Древнейший Рим 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Технологическая карта урока, реализующего ФГОС. (Урок «открытия» нового знания)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevneyshiy_rim_5_kl.doc | 658 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 12
Урок «открытия» новых знаний по теме:
«Древнейший Рим»
5 класс
Масошина О.А. учитель истории
и обществознания
«БОУ ОО Мезенский лицей»
Технологическая карта урока, реализующего ФГОС
(Урок «открытия» нового знания)
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||||||
Предмет – История | Класс - 5 | |||||
Тема урока – Древнейший Рим | ||||||
Цели: - сформировать представление о местоположении и природных условиях Древнего Рима, населении и его основных занятиях; - способствовать ознакомлению с историей возникновения Древнего Рима и системой управления на ранних стадиях его развития; - продолжить развитие у учащихся различных УУД в соответствии с запланированными предметными, метапредметными, личностными результатами; | ||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
- учащиеся смогут, работая с исторической картой: определять местонахождение и природные условия Рима, находить моря, реки, горы и на основе природных условий определять основные занятия жителей - смогут давать определения историческим терминам: Апеннинский полуостров, латины, весталка, Веста, Марс, ликтор, Рем, Ромул, сенат, патриции, плебеи. - сформулируют и назовут основные элементы системы управления в древнем Риме. | Регулятивные УУД: - примут участие в планировании собственной деятельности на уроке; - самостоятельно оценят достигнутые результаты. Познавательные УУД: - продолжат формирование умений работать с различными источниками информации (с текстом учебника, с картой, презентацией): - извлекать необходимую информацию из текста учебника, из прослушанного рассказа, наглядного материала; - находить информацию и преобразовывать ее в таблицу; - научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование; - сформулируют и проаргументируют мнение по проблеме. Коммуникативные УУД: -примут участие в обсуждении в ходе работы в малой группе. | - формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима; - понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира; - умение выражать свое отношение к героям, событиям. | ||||
Словарь урока: латины, весталка, ликтор, сенат, патриции, плебеи Даты: 753 год до н. э. – основание Рима. | ||||||
Ресурсы урока:
| ||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||||
Этап урока (+время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1 этап. Орг. Момент. 1 мин. | Проверка отсутствующих в классе, проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя для совместной деятельности на уроке. | |||||
2 этап. Актуализация знаний 4-5 мин. | - На уроках истории в этом году мы с вами познакомились с историей разных стран. И сегодня мы продолжим с вами путешествовать по странам древнего мира. А для того, чтобы посетить следующую страну, я предлагаю вспомнить, в каких странах мы уже побывали, отгадав мои загадки. На доске прикреплены слова: Греция, Египет, Спарта, Китай, Междуречье, Финикия, Македония, Апеннины. Будьте внимательны, отвечаем по одному, знак готовности – поднятая рука. За правильный ответ учащиеся получают жетончик. На нильских берегах она была, (Египет) Расскажите-ка, ребята, (Междуречье) На восточном побережье (Финикия) Чтоб землю с севера обезопасить, (Китай) Был он сильным, нужен был (Педагог. Греция.) | - Поднимая руку, отгадывают загадки. Один из учащихся снимает угаданные слова у доски. Один из учащихся снимает угаданные слова у доски. | ||||
3 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) 4-5 мин. | У нас осталось слово - Апеннины. Как вы думаете, что может означать этот термин? Представляет первый слайд презентации, где показан Апеннинский полуостров. Задаёт вопросы, построенные на интеграции с географией. По желанию вызывает к карте ученика и предлагает определить местоположение Апеннинского полуострова. Показывает второй слайд презентации и поясняет, что на Апеннинском полуострове расположена страна - Италия. Задаёт вопрос: Определите в какой части Италии находится Рим? Ребята, слышали, знаете ли вы что-нибудь об этой стране? Слайд №3. Как вы думаете, почему на этом слайде размещена среди других фотография скульптуры волчицы и детей? Задаёт вопрос: Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? | Выдвижение различных версий. Отвечают по ходу презентации на вопросы: 1) На каком материке расположен Апеннинский полуостров? 2) В какой части Евразии находится Апеннинский полуостров? 3) Что такое полуостров? Определяет местоположение Апеннинского полуострова. Остальные работают с атласами. Хором отвечают, где находится север, юг, восток, запад. Определяют местоположение Рима. Предположительно (Рим – это государство, жил Цезарь, правил Нерон, фильмы про Рим, гладиаторы, римские легионеры и т.д.) Учащиеся высказывают предположения. Формулируют тему урока, записывают её в тетрадь. | ||||
Тема урока - запись на доске: "Древнейший Рим". Проблема (запись на доске): "Какая легенда Рима связана со статуей волчицы и детей?" | ||||||
4 этап. Целеполагание и планирование 3-4 мин. | Вопрос классу: Что нам нужно узнать, чтобы решить проблему? (ответить на вопрос?) Вспомните с чего мы начинаем знакомство с новой страной? (Где находится, природные условия). Ребята, посмотрите внимательно на слайд, прочитайте план урока и сформулируйте самостоятельно недостающие пункты. План урока (слайд № 5).
Учитель демонстрирует Слайд № 6 с полным планом урока.
Определите источники информации, которые вы можете использовать для изучения материала на данном уроке. Каков будет результат нашего урока? | Участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей (высказывают версии). Называют источники информации: рассказ учителя, учебник, атласы, географические карты, презентация. Формулируют конечный результат – сформировать представление о древнем городе-государстве Рим. | ||||
5 этап. 20 мин. | Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление. | |||||
Вопрос 1. Где находится Рим (географическое положение), природные условия. | - Разделитесь на группы по четыре человека. Представьте себя в роли исследователей, которые получили задание определить: 1) местоположение древнего государства; 2) его природные условия; По обозначенным критериям вам предстоит исследовать Древний Рим и сравнить его с Древней Грецией. Затем мы сравним полученные характеристики. Работая над заданием, пользуйтесь картой в учебнике (стр.115, 213), вступительной статье к параграфу 44 и представленной информацией на слайде №2. По ходу выполнения задания составляется сравнительная таблица в рабочих листах. (Приложение №1) Задание «Найди ошибки в тексте и справь их» (слайд № 7) Город Рим возник на берегу реки Тигр в Италии. Италия располагалась на Балканском полуострове. Несмотря на холодный климат, недостаток пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество. Вдоль Апеннинского полуострова тянулись высокие горы Альпы. | - Работают с разными источниками информации (учебник, рабочие тетради из УМК, специальные рабочие листы, объяснение учителя, карта). - Работают в малых группах над решением учебной задачи. - Фиксируют в рабочих листах (для группы) свое «открытие». - Проводят презентацию результатов работы группы, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы. - Оценивают правильность своих выводов, решений. - Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. - Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают с изложенным в учебнике. - Вступают в диалог. - Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме и т.д. Дети работают в тетрадях, затем осуществляют взаимопроверку с помощью слайда №8. Правильный ответ: Город Рим возник на берегу реки Тибр в Италии. Италия располагалась на Апеннинском полуострове. В Италии - теплый климат, много пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество. Вдоль Апеннинского полуострова тянулись невысокие горы Апеннины. | ||||
Вопрос 2. Основание Рима. | Древний Рим – это государство, которое было одним из величайших империй древности. Ее культура и традиции распространились на все захваченные территории, величественная римская архитектура и скульптура до сих пор поражает своим великолепием. Все страны средневековой Европы старались достичь величия Рима, правители возводили свои родословные к римским императорам (слово царь от цезарь) и теперь узнаем как же все начиналось. Для этого давайте обратимся к карте учебника на стр. 213 и посмотрим какие племена населяли Италию? Племя латинов проживало на берегу Тибра. И с ним связана легенда об основании Рима. (слайд № 9) Задание: прочитайте легенду об основании Рима п.1, стр. 214-216 и запишите в тетрадь ключевые слова. Проверка записей (2-3 ученика зачитывают) Вопрос к классу: Где мы уже встречали подобные события: А) два брата, младший завидует старшему Б) брошенные в реку дети (ребенок) Задание: Глядя на список ключевых слов, давайте по цепочке воспроизведем легенду об основании Рима. (Прием "Продолжи" - каждый ученик говорит только одно предложение). - Какие новые слова вам встретились при чтении учебника? Что они означают? Запишите в словарь их расшифровку (Слайд № 10): - Почему Амулий сделал Рею Сильвию весталкой? Ответить с помощью текста учебника на стр. 215 "Почитание Весты и Марса". Учитель: Рим был основан в 753 г. до н.э. (слайд №11) Запишите дату в тетрадь. Посчитайте с помощью «ленты времени», сколько лет Риму? Дата основания считается условной, т.к. еще задолго до этого на холмах появилось несколько поселений. Они постепенно стали объединяться: жители стали строить совместно укрепления и храмы. Так из этих поселений и возник город Рим. Рим - город на семи холмах: Палатин, Капитолий… | Работают с картой учебника, отвечают на вопрос учителя (Этруски, самниты, умбры, галлы, апулы, латины). Индивидуальная работа с текстом учебника: -анализируют информацию, оформляют письменно ответ; - презентуют свои ответы; - выслушивают ответы других; - дополняют ответы. Отвечают на вопросы учителя: (Египет - Осирис и Сет) (Египет - Моисей) - выполняют учебные действия по алгоритму. Находят информацию в учебнике, делают запись в тетради: весталка - жрица богини Весты, ликторы - воины, сопровождающие царя. Находят информацию в учебнике, высказывают свои ответы на вопрос учителя. -анализируют задание, оформляют письменно ответ в тетради. Сверяют свой ответ Слайд № 11(2769) | ||||
Вопрос 3. Занятия древних римлян. | В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сплетены из прутьев и обмазаны глиной. А чем занимались жители древнейшего Рима? Вспомните о природных условиях Италии, посмотрите внимательно, как мог выглядеть Рим в те времена (слайд № 12-13 или рис на стр.216) и озвучьте схему "Занятия римлян" (слайд №14) (прием "Дешифровщик") Вопросы классу: -Какие сельскохозяйственные культуры выращивали римляне? -Какие породы скота они разводили? - Какими ремеслами занимались? - Посмотрите на план урока, какие вопросы нам еще надо обсудить? | Работают с изображением учебника, презентации, анализируют информацию. Формулируют мнение и аргументируют ответ. Отвечают на вопросы учителя: - ячмень, пшеницу, виноград, лён. - рогатый скот, свиней, коней, ослов. - кузнечным делом, ткачеством, гончарным. - Кто управлял Римом | ||||
Вопрос 4. Управление Римом. | Все население древнего Рима делилось на две группы: патриции и плебеи. Запишите в словарь определения. (слайд №16) Задание. Прочитайте текст на стр. 218, п.3 "Управление Римом", 2 абз. и ответьте на вопросы: - Кто участвовал в управлении Римом? - Какие органы управления были? -Кому принадлежала высшая власть? -Назовите функции Народного собрания. - Чем отличаются патриции от плебеев? | Находят информацию в учебнике, делают запись в тетради: - анализируют вопросы; - формулируют собственное мнение; - аргументируют ответ. | ||||
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) 3-4 мин. | Выполняем задания в рабочем листе: Предлагает оценить свои результаты, отвечая на вопросы викторины. Слайд № 17-22. - Задание № 1. Вставьте пропущенные слова. а) В управлении Римом принимали участие только..... б) Старейшины родов заседали в совете, который назывался...... в) Высшая власть принадлежала ..... г) По легендам, Римом правили ..... царей, последнего звали..... д) Знаками царской власти были ..... Представляет слайд презентации с правильным ответом на заданный вопрос Задание № 2. Загадки (1 б.): Чтоб Италию на карте Отыскать в короткий срок, Запомни, нужно полуостров Найти, похожий на... (сапог) Конечно, путь туда не близкий, На полуостров ...(Аппенинский) Довольно труднопроходимы Крутые горы ... (Аппенины) Там, где Тибр полноводный Течет в зеленые долины, Селились в древности глубокой Трудолюбивые ... (латины) До сей поры в музее Римском Ей даже памятник хранится. И как же тут не удивиться, Что малышей спасла ... (волчица) Ромул дал Названье месту, Это потому, что им Был основан город ... (Рим) Задание № 3. Выберите из перечисленных географических названий те, с помощью которых можно описать расположение города Рима(3 б.): а) Адриатическое море б) Тирренское море в) Балканский полуостров г) река Тибр д) Апеннинский полуостров е) река По Предлагает подвести итоги викторины | После заданного вопроса оценивают свои ответы, поднимая смайлики: желтый – знаю ответ; синий – не знаю ответ Записывают в тетрадь: плюс - если ответ правильный, минус - если ответ не правильный Подводят итоги викторины: за 9 плюсов – 5 баллов, за 8 плюсов – 4 балла, за 5 плюсов – 3 балла | ||||
7 этап. Рефлексия и оценивание 3-4 мин. | Предлагает вспомнить и озвучить тему урока. Какую цель и задачи ставили в начале урока? Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке | Называют тему урока, сопоставляют цели и результаты. Оценивают результаты своей деятельности на уроке, поднимая смайлики: желтый – я все усвоил, могу поделиться знаниями; зеленый – было сложно, но с помощью записей смогу рассказать; синий – не все усвоил, затрудняюсь ответить на некоторые вопросы. | ||||
8 этап. Домашнее задание (2 мин.) | Домашнее задание:
По желанию – рисунок по легенде об основании Рима. | Записывают домашнее задание в дневник. |
Источники и литература:
- Вигасин А.А. , Годер Г.И. Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 2013.
- Годер Г.И. Рабочая тетрадь к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира». М.: Просвещение, 2014.
- Гаспаров М.Л. Капитолийская волчица. Рим до Цезарей / М.Л. Гаспаров. – М., 2008.
- Древний мир: книга для чтения по истории / под ред. В.П. Будановой. – М., 2006.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Древнего_Рима
- http://history.rin.ru/cgi-bin/history.pl?num=282Возникновение Рима.
Приложение № 1
Рабочий лист
Дополнительный материал
Древняя Италия. Древний Рим. Эта страна находится на Апеннинском полуострове, с 3-х сторон окруженном морями. От остальных земель Европы эту страну отделяют высокие горы Альпы. Они защищают страну от северных ветров, поэтому климат на полуострове мягкий и тёплый. Самыми крупными реками этой страны являются Тибр, По и Арно. Южная часть этой страны богата прекрасными пастбищами, где местные жители пасли свой домашний скот. В переводе с греческого языка название этой страны переводится «страна телят». | |
Задание составить сравнительную таблицу.
Линия сравнения | Рим | Греция |
Местоположение | ||
Рельеф | ||
Горы | ||
Климат | ||
Моря | ||
Реки |
Верный вариант.
Линия сравнения | Рим | Греция |
Местоположение | Аппенинский полуостров | Балканский полуостров |
Рельеф | Долины, равнины, пригодные для жизни, холмистые местности | Рельеф горный, мало равнинных мест |
Горы | Альпы | Олимп |
Климат | Мягкий и теплый, благоприятный для жизни | Жаркий |
Моря | Омывается Адриатическим, Тиренским и Ионическими морями | Омывается Эгейским и Ионическим морями |
Реки | Тибр | Мелкие реки, пересыхающие в жару |
Приложение № 2
Рабочий лист
Класс______________ ФИ______________________________
I.
Задание «Найди ошибки в тексте и справь их» (слайд № 7)
Город Рим возник на берегу реки Тигр в Италии. Италия располагалась на Балканском полуострове. Несмотря на холодный климат, недостаток пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.
Вдоль Апеннинского полуострова тянулись высокие горы Альпы.
II.
Викторина
Задание № 1. Вставьте пропущенные слова.
а) В управлении Римом принимали участие только.....
б) Старейшины родов заседали в совете, который назывался......
в) Высшая власть принадлежала .....
г) По легендам, Римом правили ..... царей, последнего звали.....
д) Знаками царской власти были .....
Представляет слайд презентации с правильным ответом на заданный вопрос
Задание № 2. Загадки (1 б.):
Чтоб Италию на карте
Отыскать в короткий срок,
Запомни, нужно полуостров
Найти, похожий на... (_______)
Конечно, путь туда не близкий,
На полуостров ...(____________)
Довольно труднопроходимы
Крутые горы ... (_____________)
Там, где Тибр полноводный
Течет в зеленые долины,
Селились в древности глубокой
Трудолюбивые ... (__________)
До сей поры в музее Римском
Ей даже памятник хранится.
И как же тут не удивиться,
Что малышей спасла ... (________)
Ромул дал
Названье месту,
Это потому, что им
Был основан город ... (________)
Задание № 3. Выберите из перечисленных географических названий те, с помощью которых можно описать расположение города Рима(3 б.):
а) Адриатическое море б) Тирренское море в) Балканский полуостров
г) река Тибр д) Апеннинский полуостров е) река По
Жетончики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по истории древнего мира для 5 класса по теме "Древний Египет"
слайды по Древнему Египту, небольшая презентация...
Контрольная работа по теме:"Русь древняя", 6 класс
Контрольная работа предусматривает мониторинг знаний по разделу "Русь Древняя" (история России, 6 класс). В работу включены различные тестовые задания, словарная работа, проверка знания дат основных с...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «Всеобщая история. История древнего мира» Класс: 5
Это попытка создать Рабочую программу по новым образовательным стандартам. Еще было разработано календарно-тематическое планирование по одному из разделов курса....
урок история тема Древняя Спарта Класс:5 класс.
урок история, класс: 5 Тема: Древняя Спарта...
Контрольная работа по истории Древнего мира, раздел "Древняя Индия. Древний Китай." 5 класс.
Контрольная работа по истории древнего мира, а именно по разделу "Древняя Индия. Древний Китай" для 5 класса. Представлена в двух вариантах, включает тесты части А - с выбором одного верного ответа из...
Контрольная работа по теме: «Русь Древняя», 6 класс
Контрольная работа по теме: «Русь Древняя» проверяет усвоение знание по теме Первые князья,образование государства у славян...