Материалы по истории Великой Отечественной Войны
презентация к уроку по истории (9 класс) на тему
Все для фронта все для победы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация ВОВ | 1.05 МБ |
Текст к слайдам | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Авиаконструкторы С.В.Ильюшин А.И.Микоян А.С.Яковлев ил - 4 миг – 3 як - 1
Партизанская война
дети войны "Над проселочной дорогой Пролетали самолеты... Мальчуган лежит у стога, Точно птенчик желторотый. Не успел малыш на крыльях Разглядеть кресты паучьи. Дали очередь – и взмыли Вражьи летчики за тучи..." Д. Кедрин
Дети блокадного Ленинграда
Дневник Тани Савичевой
Дети не хотят войны За мир, за детей. Е.Трутнева В любом краю любой страны Ребята не хотят войны. Им в жизнь вступать придётся скоро, Им нужен мир, а не война, Зелёный шум родного бора, Им школа каждому нужна, И сад у мирного порога, Отец и мать и отчий дом. На белом свете места много Для тех, кто жить привык трудом. Народ наш поднял властный голос За всех детей, за мир, за труд! Пусть зреет в поле каждый колос, Цветут сады, леса растут! Кто сеет хлеб на мирном поле, Заводы строит, города, Тот для ребят сиротской доли Не пожелает никогда!
Предварительный просмотр:
Муллахметова
"…Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!"
М. Исаковский
Вторая половина 1941 года оказалась самой тяжелой для экономики страны. Была утрачена наиболее индустриально развитая часть территории СССР. На восток срочно эвакуировалось сырье, промышленное оборудование, скот. К концу 1941 г туда эвакуировалось более 2500 предприятий и около 12 млн человек. В городах вводилась карточная система распределения продуктов. В1942 году эвакуированные предприятия начали работать на полную мощность.
..Это было в первые дни войны. Взрослые уходят на фронт. Взяв в руки винтовку, тысячи рабочих сражаются от Белого до Черного морей. И вот тогда-то в районные комитеты комсомола приходят подростки, школьники, студенты. Они просят направить их на военные заводы - на самую трудную, но такую нужную работу. Короткий серьёзный разговор – и начинается новая, суровая жизнь.
Девушки не хотят уступать юношам. Даже в литейном и кузнечном цехах мелькают теперь ловкие девичьи руки. После работы в конторе, после занятий в вузах девушки становятся к станкам.
Мало заменить у станка отца, брата, товарища-надо работать и за ушедшего на фронт и за себя. И уже на московских заводах множатся фронтовые комсомольско-молодежные бригады. Их закон: "Работать за двоих, работать по-фронтовому – за себя и за друга, ушедшего на фронт. Работать одновременно на нескольких станках. Изучить хотя бы еще одну профессию". И новые танки, новые самолеты, новые орудия и снаряды отправляются на фронт, неся на себе марку московских заводов.
В 1942 году СССР уже выпускал боевой техники больше, чем Германия. Ее производство увеличилось в 2,5 раза. Лозунг «Все для фронта, все для победы» советские люди поняли как необходимость максимальной интенсификации труда и жесточайшей трудовой дисциплины. Рабочий день удлинился, в практику вошли сверхурочные работы. Лица занятые на военных предприятиях, считались мобилизованными на трудовой фронт. Необходимость суровых наказаний за нарушение трудовой дисциплины, установленных в 1942 году, находила понимание среди большей части населения.
Фаретдинов Ильсур
Сельское хозяйство
В довоенные годы сельские жители составляли большинство населения Советского Союза. Семьи, как правило, были многочисленные, родители и дети жили и трудились в одном колхозе или совхозе. Оккупация во время войны ряда крупных сельскохозяйственных районов, изъятие из сельского хозяйства большого количества техники, уход на фронт почти всех трудоспособных мужчин и, прежде всего, механизаторов, конечно, нанесли серьёзный ущерб сельскому хозяйству. 1941 г. оказался особенно тяжёлым для русской деревни. В СССР на тружеников сельского хозяйства почти не распространялась система бронирования от призыва в Красную Армию, поэтому после мобилизации миллионы семей в миг остались без своих кормильцев.
Многие женщины и девушки – труженицы колхозов, совхозов и МТС тоже были мобилизованы в армию. Кроме этого, сельские жители мобилизовались и на работу в промышленность, на транспорт, а так же заготовку топлива. После всех мобилизаций нелегкий крестьянский труд целиком лег на плечи женщин, стариков, подростков, детей и инвалидов. В годы войны женщины составляли 75% работников сельского хозяйства, 55% механизаторов МТС, 62% комбайнеров, 81% трактористов. Из колхозов изъяли и отправили на фронт все, что могло ездить и ходить, то есть все исправные трактора и здоровых лошадей, оставив крестьян с ржавыми колымагами и слепыми клячами. В то же время, безо всяких скидок на трудности, власти обязали ослабленное ими же крестьянство бесперебойно снабжать город и армию сельскохозяйственной продукцией, а промышленность – сырьем.
Рабочий день во время посевной начинался в четыре часа утра и заканчивался поздно вечером, при этом голодным селянам надо было успеть еще и засадить свой собственный огород. "Из-за отсутствия техники все работы приходилось выполнять вручную. Впрочем, народ у нас находчивый. Колхозницы навострились пахать, запрягая в плуг женщин, что посильнее. И те тащили его не хуже трактора.
Аверьянов
Наука
В тяжелые военные годы советская наука сосредоточилась на решении проблем, "способствующих достижению победы над фашистской Германией. Необходимо было не только обеспечить армию и флот достаточным количеством технических средств и вооружений, но и превзойти противника по качеству боевой техники. Огромный вклад в советское танкостроение внесли такие конструкторы и ученые, как Ж.Я. Котин, М.Н. Кошкин, А.А. Морозов, Н.Л. Духов и другие. Их усилиями были созданы лучшие танки второй мировой войны – тяжелый ИС (на базе модернизированных КВ, КВ-1 и КВ-2) и средний Т-34. С помощью ученых производство танков было поставлено на поток, а ручная сварка заменена автоматической (по методу академика Е.О. Патона). Штурмовики, истребители, бомбардировщики, созданные такими конструкторами, как А.А. Архангельский, С.В. Ильюшин, С.А. Лавочкин, А.И. Микоян, Н.Н. Поликарпов, А.Н. Туполев, А.С. Яковлев и другие, по всем важнейшим показателям превосходили соответствующие типы самолетов фашистской Германии.
Габдрахманова Партизаны
На оккупированной территории был установлен «новый порядок» – режим насилия и кровавого террора, призванный увековечить германское господство и превратить захваченные земли в аграрно-сырьевой придаток германских монополий. Все это встретило ожесточенное сопротивление у большинства населения, проживавшего на оккупированной территории, которое поднялось на борьбу.
Это было поистине всенародное движение, порожденное справедливым характером войны, стремлением защитить честь и независимость Родины. Вот почему в программе борьбы с немецко-фашистскими захватчиками столь важное место отводилось и партизанскому движению в оккупированных врагом районах. Партия призывала оставшихся в тылу врага советских людей создавать партизанские отряды и диверсионные группы, разжигать партизанскую войну всюду и везде, взрывать мосты, портить телеграфную и телефонную связь противника, поджигать склады, создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия.
Фаретдинов Ильсур
6 сентября 1942 года ГКО учредил пост главнокомандующего партизанским движением. Им стал маршал К.Е. Ворошилов. Таким образом, была преодолена раздробленность и несогласованность действий, царившая на первых порах в партизанском движении, появились органы, координирующие их диверсионную деятельность. Именно дезорганизация тыла противника стала главной задачей советских партизан. Состав и организация партизанских формирований, несмотря на их разнообразие, все же имели много общего. Основной тактической единицей являлся отряд, насчитывавший в начале войны, несколько десятков бойцов, а позже до 200 и более человек. В ходе войны многие отряды объединились в более крупные соединения (партизанские бригады) численностью от нескольких сот до нескольких тысяч человек. В их вооружении преобладало легкое стрелковое оружие, но многие отряды и партизанские бригады уже располагали станковыми пулеметами и минометами, в некоторых случаях и артиллерией. Все, кто вступал в партизанские отряды, принимали партизанскую присягу, в отрядах устанавливалась жесткая воинская дисциплина.
О размахе партизанского движения свидетельствует ряд крупных операций, осуществленных совместно с войсками Красной Армии. Одна из них получила название «Рельсовая война». Она проводилась в августе-сентябре 1943 года на оккупированной врагом территории РСФСР, Белорусской и части Украинской ССР с целью вывода из строя железнодорожных коммуникаций немецко-фашистских войск. Эта операция была связана с планами Ставки по завершению разгрома гитлеровцев на Курской дуге, проведению Смоленской операции и наступления с целью освобождения Левобережной Украины. К выполнению операции ЦШПД привлек также ленинградских, смоленских, орловских партизан.
Существовали различные формы организации партизанских сил – мелкие и крупные формирования, региональные (местные) и нерегиональные. Региональные отряды и соединения постоянно базировались в одном районе и несли ответственность за защиту его населения и борьбу с оккупантами именно на этой территории. Нерегиональные партизанские соединения и отряды выполняли задания в разных районах, совершая продолжительные рейды, являясь по сути подвижными резервами, маневрируя которыми руководство партизанским движением могло сосредоточить усилия на главном направлении планируемых ударов для нанесения наиболее мощных ударов по врагу.
Кадырова
Дети войны
"Над проселочной дорогой
Пролетали самолеты...
Мальчуган лежит у стога,
Точно птенчик желторотый.
Не успел малыш на крыльях
Разглядеть кресты паучьи.
Дали очередь – и взмыли
Вражьи летчики за тучи..."
Д. Кедрин
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 59-76-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.
Из воспоминаний Валентины Ивановны Потарайко: "Мне было 5–6 лет. Из блокадного Ленинграда нас эвакуировали в Пермскую область. Везли через Ладогу, где мы попали под бомбежку. Много детей тогда погибло, а кто выжил, натерпелся страха и ужаса. На Урал нас везли в товарных поездах вместе со скотом. На какой-то небольшой станции фашисты разбомбили поезд, загорелись вагоны. Все вокруг смешалось: метались из стороны в сторону люди, плакали дети, ржали лошади, мычали коровы, визжали свиньи. Мою старшую сестру Нину осколком ранило в лицо. Из ушей и раздробленной челюсти хлестала кровь. Средней сестре Тамаре пули попали в ногу, мать была смертельно ранена. На всю жизнь я запомнила эту картину. С убитых снимали теплую одежду и обувь, а потом их сваливали в общую могилу. Я кричала: "Дядя, не надо мою маму!" Сестер увели, чтобы оказать им медицинскую помощь, а я сидела возле матери, которую положили на опилки. Дул сильный ветер, опилки засыпали ее раны, мама стонала, а я вычищала ей раны и просила: "Мама, не умирай!" Но она умерла. Я осталась одна".
Детство поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод. "Нас постоянно перебрасывали из одного детдома в другой, – рассказывает Валентина Ивановна, - Володинский, Усольский, Касибский Два года – 1946-1947 гг. я не знала вкуса хлеба. Во время этого ужасного голода норма была такой: завтрак и ужин – по 100 граммов хлеба, обед – 200. Но и эти краюхи всегда отбирали ребята посильнее. Я ела только кашу и суп, заправленный ложкой рыбьего жира. Детдомовцы часами стояли в магазинах и ждали, когда продавец даст им горсточку хлебных крошек, которые оставались после нарезки".
Именно эти дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.
Александр Фадеев в путевых заметках "В дни блокады" писал: "Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом... И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке".
Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город.
«Дневник Тани Савичевой» , в нем всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Умерли все». «Осталась одна Таня».
Муллахметова
Хочется закончить наше выступление строками из стихотворения Екатерины Трутневой
За мир, за детей.
Е.Трутнева
В любом краю любой страны
Ребята не хотят войны.
Им в жизнь вступать придётся скоро,
Им нужен мир, а не война,
Зелёный шум родного бора,
Им школа каждому нужна,
И сад у мирного порога,
Отец и мать и отчий дом.
На белом свете места много
Для тех, кто жить привык трудом.
Народ наш поднял властный голос
За всех детей, за мир, за труд!
Пусть зреет в поле каждый колос,
Цветут сады, леса растут!
Кто сеет хлеб на мирном поле,
Заводы строит, города,
Тот для ребят сиротской доли
Не пожелает никогда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по истории "История Великой Отечественной войны"
Данная методическая разработка урока по истории "История Великой отечественной войны" предназначена для преподавателей истории. Тема Великой Отечественной войны и Второй мировой войны очень важн...
Рабочая программа внеурочного ( межпредметный) модуля по истории «История семьи в истории Великой Отечественной войны»
Модуль «История семьи в истории Великой Отечественной войны» разработан на 10 часов и направлен на знакомство с историей родного города. Работа по модулю организуется путем формирования универсальных ...
Магистерская работа «Тема войны и мира на внеклассных занятиях по литературе» (на материале прозы о Великой Отечественной войне).
Магистерская работа «Тема войны и мира на внеклассных занятиях по литературе» (на материале прозы о Великой Отечественной войне). (магистерска работа и текст защиты)...
Проявления нравственности человека в предельных ситуациях (по материалам произведений о Великой Отечественной войны).
Единство социального и нравственного аспекта в проблематике художественного творчества- одна из великих традиций нашей отечественной литературы.Само собой разумеется, как важно учителю литературы прив...
Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»
Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...
Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"
Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"...