Конспект урока по истории 6 класс "Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Данный урок разработан в рамках ФГОСа. Методы обучения: проблемное изложение, эвристическая беседа. Схема работы такова: учитель произносит факт, задает проблемный вопрос, ученики строят суждения и логический вывод, в сложных случаях учитель помогает. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

     Цели и задачи:

- познакомить с понятие «неолитическая революция»

- изучить зарождение земледелия, скотоводства, ремесла

- активизировать учащихся на построение суждений и логических выводов

- познакомить с понятиями ремесленники, эксплуатация, вождеводство, соседская община, союз племен, государство, народ, этнос.

    Методы обучения: проблемное изложение, эвристическая беседа.

Планируемые результаты:

      Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию, изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями, обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога.

      Предметные:   определение исторических процессов, событий во времени, определение и использование исторических понятий и терминов, овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию,  понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека         

      Метапредметные:  организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога), определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

      Учитель: сегодня мы изучим понятие «неолитическая революция»,  которое считается самым важным событием в истории человечества. Поэтому целью урока  является получение ответа на вопрос «Почему неолитическая революция считается самым важным событием в истории человечества?».

     Этапы этого события построены в логическую цепочку – одно вытекает из другого, поэтому наш урок будет основан на построение логических выводов. Схема работы такова: учитель произносит факт, ученики строят логический вывод, в сложных случаях учитель помогает.

  1. Изучение нового учебного материала

       Учитель рассказывает факты из истории, ученики строят аргументированные выводы (в сложных случаях при помощи учителя).

      Учитель:

События периода неолита:

- Земледелие 5-6 тыс. лет назад на юге России постепенно зарождается земледелие – обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений. Как это произошло?

      Ответы учеников:  человек заметил, что несъеденные им семена плодов, попадая в землю, дают всходы. Затем он стал собирать и сажать крупные семена.  

       Учитель: Это привело к тому, что?

       Ответы учеников: появились специальные орудия для обработки земли: мотыги с каменными наконечниками.

      Учитель:

Еще в палеолите человек сделал собаку домашним животным, затем человек стал приручать коз, свиней, коров, лошадей – таким образом?

    Ответы учеников: таким образом, на смену охоте пришло скотоводство – одомашнивание животных.

     Учитель:

     Таким образом, неолитическая революция – переход человека от присваивающего к производящему хозяйству. Почему переход от присваивающего к производящему хозяйству называют революцией? Что хотят подчеркнуть этим словом?

    Ответы учеников – потому что…, то, что

Учитель:

Что еще научились делать люди:

  1. Обжигать глину и изготавливать керамическую посуду
  2. Прясть волокна и ткань, шить одежду из ткани
  3. Обрабатывать металлы (медь, бронзу, железо)
  4. Обмениваться продуктами

Почему люди научились это делать?

     Ответы учеников – люди научились это делать потому что…

     Учитель:

Влияние климатических условий на занятия людей:

- в северных лесных районах европейской части России и в Сибири население занималось охотой, рыболовством, собирательством – таким образом?

    Ответы учеников – таким образом, скотоводческие племена осваивали степные районы и переходили к кочевому образу жизни.

    Учитель:

- в лесостепной полосе расселялись земледельческие племена, - занятия земледелием требует продолжительной жизни в одном месте, таким образом?

   Ответы учеников - таким образом,  земледельческие племена перешли к оседлой жизни

 Учитель: следовательно? – у них появились поселения, похожие на города.

     Первые ремесленники – люди, производящие изделия для всего племени, часто не занимались земледелием.

   Учитель:

Происходили перемены в организации жизни людей. В родовых общинах и племенах выделялись старейшины и вожди. Это были люди, которые пользовались всеобщим уважением. Почему?

     Ответы учеников – старейшины и вожди пользовались всеобщим уважением потому что…

     Учитель:

Старейшины руководили общими работами, контролировали обмен с другими племенами, следили, чтобы люди не нарушали сложившиеся порядки. Вожди возглавляли военные походы. Таким образом, что делали старейшины и вожди?

     Ответы учеников – таким образом, старейшины и вожди управляли своими соплеменниками.

    Учитель:

С появлением излишков и развитием обмена старейшины и вожди получали возможность сосредотачивать в своих руках большие запасы. Таким образом, они выделялись уже не только своим авторитетом, но и богатством. Таким образом, к чему это привело?

      Ответы учеников - таким образом, это привело к появлению социального неравенства.

    Учитель:

Накопление значительных ценностей у одних племен вызывало у других желание отобрать их. К чему это приводило?

    Ответы учеников - это приводило к военным столкновениям между племенами.

    Учитель:

Взятых в плен врагов теперь не убивали, а превращали в рабов. Владельцами рабов становились знатные и богатые люди. Теперь они могли не трудиться, на них работали рабы. К чему это привело?

     Ответы учеников - это привело к расширению социального неравенства.

     Учитель:

Таким образом, это привело к зарождению эксплуатации – присвоение результатов чужого труда.

Совершенствование орудий труда позволяло отдельным семьям вести хозяйство самостоятельно. К чему это приводило?

     Ответы учеников – это привело к тому что, родовые узы слабели, нередко отдельные семьи покидали своих соплеменников и селились в чужих общинах.

    Учитель:

Таким образом, на смену родовой общине пришла соседская (территориальная) – объединение людей не по кровному родству, а по совместному проживанию на определенной территории. Постепенно несколько деревень объединялись под властью верховного вождя, так образовалось вождеводство. Племена, имевшие тесные связи друг с другом, объединялись в союзы племен. Почему племена объединялись в союзы племен?

     Ответы учеников - племена объединялись в союзы племен потому что, им было выгодно защищаться от совместного врага.

     Учитель:

Во главе союза племен становились люди, для которых управление своей землей и ее защита являлись главным занятием. Они устанавливали общие и обязательные для всех правила поведения – законы, и следили за их исполнением. Зачем нужны законы?

     Ответы учеников - им нужны были законы потому что…

     Учитель:

Все эти изменения приводили к постепенному распаду первобытно-общинного строя и появлению новой формы организации жизни общества. Таким образом, на смену первобытному обществу приходит государство. В процессе отмирания родо-племенных отношений люди перестали ощущать себя родичами или соплеменниками. Таким образом, происходило становление народа или этноса. Каждый народ говорил на своем языке, проживал на собственной территории, был связан общей хозяйственной и культурной жизнью.

  1. Закрепление учебного материала

- как и почему менялась организация жизни людей?

- в чем отличия родовой общины от соседской?

- почему неолитическая революция считается самым важным событием в истории человечества? – потому что переход к производящему хозяйству привел к резкому ускорению исторического развития.

Рефлексия

     Незаконченное предложение:

- самым интересным для меня было..., потому что...;

- сегодня на уроке я узнал(а)...;

- мне понравилось..., потому что...;

- мне не понравилось...

4. Задание на дом

 - Материал «Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники» на стр. 15-18 учебника пересказ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 5 классе на тему "Первобытные земледельцы и скотоводы"

Разработка урока рассчитана на 2 учебных часа, которая включает различные методы оргизации урока...

Конспект урока по истории "Как жили земледельцы и ремесленники Древнего Египта"

1. Цели урока: - деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельнос...

Конспект урока по истории для СПО первый курс

Конспект урока по истории для  СПО первый курс(проблемное обучение)...

История России 6 класс Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы и ремесленники

Технологическая карта урока "Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники", так же сопроводительная презентация к уроку.  Данный материал разработан по учебнику ...

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности по учебнику  И. М. Арсентьева, А. А. Данилова по теме "Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники"...

Конспект урока по истории: "Октябрьская революция" 9 класс

Урок изучения нового материала для 9 класса по теме "Октябрьская революция", цель которого рассмотрение причин, хода революции; формирование представления о новом политическом режиме....