Конспект урока по истории 6 класс "Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Данный урок разработан в рамках ФГОСа. Методы обучения: проблемное изложение, эвристическая беседа. Схема работы такова: учитель произносит факт, задает проблемный вопрос, ученики строят суждения и логический вывод, в сложных случаях учитель помогает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники
Цели и задачи:
- познакомить с понятие «неолитическая революция»
- изучить зарождение земледелия, скотоводства, ремесла
- активизировать учащихся на построение суждений и логических выводов
- познакомить с понятиями ремесленники, эксплуатация, вождеводство, соседская община, союз племен, государство, народ, этнос.
Методы обучения: проблемное изложение, эвристическая беседа.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию, изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями, обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога.
Предметные: определение исторических процессов, событий во времени, определение и использование исторических понятий и терминов, овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию, понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека
Метапредметные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога), определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Учитель: сегодня мы изучим понятие «неолитическая революция», которое считается самым важным событием в истории человечества. Поэтому целью урока является получение ответа на вопрос «Почему неолитическая революция считается самым важным событием в истории человечества?».
Этапы этого события построены в логическую цепочку – одно вытекает из другого, поэтому наш урок будет основан на построение логических выводов. Схема работы такова: учитель произносит факт, ученики строят логический вывод, в сложных случаях учитель помогает.
- Изучение нового учебного материала
Учитель рассказывает факты из истории, ученики строят аргументированные выводы (в сложных случаях при помощи учителя).
Учитель:
События периода неолита:
- Земледелие 5-6 тыс. лет назад на юге России постепенно зарождается земледелие – обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений. Как это произошло?
Ответы учеников: человек заметил, что несъеденные им семена плодов, попадая в землю, дают всходы. Затем он стал собирать и сажать крупные семена.
Учитель: Это привело к тому, что?
Ответы учеников: появились специальные орудия для обработки земли: мотыги с каменными наконечниками.
Учитель:
Еще в палеолите человек сделал собаку домашним животным, затем человек стал приручать коз, свиней, коров, лошадей – таким образом?
Ответы учеников: таким образом, на смену охоте пришло скотоводство – одомашнивание животных.
Учитель:
Таким образом, неолитическая революция – переход человека от присваивающего к производящему хозяйству. Почему переход от присваивающего к производящему хозяйству называют революцией? Что хотят подчеркнуть этим словом?
Ответы учеников – потому что…, то, что
Учитель:
Что еще научились делать люди:
- Обжигать глину и изготавливать керамическую посуду
- Прясть волокна и ткань, шить одежду из ткани
- Обрабатывать металлы (медь, бронзу, железо)
- Обмениваться продуктами
Почему люди научились это делать?
Ответы учеников – люди научились это делать потому что…
Учитель:
Влияние климатических условий на занятия людей:
- в северных лесных районах европейской части России и в Сибири население занималось охотой, рыболовством, собирательством – таким образом?
Ответы учеников – таким образом, скотоводческие племена осваивали степные районы и переходили к кочевому образу жизни.
Учитель:
- в лесостепной полосе расселялись земледельческие племена, - занятия земледелием требует продолжительной жизни в одном месте, таким образом?
Ответы учеников - таким образом, земледельческие племена перешли к оседлой жизни
Учитель: следовательно? – у них появились поселения, похожие на города.
Первые ремесленники – люди, производящие изделия для всего племени, часто не занимались земледелием.
Учитель:
Происходили перемены в организации жизни людей. В родовых общинах и племенах выделялись старейшины и вожди. Это были люди, которые пользовались всеобщим уважением. Почему?
Ответы учеников – старейшины и вожди пользовались всеобщим уважением потому что…
Учитель:
Старейшины руководили общими работами, контролировали обмен с другими племенами, следили, чтобы люди не нарушали сложившиеся порядки. Вожди возглавляли военные походы. Таким образом, что делали старейшины и вожди?
Ответы учеников – таким образом, старейшины и вожди управляли своими соплеменниками.
Учитель:
С появлением излишков и развитием обмена старейшины и вожди получали возможность сосредотачивать в своих руках большие запасы. Таким образом, они выделялись уже не только своим авторитетом, но и богатством. Таким образом, к чему это привело?
Ответы учеников - таким образом, это привело к появлению социального неравенства.
Учитель:
Накопление значительных ценностей у одних племен вызывало у других желание отобрать их. К чему это приводило?
Ответы учеников - это приводило к военным столкновениям между племенами.
Учитель:
Взятых в плен врагов теперь не убивали, а превращали в рабов. Владельцами рабов становились знатные и богатые люди. Теперь они могли не трудиться, на них работали рабы. К чему это привело?
Ответы учеников - это привело к расширению социального неравенства.
Учитель:
Таким образом, это привело к зарождению эксплуатации – присвоение результатов чужого труда.
Совершенствование орудий труда позволяло отдельным семьям вести хозяйство самостоятельно. К чему это приводило?
Ответы учеников – это привело к тому что, родовые узы слабели, нередко отдельные семьи покидали своих соплеменников и селились в чужих общинах.
Учитель:
Таким образом, на смену родовой общине пришла соседская (территориальная) – объединение людей не по кровному родству, а по совместному проживанию на определенной территории. Постепенно несколько деревень объединялись под властью верховного вождя, так образовалось вождеводство. Племена, имевшие тесные связи друг с другом, объединялись в союзы племен. Почему племена объединялись в союзы племен?
Ответы учеников - племена объединялись в союзы племен потому что, им было выгодно защищаться от совместного врага.
Учитель:
Во главе союза племен становились люди, для которых управление своей землей и ее защита являлись главным занятием. Они устанавливали общие и обязательные для всех правила поведения – законы, и следили за их исполнением. Зачем нужны законы?
Ответы учеников - им нужны были законы потому что…
Учитель:
Все эти изменения приводили к постепенному распаду первобытно-общинного строя и появлению новой формы организации жизни общества. Таким образом, на смену первобытному обществу приходит государство. В процессе отмирания родо-племенных отношений люди перестали ощущать себя родичами или соплеменниками. Таким образом, происходило становление народа или этноса. Каждый народ говорил на своем языке, проживал на собственной территории, был связан общей хозяйственной и культурной жизнью.
- Закрепление учебного материала
- как и почему менялась организация жизни людей?
- в чем отличия родовой общины от соседской?
- почему неолитическая революция считается самым важным событием в истории человечества? – потому что переход к производящему хозяйству привел к резкому ускорению исторического развития.
Рефлексия
Незаконченное предложение:
- самым интересным для меня было..., потому что...;
- сегодня на уроке я узнал(а)...;
- мне понравилось..., потому что...;
- мне не понравилось...
4. Задание на дом
- Материал «Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники» на стр. 15-18 учебника пересказ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/15/picture-274072-1373877759.jpg)
Конспект урока в 5 классе на тему "Первобытные земледельцы и скотоводы"
Разработка урока рассчитана на 2 учебных часа, которая включает различные методы оргизации урока...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/31/picture-1110299-1548924485.jpg)
Конспект урока по истории "Как жили земледельцы и ремесленники Древнего Египта"
1. Цели урока: - деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельнос...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/18/picture-198101-1568795528.jpg)
Конспект урока по истории для СПО первый курс
Конспект урока по истории для СПО первый курс(проблемное обучение)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/26/picture-1097979-1580046486.jpg)
История России 6 класс Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы и ремесленники
Технологическая карта урока "Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники", так же сопроводительная презентация к уроку. Данный материал разработан по учебнику ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/27/picture-1103392-1603782414.jpg)
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности по учебнику И. М. Арсентьева, А. А. Данилова по теме "Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/05/picture-600049-1501941658.jpg)
Презентация по истории России "Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники".
Презентация по истории России. 6 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/10/picture-1341582-1628597255.jpg)
Конспект урока по истории: "Октябрьская революция" 9 класс
Урок изучения нового материала для 9 класса по теме "Октябрьская революция", цель которого рассмотрение причин, хода революции; формирование представления о новом политическом режиме....