курс
Конспект урока по истории для СПО первый курс(проблемное обучение)...
История России 6 класс Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы и ремесленники
Технологическая карта урока "Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники", так же сопроводительная презентация к уроку. Данный материал разработан по учебнику ...
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности по учебнику И. М. Арсентьева, А. А. Данилова по теме "Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники"...
Презентация по истории России "Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники".
Презентация по истории России. 6 класс....
Конспект урока по истории: "Октябрьская революция" 9 класс
Урок изучения нового материала для 9 класса по теме "Октябрьская революция", цель которого рассмотрение причин, хода революции; формирование представления о новом политическом режиме....