Презентация по теме: Общественное движение в Российской империи во второй половине 19 века.
презентация к уроку по истории (10 класс) на тему

Прощина Юлия Васильевна

Материал расчитан на два урока в 10 классе и предсталяет из себя подробное изложение заявленной темы. Урок начинается с рассмотрения изменения в общественном сознании людей того времени, с рассмотрения необходимости проведения политической реформы. Ставится проблемный вопрос и формулируются учебные цели и задачи на урок. Затем показана трансформация общественной мысли, от нигилизма к социализму, к радикализму. Создание "Земли и воли". На этом этапе учащимися ведется самостоятельная исследовательская деятельность, они изучают дополнительный материал ( содержится в отдельном файле) и выполняют поиск необходимой информации. Завершается данная тема рассмотрением закономерного события - убийства императора. На этапе рефлексии учащиеся отвечают на проблемый вопрос, поставленный в начале урока, проводят взаимосвязь между отсутствием политических свобод и радикализацией общественной мысли и, как следствие, убийством царя - как единственно возможным выходом из сложившегося тупика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Общественное движение в России в 1860-1880-ые гг.

        Д.И.Писарев стал главой и пророком русских «нигилистов», задавшихся целью отрицать и разрушать всё, что хоть чем-нибудь связывалось с наследием прошлого, традициями отцов и дедов. Он боролся за «освобождение личности и человеческой мысли от всяких религиозных, бытовых и семейных пут и предрассудков».

«Вот ультиматум нашего лагеря: что можно разбить, то и нужно разбивать, что выдержит удар, то годится. Что разлетится вдребезги, то и хлам. Во всяком случае, бей направо и налево, от этого вреда не будет и  не может быть».

По мнению Писарева, вообще все идеалы представляли собой ненужный и вредный хлам. Он признавал только эгоизм, потребность человека наслаждаться жизнью и пользоваться полной свободой личности. Писарев утверждал, что эгоизм есть «система убеждений, ведущая к полной эмансипации личности», а «когда отдельная личность вполне расчётливо пользуется своими естественными способностями, тогда она неизбежно увеличивает сумму общечеловеческого благосостояния. Вполне расчётливый эгоизм совершенно совпадает с результатами самого сознательного человеколюбия».

        Предметом постоянных критических атак Писарева была и поэзия АС.Пушкина, ибо искусство, как и наука, должно служить практическим потребностям большинства людей, а не праздной забаве ничтожного меньшинства. В области наук он считал наиболее полезным естествознание, которое одно может оживить народный труд, поднять его производительность и таким образом уничтожить бедность и безнравственность народной массы. «Есть в человеке только одно зло — невежество. Против этого зла есть только одно лекарство — наука». «Для борьбы с бедностью и невежеством надо увеличить количество мыслящих людей в обществе и эти люди приведут общество к всеобщему благополучию».

        Писарев оказал огромное влияние на молодёжь 60-ых годов, особенно на студенчество, проповедью всестороннего и полного освобождения личности от всяких авторитетов и традиций. В лице Евгения Базарова — главного героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» - многие усмотрели карикатуру на молодое поколение. Но Писарев взял его под свою защиту: «Базаров везде и во всём поступает только так, как ему хочется и как ему кажется выгодным, ни над собой, ни вне себя, ни внутри себя, он не признаёт никакого регулятора, никакого нравственного закона, никакого регулятора, никакого нравственного закона, никакого принципа. Если базаровщина — болезнь, то она болезнь нашего времени. Относитесь к базаровщине как угодно — это ваше дело; а остановить её — не остановите. Это — та же холера».

        Писарев не был революционером в политическом смысле, но, поддавшись веяниям времени, написал резкую антиправительственную статью для нелегального издания. За это он подергся аресту в 1862 г. и был заключён на 3 года в крепость. В возрасте 28 лет, выйдя из заключения, он утонул.

Вопросы и задания:

  1. Какие ценности и идеалы проповедовал Писарев?
  2. С какой идеологией они более всего созвучны?
  3. Объясните, каким образом политические, экономические и социальные изменения, происходящие в обществе в 1860-ые гг, повлияли на формирование взглядов и идей Писарева?

Тема: Общественное движение в России в 1860-1880-ые гг.

        Н.Г.Чернышевский и его единомышленники выражали свои взгляды в журнале «Современник». Они доказывали, что ценность литературы заключается в её полезности и определяется тем, насколько она служит запросам и потребностям современной действительности.

         Внимание и усилия Чернышевский сосредоточил на статьях и исследованиях экономического характера. В период подготовки крестьянской реформ он горячо отстаивал необходимость наделения освобожденных крестьян землёю и сохранения общинного владения. Свои взгляды на поземельную общину он изложил в статьях «О поземельной собственности» и «Критика философских предубеждений против общинного владения». По его мнению, «та форма поземельной собственности есть наилучшая для успехов сельского хозяйства, которая соединяет собственника, хозяина и работника в одном лице. Государственная собственность с общинным владением из всех форм собственности наиболее подходит этому идеалу. Европа уже пережила стадию общинного землевладения. Но мы должны использовать нашу отсталость для того, чтобы, минуя фазу частной поземельной собственности, прямо перейти на высшую ступень собственности коллективной. Отсталые народы, используя науку и опыт передовых народов, могут подниматься с низшей ступени прямо на высшую, минуя средние логические моменты».

        В 1862 г. Чернышевского арестовали по ложному обвинению в составлении революционной прокламации. Сидя в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, он написал роман «Что делать?». В 1864 г. Сенат приговорил его к 14 годам каторжных работ с последующим поселением в Сибирь навечно. Н.Г.Чернышевксий провёл в заключении и ссылке в Сибири 19 лет, из них 7 — на каторге. Писатель возвратился в Россию в 1883 г. и умер в безвестности в 1889 году.

Вопросы и задания:

  1. Какие ценности и идеалы проповедовал Чернышевксий?
  2. Какую фазу по Чернышевскому могут пропустить в своём развитии отсталые народы? Назовите два её характерных признака.
  3. Укажите сильные и слабые места в социально-экономической программе Чернышевского.

Тема: Общественное движение в России в 1860-1880-ые годы.

        М.Л.Михайлов относился к тем представителям русской общественной мысли, которые предпочитали революционные методы политической борьбы.

         В своей прокламации «К молодому поколению» Михайлов соглашался «на первый раз испытать мирные средства» и призывал подать государю адрес с требованием созвать «представителей русской нации, чтобы они составили конституцию для России». В противном случае «Россия подвергнется страшному перевороту». «Мы хотели бы, разумеется, чтобы дело не доходило до насильственного переворота, но если иначе нельзя, мы не только не отказываемся от него, но мы охотно зовём революцию на помощь народу. Если для осуществления наших стремлений, для раздела земли между народом, пришлось бы вырезать сто тысяч помещиков, мы не испугались бы и этого. И это вовсе не так ужасно».

        Свою политическую программу Михайлов формулирует так: «Нам нужен не император, помазанный маслом в Успенском соборе, а выборный старшина, получающий за свою службу жалование».

        Социально-экономическая его программа выглядит следующим образом: «Наша сельская община есть основная ячейка, собрание таких ячеек есть Русь. Мы хотим, чтобы земля принадлежала не лицу, а стране. Чтобы у каждой общины был свой надел, чтобы личных землевладельцев не существовало, чтобы землю нельзя было продавать, как продают картофель или капусту».

М.Л.Михайлов был приговорён к ссылке на каторжные работы. Он умер в 1865 г. на каторге.

Вопросы и задания:

  1. Каковы взгляды Михайлова на дальнейшее политическое и экономическое развитие России?
  2. Согласны ли вы с ним или нет? Свой ответ аргументируйте, используя исторические факты.
  3. Насколько реалистичны взгляды Михайлова?

Тема: Общественное движение в России в 1860-1880-ые гг.

        В 1868-1869 гг в нереволюционном журнале «Неделя» появляется серия «Исторических писем» за подписью Миртова. Автором их был отставной полковник П.Л.Лавров, бывший профессор артиллерийской академии. Эти письма стали резвычайно популярны в среде современной радикальной молодёжи.

        Лавров полагал, что формула прогресса — это «развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении. Воплощение в общественных формах истины и справедливости». До сих пор, полагал Лавров, только меньшинство пользовалось благами прогресса за счёт огромного большинства, угнетённого и страдающего. Критически мыслящие личности из среды образованного меньшинства обязаны уплатить народной массе свой долг за своё развитие «внесением научного понимания и справедливости в общественные формы». Они должны «внести человечность в механизм жизни, разбудить мысль, возбудить ненависть и отвращение к обыденному злу. Двигателем прогресса всегда были «одинокие борющиеся личности». Лавров утверждает, что «борясь за улучшение общественных форм и за освобождение народных масс от угнетения, личность действует ради собственного наслаждения». Для успеха борьбы «нужны энергичные, фанатические люди, рискующие всем и готовые жертвовать всем, нужны мученики, а потом их гибель, и их легенда одушевит тысячи тою энергию, которая нужна для борьбы. После этого критически мыслящие и энергически желающие личности должны организовать партию борцов за истину и справедливость, которая начнёт борьбу с отжившими общественными формами. Эта борьба должна привести  к победе деятелей прогресса».

        В сфере политики Лавров выступает за упразднение государства, то есть в доведении государственного элемента в обществе до минимума, то есть в устранении всякой принудительности политического договора для личностей с ним несогласных.

        В сфере экономики Лавров считал, что основой будущего развития русского народа служит крестьянство с общинным землевладением: «Развить нашу общину в смысле общинной обработки земли и общинного пользования её продуктами. Сделать из мирской сходки основной политический элемент русского общественного строя. Поглотить в общественной собственности частную. Дать крестьянству то образование и то понимание его общественных потребностей, без которого оно никогда не сумеет воспользоваться своими легальными правами, - вот специально русские цели».

Вопросы и задания к тексту:

  1. Какие ценности и идеалы лежат в основе теории Лаврова? Какой идеологии они соответствуют?
  2. Проанализируйте политические устремления Лаврова. Укажите отрицательные и положительные моменты его теории в сфере политики.
  3. О каких «легальных правах» крестьянства говорит Лавров? Как вы считаете, прав ли он, нет ли в его экономической программе противоречий?

        

        

Тема: Общественное движение в России в 1860-1880-ые гг.

        Организация «Народная расправа» была создана С.Г.Нечаевым. Он был одним из главных организаторов студенческих беспорядков в Петербурге в 1869 г. За неповиновение лидеру Нечаев приказал убить одного рядового члена «Народной расправы» студента И.И.Иванова. Полиция раскрыла убийство и разгромила организацию зимой 1869-70 гг. «Нечаевцы» служили прототипом персонажей романа Ф.М.Достоевского «Бесы». Самому Нечаеву удалось бежать за границу.

        Свои принципы Нечаев отразил в известном «Катехезисе революционера»:

«У революционера нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Всё в нём поглощено един исключительным интересом, единой мыслью, единой страстью — революцией.. Он разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром, со всеми законами и приличиями этого мира. Он презирает общественное мнение. Он презирает и ненавидит нынешнюю общественную нравственность. Нравственно для него всё то, что способствует торжеству революции. Безнравственно  и преступно всё, что мешает ему. Все чувства родства, дружбы, любви, благодарности и даже самой чести должны быть задавлены в нём единою холодною страстью революционного дела, которая ежеминутно должна соединяться с холодным расчётом. У товарищества нет другой цели, кроме полнейшего освобождения и счастья народа, то есть чернорабочего люда. Но товарищество всеми силами и средствами будет способствовать к развитию тех бед тех зол, которые должны вывести, наконец, народ из терпения и понудить их к поголовному восстанию».

Вопросы и задания к тексту:

  1. Представителем какой идеологии является Нечаев?
  2. Какие способы и методы борьбы предлагает Нечаев? Как они соотносятся с целью Нечаева?
  3. Оцените с точки зрения морали установки и ценности Нечаева, найдите в катехезисе противоречие и растолкуйте его.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план конспект урока тема: Жители Российского государ¬ства второй половины XV - начала XVI века

Определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV - начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охарактеризовать  основные  г...

Тест " Российская империя в первой половине XVIII века"

Проверочный тест, в двух вариантах. Используется для закрепления темы " Российская империя  в первой половине 18 века".  Представлен в виде презентации....

Эволюция системы управления крестьянами в Российской империи в первой половине XIX века

Исследование эволюции управления крестьянами на протяжении XIX века....

Культурное пространство Российской империи во второй половине XIX века

Сборник рабочих листов по модулю "Культурное пространство Российской империи во второй половине XIX века". Будет удобен для организации самостоятельной работы учащихся, для дифференциации по...

Перемены в экономике и социальном строе Российской империи во второй половине – конце ХIХ века (История России, 9 класс, параграф 26)

Рабочий лист по теме: «Перемены в экономике и социальном строе» (История России, 9 класс, параграф 26) ...

Культурное пространство империи во второй половине XIX века: достижения науки и образования (История России. 9 класс)

Тема: Культурное пространство империи во второй половине XIX века: достижения науки и образования  (История России. 9 класс)Источник: История России, 9 класс (учебник). Часть 2-я.Параграф 30 &laq...