УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР (ВАРИАНТ 7.1)
рабочая программа по истории (7 класс) на тему

Мясников Виталий Васильевич

Рабочая программа по истории для детей с ОВЗ (ЗПР) по истории, 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_ist._ovz.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28 Г.ТОМСКА

РАССМОТРЕНО

На заседании научно-методического совета

Протокол №

От «    » _____ 2016 г

УТВЕРЖДЕНО

Приказом № ______

от «    » _______ 2016 г

Директор школы_____________

Н.А.Гринькова

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР (ВАРИАНТ 7.1)

Класс __7__

Всего часов на изучение программы __68__

Количество часов в неделю __2__

Составитель:

Мясников В.В.,

учитель истории и обществознания

Томск 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) разработана рабочая программа учебного курса «История» для обучающихся с задержкой психического развития. Она содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условия её реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей учащихся. Рабочая программа разработана на основе примерной программы по учебным предметам (История 5-9 кл. М.: Просвещение, 2010г.; примерной программы курса «История России» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (М.: Просвещение, 2010)с учётом:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Минобрнауки РФ от 6.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 15785);

3.Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ  от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2011 г., рег. № 19707);

4. Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ  от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011 г., рег. № 22540);

5. Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012г № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент ГОС НОО, ООО, утвержденный приказом Минобр РФ от 5 марта 2004 г.  № 1089»;

6. Приказ Минобрнауки РФ от 18.12.2012г № 1060 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 11 февраля 2013 г., рег. № 26993);

7. Приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2014г № 1643 «О внесении изменений в приказ Минобр науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»(зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2015 г., рег. № 35916);

8. Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016г. № 40936);

9. Приказ Минобрнауки Р.Ф от 19.12.2014 №1598 «об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом РФ 03.02.2015г №35847);

10. Фундаментальное ядро содержания общего образования/под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 2-е изд. – Москва, «Просвещение», 2010. (Стандарты второго поколения).

11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России/ под ред. А.Я.Данилюка, А.М.Кондакова, В.А.Тишкова; Москва, «Просвещение», 2009 (Стандарты второго поколения).

Ведущая идея настоящего курса – изучение родного истории с позиции её духовной, культурно-исторической ценности. В результате изучения курса истории учащиеся должны получить знания об основных процессах, происходивших в различных странах в XX веке, но прежде всего, в России, чертах развития этих стран, о причинах войн и конфликтов, о реформах, об использовании НТП развитыми странами для создания своего могущества, о политике государств в различные годы. Школьники должны научиться методам исторического анализа, выявлению предпосылок, причин явлений, использовать различные исторические источники, владеть различными способами самостоятельной работы, приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуры. Курс предполагает помочь учащимся анализировать конкретные ситуации, уметь видеть и решать проблемы.

Обоснование выбора данной программы

Данная программа выбрана за основу по следующим причинам:

  1. Подобная программа является базовой для 7 класса общеобразовательного учреждения;
  2. Именно данная программа обеспечена материальной базой на полноценном уровне в образовательном учреждении;
  3. Данная программа наполнена теми целями и задачами, а так же методическим материалом, который реальнее адаптировать для детей с ЗПР.

Изменения, внесённые в авторскую программу

Из-за того, что данная программа является наиболее подходящей для адаптации, изменениям подверглось малое количество материала как методического, так и содержательного.

  1. Прежде всего, было сокращено количество тем за счёт исключения наиболее сложных и глубоких для понимания для детей с ЗПР;
  2. Прописаны подходящие для детей с ЗПР методики обучения;
  3. Учтены психоэмоциональные особенности детей с ЗПР.

Основная часть

Реализация программы позволяет достичь следующих целей:

1)        воспитать патриотизм, уважение к истории своей страны;

2)        освоить знания о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи;

3)        овладеть элементарными методами исторического познания, уметь работать с различными историческими историями;

4)        применять полученные знания для жизни в сложном современном обществе.

При этом отбор фактического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к своей стране, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

Задачи изучения истории в основной школе:

•        формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

•        формирование у учащихся целостного представления об историческом пути развития России и о судьбах населяющих её народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

•        воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убеждённости в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе;

•        развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

Основные функции курса:

формирование исторического мышления: умение анализировать и описывать события с разных точек зрения, самостоятельно истолковывать факты и события. В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся должны овладеть умениями:

1.        определять и объяснять понятия;

2.        уметь выделять главную мысль в учебнике, рассказе учителя;

3.        анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию;

4.        владеть устной и письменной речью, вести диалог, участвовать в дискуссиях;

5.        осуществлять самоконтроль и самооценку.

Данная программа предполагает дифференцированную помощь для обучающихся с задержкой психического развития:

• инструкция учителя для освоения работы с книгами,

• переконструирование содержания учебного материала с ориентацией на зону ближайшего развития ученика,

• опора на жизненный опыт ребёнка,

• использование наглядных, дидактических материалов,

• итог выступления учащихся обсуждают по алгоритму-сличения, сильный ученик самостоятельно отвечает на итоговые вопросы, слабым даётся опорная схема-алгоритм,

• реконструкция урока с ориентиром на включение разнообразных индивидуальных форм преподнесения заданий,

• использование более широкой наглядности и словесной конкретизации общих положений большим количеством наглядных примеров и упражнений, дидактических материалов,

• использование при преобразовании извлеченной информации из учебника и дополнительных источников знаний опорной карты-сличения, опорной схемы алгоритма,

• использование заданий индивидуального содержания,

• при ответе на итоговые вопросы использование опорной схемы-алгоритмы, наглядные, дидактические материалы.

Место курса в базисном учебном плане

Учебным планом на этот курс отводится 2 ч. в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год: всеобщая история – 28 ч. и История России – 40 ч. Она предусматривает повторительно-обобщающие уроки, которые предполагают контроль знаний по разделам, а также итоговое повторение, использование тестов, составление таблиц, устный опрос и другие формы контроля.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «История»

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
  • ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родо-видовых связей и др.);
  • использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с учениками, освоение основ межкультурного взаимодействия школе и социальном окружении;
  • умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты освоения курса отечественнойистории предполагают, что у учащегося сформированы:

  • целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
  • базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
  • способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;
  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
  • уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.

  1. Содержание учебного предмета «История»

РОССИЯ В XVI—XVII ВЕКАХ:ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ

Тема 1. Россия в XVI веке

Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.

Органы государственной власти. Приказная система, формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и Церковь.

Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы.

Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г.

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления.

Внешняя политика России в XV в. Создание стрелецких полков и «Уложения о службе». Присоединение Казанского и Астра-ханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.

Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян, указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.

Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская православная церковь. Мусульманское духовенство.

Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах её характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.

Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства, указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

Тема 2. Смута в России

Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в том числе в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.

Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.

Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.

Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.

Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственно-сти. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борь-ба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.

Тема 3. Россия в XVII веке

Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.

Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского, итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.

Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.

Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание под руководством Степана Разина.

Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой; противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с ЗапорожскойСечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин.

Культурное пространство

Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч — корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.

Изменения в картине мира в XVI—XVII вв. и повседневная жизнь человека. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быте высших слоев населения страны.

Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, АлевизФрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.

Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.

Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. «Домострой». Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.

Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории.

Региональный компонент

Наш регион в XVI—XVII вв.: Томская область до русских. Первые поселенцы, основание города Томска. Военное значение территорий. Развитие торговли при сохранении военного характера города.

ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИЯ

Вводная тема. Рубеж Средневековья и Нового времени.

С чего началось Новое время? Понятие аграрного общества и признаки его разрушения. Раннее и позднее Новое время.

Европа на пороге Нового времени: особенности средневековой католической цивилизации (роль католической церкви, рост городов и торговли, науки и образования и т.д.); европейские страны между раздробленностью и централизацией, империя Карла V Габсбурга и угроза со стороны Османской империи.

Тема 1. Начало Нового времен. Конец XV – начало XVII века

Великие географические открытия: их причины, основные события и герои (Колумб – 1492 г., Васко да Гама – 1498 г., Магеллан – 1519-1522 гг.), последствия (крах средневековой картины мира, начало создания мирового рынка).

Начало колониальных захватов: причины, основные события (конкистадор Кортес – 1519 г.) и последствия (образование колоний и колониальных империй). Судьба американских индейцев и других жителей захваченных европейцами территорий.

Эпоха Возрождения: основные черты, деятели (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Шекспир), достижения (новые темы и идеи искусства Нового времени, его культурное наследие). Смена средневекового аскетизма идеями гуманизма.

Реформация: причины, основные события и лидеры: 1517 г. - М. Лютер (основные идеи и судьба), Ж. Кальвин (основные идеи и судьба). Крестьянская война в Германии и королевская реформация. Образование протестантских церквей: лютеранской, кальвинистской, англиканской и их основные отличия от католицизма.  

Контрреформация: причины, роль Тридентского собора. Значение И. Лойолы (особенности судьбы и личности) и ордена иезуитов. Начало религиозных войн и изменение политической карты Европы: борьба протестантских и католических стран.

Начало процесса разрушения аграрного общества в Европе XVI–XVII веков и перерождение средневековой католической цивилизации в западную цивилизацию Нового времени. Зарождение капиталистических отношений между новыми классами: капиталистами (буржуазией, предпринимателями) и наемными рабочими, развитие торговли, мануфактурной промышленности. Технический прогресс в Новое время. Начало создания научной картины мира (Коперник, Галилей и др.). Влияние перемен на искусство (стиль барокко) – культурное наследие Нового времени.

Тема 3. Страны западной цивилизации. Конец XVI - начало XVIII века.

Испанский абсолютизм и Нидерландская буржуазная революция (конец XVI века): причины (развитие капиталистических отношений), основные события и результаты. Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Нидерландах.

Утверждение абсолютизма в Англии: роль Елизаветы I, победа над испанским флотом в 1588 г., абсолютный монарх и парламент, Карл I.

Английская буржуазная революция: причины (развитие капиталистических отношений), основные события и лидеры (1640 г., 1649 г., гражданская война и Кромвель, 1688 г.), итоги (создание парламентской монархии). Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Англии (Великобритании).

Утверждение абсолютизма во Франции (Людовик XIV). Развитие других европейских стран (Германия, Италия, Речь Посполитая). Разные темпы разрушения аграрного общества.

Международные отношения в Новое время: борьба великих европейских держав за господство, Тридцатилетняя война (1618-1648): причины и значение.

Обобщение и контроль.


  1. Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы

РОССИЯ В XVI—XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ (40 часов)

№ урока, темы

Содержание урока

Вид деятельности учащегося

1. Введение

Хронологияи сущность нового этапа российской истории. Источники по российской истории XVI—XVII столетий

Актуализировать знания по курсу истории России с древнейших времен до начала XVI в.

Планировать деятельность по изучению истории России XVI—XVII вв.

Характеризовать источники по российской истории XVI— XVII столетий

Создание Московского царства (11 часов)

2—3. Василий III и его время

Личность Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Отношения с Крымом и Казанью. Отмирание удельной системы

Характеризовать особенности развития России во время правления Василия III.

Показывать на карте территориальные приобретения Московского государства в первой трети XVI в.

Объяснять значение выражения «Москва — Третий Рим»

Составлять характеристику (исторический портрет) Василия III.

Уметь обосновать выбор варианта ответа на главный вопрос урока.

4. Русское государство и общество в середине XVI в.

Территория и население. Особенности социально-экономического развития. Организация власти. Правление Елены Глинской. Боярское правление

Показывать на карте территорию и главные города Московского государства в середине XVI в.

Характеризовать социально экономическое и политическое развитие Русского государства в середине XVI в.

Подводить итоги правления Елены Глинской и боярского правления, сравнивать их между собой.

Начать составление характеристики (исторического портрета) Ивана IV

5. Начало реформ. «Избранная рада»

Венчание Ивана IV на царство. Восстание в Москве. «Избранная рада». Земский собор

Объяснять причины и значение принятия Иваном IV царского титула.

Анализировать события 1547 г., указывать их причины и последствия.

Характеризовать «Избранную раду» и Земский собор как правительственные учреждения.

Продолжать составление характеристики (исторического портрета) Ивана IV

6—7. Строительство царства

Судебник Ивана Грозного. Реформы центрального и местного управления. Военная реформа. Стоглавый собор

Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550х годов.

Изучать исторические документы (отрывки из переписки Ивана IV с Андреем Курбским, записок иностранцев о России) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, о политике власти.

Объяснять значение понятий: централизованное государство, приказ, Земский собор, стрелецкое войско

8. Внешняя политика Ивана IV

Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение присоединения Поволжья к России и его последствия. Покорение Западной Сибири. Причины и начало Ливонской войны

Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака.

Объяснять, какие цели преследовал Иван IV, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси.

Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири и неудач в Ливонской войне

9—10.Опричнина и итоги царствования Ивана Грозного

Смена внутриполитического курса. Опричнина, ее возможные причины и последствия. Завершение Ливонской войны. Итоги царствования Ивана Грозного

Объяснять причины, сущность и последствия опричнины.

Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков.

Завершить составление характеристики (исторического портрета) Ивана IV.

Участвовать в обсуждении видео и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана Грозного, а также в обмене мнениями о них.

Обосновывать оценку итогов правления Ивана Грозного

11. Русская культура XVI в.

Публицистика. Начало книгопечатания. Развитие архитектуры. Иконопись. Произведения декоративно прикладного искусства. Народная культура

Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чем состояло их назначение, оценивать их достоинства.

Характеризовать основные жанры литературы, существовавшие в России XVI в.

Осуществлять поиск информации для подготовки сообщений / презентаций о памятниках культуры XVI в. и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона)

Собирать информацию и готовить сообщения / презентации об иконах и храмах XVI в. (используя Интернет-ресурсы и другие источники информации)

Рассказывать о нравах и быте русского общества XVI в. (используя отрывки из «Домостроя» и записок иностранцев, изобразительные материалы и др.)

12. Повторение и контроль

Итоги уроков 2—11

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности развития в XVI в. России и государств Западной Европы.

Высказывать суждения о значении наследия XVI в. для современного общества.

Выполнять контрольные тестовые задания по истории России XVI в. (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте)

Подводить итоги проектной деятельности

Смута в России (5 часов)

13. Кризис власти на рубеже XVI—XVII вв.

Федор Иоаннович и Борис Годунов. Внутренняя и внешняя политика Бориса Году нова. Династический кризис. Царствование Бориса Годунова

Объяснять причины кризиса власти.

Объяснять смысл понятий: заповедные лета, урочные лета, крепостное право.

Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова и давать им оценку.

Объяснять значение учреждения в России патриаршества

14. Начало Смуты. Правление Лжедмитрия I

Причины и суть Смутного времени. Обострение социальных противоречий. Царствование Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского

Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в.

Объяснять смысл понятий:Смута, самозванец.

Раскрывать, в чем заключались причины Смуты

15. Разгар Смуты. Власть и народ

Восстание под предводительством Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Начало патриотического подъема. Вторжение войск Польши и Швеции. «Семибоярщина». Первое ополчение и его неудача

Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, отрядов под предводительством И. Болотникова, польских и шведских интервентов, Первого ополчения

Систематизировать исторический материал в форме хронологической таблицы «Смутное время в России»

Давать определение понятия интервенция

Рассказывать о положении людей разных сословий в годы Смуты

Объяснять причины начала освободительного движения, неудачи Первого ополчения

16. Окончание Смутного времени. Утверждение новой династии

Второе ополчение. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Столбовской мир и Деулинское перемирие

Показывать на исторической карте направление движения Второго ополчения.

Завершить систематизацию исторического материала в хронологической таблице «Смутное время в России»

Аргументировать оценку действий участников ополчений.

Характеризовать последствия Смуты для Российского государства

17. Повторение и контроль

Итоги уроков 13—16

Систематизировать исторический материал о Смутном времени.

Высказывать суждения о деятелях Смутного времени.

Выполнять контрольные тестовые задания по истории Смутного времени (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте)

Подводить итоги проектной деятельности

Россия в XVII веке (5 часов)

18. Социально-экономическое развитие России в XVII в.

Территория и население. Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесел. Возникновение мануфактур. Торговля. Рост городов

Использовать исторические карты при рассмотрении экономического развития России в XVII в.

Объяснять значение понятий: мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок.

Характеризовать прогресс в сельском хозяйстве в XVII в.

Объяснять причины и последствия новых явлений в экономике России

19. Сословия в XVII в.: верхи общества

Бояре и дворяне. Требования дворянства. Служилые люди «по прибору». Духовенство

Начать составлять таблицу «Основные сословия в России XVII в.» и использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества.

Объяснять смысл понятий:сословие, дворянство, Государев двор.

Характеризовать требования дворянства и причины его недовольства.

Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие в дворянское поместье XVII в.»

20. Сословия в XVII в.: низы общества

Владельческие и черносошные крестьяне. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Экономическая политика

Завершить составление таблицы «Основные сословия в России XVII в.» и использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества.

Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян.

Объяснять смысл понятий: посадские люди, черносошные крестьяне.

Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по русскому городу XVII в.»

21. Государственное устройство России в XVII в.

Образ власти. Боярская дума. Приказная система. Местное управление. Военная реформа

Анализировать отрывки из записок Г. К. Котошихина и использовать их для характеристики государственного устройства России

Разъяснять, в чем заключались функции отдельных органов власти (Земский собор, Боярская дума, приказы и др.) в системе управления государством

Характеризовать власть первых Романовых, сравнивать ее с властью Ивана Грозного

Описывать заседания Боярской думы и работу приказов; характеризовать сильные и слабые стороны приказной системы.

Объяснять причины реорганизации вооруженных сил

22. Повторение и контроль

Итоги уроков 18—21

Систематизировать исторический материал о России XVII в.

Выполнять контрольные тестовые задания по истории XVII в. (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте)

Подводить итоги проектной деятельности

«Бунташный век» (6 часов)

23. Внутренняя политика Алексея Михайловича

Начало правления Алексея Михайловича. Соляной бунт и его последствия. Псковское восстание

Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича; начать составление его исторического портрета.

Объяснять причины и последствия Соляного бунта, Псковского восстания

24. Формирование абсолютизма

Падение роли Земских соборов. Соборное уложение 1649 г. и его значение. Абсолютизм. Окружение царя Алексея Михайловича

Объяснять смысл понятияабсолютизм (с привлечением знаний из курса всеобщей истории); соотносить понятия:монархия, абсолютная монархия, сословно представительная монархия, самодержавие.

Объяснять, как изменялись функции отдельных органов власти в системе управления государством на протяжении XVII в.

Продолжать составление характеристики (исторического портрета) Алексея Михайловича

25—26. Церковный раскол

Церковь в первой половине XVII в. Патриарх Никон. Никониане и старообрядцы. Конфликт Никона с царем. Церковный собор 1666— 1667 гг. Гонения на старообрядцев

Давать определения понятий:церковный раскол, старообрядцы.

Объяснять причины поддержки светской властью церковных реформ.

Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола.

Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума, используя для подтверждения своего мнения отрывки из исторических источников

27. Народные движения

Причины и особенности народных волнений. Городские восстания, Медный бунт. Восстание под предводительством Степана Разина. Значение выступления Разина

Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений (используя историческую карту)

Раскрывать причины и последствия народных движений в России XVII в.

Сравнивать Соляной и Медный бунты, выявляя сходство и отличия.

Характеризовать личность и по ступки Степана Разина, значение народной войны под его предводительством.

Давать определение понятия крестьянская война

28. Повторение и контроль

Итоги уроков 23—27

Систематизировать исторический материал в форме таблицы «На родные движения в России XVII в.»

Выполнять контрольные тестовые задания по истории народных движений (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте)

Подводить итоги проектной деятельности

Россия на новых рубежах (4 часа)

29—30. Внешняя политика России в XVII в.

Международное положение Русского государства. Русская дипломатия в XVII в. Россия и Речь Посполитая. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Войны с Османской империей и Крымским ханством. Отношения с Калмыцким ханством

Показывать на карте территорию России и области, присоединенные к ней в XVII в. на западе и юге; ход войн и направления военных походов.

Объяснять, в чем заключались задачи и результаты внешней политики России в XVII в.

Систематизировать информацию о внешней политике в форме таблицы «Внешняя политика России в XVII в.»

Раскрывать причины и последствия присоединения Украины к России, аргументировать оценку этого события

31. Освоение Сибири и Дальнего Востока

Причины и характер продвижения русских на восток. Народы Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. Взаимоотношения с Китаем

Раскрывать причины и последствия продвижения русских в Сибирь и на Дальний Восток в XVII в.

Характеризовать взаимоотношения русских людей с местным населением.

Объяснять причины заключения Нерчинского договора и уступок России

32. Повторение и контроль

Итоги уроков 29—31

Систематизировать исторический материал по внешней политике России.

Выполнять контрольные тестовые задания по внешней политике и освоению Сибири (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте)

Подводить итоги проектной деятельности

Закат Московского царства (6 часов)

33. Политика Федора Алексеевича

Царь Федор Алексеевич. Реформы органов управления. Военные и социально-экономические изменения. Духовная и культурная жизнь

Составлять характеристику (исторический портрет) Федора Алексеевича.

Характеризовать причины и последствия реформ органов управления, отмены местничества.

Указать особенности духовной и культурной жизни в период правления Федора Алексеевича

34. Борьба за власть в конце XVII в.

Стрелецкое восстание 1682 г. Правление царевны Софьи. Приход к власти Петра I. Россия накануне петровского времени

Объяснять причины борьбы за власть между различными группировками при дворе, временной победы царевны Софьи, утверждения на престоле Петра I.

Оценивать политику царевны Софьи.

Высказывать предположения о влиянии детских впечатлений на характер Петра I

35. Культура России XVII в.

Усиление светского характера культуры. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство. Просвещение и образование, основание Славяно-греко-латинской академии

Составлять описание памятников культуры XVII в. (в том числе находящихся на территории края, города), характеризуя их назначение, художественные достоинства и др.

Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в.

Проводить поиск информации для подготовки сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры XVII в.

36. Мир человека XVII в.

Особенности мировоззрения русских людей XVII в. А. Л. Ордин-Нащокин. Перемены в быте. Интерес к западной культуре, начало распространения западных обычаев

Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоев русского общества, традиции и новации XVII в.

Готовить сообщение / презентацию о жизни, быте и картине мира отдельных сословий (используя учебник, рассказы иностранцев о России, опубликованные на интернет-сайте «Восточная литература»: http://www.vostlit. info/ и другую информацию, в том числе по истории края)

Приводить примеры западного и восточного влияния на быт и нравы населения России в XVII в.

Составлять характеристику (исторический портрет) А. Л. Ордин-Нащокина

37-38.Повторение и контроль

Итоги уроков 33—36

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности развития России и ведущих стран Западной Европы в XVII в.

Высказывать суждения о значении наследия XVII в. для современного общества.

Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте)

Подводить итоги проектной деятельности

39-40. Итоговое повторение и обобщение

Заключение

Систематизировать исторический материал по истории России XVI—XVII вв.

Выполнять контрольные тестовые задания по истории России XVI—XVII вв. (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте)


НОВОЕ ВРЕМЯ (28 часов)

№ урока

Тема

Вид деятельности учащегося

1

 Что изучает история нового времени.

Использовать ранее изученный материал

Анализировать источники.

Объяснять понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории. Европа в конце средневековья. Что изучает новая история. Хронологические рамки нового времени. Человек Нового времени. Черты нового общества.

Великие географические открытия и их последствия.

2

Эпоха Великих географических открытий.

Работать с картой (показывать маршруту путешествий)

Выделять главное в тексте

Анализировать документы.

Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Пиратство. Ф. Дрейк. Новые изобретения и усовершенствования. Новое в военном деле и судостроении. Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Начало создания колониальных империй.

Эпоха Возрождения.

3

Абсолютизм в Европе.

Выделять главное в рассказе учителя и в тексте

Составлять схемы

Составлять устный рассказ по сюжету.

Значение абсолютизма для развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Короли и церковь. Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви.

4

Хозяйственная жизнь Европы в XVI-XVII вв.

Устанавливать причинно-следственные связи

Работать с учебником.

Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.

5

Социальная структура европейского общества.

Самостоятельно работать с учебником и документами

Пользоваться иллюстрациями.

Буржуазия нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои общества. Законы о нищих. Главные беды – эпидемии, голод и войны. Изменения в структуре питания и в моде.

6

 Философия гуманизма.

Сравнивать особенности развития культуры разных периодов

Делать выводы.

Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. ШекспирН. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт. Высокое Возрождение: античное наследие и «диалог культур». Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас мор. Шекспир и Сервантес: спор о Человеке. Музыкальное искусство Западной Европы.

7

Живопись Высокого Возрождения. Наука.

Характеризовать особенности развития культуры

Описывать достижения культуры

Сравнивать и анализировать взгляды ученых.

Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. Особенности искусства Испании и Голландии. Новые шаги в постижении тайн природы. Вселенная глазами Н. Коперника, Д. Бруно, г. Галилея. Создание И.Ньютоном новой картины мира. Ф.Бэкон и Р.Декарт. Д. Локк.

Реформация. Утверждение абсолютизма.

8

Начало Реформации в Европе.

Составлять план ответа на вопрос

Объяснять термины и понятия.

Причины Реформации и её распространение в Европе. Мартин Лютер. Основные положения его учения. Народная Реформация и крестьянская война. Томас Мюнцер. Католики и протестанты.

9

 Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.

Использовать документы при ответе на вопрос.

Религиозные войны.

Ж.Кальвин и его учение о предопределении человека. Кальвинистская церковь. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Борьба католической церкви с реформацией. Филипп II против Реформации.

10

 Англия в XVI веке.

Делать сравнительный анализ англиканской и католической церквей.

Генрих VIII. Елизавета I. Генрих VIII и начало Реформации «сверху». Содержание и методы королевской реформации. Елизавета I. Укрепление англиканской церкви и абсолютизма. Борьба с Испанией.

11

 Франция в XVI- первой половине XVII в.

Составлять характеристику историческим деятелям

Оценивать явления.

Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон. Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Усиление Франции к середине XVII века.

Первые буржуазные революции.

12

Нидерландская революция.

Выделять главное в тексте

Работать с документами.

Создание Голландской республики. Особенности экономического и политического развития Нидерландов. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны.

13

Великая английская революция.

Составлять характеристику историческим деятелям.

Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. Реставрация монархии. Славная революция».

14

Международные отношения в XVI – XVIII вв.

Самостоятельно готовить сообщения по заданной теме

Работать с картой.

О. Кромвель. Причины международных конфликтов в XVI – XVIII вв. Тридцатилетняя война: причины и ход войны. Военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Окончание войны и её последствия. Вестфальский мир.

Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения.

15

Век Просвещения. Культура эпохи Просвещения.

Выделять главное и систематизировать выделенное в таблицу.

И. Ньютон. Д. Локк, Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Просветители XVIII в. Идеи просвещения. Экономические учения А. Смита, Ж.Тюрго. Художественная культура. Особенности развития литературы и музыки.

16

Промышленный переворот в Англии.

Составлять план и таблицу

Выделять главное в тексте.

Аграрная революция в Англии. Промышленный переворот, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм).

17

Английские колонии в Северной Америке.

Работать с текстом учебника и дополнительными источниками.

Б. Франклин. Первые колонии в Северной Америке. Колониальное общество: хозяйственная и политическая жизнь. Формирование североамериканской нации. Конфликт с метрополией.

18

Война за независимость и образование США.

Работать со схемой государственного устройства США.

Т. Джефферсон. Дж. Вашингтон. Причины войны за независимость и её начало. Д.Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Ход войны, итоги и значение. Образование США. Конституция 1787 г.

19

Франция в XVIII в. Начало Великой Французской революции.

Устанавливать причинно-следственные связи

Оперировать терминами и понятиями.

Франция в середине XVIII в.: экономическое и политическое развитие. Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции.

20-21

Великая Французская революция.

Анализировать текст документа

Выделять главное.

Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт.

22

Колониальный период в Латинской Америке. Складывание латиноамериканского общества.

Составлять план ответа на вопрос

Объяснять термины и понятия.

Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество. Туссен Лувертюр.

23-24

Государства Востока в эпоху раннего Нового времени.

Использовать ранее изученный материал для решения проблемных задач.

Государство – верховный собственник земли. Общинные порядки в деревне. Регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.

25-26

Государства Востока. Начало европейской колонизации.

Актуализировать ранее изученный материал для решения новых учебных проблем.

Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая. Империя Цин. Образование централизов. государства в Японии. И. Токугава. Империя Великих Моголов и Индии. Кризис и распад империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Цинская империя. Русско-китайские отношения. Китай и Европа. Япония в период правления династии Токугавы. Правление сёгунов. «Закрытие» Японии.

27-28

Мир в эпоху раннего Нового времени.

Обобщать изученный материал

Делать выводы.

Переход от средневековья к новому времени (сущность и значение). Влияние революций XVII – XVIII вв. на дальнейшее развитие стран.


Приложение

Материально-техническая база

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Интерактивная доска

Литература

  1. Рабочая программапо Истории России / И.Л. Андреев и др.,из-во Дрофа, М.: 2016 – 124 с.
  2. История России, учебник для общеобразоват. организаций, 7 класс / И.Л. Андреев и др., из-во Дрофа, М.: 2016

  1. Анисимов Е. В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События.Даты. — СПб., 2010.

  1. Душенко К. Цитаты из русской истории от призвания варягов до нашихдней. — М., 2005.

  1. История русской культуры IX—XX веков / под ред. Л. В. Кошман. —М., 2006.

  1. Карацуба И. В., Курукин И. В., Соколов Н. П. Выбирая свою историю.«Развилки» на пути России: от Рюриковичей до олигархов. — М., 2014.
  2. Карамзин Н.В. История государства Российского, электронное приложение на DVD
  3. Кулешов С. В., Медушевский А. Н. Россия в системе мировых цивилизаций / под ред. О. В. Волобуева. — М., 2001.

  1. Петухова Н. Е. История налогообложения в России IX—ХХ вв. —М., 2008.
  2. Похлебкин В. В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 летв именах, датах, фактах: Справочник: в 3 т. — М., 1992—1998.

  1. Российская повседневность: от истоков до середины XIX века / под ред.Л. И. Семенниковой. — М., 2006.

  1. Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. —М., 2009.
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  3. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.
  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: "Вано", 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа курса «История Древнего Мира» для обучающихся 5 классов

Рабочая учебная программа "История Древнего мира" для обучающихся 5 класса...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 6 класса (вариант 6.1, 6.2)

Адаптированная рабочая программа    учебного предмета «Русский язык» для обучающихся   6 класса с нарушением работы опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1, 6.2)...

Программа "Физическая культура" для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1) 5 класс

Рабочая программа основного общего образования по физической культуре для 5-9 класса для детей ОВЗ с ЗПР составлена с учетом следующих нормативных документов:Фундаментального ядра содержания общего об...

Программа "Физическая культура" для обучающихся с УО (Вариант 9.1) 5 класс

Адаптированная рабочая программа по физической культуре для обучающихся 5-9 классов с легкой умственной отсталостью составлена на основании АООП ООО (Вариант 9.1.) ГБОУ «Речевой центр&raqu...

Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» для обучающихся 6 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» для обучающихся 6 класса разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актам...

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.1)

Примерная адаптированная основная Общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся  С тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)...

Рабочая программа учителя – дефектолога для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1, вариант 7.2) «Учимся – играя» 1 – 4 класс.

Данная рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-развивающей занятий  с обучающимися 1-4 класса с задержкой психического развития (ЗПР)....