Игра - викторина Тема: День народного единства.
план-конспект по истории на тему

Урывская Светлана Александровна

Цель:

Содействовать гражданско – патриотическому воспитанию детей.

Задачи:

1. Развитие у школьников интереса к изучению истории своей Родины.

2. Воспитание творческих способностей учащихся посредством сценического искусства.

3. Совершенствование умений и навыков коллективной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_noyabrya_igra.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Верхнедонского района

Поповская основная общеобразовательная школа

Игра - викторина

Тема:   День народного единства.

                                                                                           Подготовил:

                                                          учитель русского языка и литературы

Урывская Светлана Александровна

.

                                   

 

х. Поповка

ноябрь 2016г.

Цель: 

Содействовать гражданско – патриотическому воспитанию детей.

Задачи:

1. Развитие у школьников интереса к изучению истории своей Родины.

2. Воспитание творческих способностей учащихся посредством сценического искусства.

3. Совершенствование умений и навыков коллективной деятельности.

Ход игры

  • Добрый день! Ребята, а вы знаете, какой праздник отмечает вся Россия 4 ноября. (День народного единства.)
  • Ребята, знаете ли вы, с какими историческими событиями связан этот праздник? (Этот день, когда вся Россия объединилась.  Впервые в нашей стране с 2005 года 4 ноября отмечается как День народного единства. Он также совпадает по времени с одним из наиболее почитаемых русской православной церковью праздников – Днем Казанской иконы Божьей Матери, с заступничеством которой предание связывает и изгнание интервентов.)
  • Итак, давайте поиграем и выясним, знаете ли вы историю, связанную с этим праздником. Вы уже поделились на 2 команды и подготовили домашнее задание: название команды, эмблема и девиз. У нас сегодня присутствует жюри, которое будет следить за правильностью ответов и чистотой игры (представление жюри). Давайте попросим капитанов представить свои команды.
  • Молодцы! В каждой команде есть художник, я попрошу выйти их ко мне. Ваша задача на доске нарисовать открытку, посвященную Дню народного единства. А мы с остальными членами команд начнем игру!  

I тур
“Сценки”

Перед вами мои помощники разыграют сценку, затем я задам вопрос, а вы, подумав минутку,  даете ответ.

Сценка 1.

К киевскому князю Мстиславу Романовичу прибыл гонец.

Гонец: Великий князь! Беда страшная идет – кочевники. Вооружаться надо!

Князь: Сколько же их?

Гонец: Тьма воинов, князь! На три дня конного пути растянулось их войско!

ВОПРОС. Что же означает слово “тьма” в то время?

  1. 1000.
  2. 10000.
  3. 100000.

Сценка 2.

Сидит нищий, просит милостыню, мимо проходит господин с дамой.

Нищий: Подайте, господа хорошие, Христа ради.

Дама (господину): Дай же убогому на пропитание.

Господин (даме): Перестань. На всех никакой мошны не хватит.

Нищий: У-у-у, мироеды проклятые.

ВОПРОС. Многие знают, что слово “мироед” является оскорбительным прозвищем. Какое же значение это слово имело в XVIII веке?

  1. Куркуль, богатый человек;
  2. Старик, живущий за счет общины;
  3. Человек, обирающий других.

Сценка 3.

В трактир входит барин и сталкивается с бедняком.

Барин (дает бедняку подзатыльник): Ах ты, рожа неумытая, вертишься под ногами. Не видишь, барин идет.

Бедняк (кланяясь): Прошу прощения, барин (Убегает).

Барин: Ах ты, негодник! Развели тут нехристей-инородцев тьму тьмущую!

ВОПРОС. В Российской империи существовал термин “инородец”. Кого же так называли?

  1. Живущих на окраине страны, людей другой религии;
  2. Жителей Сибири;
  3. Иностранцев.

Сценка 4.

Сидит царь, в ногах бьет челом холоп.

Царь: И поселить этого холопа в курной избе на хлеби на квас, чтоб навсегда запомнил, как перечить своему государю. Убрать его!

ВОПРОС. Что за помещение “курная изба”, просуществовавшая на Руси до XIX века?

  1. крестьянская изба, топившаяся по черному – без трубы;
  2. избушка, где содержали кур;
  3. тюремная камера.

Вопросы зрителям:

  1. Каков был рост Петра I? (2 метра 4 сантиметра).
  2. Назовите первую печатную книгу на Руси (Апостол, И. Федоров. XVI век).
  3. Кого из князей прозвали “денежный мешок”? (Иван Калита, XIV век).

II тур
“Ответь словами поэта”

1. А впереди, по звонким льдинам,
Гремя тяжелой чешуей,
Ливонцы едут грозным клином,
Свиной железной головой.
Был первый натиск немцев страшен
В пехоту русскую углом
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.

(Ледовое побоище – 5 апреля 1242 г.)

2. Как мне о битве на Дону
Рассказ продолжить мой?
Читатель я не обману,
Сказав о битве той,
Что не было еще такой.
И хоть кого спроси,-
Великое побоище
Все знают на Руси!…
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья…
А князя Дмитрия Донским
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших дней живет.

(Куликовская битва – 8 сентября 1380 г.)

3. Когда на востоке забрезжил рассвет,
Поредела завеса тумана,
На другом берегу вдруг увидел Ахмат
Рать московского князя Ивана…
Государь прочитал и, спокоен и строг,
Повернулся к Ахматовым людям, 
Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог
И сказал: “Дань платить мы не будем!”
С той поры не решалась нас грабить Орда,
Иго тяжкое сброшено было,
И в Орде началось несогласье, вражда,
И распалась татарская сила.

(Стояние на реке Угре – 1480 г.)

4. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий 
Французы двинулись как тучи
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут. 
Вам не видать таких сражений!…
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день не мало,
Что значит русский бой кровавый,
Наш рукопашный бой!..

(Бородино – 26 августа 1812 г.)

5. От москвичей призыв идет…
Дошел до Нижнего призыв,
До старосты, до мужика,
Что звался Минин- Сухорук.
Он весь народ собрал вокруг…
Поволжье Минин собирал,
Он ополчение собирал,
Всех одевал, всех обувал,
Кормил, поил и снаряжал,
И всех вооружал.
И эту рать в туманной мгле
По нераспаханной земле,
Где колос уж давно не цвел,
К Москве, к столице он повел.
Та рать от каждого села
Все прибывала и росла.
Сюда пришел Пожарский князь,
За ним текла людей река,
И, с Мининым объединясь,
Сплотились русские войска.
Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.

(Освобождение Москвы от интервентов ополчением Минина и Пожарского – 1612 г.)

6. Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление кипит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает тут и там, 
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.

(Полтавский бой – 27 июня 1709 г.)

7. Не меряна вдоль и не пройдена вширь,
Покрыта тайгой непроезжей,
У нас под ногой разостлалась Сибирь
Косматою шкурой медвежьей.
Пушнина в сибирских лесах хороша
И красная рыба в струях Иртыша!
Мы можем землей этой тучной владеть,
Ее разделивши по-братски.
Мне в пору Кучумовы бармы надеть
И сделаться князем остяцким.

(Освоение Сибири под руководством Ермака – 1581 – 1585 гг.)

8. На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.

(Основание Петербурга – 1703 г.)

9. Ни разу ни одни войска
Еще не шли по этим тропам.
На них взирает вся Европа.
Во всех углах материка
Гадают, спорят и судачат:
Пройдут они иль не пройдут,
Что ждет их – гибель или сдача?
Пусть их гадают! Только тут,
Среди лишений и страданий,
Среди камней и снежных груд,
Солдаты знали без гаданий,
Что русские всегда пройдут.

(Швейцарский поход Суворова через Альпы – 1799 г.)

10. То свободы русской зарево 
Разгоралося вокруг –
Против силы государевой
Города восстали вдруг.
Слава казака победная
По Руси пошла теперь,
В каждом доме люди бедные
Раскрывали Стеньке дверь.
И дорогами короткими
С Дона к Волге, по степям,
В снаряжении и с лодками
Рать свою повел Степан.

(Восстание Степана Разина – 1667 – 1671 гг.)

Вопросы зрителям:

  1. Каков вес царь-пушки? (40 тонн)
  2. У какого русского города был “злой характер”? (Козельск)
  3. Как звали третьего из братьев, основавших Киев? Два первых – Кий, Щек. (Хорив)

III тур

«Вопрос-ответ»

1.        Как зовут Минина? Ответ (Кузьма).

2.        Как зовут Пожарского? Ответ (Дмитрий).

3.        Где жил Дмитрий Пожарский? Ответ (Нижний Новгород).

4.        Как по-другому называют Россию? Ответ (Родина, Отечество).

5.        Как на Руси называли почтальона? Ответ (Гонец).

6.        Как на Руси называли людей, живущие в городе? Ответ (Горожане).

7.         Какой иконой благословляли русских воинов на священную битву? Ответ (Богородица).

8.        Каково числа по - старому отмечают праздник? Ответ (22октября).

9.        С кем сражались русские воины? Ответ (Поляки, Шведы).

10.         Какое время наступила 400лет назад после смерти царя Ивана   Грозного? Ответ (Смута, Смутное время).

11.         Вчера, было, сегодня есть и завтра будет? Ответ (Время).

12.         Как называлась письмо царя к народу, написанное пером? Ответ (Грамота).

13.         Каким оружием сражались Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин? Ответ (Сабля).

14.         Как по-другому называли захватчиков шведов и поляков? Ответ (Интервенты).

IV тур

Проверка открыток

Заключительная часть

За эти праздником в нашей стране предполагается закрепить неформальное название – День добрых дел. Это позволит привлечь внимание общества к вопросам благотворительной деятельности, служения интересам общества, будет способствовать развитию традиций милосердия, добровольчества, различных форм самоорганизации и самоуправления.

Подведение итогов. Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День воинской славы России. День народного единства.

Методическая разработка классного часа патриотического направления для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: познакомить учащихся с историей праздника;  подчеркнуть значимость событий 1612...

Игра "День народного единства" (презентация)

Игра "День народного единства". Презентация дает возможность либо обобщить материал по истории России (окончание Смутного времени), либо использовать её для проведения тематического классного часа. Вр...

Интерактивная игра 7 класс День народного единства

Интерактивная игра направлена на закрепление знаний о событиях Смутного времени. Предназначена для проведения классных часов 5-8 классов...

Урок-игра на тему: "День народного единства"

Урок в игровом формате. Тема: "День народного единства". Исторические события связанные с этим праздником. Игры на объединение класса: "Дружная верёвочка", "Цветок единства&qu...

Урок-игра на тему: "День народного единства"

Урок в игровом формате. Тема: "День народного единства". Исторические события связанные с этим праздником. Игры на объединение класса: "Дружная верёвочка", "Цветок единства&qu...