УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР (ВАРИАНТ 7.1)
рабочая программа по истории (7 класс) на тему
Рабочая программа по истории для детей с ОВЗ (ЗПР) по истории, 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_ist._ovz.doc | 203 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28 Г.ТОМСКА
РАССМОТРЕНО На заседании научно-методического совета Протокол № От « » _____ 2016 г | УТВЕРЖДЕНО Приказом № ______ от « » _______ 2016 г Директор школы_____________ Н.А.Гринькова |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР (ВАРИАНТ 7.1)
Класс __7__
Всего часов на изучение программы __68__
Количество часов в неделю __2__
Составитель:
Мясников В.В.,
учитель истории и обществознания
Томск 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) разработана рабочая программа учебного курса «История» для обучающихся с задержкой психического развития. Она содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условия её реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей учащихся. Рабочая программа разработана на основе примерной программы по учебным предметам (История 5-9 кл. М.: Просвещение, 2010г.; примерной программы курса «История России» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (М.: Просвещение, 2010)с учётом:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минобрнауки РФ от 6.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 15785);
3.Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2011 г., рег. № 19707);
4. Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011 г., рег. № 22540);
5. Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012г № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент ГОС НОО, ООО, утвержденный приказом Минобр РФ от 5 марта 2004 г. № 1089»;
6. Приказ Минобрнауки РФ от 18.12.2012г № 1060 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 11 февраля 2013 г., рег. № 26993);
7. Приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2014г № 1643 «О внесении изменений в приказ Минобр науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»(зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2015 г., рег. № 35916);
8. Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016г. № 40936);
9. Приказ Минобрнауки Р.Ф от 19.12.2014 №1598 «об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом РФ 03.02.2015г №35847);
10. Фундаментальное ядро содержания общего образования/под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 2-е изд. – Москва, «Просвещение», 2010. (Стандарты второго поколения).
11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России/ под ред. А.Я.Данилюка, А.М.Кондакова, В.А.Тишкова; Москва, «Просвещение», 2009 (Стандарты второго поколения).
Ведущая идея настоящего курса – изучение родного истории с позиции её духовной, культурно-исторической ценности. В результате изучения курса истории учащиеся должны получить знания об основных процессах, происходивших в различных странах в XX веке, но прежде всего, в России, чертах развития этих стран, о причинах войн и конфликтов, о реформах, об использовании НТП развитыми странами для создания своего могущества, о политике государств в различные годы. Школьники должны научиться методам исторического анализа, выявлению предпосылок, причин явлений, использовать различные исторические источники, владеть различными способами самостоятельной работы, приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуры. Курс предполагает помочь учащимся анализировать конкретные ситуации, уметь видеть и решать проблемы.
Обоснование выбора данной программы
Данная программа выбрана за основу по следующим причинам:
- Подобная программа является базовой для 7 класса общеобразовательного учреждения;
- Именно данная программа обеспечена материальной базой на полноценном уровне в образовательном учреждении;
- Данная программа наполнена теми целями и задачами, а так же методическим материалом, который реальнее адаптировать для детей с ЗПР.
Изменения, внесённые в авторскую программу
Из-за того, что данная программа является наиболее подходящей для адаптации, изменениям подверглось малое количество материала как методического, так и содержательного.
- Прежде всего, было сокращено количество тем за счёт исключения наиболее сложных и глубоких для понимания для детей с ЗПР;
- Прописаны подходящие для детей с ЗПР методики обучения;
- Учтены психоэмоциональные особенности детей с ЗПР.
Основная часть
Реализация программы позволяет достичь следующих целей:
1) воспитать патриотизм, уважение к истории своей страны;
2) освоить знания о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи;
3) овладеть элементарными методами исторического познания, уметь работать с различными историческими историями;
4) применять полученные знания для жизни в сложном современном обществе.
При этом отбор фактического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к своей стране, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
Задачи изучения истории в основной школе:
• формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
• формирование у учащихся целостного представления об историческом пути развития России и о судьбах населяющих её народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
• воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убеждённости в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе;
• развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
Основные функции курса:
формирование исторического мышления: умение анализировать и описывать события с разных точек зрения, самостоятельно истолковывать факты и события. В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся должны овладеть умениями:
1. определять и объяснять понятия;
2. уметь выделять главную мысль в учебнике, рассказе учителя;
3. анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию;
4. владеть устной и письменной речью, вести диалог, участвовать в дискуссиях;
5. осуществлять самоконтроль и самооценку.
Данная программа предполагает дифференцированную помощь для обучающихся с задержкой психического развития:
• инструкция учителя для освоения работы с книгами,
• переконструирование содержания учебного материала с ориентацией на зону ближайшего развития ученика,
• опора на жизненный опыт ребёнка,
• использование наглядных, дидактических материалов,
• итог выступления учащихся обсуждают по алгоритму-сличения, сильный ученик самостоятельно отвечает на итоговые вопросы, слабым даётся опорная схема-алгоритм,
• реконструкция урока с ориентиром на включение разнообразных индивидуальных форм преподнесения заданий,
• использование более широкой наглядности и словесной конкретизации общих положений большим количеством наглядных примеров и упражнений, дидактических материалов,
• использование при преобразовании извлеченной информации из учебника и дополнительных источников знаний опорной карты-сличения, опорной схемы алгоритма,
• использование заданий индивидуального содержания,
• при ответе на итоговые вопросы использование опорной схемы-алгоритмы, наглядные, дидактические материалы.
Место курса в базисном учебном плане
Учебным планом на этот курс отводится 2 ч. в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год: всеобщая история – 28 ч. и История России – 40 ч. Она предусматривает повторительно-обобщающие уроки, которые предполагают контроль знаний по разделам, а также итоговое повторение, использование тестов, составление таблиц, устный опрос и другие формы контроля.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета «История»
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:
- российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
- ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родо-видовых связей и др.);
- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с учениками, освоение основ межкультурного взаимодействия школе и социальном окружении;
- умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты освоения курса отечественнойистории предполагают, что у учащегося сформированы:
- целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
- базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
- способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;
- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
- Содержание учебного предмета «История»
РОССИЯ В XVI—XVII ВЕКАХ:ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ
Тема 1. Россия в XVI веке
Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.
Органы государственной власти. Приказная система, формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и Церковь.
Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы.
Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления.
Внешняя политика России в XV в. Создание стрелецких полков и «Уложения о службе». Присоединение Казанского и Астра-ханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.
Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян, указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.
Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская православная церковь. Мусульманское духовенство.
Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах её характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.
Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства, указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.
Тема 2. Смута в России
Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в том числе в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.
Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.
Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.
Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственно-сти. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борь-ба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.
Тема 3. Россия в XVII веке
Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского, итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.
Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.
Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание под руководством Степана Разина.
Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой; противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с ЗапорожскойСечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин.
Культурное пространство
Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч — корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.
Изменения в картине мира в XVI—XVII вв. и повседневная жизнь человека. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быте высших слоев населения страны.
Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, АлевизФрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.
Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.
Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. «Домострой». Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.
Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории.
Региональный компонент
Наш регион в XVI—XVII вв.: Томская область до русских. Первые поселенцы, основание города Томска. Военное значение территорий. Развитие торговли при сохранении военного характера города.
ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИЯ
Вводная тема. Рубеж Средневековья и Нового времени.
С чего началось Новое время? Понятие аграрного общества и признаки его разрушения. Раннее и позднее Новое время.
Европа на пороге Нового времени: особенности средневековой католической цивилизации (роль католической церкви, рост городов и торговли, науки и образования и т.д.); европейские страны между раздробленностью и централизацией, империя Карла V Габсбурга и угроза со стороны Османской империи.
Тема 1. Начало Нового времен. Конец XV – начало XVII века
Великие географические открытия: их причины, основные события и герои (Колумб – 1492 г., Васко да Гама – 1498 г., Магеллан – 1519-1522 гг.), последствия (крах средневековой картины мира, начало создания мирового рынка).
Начало колониальных захватов: причины, основные события (конкистадор Кортес – 1519 г.) и последствия (образование колоний и колониальных империй). Судьба американских индейцев и других жителей захваченных европейцами территорий.
Эпоха Возрождения: основные черты, деятели (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Шекспир), достижения (новые темы и идеи искусства Нового времени, его культурное наследие). Смена средневекового аскетизма идеями гуманизма.
Реформация: причины, основные события и лидеры: 1517 г. - М. Лютер (основные идеи и судьба), Ж. Кальвин (основные идеи и судьба). Крестьянская война в Германии и королевская реформация. Образование протестантских церквей: лютеранской, кальвинистской, англиканской и их основные отличия от католицизма.
Контрреформация: причины, роль Тридентского собора. Значение И. Лойолы (особенности судьбы и личности) и ордена иезуитов. Начало религиозных войн и изменение политической карты Европы: борьба протестантских и католических стран.
Начало процесса разрушения аграрного общества в Европе XVI–XVII веков и перерождение средневековой католической цивилизации в западную цивилизацию Нового времени. Зарождение капиталистических отношений между новыми классами: капиталистами (буржуазией, предпринимателями) и наемными рабочими, развитие торговли, мануфактурной промышленности. Технический прогресс в Новое время. Начало создания научной картины мира (Коперник, Галилей и др.). Влияние перемен на искусство (стиль барокко) – культурное наследие Нового времени.
Тема 3. Страны западной цивилизации. Конец XVI - начало XVIII века.
Испанский абсолютизм и Нидерландская буржуазная революция (конец XVI века): причины (развитие капиталистических отношений), основные события и результаты. Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Нидерландах.
Утверждение абсолютизма в Англии: роль Елизаветы I, победа над испанским флотом в 1588 г., абсолютный монарх и парламент, Карл I.
Английская буржуазная революция: причины (развитие капиталистических отношений), основные события и лидеры (1640 г., 1649 г., гражданская война и Кромвель, 1688 г.), итоги (создание парламентской монархии). Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Англии (Великобритании).
Утверждение абсолютизма во Франции (Людовик XIV). Развитие других европейских стран (Германия, Италия, Речь Посполитая). Разные темпы разрушения аграрного общества.
Международные отношения в Новое время: борьба великих европейских держав за господство, Тридцатилетняя война (1618-1648): причины и значение.
Обобщение и контроль.
- Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы
РОССИЯ В XVI—XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ (40 часов)
НОВОЕ ВРЕМЯ (28 часов)
№ урока | Тема | Вид деятельности учащегося |
1 | Что изучает история нового времени. | Использовать ранее изученный материал Анализировать источники. Объяснять понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории. Европа в конце средневековья. Что изучает новая история. Хронологические рамки нового времени. Человек Нового времени. Черты нового общества. |
Великие географические открытия и их последствия. | ||
2 | Эпоха Великих географических открытий. | Работать с картой (показывать маршруту путешествий) Выделять главное в тексте Анализировать документы. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Пиратство. Ф. Дрейк. Новые изобретения и усовершенствования. Новое в военном деле и судостроении. Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Начало создания колониальных империй. |
Эпоха Возрождения. | ||
3 | Абсолютизм в Европе. | Выделять главное в рассказе учителя и в тексте Составлять схемы Составлять устный рассказ по сюжету. Значение абсолютизма для развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Короли и церковь. Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. |
4 | Хозяйственная жизнь Европы в XVI-XVII вв. | Устанавливать причинно-следственные связи Работать с учебником. Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании. |
5 | Социальная структура европейского общества. | Самостоятельно работать с учебником и документами Пользоваться иллюстрациями. Буржуазия нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои общества. Законы о нищих. Главные беды – эпидемии, голод и войны. Изменения в структуре питания и в моде. |
6 | Философия гуманизма. | Сравнивать особенности развития культуры разных периодов Делать выводы. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. ШекспирН. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт. Высокое Возрождение: античное наследие и «диалог культур». Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас мор. Шекспир и Сервантес: спор о Человеке. Музыкальное искусство Западной Европы. |
7 | Живопись Высокого Возрождения. Наука. | Характеризовать особенности развития культуры Описывать достижения культуры Сравнивать и анализировать взгляды ученых. Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. Особенности искусства Испании и Голландии. Новые шаги в постижении тайн природы. Вселенная глазами Н. Коперника, Д. Бруно, г. Галилея. Создание И.Ньютоном новой картины мира. Ф.Бэкон и Р.Декарт. Д. Локк. |
Реформация. Утверждение абсолютизма. | ||
8 | Начало Реформации в Европе. | Составлять план ответа на вопрос Объяснять термины и понятия. Причины Реформации и её распространение в Европе. Мартин Лютер. Основные положения его учения. Народная Реформация и крестьянская война. Томас Мюнцер. Католики и протестанты. |
9 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. | Использовать документы при ответе на вопрос. Религиозные войны. Ж.Кальвин и его учение о предопределении человека. Кальвинистская церковь. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Борьба католической церкви с реформацией. Филипп II против Реформации. |
10 | Англия в XVI веке. | Делать сравнительный анализ англиканской и католической церквей. Генрих VIII. Елизавета I. Генрих VIII и начало Реформации «сверху». Содержание и методы королевской реформации. Елизавета I. Укрепление англиканской церкви и абсолютизма. Борьба с Испанией. |
11 | Франция в XVI- первой половине XVII в. | Составлять характеристику историческим деятелям Оценивать явления. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон. Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Усиление Франции к середине XVII века. |
Первые буржуазные революции. | ||
12 | Нидерландская революция. | Выделять главное в тексте Работать с документами. Создание Голландской республики. Особенности экономического и политического развития Нидерландов. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны. |
13 | Великая английская революция. | Составлять характеристику историческим деятелям. Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. Реставрация монархии. Славная революция». |
14 | Международные отношения в XVI – XVIII вв. | Самостоятельно готовить сообщения по заданной теме Работать с картой. О. Кромвель. Причины международных конфликтов в XVI – XVIII вв. Тридцатилетняя война: причины и ход войны. Военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Окончание войны и её последствия. Вестфальский мир. |
Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения. | ||
15 | Век Просвещения. Культура эпохи Просвещения. | Выделять главное и систематизировать выделенное в таблицу. И. Ньютон. Д. Локк, Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Просветители XVIII в. Идеи просвещения. Экономические учения А. Смита, Ж.Тюрго. Художественная культура. Особенности развития литературы и музыки. |
16 | Промышленный переворот в Англии. | Составлять план и таблицу Выделять главное в тексте. Аграрная революция в Англии. Промышленный переворот, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). |
17 | Английские колонии в Северной Америке. | Работать с текстом учебника и дополнительными источниками. Б. Франклин. Первые колонии в Северной Америке. Колониальное общество: хозяйственная и политическая жизнь. Формирование североамериканской нации. Конфликт с метрополией. |
18 | Война за независимость и образование США. | Работать со схемой государственного устройства США. Т. Джефферсон. Дж. Вашингтон. Причины войны за независимость и её начало. Д.Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Ход войны, итоги и значение. Образование США. Конституция 1787 г. |
19 | Франция в XVIII в. Начало Великой Французской революции. | Устанавливать причинно-следственные связи Оперировать терминами и понятиями. Франция в середине XVIII в.: экономическое и политическое развитие. Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. |
20-21 | Великая Французская революция. | Анализировать текст документа Выделять главное. Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. |
22 | Колониальный период в Латинской Америке. Складывание латиноамериканского общества. | Составлять план ответа на вопрос Объяснять термины и понятия. Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество. Туссен Лувертюр. |
23-24 | Государства Востока в эпоху раннего Нового времени. | Использовать ранее изученный материал для решения проблемных задач. Государство – верховный собственник земли. Общинные порядки в деревне. Регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. |
25-26 | Государства Востока. Начало европейской колонизации. | Актуализировать ранее изученный материал для решения новых учебных проблем. Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая. Империя Цин. Образование централизов. государства в Японии. И. Токугава. Империя Великих Моголов и Индии. Кризис и распад империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Цинская империя. Русско-китайские отношения. Китай и Европа. Япония в период правления династии Токугавы. Правление сёгунов. «Закрытие» Японии. |
27-28 | Мир в эпоху раннего Нового времени. | Обобщать изученный материал Делать выводы. Переход от средневековья к новому времени (сущность и значение). Влияние революций XVII – XVIII вв. на дальнейшее развитие стран. |
Приложение
Материально-техническая база
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска
Литература
- Рабочая программапо Истории России / И.Л. Андреев и др.,из-во Дрофа, М.: 2016 – 124 с.
- История России, учебник для общеобразоват. организаций, 7 класс / И.Л. Андреев и др., из-во Дрофа, М.: 2016
- Анисимов Е. В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События.Даты. — СПб., 2010.
- Душенко К. Цитаты из русской истории от призвания варягов до нашихдней. — М., 2005.
- История русской культуры IX—XX веков / под ред. Л. В. Кошман. —М., 2006.
- Карацуба И. В., Курукин И. В., Соколов Н. П. Выбирая свою историю.«Развилки» на пути России: от Рюриковичей до олигархов. — М., 2014.
- Карамзин Н.В. История государства Российского, электронное приложение на DVD
- Кулешов С. В., Медушевский А. Н. Россия в системе мировых цивилизаций / под ред. О. В. Волобуева. — М., 2001.
- Петухова Н. Е. История налогообложения в России IX—ХХ вв. —М., 2008.
- Похлебкин В. В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 летв именах, датах, фактах: Справочник: в 3 т. — М., 1992—1998.
- Российская повседневность: от истоков до середины XIX века / под ред.Л. И. Семенниковой. — М., 2006.
- Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. —М., 2009.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
- Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: "Вано", 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа курса «История Древнего Мира» для обучающихся 5 классов
Рабочая учебная программа "История Древнего мира" для обучающихся 5 класса...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 6 класса (вариант 6.1, 6.2)
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 6 класса с нарушением работы опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1, 6.2)...
Программа "Физическая культура" для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1) 5 класс
Рабочая программа основного общего образования по физической культуре для 5-9 класса для детей ОВЗ с ЗПР составлена с учетом следующих нормативных документов:Фундаментального ядра содержания общего об...
Программа "Физическая культура" для обучающихся с УО (Вариант 9.1) 5 класс
Адаптированная рабочая программа по физической культуре для обучающихся 5-9 классов с легкой умственной отсталостью составлена на основании АООП ООО (Вариант 9.1.) ГБОУ «Речевой центр&raqu...
Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» для обучающихся 6 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» для обучающихся 6 класса разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актам...
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.1)
Примерная адаптированная основная Общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся С тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)...
Рабочая программа учителя – дефектолога для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1, вариант 7.2) «Учимся – играя» 1 – 4 класс.
Данная рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-развивающей занятий с обучающимися 1-4 класса с задержкой психического развития (ЗПР)....