Урок-презентация по новой истории для 7-го класса на тему "Европейское Возрождение. Эпоха Титанов"
план-конспект урока по истории на тему
Предварительный просмотр:
Урок-презентация по новой истории для 7-го класса на тему "Европейское Возрождение. Эпоха Титанов"
- Нугуманова Раушания Кадимовна учитель истории
Разделы: Преподавание истории и обществознания
Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся с Эпохой Возрождения.
- Сформировать представления о взглядах на мир средневекового человека и человека нового времени.
- Способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК.
- Содействовать воспитанию уважения к мировой культуре.
Оборудование урока: компьютер и проектор.
В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов. Вся презентация состоит из слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.
План урока
1. Вводная часть.
Вызов. Задача этого этапа вызвать интерес к данной теме и актуализировать ранее полученные знания.
2. Содержательная часть:
Индукция. Изучение нового материала, просмотр презентации.
Общая характеристика эпохи Возрождения.
Этапы Возрождения: Раннее, Высокое, Северное.
Направления:, литература, изобразительное искусство, архитектура,
Значение эпохи в мировой культуре.
3. Заключительная часть.
Рефлексия. Закрепление пройденного и формирование личного отношения к теме урока.
4. Домашнее задание.
Ход урока
1. Ведение.
В начале урока учитель знакомит учеников с темой урока, его целями и задачами.
На этом же этапе предлагается задание-загадка. Учитель приводит цитату, в которой речь идёт как будто не о человеке, а о волшебнике: "блистательной своей наружностью, являвшей высшую красоту, он возвращая ясность каждой опечаленной душе, словами своими мог заставить любое упрямство сказать "да" или "нет". Своей силой смирял неистовую ярость и гнул рукой железное кольцо или подкову, как будто они были сделаны из свинца". Учитель предлагает ученикам высказать свои предположения, но окончательный ответ предлагается дать в конце урока.
Далее учитель предлагает небольшой блиц-опрос для активизации уже имеющихся знаний о "человеке нового времени", что должно подвести учеников к основной теме урока.
Перечень вопросов:
- каким был взгляд средневекового человека на себя и на мир?
- выберите, какой взгляд на себя и на мир в целом начал складываться у европейца 15 века: а) человек ощущал себя частью коллектива (общины, сословия, цеха, церкви) б) человек ощущал себя отделённым от коллектива личностью?
- Почему новую культуру назвали Возрождением? Что именно возрождалось и как?
В результате этого опроса должны сложиться следующие заключения: городская среда Италии породила новый тип личности: энергичного, состоятельного и активного человека, способного на самостоятельные решения, для которого были неприемлемы средневековый аскетизм, самоунижение и презрение к земной жизни. Возрождалась античность, именно она казалась образцом для подражания. В Италии, наследнице Великого Рима, для этого создавались прекрасные возможности. Возник гуманизм, который отражает новый характер философии эпохи Возрождения.
Итогом этой беседы станет переход к просмотру презентации, первым слайдом которой будет определение понятия Возрождения:
Возрождение, или Ренессанс - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: XIV-XVI века.
Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её интерес к человеку и его деятельности. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её "возрождение" - так и появился термин.
В эпоху Возрождения складывается гуманизм – философская система, провозглашающая новое отношение к миру, природе, человеку. Искусство Возрождения – гимн красоте Человека, утверждение безграничности его возможностей. Растёт интерес к земной жизни, стремление наслаждаться ее радостями, творить и дарить своё искусство людям. Возрождение – одна из наиболее ярких и драматичных страниц истории человечества. Эпоха титанов обогатила мировую культуру выдающимися памятниками - свидетелями времени. Эти памятники могут многое “рассказать” о своём времени и его творцах.
2. Основная часть урока.
Данный этап урока сопровождается показом презентации и обсуждением слайдов.
Учитель даёт вводные понятия рассматриваемой эпохи. Рассматривается слайд "общая характеристика".
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках, но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета.
Далее учитель переводит рассказ и беседу на освещение основных этапов становления и развития эпохи Возрождения. Рассматриваются слайды "Раннее Возрождение", "Высокое Возрождение", "Северное возрождение".
Леонардо да Винчи. "Витрувианский человек", 1490 г11
Период так называемого "Раннего Возрождения" охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 год. В течение этих восьмидесяти лет искусство все ещё находилось под влиянием недавнего прошлого, но пробует примешивать к нему элементы, заимствованные из классической древности. Художники в своих произведениях начинают пользоваться образцами античного искусства.
Второй период Возрождения - время самого пышного развития его стиля - принято называть "Высоким Возрождением", оно длится в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год. В это время центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи.
Сандро Боттичелли. Мадонна с гранатом, 1497 г.
Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное направление и называть "Северное Возрождение". Здесь долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия. Яркий пример этого периода - замок Шамбор.
Замок Шамбор во Франции, 1519-1547 г.г.
Колыбелью искусства эпохи Возрождения принято считать Италию. Именно Итальянские мастера вновь открыли искусство Древней Греции и Древнего Рима, Откуда и происходит само название – Возрождение. Итальянцы жили среди руин Римских памятников, ходили по той же земле и дышали тем же воздухом, что и древние римляне. Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма («человечный»).
Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и образцом художественного творчества. Великое прошлое, постоянно напоминавшее о себе в Италии, воспринималось, в то время как высшее совершенство, тогда как искусство средних веков казалось неумелым, варварским.
Возникший в 16 в. термин «возрождение» означал появление нового искусства, возрождающего классическое античное искусство.
При всем творческом многообразии и богатстве истоков искусство Возрождения – явление, отмеченное глубокой и принципиальной новизной. Оно заложило основы европейской культуры Нового времени.
Искусство еще не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место уже выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то время была на редкость многообразна. Поразительная универсальная одаренность мастеров – они часто работали в области архитектуры, скульптуры, живописи совмещали увлечение литературой.
Характерные особенности этого периода :
- вдохновляла итальянских мастеров античность (искусство Др. Греции и Др. Рима), она служила источником знаний и образцом художественного творчества
- возникло течение общественной мысли – гуманизм, при котором человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности.
- это период романтики, поиска индивидуальности, борьбы с предрассудками
- главная идея – прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями (запись в тетрадях).
Леонардо да Винчи :
В истории человечества нелегко найти столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452–1519). Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника и ученого стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия. И тем не менее многое в его творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей до сих пор.
В истории мирового искусства есть произведения, наделенные странной, таинственной и магической силой. Объяснить это трудно, описать невозможно.
В их ряду одно из первых мест занимает изображение молодой флорентийки Моны Лизы. Джоконда.(1503 г.) (слайд 4). Портрет, стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи. Она, по – видимому была незаурядной, волевой личностью, умной и цельной натурой. Леонардо вложил в её удивительный, устремлённый на зрителя взгляд, знаменитую, словно скользящую загадочную улыбку, заряд такой интеллектуальной и духовной силы, который поднял её образ на недосягаемую высоту.
До нашего времени дошли живописные работы Леонардо миланского периода. В Милане мастер создал полотно Мадонна с Младенцем. Здесь мастер стремился к обобщенности и идеальности образа. Изображен не определенный момент, а некое длительное состояние спокойствия, радости. Живописец отошел от традиций XV столетия, в религиозных картинах которого преобладала торжественная скованность. В Мадоннах Леонардо образы идеально прекрасны, естественно связаны с окружающей их средой.
Иной, драматический настрой отличает монументальную роспись Леонардо «Тайная вечеря», исполненную им в 1495 – 1497 гг. для трапезной церкви Санта-Мария дела Грацие в Милане. Кто помнит библейский сюжет о тайной вечере?(беседа с классом по сюжету).
Судьба этого прославленного произведения трагична. Ещё при жизни мастера краски стали осыпаться. В 17 в. в стене трапезной пробили дверь, уничтожившую часть композиции, а в 18в. помещение превратили в склад сена. Большой вред фреске нанесли неумелые реставрации. Во время Второй мировой войны потолок и южную стену трапезной разрушила бомба В1945 г. реставрация спасла роспись. Однако о великом творении мастера можно составить теперь только самое общее представление.
Микеланджело Буонарроти (1475-1564)
Скульптор, живописец, архитектор, военный инженер и поэт. Благодаря прекрасному знанию анатомии, он достиг большой точности в изображении красоты человеческого тела.
Горячий патриот, Микеланджело тяжело переживал бедствия, постигшие Италию в начале 16 века. Он лично участвовал в борьбе за свободу Флоренции, руководил строительством военных укреплений. В 1496 году он приехал в Рим, где к нему пришла слава.
В 1501 году Микеланджело взялся исполнить колоссальную мраморную статую Давида (1501–1504). Она олицетворяет безграничную мощь человека. Давид только готовится нанести противнику удар, но уже ощущается, что это будущий победитель.
Великим произведением мастера могла бы стать гробница папы Юлия II. Для второго этажа гробницы Юлия II предназначалась статуя древнееврейского пророка Моисея (1515–1516). Тугими извивающимися прядями ниспадает его борода, в напряжении застыли мускулы мощного тела. Моисей в трактовке Микеланджело – народный вождь, человек вулканических страстей, прозорливый мудрец.
Микеланджело считал себя только скульптором, что, однако, не помешало ему, быть и великим живописцем.
В «Грехопадении и изгнании из рая» гордая и величественная как богиня, Ева бросает вызов судьбе, смело, принимая от змея – искусителя запретный плод. На той же фреске изображено, как ангел с мечом в руках изгоняет прародителей из рая.
Великие мастера Возрождения создали шедевры, которыми до сих пор восхищается человек.
Рафаэль (1483–1520)
С творчеством Рафаэля (1483–1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял интеллект, а Микеланджело – мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии.
Рафаэля называли Мастером Мадонн, которые несли настроение душевной чистоты.
«Сикстинская Мадонна» (1515–1519) – образ совершенной красоты. Эта большая алтарная картина изображает не просто Божественную Мать с Божественным Младенцем, а чудо явления Небесной Царицы, несущей людям своего Сына как искупительную жертву. Впервые в творчестве Рафаэля религиозный образ устанавливает полный контакт со зрителем.
Рафаэль был замечательным мастером рисунка. Само имя Рафаэля – Божественного Санцио – в дальнейшем стало олицетворением идеального, наделенного божественным даром художника. С великими почестями он был погребен в римском Пантеоне, где его прах покоится и поныне.
Итак, главная идея итальянского Возрождения – прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.
Характеристику периода Возрождения Северной Европы рассказывает учитель МХК :
В странах Европы – Нидерландах, Германии, Франции – не было такого обилия античных памятников, как в Италии, до 16 века мало кто представлял, как они выглядят вообще. В сущности нечего было и возрождать.
В Северной Европе на становление новой культуры наибольшее влияние оказало не античное наследие, а христианство. В своих произведениях художники пытаются возвестить истину о Боге. Они прекрасно понимали, что Бог как абсолютное Совершенство в принципе неизобразим, художник способен лишь намекнуть на Его присутствие.
Образ Бога яснее запечатлён в окружающем мире…. Поэтому предметом внимания у художников сделались небеса и солнечный свет, вода и камни, растения и животные, сам человек и его жилище, все творения рук человеческих.
Любая малость могла скрывать в себе что–то великое. Земной мир был прямым продолжением мира небесного.
Искусство Северной Европы место человека в мироздании осмысливало иначе, чем итальянское.
В искусстве Италии Человек – центр Вселенной. В искусстве Сев. Европы человек – не вершина творения, а лишь одно из многочисленных свидетельств всемогущего творца. Для североевропейских художников Человек живёт одной жизнью с небесами, морем, землёй, он прекрасен и величав, но всё же не более, чем любой камень или травинка.
На примере картин выдающихся художников эпохи Возрождения 15 – 16 веков Северной Европы проследим отражение человека и его творения. В основном художники изображали религиозные сюжеты, они призывали к поклонению, а также к пониманию и сопереживанию. 16 век – это тревожный и трагический век, т.к. значительная часть стран и областей Европы переживала кошмар религиозных войн.
Учитель: Шекспир жил в эпоху Возрождения, в период создания больших национальных государств, необычного расцвета ремёсел и искусств, науки и торговли. По словам Энгельса, “это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до этого времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности”. Шекспир был одним из таких титанов возрождения. Его творчество можно разделить на три периода.
1590 – 1600 годы.
Творчество проникнуто оптимистическим восприятием мира, верой в будущее Англии. В эти годы написаны наиболее жизнерадостные комедии, почти все исторические хроники, рисующие кровавые события английской истории, но и рост народного самосознания, и крушение феодального мира междоусобиц.
В этот же период написана замечательная трагедия “Ромео и Джульетта”. Юные веронцы, борясь за свою любовь, пошли против средневековой вражды и победили ценой своей жизни. Их отцы помирились на могиле детей. Любовь оказалась сильнее многовековой вражды, она принесла спокойствие их родному городу Вероне.
(Сцена из трагедии “Ромео и Джульетта”.)
Исторические драмы, или хроники Шекспира, посвящены английской истории и охватывают более чем 200 – летний период. Шекспир отразил в них и события Столетней войны Англии с Францией, ивнутренней феодальной войны Алой и Белой розы, междоусобицы двух знатных родов – Ланкастеров и Йорков; и борьбу знатных семейств за английский престол. Он рисует различные типы королей, то жестоких (Ричард III, король Джон), то слабых (Ричард II, Генрих VI), но мечтает о справедливом, мудром, сильном короле, полном забот о своих подданных. Свой идеал Шекспир воплотил в образе Генриха V, который действует в двух хрониках (“Генрих IV”, “Генрих V”).
1601 -1608 годы
Картина обнищания английского народа. Шекспир создаёт свои потрясающие трагедии “Гамлет”, “Отелло”, “Макбет” и “Король Лир”. Трагедия “Король Лир” носит политический и социальный характер. Вначале король Лир ограниченный и упрямый деспот, который привык верить лживым речам. Ему под стать и две его дочери: Гонерилья и Регана, герцог Корнуолл и Эдмунд. Власть и деньги – вот что двигает ими. (Учащиеся разыгрывают I сцену из “Короля Лир”).
Вторая сторона трагедии – нищенствующий народ. Среди бездомных бродяг и нищих оказываются королевский советник Кент, герцог Глостер и сам король Лир.
Тема Возрождения богата и неисчерпаема. Эта эпоха самоутверждения человека и его безграничных возможностей. Достижения эпохи Возрождения определили развитие всей европейской цивилизации на многие годы.
3. Заключительная часть урока.
Учитель предлагает учащимся загадку из начала урока: "блистательной своей наружностью, являвшей высшую красоту, он возвращая ясность каждой опечаленной душе, словами своими мог заставить любое упрямство сказать "да" или "нет". Своей силой смирял неистовую ярость и гнул рукой железное кольцо или подкову, как будто они были сделаны из свинца". Ученики вспоминают версии, которые они выдвигали, возможно, корректируют их.
Раскрывается ответ: ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Учитель рассказывает, что в свидетельстве о смерти Леонардо да Винчи написано: "Леонардо да Винчи, знатный миланец, первый королевский живописец, изобретатель и архитектор, механик государства, придворный живописец герцога Миланского".
Далее учитель предлагает ученикам выделить основное отличие в восприятии мира эпох Средневековья и Возрождения. Так же, учащиеся, с помощью учителя, делают основные выводы:
- Италия - родина Возрождения;
- Гуманизм - идеология Возрождения в конце XV-XVI веков;
- Люди Возрождения пытались показать мир таким, каков он есть на самом деле, подчеркнуть индивидуальность человека, утвердить его мощь и красоту.
4. Домашнее задание.
Основное задание: учебник параграф 3 выучить новые понятия, ответить на вопросы (устно).
Дополнительное задание (творческое): представьте, что вы оказались в XVI веке в окружении гуманистов и художников. Какие вопросы вы хотели бы им задать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация на тему: Измерительные работы на местности. 8 класс.
Рассматривается проектная деятельность на уроке и в домашнем задании (2 этап урока). 13 урок раздела Подобные треугольники....
методическая разработка урока по новой истории для 8-го класса
Урок посвящен образованию национальных государств в Италии и Германии в 50 - 60-е годы XIX века. Урок комбинированный с использованием методики «Взаимообмен заданиями» А.Ривина (КСО)....
Урок - презентация по физической культуре "История развития лёгкой атлетики и её роль в современном мире"
В современном образовании большое значение уделяется вопросу изучения теории физической культуры на уроках. Необходимо , чтобы школьники не бездумно выполняли различные физические упр...
Викторина по Новейшей истории для 9 (11) класса.
Презентация викторина по Всеобщей истории для 9 (11) класса, может быть использована как на обобщающем уроке, так и в рамках декады гуманитарных наук. Ссылка на публикацию в СМИ ("Продленка"): ht...
Интегрированный урок – презентация. «Государственная символика России: история и современность"
Интегрированный урок – презентация. «Государственная символика России: история и современность"...
Конспект урока + презентация к уроку по русскому языку для 6 класса "Закрепление. Правописание гласных в корнях с чередованием."
Урок - квест по закреплению большой темы. На уроке учащиеся смогут продемонстрировать знания по изученной теме; самостоятельно выполнят данные задания; смогут работать в команде для достижения цели и ...
Контрольная по Новой истории за полугодие 8 класс
Контрольная по Новой истории за полугодие 8 класс, 2 варианта....