проект Все мы разные
проект по истории на тему

Приложение к проекту" Все мы разные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_k_prezentatsii.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к презентации

«Все мы разные».

Социологический опрос на тему «Толерантность».

  1. Есть ли у тебя друзья другой национальности? (Да. Нет.)
  2. Как ты относишься к людям другой национальности? (Хорошо. Безразлично. Ненавижу.)
  3. В твоем поселке существуют проблемы межнациональных отношений? (Да.Нет.)
  4. Что нужно сделать, чтобы остановить насилие на национальной почве? (Развивать культуру межнационального общения. Воспитывать толерантность в школе. Изучать обычаи и традиции представителей другой национальности . Ужесточить наказание за разжигание национальной вражды.)
  5. Твое отношение к проекту «Все мы разные». (Было интересно, узнал много нового. Было неинтересно, ничего нового не узнал. Мне все равно.)

Результаты опроса.

47% имеют друзей другой национальности и хорошо к ним относятся;

18% считают, что в поселке есть проблемы межнациональных отношений;

45% считают, что можно изменить отрицательное отношение к другим национальностям если в школе изучать традиции и обычаи других народов, развивать культуру общения между народами;

Ужесточить наказание за разжигание национальной вражды 16%;

86% проявили интерес к теме «Толерантность»

Опрос и обработку данных провели учащиеся 10 класса: Кондратьева Анна, Зверева Анастасия, Грирорьев Антон.

П. Железнодорожный.

Игры народов России.

Выполнила Зачиняева Т. ученица 11класса

МБОУ –Железнодорожная СОШ№121.

«Липкие пеньки» (башкирская  народная  игра)

Водящие (их несколько человек одновременно) присаживаются на корточки, а остальные игроки бегают между ними. Водящие пытаются, неподвижно сидя на корточках, поймать или хотя бы коснуться руками («ветками») пробегающих детей. Если им это удалось, то пойманный ребенок становится водящим, и теперь сам должен ловить («приклеивать») веселых бегунов.

Привило:

1.  Нельзя ловить игроков за одежду.
2.  «Пеньки» не должны сходить с места.

«Вестовые» (якутская народная игра)

На бескрайних просторах Крайнего Севера, где давным-давно зародилась эта игра, вести передавались специальными людьми — вестовыми. Они ездили на оленях или собачьих упряжках, а сами «письмена» еще до освоения письменности народами Севера изготавливались с помощью узелков на связках тесемок из тонких полосок кожи или веревок. Для игры понадобятся две такие связки тесемок с узелками.

Перед началом игры дети делятся на две команды и разбиваются в них по парам. В каждой паре один ребенок будет «вестовым», а другой «оленем». В помещении или на площадке обозначается место для двух «столбов». Вокруг каждого «столба» должны будут обегать игроки определенной команды, причем первым должен бежать «олень», а сзади, не отставая от него ни на шаг, бежит «вестовой» из этой пары игроков. Игра проводится в виде эстафеты: каждый вестовой вместе со своим оленем «скачет» к столбу, обегает его вокруг по часовой стрелке два раза и быстро возвращается к своей команде. Там он отдает свою связку тесемок («письмо») следующей паре игроков, и новый «вестовой» с «оленем» опять пускается в путь.

Выигравшей считается команда, чьи «вестовые» первыми вручат «письмо» судье по окончанию пути.

Правила:

1. «Вестовой» не должен обгонять своего «оленя».
2. Надо обязательно сделать два круга возле столба.
3. Следующий «вестовой» не имеет права выбегать навстречу игрокам своей команды, возвращающимся с «письмом».

 

 «Ворота» закрываются на последнем слове и ловят того, кто в этот момент проходил через них. Дети, зная, что «ворота» закрываются в конце стихотворения, спешат быстрее проскочить в них. Водящие тоже могут ускорять темп произнесения: так вся игра становится более динамичной и неожиданной.

Пойманный игрок становится сзади «луны» или «солнца», и игра продолжается вновь до тех пор, пока все игроки не будут распределены на две команды.

Дальше команды устраивают между собой соревнования в перетягивании (каната или взявшись за руки).

«Удмуртские  горелки» (удмуртская  народная  игра)

Играющие разбиваются на пары и строятся колонной, как в русских «горелках». Однако водящий становится лицом к первой паре, впереди от нее, примерно в 10 шагах. Он держит в поднятой руке платок или шарф.

Последняя пара разъединяет руки, и каждый игрок бежит вдоль своей стороны колонны вперед, к водящему. Тот игрок, который успеет схватить платок первым, становится водящим, а другой игрок становится в пару с прежним водящим во главе колонны. Вся колонна постепенно продвигается вперед, а водящий отступает на несколько шагов назад, чтобы расстояние между ним и первой парой не уменьшалось.

Правила:

1.  Сигналом к началу бега для каждой пары является поднятие ведущим платка вверх, над головой.

2.  Водящий не должен протягивать платок навстречу одному из игроков, а должен держать его в высоко поднятой руке.

3.  Если подбежавшие игроки одновременно схватились за платок, то водящий остается, а эта пара становится впереди колонны.

4.  Игрокам нельзя силой вырывать платок друг у друга.

«Колышки» (марийская народная  игра)

Перед началом игры все игроки должны запастись деревянными колышками длиной около одного метра и воткнуть их в землю вокруг водящего так, чтобы образовался круг радиусом 3—5 м. Водящий должен сначала попросить у каждого ребенка колышек, но дети могут не отдавать свой колышек, потому что в этом случае им придется становиться на место водящего.

Если все дети водящему отказали, то он начинает сердиться и пытается захватить любой колышек. Для этого он должен положить руку на выбранный колышек и громко посчитать до трех. На счет «три» водящий выбегает из круга и бежит вокруг. Хозяин круга одновременно бросается в противоположную сторону, стараясь обогнать водящего и добежать до своего колышка первым.

Тот, кто первым добежит до колышка, становится его хозяином, а проигравший становится в круг и должен водить снова.

Правила:

1.  Нельзя бежать раньше слова «три», иначе старт будет повторен.
2.  Нельзя сокращать круг, срезая его наискосок.

«Поляна — жердь» (удмуртская  народная  игра)

Эту народную игру лучше всего проводить на полянке с мягкой почвой. Если земля сильно утоптана, то следует попросить детей до начала игры специально вскопать или разрыхлить место, куда будет втыкаться жердь (толстая палка длиной 2 м).

Вокруг жерди очерчивается граница круга радиусом 10—15 м (в зависимости от возраста детей это расстояние может быть и уменьшено). Водящий становится возле жерди, остальные игроки становятся за границей круга.

По условному сигналу водящего игроки по очереди вбегают в круг и, не останавливаясь, на бегу ударяют по жерди рукой или ногой (это должно быть уточнено до начала игры). Если жердь при ударе падает, то водящий должен броситься вдогонку за этим игроком, пытаясь «осалить» его до того, как игрок пересечет границы круга. Если водящий догнал игрока, то неудачливый игрок становится водящим. Если нет, то он возвращается на центр круга, заново втыкает жердь так, чтобы она стояла строго вертикально к поверхности площадки, и игра продолжается.

Правила:

1.  В круг может забегать только один игрок, остальные дети ждут своей очереди.

2.  Водящий не должен мешать игроку ударять по жерди.

3.  Если жердь не упала, а только наклонилась, то водящий не будет догонять игрока.

4.  Если в ходе игры кто-нибудь из детей специально не хочет сильно толкать жердь, чтобы водящий за ним не гнался, то такой игрок назначается водящим.

 «Стой, олень» (игра, народа коми)

Эта игра очень популярна у народов Крайнего Севера, в ней игроки могут испытать свои качества в роли оленей. Игра проводится на улице или в большом спортзале, где до начала игры специально отгораживаются границы «пастбища». Водящий («пастух», «охотник»), который определяется по жребию или считалке, должен поймать за игру нескольких «оленей».

Игра начинается, когда водящий закричит: «Беги, олень!» Все игроки кидаются по площадке врассыпную, а «пастух» пытается догнать любого «оленя», коснувшись его небольшой палочкой и произнеся: «Стой, олень!» Игра продолжается до тех пор, пока «пастух» не поймает пять оленей.

Правила:

1.  Надо лишь касаться игрока палочкой, а не ударять его.

2.  Игроки, выбежавшие за пределы площадки, считаются пойманными.

Водящие (игроки команды, которая догоняла) быстро поворачиваются и бегут назад, в свою сторону игрового поля. Они стремятся добежать до конца игрового поля со своей стороны. Однако осаленный игрок должен громко крикнуть: «Оленма!» («Я есть!»), и по этой команде все игроки поворачиваются и пытаются догнать убегающих противников за тем, чтобы в свою очередь «осалить» любого из них. Роли убегающих и догоняющих могут меняться несколько раз, пока одной из команд не удастся добежать до своего конца игрового поля в полном составе.

Правила:

1.  Нельзя выбегать за боковую линию, такой игрок считается «осаленным».
2.  Надо обязательно крикнуть «Оленма!», чтобы все игроки твоей команды услышали, что их игрока «осалили».

 

«Ястреб и утки» (бурятская  народная  игра)

Игра проводится на улице. Необходимо разделить участок на несколько зон: «камыши», «озеро». «Озеро» — это очерченная зона произвольной формы на одном из противоположных концов поля. На другом конце поля располагается «ястреб» — это ведущий, который будет ловить «уток». «Утки» должны по команде убегать от «ястреба», по дороге к «озеру» прячась в «камышах». «Камыши» — это несколько игроков, которые располагаются в произвольном порядке на расстоянии 1—1,5 м друг от друга на пути «уток» к «озеру». «Утки» спасаются сначала среди «камышей», а потом — в «озере», где «ястреб» уже не может их ловить. Если «ястреб» сумел «осалить» нескольких уток, то они считаются пойманными и выходят за пределы игрового поля. «Ястреб» продолжает ловить уже меньшее количество «уток». «Ястреб» побеждает, если сумел поймать всех «уток». Правила:

1.  «Камыши» не должны сходить с места или ловить кого-нибудь из игроков руками.

2.  «Камыши» могут раскачиваться, стоя на месте, и таким образом мешать «ястребу» ловить «уток».

3.  Каждая «утка» обязана поплутать в «камышах», а не сразу бежать к «озеру», где она будет в полной безопасности.

«Бег с палкой в руке» (ингушская  народная  игра)

Известно много традиционных приемов этой игры, популярной у народов Северного Кавказа: держать палку на ладони, на пальце, на кулаке, локте и т.п.

Рассмотрим, как можно устроить целое соревнование в беге, держа палку на ладони. Для этого надо заранее определить расстояние от старта до финиша и отметить его. Оно может быть 50—100 м, но маленькие дети могут бежать и на меньшую дистанцию. Также надо подготовить деревянные палки, с которыми участники будут соревноваться в беге. Они должны быть примерно одинакового веса и размера, чтобы все участники испытывали одинаковые трудности в удержании своих палок в равновесии. Если соревнуются школьники, то палки могут быть длиной до 1 м, если игра проводится со старшими дошкольниками, то длина палки не должна быть больше 50 см. Участники одного забега также не должны очень сильно отличаться между собой по росту.

Дети должны пробежать от старта до финиша, держа перед собой палку на ладони вытянутой вперед руки. Если ребенок во время бега уронил палку, то он выбывает из игры.

Побеждает тот, кто сумел первым добежать до финиша и не уронить палку.

Правила:

1.  Если во время бега участник поддержал покачнувшуюся палку другой рукой, то он считается проигравшим и должен выбыть из игры.
2.  При «фальстарте» игроку его результат не засчитывается.

«Слепой медведь» (осетинская народная  игра)

Традиционно в этой игре внимание «слепого медведя» игроки привлекали с помощью трещоток: две деревянные палочки длиной с карандаш. Концы одной из палочек имели «зазубринки», при проведении по которым гладкой стороной другой палочки можно было получить своеобразный треск. Однако можно использовать и другие звуковые сигналы, например звон колокольчика.

По жребию выбирают водящего «слепого медведя». Этому ребенку плотно завязывают глаза.

Остальные дети приближаются к медведю и начинают трещать деревянными палочками. «Слепой медведь» идет на звук и пытается поймать или «осалить» любого игрока. Спасаясь от медведя, игроки убегают врассыпную. Но при этом они не должны покидать пределов игрового поля.

Пойманный игрок сам становится «слепым медведем».

Правила:

1.  Если игрок покинет пределы игровой площадки, то он считается проигравшим.
2.  Игрок, приблизившийся к медведю, должен обязательно трещать трещотками.

Жмурки  (в кругах) (башкирская  народная  игра)

Эту игру можно проводить на улице или в помещении. Необходимо до начала игры заготовить небольшие кружочки, на которые в дальнейшем будут становиться игроки. Рекомендуем вырезать такие кружочки из плотного картона такого размера, чтобы на них можно было устойчиво стоять двумя ногами. Однако можно просто очертить круги мелом на асфальте или палочкой на земле. Главное, чтобы они были хорошо заметны, и количество таких кругов несколько превышало количество игроков.

В центре площадки «раскручивают» водящего с завязанными глазами, чтобы он потерял ориентацию и не знал, в какую сторону он идет. По команде взрослого водящий идет наугад, а другие игроки перебегают из кружка в кружок до тех пор, пока водящий не подойдет вплотную к одному из них. Тогда все «замирают», а водящий должен в полной тишине попытаться на ощупь найти, где спрятался игрок. Ребенок, которого ловят, может приседать, наклоняться в сторону, но ни при каких обстоятельствах не сходить с круга. Если он не смог удержать равновесия и заступил за круг, он считается проигравшим.

Если водящий сумел найти игрока, стоящего на круге, то он должен еще определить на ощупь, кого он поймал. Если это ему удалось, то этот игрок становится водящим.

Правила:

1. Все дети могут опять перебегать с кружка на кружок, шуметь, хлопать в ладоши, только до того момента, пока водящий не подошел вплотную к игроку «в кружке».
2. Ребенок, который попытался убежать или просто не удержал равновесие (сдвинулся с места), когда «водящий» вплотную подошел к его кружку, сам становится водящим.

 «Маляр и краски» (татарская  народная  игра)

Перед началом игры выбирают водящего («маляра») и «хозяйку красок». Остальные дети становятся «красками», каждый ребенок выбирает себе собственный цвет, но так, чтобы «маляр» не услышал его названия.

Водящий («маляр») обращается к «хозяйке красок»: «Бабушка, бабушка, я пришел за краской. Разрешите взять?» — «У меня красок много, — отвечает «хозяйка красок», — какую тебе?»

Все «краски» сидят рядышком на лавке и ждут, какой цвет назовет «маляр». Названная «краска» должна вскочить с лавки и успеть добежать до противоположного конца комнаты или площадки, где можно будет укрыться за специально начерченной линией.

«Маляр», называя «краску», не знает, есть ли она у «хозяйки» и какой это игрок. Он должен постараться угадать нужный цвет, а затем или успеть поймать убегающую «краску», или хотя бы «осалить» ее. Обычно «маляр» по условиям игры должен собрать не менее пяти красок. Тогда можно выбирать другого «маляра», «хозяйку красок», присвоить «краскам» новые имена и начинать игру снова.

Правила:

1.  Маляр не должен ловить «краску», когда она еще только поднимается со стула.
2.  Нельзя двум игрокам выбирать название одной «краски».

«Чур, все!» (прятки со скороговорками) (игра народов коми)

Перед началом игры дети делятся на две команды и выбирают двух судей, которые будут строго следить за соблюдением правил в течение всей игры.

Жребием определяется, какая команда будет прятаться первой. Все игроки другой команды становятся в круг и условленное число раз произносят хором скороговорку, например «Все бобры добры для своих бобрят». (Правильное произношение скороговорки должно быть доступно всем. Если в команде есть дети с нарушениями произношения отдельных звуков, то скороговорка может быть заменена на более простую: «Под топотом копыт пыль по полю летит».) Судьи следят за правильностью произношения скороговорки и считают, сколько раз ее произносят. За это время все дети из другой команды должны успеть спрятаться.

Закончив произносить скороговорку, игроки из водящей команды начинают искать спрятавшихся противников. Когда удастся найти первого игрока другой команды, надо громко закричать: «Чур!», и назвать найденного ребенка по имени. Затем все игроки из обеих команд бегут к месту жеребьевки и, взявшись за руки, хором один раз произносят ту же самую скороговорку, что и в начале игры. За правильностью произношения скороговорки каждой командой следит свой судья.

Выигравшей считается команда, которая первой выполнила всю эту последовательность действий. Она получает право прятаться.

Правила:

1.  До начала произнесения скороговорки все игроки должны успеть взяться за руки.
2.  Произносить скороговорку надо правильно, не переставляя слова, слоги, звуки.

Татарская игра.

Играющие, образуя круг. Садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15-25 см. по сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одно игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.

Правила игры.

Передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры.

Азербайджанская игра «Пас, пас овец».

Из числа играющих выбираются «пастух», «волк», остальные – «овцы». «Овцы» стоят отарой, а «пастух» ходит кругом и напевает:

Я пасу своих овечек по лугам,

За забором серый волк сидит,

Только, вижу, хвост его торчит,

Злого волка не боюсь,

Кочергою прогоню, Быстро с ним расправлюсь!

В это время подходит голодный «волк». Он хочет обмануть «пастуха» и схватить «овец». «Волк» говорит: «Пастушок, пастушок, тебе мамочка купила очень красивые башмаки. Сбегай посмотреть». – « А ты, волк, попасешь моих овец?» - «Попасу, только ты беги скорей!» когда «пастушок» убегает, «волк» хватает часть «овец»(берет их за руки) и прячется. «пастушок», прибежав обратно, видит, что «овец» не хватает, ходит огорченный .

«Волк» приходит снова и говорит «пастушку»: «Пастушок, пастушок, мамочка испекла тебе очень вкусные булочки. Сбегай домой их попробовать». – «Не врешь ли ты, волк?»- «Нет, правда, правда, я сам видел». – «А  кто постережет моих овец?» - « Я постерегу, не беспокойся».

Как только «пастушок» убегает, «волк» хватает оставшихся «овец» и всех их прячет. Приходит «пастушок», видит, что не осталось ни одной «овцы». Он горюет и идет их искать. Увидев «волка», спрашивает его: «Волк, волк, не видел ли ты моих овец?». – «Нет, не видел. Когда я пас твоих овец, меня испугал медведь, вот я и сбежал». В это время 2овцы», услыхав голос «пастушка», начинают топать ногами. «Кто там стучит?»- спрашивает «пастух». «Это гром гремит», - отвечает «волк».

Тогда «овцы» начинают блеять: «Бе,бе.бе…». «Это же мои овцы!» - обрадовался «пастушок». Он освобождает «овец», а «волка»- лгуна выгоняет. Веселые «овцы»  прыгают вокруг «пастушка»

Правила игры. Все участники игры должны действовать согласно сюжету. В обращении с «овцами» «волк» не должен допускать грубости.

Таджикская игра «Сбор тюльпанов».

Играющие  делятся на группы  по 3  человека.  Каждая тройка становится на расстоянии 1 м друг от друга. Перед игроками проводится поперечная линия, с которой начинается игра. На расстоянии 15-20 м от нее проводится еще одна параллельная линия, а от этой чертится еще параллельная линия на расстоянии 0,5 м. Таким образом, получается как бы коридор – арык. Выбирается водящий, его зовут Мапвлюда.  Водящий становится за линией арыка.

По первой команде тройки кладут руки на плечи друг другу, по второй команде игроки поют песни или рассказывают стихотворение и выполняют различные движения, продвигаясь вперед. В сторону арыка. Примерно выглядит так:

_Жили-были три девочки. Собирали тюльпаны. Бежали-бежали, до арыка добежали. У нового арыка воды нет. И Мавлюда болеет. (Бегут за начальную черту).

Мавлюда гонится за тройками и ловит убегающих до начальной черты. Если Мавлюде удается поймать игрока, то водящий меняется местами с пойманным.  Мавлюда  долго не может поймать игрока, тогда можно выбрать другого водящего. В заключение отмечают лучшего и игроков, которые ни разу не были пойманы.

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИЦЫ 10 КЛАССА Бойцевой Елизаветы

«Народы России».

Цель: знакомство с малыми народами России.

Россия — многонациональная страна. Народы России, география их расселения. Основные религии, распространённые в России.

На территории нашей страны проживает более 160 народов, крупнейшими из которых являются русские (115 млн. человек или 80% населения страны), татары (5,5 млн. человек), украинцы (около 3 млн. человек), башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, численность которых превышает 1 млн. человек.

Однородный состав населения с полным преобладанием русского населения характерен в России лишь для Центрального, Центрально-Чернозёмного и Северо-Западного районов, в то время как все остальные районы, особенно Северный Кавказ, имеют сложный национальный состав населения.

На территории Волго-Вятского района проживают русские, марийцы, чуваши и мордва; в Северном районе — русские, карелы, коми, ненцы и саамы: на Урале — русские, татары, башкиры, удмурты, коми-пермяки; в Поволжье — русские, татары, калмыки, казахи; в Западной Сибири — русские, алтайцы, ненцы, селькупы, ханты, манси, шорцы, казахи, немцы; в Восточной Сибири — русские, буряты, тувинцы, хакасы, ненцы, долганы, эвенки; на Дальнем Востоке — русские, якуты, чукчи, коряки, евреи, эвенки, эвены, нанайцы, удэгейцы, орочи, нивхи и другие малочисленные народы.

Россия — уникальная страна по религиозному составу населения: на её территории проживают представители всех трёх мировых религий — христианства, ислама и буддизма. В то же многие народы нашей страны придерживаются национальных и традиционных верований.

Христианство в России в основном представлено православием. Русская Православная Церковь — крупнейшая православная церковь мира. Главой ее является Митрополит Московский и Всея Руси, резиденция которого находится в Москве в Свято-Даниловом монастыре. Влияние Русской Православной Церкви ощутимо по всей территории России. Православие широко распространено среди русских, украинцев, белорусов, мордвы, марийцев, удмуртов, осетин, карел, коми, якутов и других народов. Определенное место в православии занимаетстарообрядчество. Значительно слабее в России распространены протестантские учения —баптизм, адвентизм, иеговизм, лютеранство. Всё активнее проникает в нашу странукатолицизм.

Ислам в России представлен, прежде всего, суннизмом, который исповедуют татары, башкиры, казахи и все горские народы Северного Кавказа, кроме осетин. Главный духовный центр Российских мусульман находится в Уфе.

Буддизм ламаистского толка исповедуют в России буряты, тувинцы и калмыки. Духовный центр буддистов России расположен под Улан-Удэ,

Национальной религией евреев является иудаизм

Для малых народов Сибири (алтайцев, шорцев, ненцев, селькупов, долганов, эвенков) и Дальнего Востока (чукчей, эвенов, коря-г ков, ительменов, удэгейцев, нанайцев и др.) характерны традиционные языческие верования в виде анимизма и шаманства.

Языки народов России

Насчитывается около 150 языков народов России (в т. ч. приблизительно 80 литературных). Более 1/3 из них — это языки народов, живущих в основном за пределами страны, и функционируют они в России в очень ограниченных рамках (используются преимущественно в быту). Это не касается таких крупных групп, как украинцы, белорусы, казахи, армяне, азербайджанцы и некоторых других, чей язык и в России имеет (особенно в сельской местности) довольно широкое распространение.

Интересно соотношение показателей национальной принадлежности и родного языка, а также данные о двуязычии, содержащиеся в переписи населения 1989 года. 94,6% населения России назвали родным язык своей национальности (это значительно больше, чем по бывшему СССР в целом, где родным назвали язык своего народа 92,7% всего населения). Язык другой национальности назвали родным 7927 тыс. чел. (в 1959 — 5139 тыс., в 1970 — 5855 тыс., в 1979 — 6476 тыс.), из них 7495 тыс. (94,6%) указали в качестве родного русский язык, а остальные — в основном татарский (244 тыс.) и в значительно меньшем числе — якутский, украинский, коми, белорусский и некоторые др.

Смена родного языка происходит быстрее всего в городах, но еще быстрее у национальных групп, живущих за пределами своих республик, в окружении других народов, а также у малочисленных народов. Компактно расселённое, однонациональное сельское население чаще считает родным язык своей национальности. Так, среди сельского населения называют родным язык своей национальности 95,4% а среди городского — 94,3. Русский считают родным 90,5% евреев, 74,7 — поляков, 63,5 — белорусов, 63,1 — финнов и корейцев, 57,0 — украинцев и более половины греков, карел, латышей, эстонцев. Высок процент с родным русским языком у народов Севера — около четверти всего населения, причём чем меньше этот народ по численности, тем выше у них процент населения, считающего родным русский язык. С другой стороны, есть народы, где подавляющее большинство считает родным язык своей национальности: более 98% — аварцы, даргинцы, ингуши, кумыки, тувинцы, чеченцы, более 97% — кабардинцы, карачаевцы, ногайцы, табасараны. У русских лишь 55 тыс. чел. не называют своим родным русский язык.

До Октябрьской революции лишь немногие народы России имели свою письменность. Древнюю письменность (восходит к 10 веку) на основе кириллицы имели русские, украинцы и белорусы; у литовцев, латышей и эстонцев с 16 века существовала письменность на основе латинского алфавита. С 9 века имели письменность таджики, примерно в то же время внедряется письменность (под влиянием проникновения ислама) и среди различных тюркских групп населения, образовавших впоследствии азербайджанские, узбекские, туркменские, татарские и др. этносы (все эти письменности были основаны на арабском алфавите). Своя национальная письменность существовала также у армян и грузин (с 5 века), бурят и калмыков (на основе монгольского алфавита), у евреев (с еврейским алфавитом), ассирийцев (с сирийским алфавитом).

После Октябрьской революции была создана письменность более чем для 50 народов, причём для некоторых из них письменность создавалась вначале на основе латинской или арабской графики, а в 1936—41 гг. она стала переводиться на русскую графику (с добавлением необходимых букв и диакритических знаков для звуков, специфических для различных языков).

В конце 1980 - начале 1990-х гг. большинство республик объявили государственными языки основных народов, давших название соответствующим республикам. Вместе с тем за русским языком сохраняются функции языка межнационального общения, и он признаётся официальным языком на всей территории России. Российское государство обеспечивает всем гражданам условия для использования в различных сферах государственной и общественной жизни любые языки народов России.

Сообщение  ученика 10 класса Тиморканова Ербола.

Защита работы «Национальные меньшинства России»

Цель: знакомство с малыми народами России.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 176 национальностей (в 1989 г. их было 146). Русские составляют 82% всего населения страны. Иные этнические общности (18%) по государственно-правовым признакам могут быть дифференцированы таким образом: народы (их иногда именуют «титульные»), которые в лоне российской государственности обрели собственную государственность в форме республик (башкиры, татары, коми, карелы, др.), автономной области (евреи) и автономных округов (ханты, манси, чукчи и другие северные народы — всего 9).

Коренные малочисленные народы, выделенные Конституцией РФ как особая этническая общность (ст. 69), к которым относят 26 народов Севера, Сибири и Дальнего Востока — ненцы, манси, долганы, коряки, саами и другие общей численностью около 200 тыс. чел., или примерно 0,15% всего населения страны (7 из них проживают в автономных округах, в которых составляют от 1 до 16% их населения), а также 19 иных этносов (абазины, ижорцы, нагайбаки, шапсуги и др.); еще около 40 этносов претендует на подобный статус;

этнические группы имеющие государственность за пределами России (болгары — 33 тыс., греки — 92 тыс., корейцы — 100 тыс., немцы — 842 тыс., поляки — 92 тыс., финны — 47 тыс. и др.) и не имеющие таковой (турки-месхетинцы — до 30 тыс., цыгане — 153 тыс., вепсы — 12 тыс., шорцы — 16 тыс. и др.).

В настоящее время в международном и российском праве нет определения понятия «национальные меньшинства».

Меньшинства должны удовлетворять следующим требованиям:

  1. быть гражданами данного государства, что отличает меньшинства, их представителей от иностранцев и апатридов;
  2. достаточно долго проживать в данном государстве, быть укоренившимися (по названному критерию к меньшинствам не могут быть отнесены беженцы, имеющие специальный правовой статус);
  3. быть численно меньшим, чем основная группа населения (этот показатель относительный);
  4. не занимать господствующее положение (например, в органах власти, экономике), ибо иное снимает вопрос о специальных мерах защиты соответствующей группы;
  5. иметь отличия в этническом или национальном характере, культуре, языке, религии, обычаях;
  6. стремиться к сохранению своей самобытности.

Из сказанного следует, что национальными меньшинствами могут считаться только такие этнические общности, которые состоят из граждан данного государства, проживают в нем постоянно, отличаются от остального населения этого государства по своим национальным признакам (культуре, языку), объединяются общим названием и самосознанием и стремятся к самоидентификации.

К национальным меньшинствам в России могут быть отнесены вышеназванные коренные малочисленные народы и этнические группы. Эти народы и группы различаются между собой (по численности, образу жизни, компактности проживания) и даже внутри них есть отличия, но данные общности объединяет одно: они представляют собой этнические группы, которые по тем или иным причинам могут оказаться в неравноправном положении с гражданами коренной нации.

Национальные меньшинства испытывают определенное давление со стороны доминирующего общества. Как правило, они обладают меньшими возможностями для самовыражения, отстаивания своих специфических интересов. В демократическом же сообществе голос каждого должен быть услышан. Пренебрежение индивидуальностью во имя торжества человеческой солидарности, отмечал Г. Еллинек, несет опасность для цивилизации. Именно поэтому правовое государство, каковым стремится быть Россия, оказывая поддержку национальным меньшинствам, во-первых, защищает их от дискриминации; во-вторых, заботится о сохранении и развитии ими своей самобытности и возможности быть конкурентоспособными в сравнении с остальными этническими общностями государства проживания.

Защита работы  группы «Казахи».

Цель работы: изучить культуру и традиции казахского народа.

Казахи относятся к тюркской группе алтайской семье. Исповедуют ислам. Традиционные праздники у казахов – Наурыз (праздник весны), Раз-Айт (праздник разговения), Курбан-Байран (праздник жертвоприношения).

Гость радуется песенному гулу
Не чувствуя не стужи, не жары
У нас, мой друг, не сыщешь ни аула,
Ни даже просто дома без домбры.
И предки наши яркие картины
В напевах проносили сквозь года
Ведь две струны, как горы и равнины.
Как жизнь и смерть
Как радость и беда.
На зов домбры друзья спешат с вестями,
Звучат слова радушны и добры,
Но беден дом с почетными гостями
И песнями, и счастьем без домбры.

Народов много кочевых осело в нашем крае
Почти все помнят родовые традиции, сказанья.
А мы поведать вам хотим о дружной и родной
Народности - Казахской, самой коренной.

Участница группы.

-  А сейчас мы вам покажем самые интересные обряды, которые до сих пор имеют место в семейном укладе казахов.

Ученики представляют обряд "Бесик-той"

Обряд укладывания младенца в колыбель - бесик-той, устраивают на третий день после рождения. По поверью, раньше этого срока младенца класть в колыбель нельзя - духи могут подменить его уродом. Обряд сопровождается магической песней "бесик жыры" - она отпугивает злые силы. Важная роль в обряде отводится "киндик шеше" - пожилой женщине, которая во время родов перерезала пуповину.

Сообщение  об особенностях казахской кухни и традиции чаепития.

Современная казахская кухня включает в себя не только традиционные казахские блюда, но и полюбившиеся блюда узбекской, уйгурской, русской, татарской, корейской и других кухонь. Именно поэтому в современной казахской кулинарии при сохранении чисто национальных черт нетрудно заметить интернациональные черточки. Во многом изменился набор продуктов, из которых сегодня готовится пища.

Если за многовековую историю казахский народ накопил огромный опыт обработки и приготовления мясной и кисломолочной продукции, то современная жизнь пополнила этот ассортимент блюдами из овощей, фруктов, рыбы, морских продуктов, печеными, мучными изделиями и сладостями.

И все-таки наиболее популярным продуктом в казахской национальной кухне было и остается мясо.

Мясо - основа большинства блюд, именно мясные продукты украшают любой дастархан, по обилию мясных блюд судят о богатстве и разнообразии праздничного стола.

Исстари казахская кулинария отличалась своеобразной технологией. Особенность жизненного уклада казахского народа наложила отпечаток на способы приготовления пищи. В традиционной казахской кухне предпочтение всегда отдавалось варке. Именно этот процесс позволяет получать мягкие и нежные вкусовые оттенки мяса, придает ему сочность и аромат.

Большое место отводилось заготовке и длительному хранению продуктов. Во время забоя скота часть мяса заготавливали впрок, для чего его солили, вялили, иногда коптили, деликатесные изделия готовили в основном из конского мяса - казы, шужук, жал, жая, карта и др.

Широко использовались молоко и молочные продукты. Предпочтение отдавалось кисломолочной продукции, так как ее проще и легче было сохранять в условиях кочевой жизни.

Хлеб чаще всего выпекался в виде лепешек, из печеных изделий наибольшей популярностью пользовались и пользуются баурсаки.

Из напитков всегда любимыми были кумыс, шубат и айран, особое место занимал чай.

Чаепитие по-казахски

Казахи пьют чай, «не разбирая времени и места, перед всем и после всего», - писал М.Я. Киттары еще в середине ХIХ века. И действительно, чай пьют и до и после основной трапезы, сам по себе, по разным поводам. Пожалуй, правило одно – ни одно угощение не обходится без чая.  
           Чаепитие как составная часть трапезы обязательно включено в традиционные угощения, сопровождающие многочисленные обряды казахов. Оно непременно открывает любое традиционное застолье. За чаепитием, после омовения рук, следует подача мяса. В конце трапезы раньше подавали кумыс, а сегодня вместо кумыса опять устраивают чаепитие.  

Казахи традиционно предпочитают пить черный чай. В наши дни казахи называют черный чай «красненьким» (кызыл шай). Слово «красный» указывает тут не на цвет чайных листьев, а на цвет заварки и на цвет чая после добавления  молока: он должен быть не белесым, а красным, т.е. заварка должна быть крепкой.

Для хранения чая у казахов существовали маленькие сундуки – шай сандык – деревянные, часто на ножках с петлей и замочком. Там хранилось все, что нужно для чаепития:   чай, сладости, сахар, печенье, конфеты.   

Сегодня казахи пьют черный чай с молоком, но так было не всегда.        

Молоко, используемое сегодня казахами, как правило, коровье и, как у всех кочевников, кипяченое, часто с добавлением топленых сливок. Заварку не только заливают кипятком, но и  «томят», поэтому предпочитают заваривать чай в металлических чайниках. Во время чаепития заварочный чайник все время стоит на огне. Считается, что чай, приготовленный на углях, очень вкусен; подать такой чай гостям  - значит показать им свое уважение.  

Воду для чая традиционно кипятили в самоварах, которые появились у казахов вместе с чаем. Чай из самовара считается «почетнее», чем из простого или электрического чайника.  

Вместе с чаепитием к казахам перешли и некоторые знания о существовании особенных правил питья чая, «чайной церемонии».  

По традиции, пиалу не положено наливать до краев: чем меньше чая наливают в чашку, тем больше уважения оказывается гостю.   

Чем меньше чая наливают, тем чаще его подливают, и у гостя всегда горячий чай; а чем чаще подливают чай, тем больше демонстрируется забота о госте.  

Чая, как и раньше, пьют много; хозяева все время смотрят, чтобы пиала гостя не была пустой. Гость никогда сам не наливает себе чай.  Чай наливают только хозяева – ухаживают за гостем. Существует несколько способов показать, что ты уже напился: опрокинуть чашку на блюдце, положить пиалу на бок; положить ложку в пиалу или сверху на ободок чашки. Но даже когда гость даст понять, что больше не хочет чаю, хозяева обычно уговаривают его выпить еще одну пиалу. 

О серьезных делах за чаем не говорят. Чаепития и устраиваются часто для того, чтобы пообщаться. Заходят ли друзья, знакомые, приезжают ли гости, - прежде всего их приглашают к чаю: «Садитесь, чай попьем, поговорим». Человека, с которым хочется о чем-то побеседовать, специально приглашают на чай: «Приходи чай попить», что означает: приходи – посидим, поговорим. За чаем, когда собираются близкие родственники или знакомые, сидят очень долго; над теми, кто пьет 2–3 чашки, подшучивают: «Разве так пьют чай?!».  

Разговоры за чаем обычно легкие, веселые, эмоциональные. Об очень серьезных делах за чаем не говорят. Например, за чаепитием не принято говорить о цели приезда.

Чай по-казахски

 Пять чайных ложек заварки залить половиной литра кипятка. Через три минуты добавить немного подслащенных сливок, сметаны или молока, все размешать, процедить в другой сосуд, перелить в первый, можно еще попереливать – в общем, через пару минут после процеживания – к столу.

 

«Чай не пьешь – откуда силы возьмешь…»  Этими словами сказано все об отношении казахов к этому напитку…

Работа Чурилиной Алены.

Сообщение «Народ Молдавии».

Культура Молдавии богата традициями и обычаями. Когда-то территория нынешней Молдавии много лет назад была заселена племенами гето-даков, которые занимались в основном земледелием, а также выращиванием коз и овец.  Уже тогда, начали зарождаться традиции и обычаи сохранившийся по сей день. Это традиции связанные с народной музыкой, танцами, песнями, народной кухней, изготовлением предметов быта и их орнаментации. Многие современные традиции являются продуктом скрещивания гето-дакской культуры с культурами таких завоевателей как Греки, Славяне, и особенно Римляне. Традиции Молдовы проявляются в таких областях как народная музыка и танцы, народная кухня, виноделие, работа народных мастеров, обычаи связанные с проведением свадеб, венчании и крестин, встречей Рождества и Пасхи. Наиболее красноречивы Молдавские традиции связанные с проведением свадеб, венчании и крестин. На такого рода мероприятиях довольно ярко представлены все аспекты Молдавского культурного наследия – начиная с порядка рассаживания гостей и заканчивая посудой в которой подается еда. Не обойтись на настоящей Молдавской свадьбе без народной музыки и танцев. Выпив вина гости начинают танцевать хору. Хора, это народный танец при исполнении которого группа людей формирует кольцо и движется по кругу. Таких колец может быть несколько, одно внутри другого, и двигаются они в противоположных направлениях. Происходит всё это под аккомпанемент живой музыки. Наиболее распространены такие инструменты как: цимбал, чимпой, флуер, най, кобза, и тоба. Ритм Молдавской народной музыки обычно быстрый и веселый, но бывают и грустные мотивы. Одним из основных источников Молдавской народной музыки является дойна. Дойна, это лирическая песня которая появилась на территории Молдовы еще до прихода Римлян. Песня эта грустная и протяжная и поётся во времена утраты и разлуки. Есть также и колинды появившиеся в период зачатия христианства. Колинды можно услышать во время таких религиозных праздников как Рождество и Крещение. Колядование представляет собой ритуальный обход сельских домов, когда группа людей в национальной одежде, в масках и шкурах животных исполняют песни и танцы в обмен на символическое вознаграждение в виде еды, вина или других подарков. Колядование в Молдове связано с славянскими колядками и имеет как религиозные так и языческие источники.

Сегодня молдавские обычаи чтут не все, но на мой взгляд, нам молдаванам необходимо сохранять и оберегать свою культуру. Помнить традиции предков, а самое главное прививать их своим детям.

Сообщение о молдавской кухне.

Традиционная кухня Молдовы славится своим разнообразием и изысканностью благодаря тому, что формировалась она под влиянием культур многих народов, в разное время пребывавших на территории страны (украинцев, русских, греков, евреев, немцев и др.).

Так как Молдова считается страной винограда, фруктов и овощей, а также овцеводства и птицеводства, исторически сложилось так, что наиболее любимыми блюдами для молдаван являются брынза, мамалыга, блюда из овощей, фруктов и мяса. И, конечно же, особое место в молдавской кухне занимает вино.

Сыр из овечьего молока – брынза готовится в Молдове с XVII века, со времен, когда в стране активно развивалось овцеводство. Применяется брынза в приготовлении большого количества блюд национальной кухни, а также употребляется в натуральном виде в качестве закуски.

Еще одно, не менее популярное блюдо в Молдове – это мамалыга. Готовится она из густо заваренной кукурузной муки и подается обычно с брынзой, молоком, а также с борщом, соленой рыбой, шкварками. Кукуруза появилась в стране около 200 лет назад, первым ее применением было приготовление пищи для бедняков, и лишь со временем из кукурузы начали готовить самые разнообразные блюда (супы, гарниры и многое другое).

Молдавская кухня отличается обилием овощей и фруктом, которые в большом количестве имеются в стране благодаря хорошим природным условиям. Широко применяются в приготовлении самых разных блюд кабачки, баклажаны, перец, помидоры, фасоль, чечевица, редис и лук. Овощи в молдавской кухне используются как самостоятельные блюда, так и в качестве гарниров. Готовятся они самыми различными способами, это жарка, тушение, запекание, соление, отваривание. А такие овощи, как перцы и баклажаны часто фаршируют рисом с мясом или другими овощами. Популярны в Молдове также разнообразные рагу из овощей, пюре из бобовых, закуски из маринованных овощей.

Для придания всем блюдам более пикантного и изысканного вкуса в Молдове принято использовать множество приправ и пряностей, таких как перец, чабер, гвоздика, эстрагон. Лук-порей и сельдерей часто используются и как самостоятельные блюда. Отдельно можно выделить и чеснок, так как в молдавской кухне на его основе готовится две популярные подливки – муждея и скордоли, кроме того, чеснок добавляется практически во все мясные и овощные блюда.

Вторые блюда в молдавской кухне традиционно готовят с использованием говядины (мититей), свинины (кырнэцей, костица, мушка), птицы (зама), баранины (чорба, гивеч, мусака), рыбы. Наиболее популярными видами приготовления мяса являются тушение (в духовке), запекание в горшочках и жарка на гратаре (на смазанную шпиком решетку, которая устанавливается над раскаленными углями, кладется порезанное кусками мясо или птица). Одним из самых любимых мясных блюд у молдаван является куриный суп с овощами (замэ де гэинэ), холодец из петухов (рэчитурь), голубцы (сармале), костица и мититей (блюда приготовленные на гратаре). Мясо молдаване обычно готовят с большим количеством овощей, и часто – фруктов (с айвой, абрикосами). Характерной особенностью молдавской кухни является также использование сухого вина и томатного сока в мясных блюдах и соусах к ним, для придания мясу мягкости и пикантности.

Мучные изделия в молдавской кухне представлены вертутами, плациндами с различными фаршами, куличами, пасхами, варениками. А для приготовления десертов используется виноград и самые разнообразные фрукты – айва, яблоки, сливы, черешня, вишня, абрикосы, а также – орехи. Наиболее популярными кондитерскими изделиями в молдавской кухне является кукурузные пирожные, печенье гогошь и семилунэ, альвица, пелтя.

Молдавские вина хорошо всем знакомы даже за пределами страны, они широко используются в приготовлении национальных блюд и являются неотъемлемой частью любого застолья.

Так, блюда из баранины обычно сопровождают белое или красное вино (в зависимости от метода приготовления мяса), для говядины или птицы подается белое вино. Тяжелые и острые мясные блюда запивают более крепкими спиртными напитками (разнообразные цуйки и наливки). Кагор традиционно считается неотъемлемой частью праздничных столов, он подается с кутьей, куличами, плэчинтами. Молдавские коньяки (дивины) часто украшают праздничный стол.

мамалыгу и брынзу молдаване обычно дополняют купажными красными винами (из разных сортов винограда). А блюда из овощей, приготовленных в любом виде – легкими розовыми и белыми винами. Сладкий стол в молдавской кухне принято сопровождать хересом, насыщенным ароматами полевых трав, фруктов и орехов.

В Молдове вино используется также и в приготовлении кондитерских изделий – пирожных и печенья из слоеного теста (молдавская халва, ореховая нуга). Дополняют десерты во время застолья красные десертные вина, которые и сами по себе могут служить полноценным десертом.

Таким образом, молдавская кухня, обладая большим историческим опытом и богатой продукционной базой, по праву считается одной из самых разнообразных и интересных в мире. Ее главными достоинствами являются насыщенность вкусовых оттенков блюд и оригинальность комбинаций разных продуктов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Мы очень разные, но мы вместе»

 Проект« Мы очень разные, но мы вместе»...

Проект - презентация "Мы разные - но мы вместе"

Отчет по проекту "Мы разные - но мы вместе"...

Проект "Геометрия у разных народов"

Материал "Применение геометрии у разных народов"   Можно применять во внеклассной и учебной работе...

Презентация проекта "Мы такие разные..."

Ученический проект класса "Мы такие разные" был организован с целью привития толерантных отношений друг к другу. Данная презентация состоит из фотографий обучающегося 11 класса, выполненных им для реа...

Социальный проект "Все мы разные, но мы вместе"

Данный проект способствует  формированию у учащихся культуры толерантности....

Творческий проект видеооткрытка "Мы разные, но мы вместе"

В сегодняшнем мире, где постоянно вспыхивают межнациональные конфликты, крайне важно понимать тех, кто тебя окружает...

Творческий проект видеооткрытка "Мы разные, но мы вместе"

Расширить знания детей о Родине и народах ее населяющих...