Конспект урока "Владимир Святославич. Крещение Руси"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Конспект можно использовать при подготовке к уроку в 6 и 10 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kreshchenie_rusi.docx | 281.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Горынцева Д.А., учитель истории и обществознания
МОУ «Шипицынская СОШ»
Конспект урока в 6 классе «Правление князя Владимира. Крещение Руси»
Цели и задачи конкурса:
- Выявление и поддержка педагогов, использующих в работе современные формы организации образовательного процесса, педагогические и информационные технологии в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, начального, основного, среднего общего образования и дополнительного образования
- Повышение профессионального мастерства педагогов, развитие их творческой инициативы.
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о правлении князя Владимира Святославича, о принятии христианства на Руси и его значении для нашего государства.
Задачи:
1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения
- знать причины принятия христианства, определять основные события крещения Руси, понимать значение этого события для русского народа;
- уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий;
- извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.
2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения:
- уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи;
- создать условия (учебные ситуации)для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.
3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:
- осознавать историческое значение принятия христианства на Руси, дополнить знания обучающегося о социально-исторических процессах, сопровождавших принятие христианства.
- сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке объектам,
- совершенствовать навыки групповой работы,
- помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений,
- создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.
4.Обеспечить социализацию обучающихся: приобретение опыта совместной деятельности и общения со сверстниками.
Материалы и оборудование:
- Печатно-словесные
- Учебник. Данилов Д.Д. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Баласс, 2013. – 272 с.
- Отрывки из «Повести временных лет». Повесть временных лет / Пер. с древнерусского Д.С. Лихачева, О.В. Творогова. Коммент. А. Г. Боброва, С. Л. Николаева, А. Ю. Чернова при участии А. М. Введенского и Л. В. Войтовича. - СПб.: Вита Нова, 2012. – С. 50-90.
- Наглядные
Тематическая карта «Походы киевских князей в конце X-первой половине XI вв».
- Технические
Видеофрагмент «Крещение Руси» [Электронный ресурс]. URL: http://www.youtube.com/watch?v=FLyjK8UKt_8.
Ход урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||||||
1 | Организационный момент | Приветствие учителем обучающихся, проверка отсутствующих. | Обучающиеся рассаживаются на свои рабочие места, настраиваются на работу | ||||||||||||||||
2 | Актуализация ЗУН | - Прежде чем мы отправимся дальше путешествовать по страницам русской истории, давайте перенесемся назад и вспомним понятие, которое пригодится на нашем сегодняшнем уроке. Это понятие религия. Итак, что же такое религия? -Мы уже с вами изучили быт славян, скажите, пожалуйста, а какие верования у них были? -Давайте вспомним, что такое язычество. - Отличались ли славяне от варварских народов Европы? - А какую территорию занимали славяне и германцы? -Что унаследовали германцы от Западной Римской империи? -Но все-таки удалось ли христианству проникнуть в культуру германцев? -А как же называется такое явление? -Дайте, пожалуйста, определение этому понятию. - И все-таки, какую роль сыграло христианство в жизни древних германцев? - Удалось ли славянам, оставаясь язычниками, сохранить государство? Предпринимались ли попытки принять другую религию? - А удалось ли ей это? - Сравните, каким образом религия повлияла на развитие госудаства древних германцев и восточных славян. | - Религия – это совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения. -Язычество. -Язычество – это религиозные верования, отличающиеся тем, что у каждого племени, народа было множество собственных богов. - По характеру экономики, уровню общественного развития и религиозным верованиям славяне не отличались от варваров, особенно от германцев. - В VI-VIII веках восточные славяне заняли большую часть Восточно-Европейской равнины. Что же касается германцев, в V веке они захватили территорию Западной Римской империи. - Большую роль в культурном развитии варваров сыграло христианство. Но, несмотря на то, что многие германские племена приняли крещение, они продолжали верить в прежних богов и совершать обряды в их честь. Они вели языческий образ жизни, убивали христиан и священнослужителей - Да. Христианские и языческие обряды у варваров сливались воедино. Одновременно сохранялась вера в языческих богов и в христианского бога. - Двоеверие. -Двоеверие – это религиозное явление, которое заключается в параллельном сосуществовании традиций христианства и элементов языческих верований. - Христианство помогло германцам сохранить государство. -Славянам удалось сохранить государство, оставаясь язычниками. Правда, княгиня Ольга задумывалась, что дальнейшее укрепление страны невозможно без принятия христианства. Но она понимала и силу язычества, приверженность к нему людей. Поэтому она решила сначала креститься сама и подать пример остальным. -В 957 году Ольга приняла крещение. Но крестить Русь ей не удалось. Она попыталась склонить к христианству сына Святослава, но сын рос ярым язычником. Он, как и вся его дружина, поклонялся Перуну и отказал ей. -Таким образом, сравнив древних германцев и восточных славян, приходим к выводу о том, что и те, и другие были язычниками, но захватив Западную Римскую империю, германцы подверглись влиянию христианства, с помощью которого они сохранили свое государство, а восточным славянам удавалось еще долгое время сохранять государство, опираясь на язычество. | ||||||||||||||||
2 | Мотивация учебной деятельности. Целеполагание. | Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся. Начинается урок со стихотворения, сопровождающееся колокольным звоном. «Когда-то… князь Владимир свой народ Укутал верой, принесённой с Византии… Под алой мантией, согрев славянский род, Он заложил в умах величие России.
Во время смуты или тягостных годин Колоколов церковных всем милее звуки… Простолюдин по крови ты, иль – дворянин, Нательный крестик помогал ослабить муки». После просмотра задает вопрос: «Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?» Продолжает: «Вспомним пантеон богов Древнего Рима, Греции. Ребята назовите славянских богов Руси». А какое количество богов на сегодняшний момент в нашей религии? Какой? Хотели бы вы узнать, как и когда произошла смена религий? Тогда ответьте на вопрос, что означает крестик, висящий на груди у многих из вас? Крещение - это таинство принятия христианской веры. Так давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Предлагайте ваши варианты? Молодцы! Но, нам нужно узнать что способствовало принятию христианства, кто в это время был князем и какова его основная политика. Откройте учебники на с. 49. Найдите в тексте при каком князе осуществлялось Крещение Руси Итак, открываем тетради, записываем тему урока? «Правление Владимира Святославича. Крещение Руси» Совместно с учениками составляют план.
| Учащиеся высказывают свои мнения: - о церкви, религии, христианстве, о боге и т.д. Учащиеся вспоминают основных богов Древнего Рима, Греции, Руси. Один бог. Это - Иисус Христос. Да То, что нас окрестили; теперь мы крещеные. Предполагаемые ответы учеников: принятие новой веры, переход от язычества к христианству, наконец, Крещение Руси. Для пунктов планирования ученики задают вопросы: как, где, когда, зачем…? | ||||||||||||||||
3. 3.1 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. | Организационно-деятельностный этап Контрольная беседа Образное повествование в сочетании с аналитической беседой Работа с учебником (краткий пересказ в сочетании с конкретизацией по карте) Аналитическая беседа по документу Эвристическая беседа с элементами повествования Беседа по иллюстрации Групповая работа Работа в парах. Обобщающая беседа | -Сколько сыновей было у Святослава? Как их звали? - Расскажите и покажите на карте (один человек у доски, остальные в атласе пальцем показывают земли), каким образом Святослав разделил земли между сыновьями? На доске нарисована схема борьбы за киевский престол между сыновьями Святослава, учитель, объясняя материал, дорисовывает схему. - После смерти Святослава Киевским князем стал его старший сын Ярополк. В Новгороде в это время княжил Владимир, сын Святослава и ключницы Малуши, в древлянской земле правил средний сын Святослава Олег. Правой рукой Ярополка был опытный воевода Свенельд. Сын Свенельда Лот был убит древлянским князем Олегом. Поэтому, желая отомстить Олегу, Свенельд подговорил Ярополка пойти войной на Олега и отобрать у него землю. Ярополк послушался своего наставника и пошел войной на своего брата Олега. В 977 году во время бегства из города Овруча Олег был убит. Владимир Новгородский, узнав о гибели сводного брата, бежал к варягам за помощью. На два года Ярополк стал правителем Руси. В 980 году с большим войском варягов вернулся на родину Владимир Святославич. Перед началом похода на Киев Владимир захватил Полоцкое княжество, убил князя Рогвольда и заставил Рогнеду, дочь Рогвольда, выйти за него замуж. Затем Владимир пошел на Киев. По совету своего нового воеводы Блуда, который тайно держал сторону Владимира, Ярополк оставил Киев, бежал в южные пределы своего государства и укрылся в городке Родне. Здесь Ярополк и был вероломно убит по приказу Владимира. Киевский престол достался князю Владимиру. - Итак, как вы относитесь к поступкам Владимира? - Если бы вы были на месте Владимира, вы бы так поступили? - А почему Владимир сделал это? - Когда, на ваш взгляд, люди стали более гуманными? - Итак, Киевский престол достается Владимиру Святославичу, несмотря на такие кровожадные способы. Запишите, пожалуйста, в тетрадях годы правления Владимира Святославича. (980-1015 гг.) Учитель предлагает учащимся открыть учебник и прочитать пункт параграфа о походах Владимира Святославича. - Ребята, чтобы понять, на что была направлена политика Владимира, нам нужно прочитать пункт учебника. Открывайте, пожалуйста, учебники на странице 36, прочитайте первый пункт параграфа. При этом, схематично на контурной карте обозначайте походы Владимира Святославича. (приложение 1) После окончания вашей работы, я попрошу вас у доски с помощью карты рассказать о политике Владимира Святославича. Итак, на выполнение этой работы у вас есть 5 минут. -Время вышло, кто желает рассказать нам о походах Владимира Святославича? Учитель вызывает к доске одного из учеников. -Итак, Владимир пришел к выводу, что удержать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна была другая сила, и эту силу он увидел в религии. Учитель задает проблемный вопрос: «А был ли у Владимира выбор веры?» Чтобы ответить на заданный вопрос, учитель предлагает работу в парах – ознакомиться с отрывком из текста «Повесть временных лет» (в переводе Д.С. Лихачева) (приложение 2) - Итак, какие религии предлагались Владимиру? -Как гласит легенда, Владимир, из всех представленных религий, выбрал христианство по греческому образцу. Почему? Подтвердите свои ответы выдержками из документа. -Действительно, Владимир нуждался в религии, способной не только сплотить все племена, но и укрепить княжескую власть. Примером была Византия, самая могущественная держава в Европе. Власть императора была здесь почти неограниченной, и церковь способствовала ее укреплению. - Скажите, пожалуйста, можем ли мы сделать вывод, что остальные религии хуже христианства? - Давайте попробуем сформулировать основные причины принятия христианства на Руси -Молодцы! А также была необходимость сближения с другими странами и стремление укрепить международный авторитет Руси. Кратко запишите причины в своих тетрадях. - Крещению Руси предшествовали следующие события. Византия в 987 году потерпела ряд поражений в войне с Болгарией, внутри империи начались мятежи. Именно в это время Владимир повел переговоры о крещении. А как вы думаете, почему? - Да, действительно, империя искала спасения, и Владимир пообещал послать ей на помощь русское войско. За это Византия должна была крестить Русь так, чтобы это не ущемило ее престиж и независимость. - Владимир потребовал, чтобы византийский император отдал ему в жены свою сестру, принцессу Анну. Зачем Владимиру нужна была византийская принцесса, у него и так был гарем? - Верно, до этого ни одна византийская принцесса н становилась супругой какого-либо европейского правителя. - Византийцы приняли все условия. В Византию отправился сильный русский отряд, который помог императору подавить мятеж. Но когда опасность миновала, греки стали отказываться от выполнения главного условия договора. В деле крещения наступил критический момент. Что бы вы предприняли на месте Владимира? -Владимир захватил центр владений Византии в Крыму – Херсонес, получив удобную базу для последующих нападений на империю с моря. Император был вынужден отступить. В Херсонесе Владимир женился на принцессе Анне и принял крещение. Тем самым он подчеркнул свою силу и независимость акта крещения от воли Византии. Вместе с князем крестилась и его дружина. Но ведь еще предстояло крестить всю Русь. Каким образом вы бы стали это делать? -А жители Руси согласились бы? - Итак, Владимир приказал ниспровергнуть кумиров. Перуна велел привязать к хвосту коня и стащить его с горы в ручей. -Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрацию К.В. Лебедева «Крещение киевлян» (приложение 3) Обсуждение иллюстративного материала. Дополнение учителя: Владимир созвал всех на берег Днепра. Туда он явился в сопровождении греческих священников. Множество людей вступило в реку, иереи читали молитву крещения. Владимир заставил строить церкви и ставить в тех местах, где стояли кумиры. -Следом за этим началось обращение в христианство других русских народов. Этот процесс занял несколько лет. При Крещении Новгорода появилась поговорка «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Учитель спрашивает: «Ребята, а почему кого - то водой, некоторых огнем, мечом?» Действительно, не все проходило так мирно, как в Киеве. В Новгороде, например, где языческая вера была очень сильна, крещение проводил воевода Добрыня. Лишь после ожесточенных стычек ему удалось усмирить восставших. -Какой характер носило крещение Руси? -Вы бы хотели, чтоб с вами поступили так же? -А почему? Итак, запишите, пожалуйста, в тетрадях дату крещения Руси – 988 год. Дата эта считается условной, так как процесс христианизации Руси занял несколько лет. Церковь и князь поняли, что заставить изменить веру сразу нельзя, поэтому стали постепенно заменять языческие обряды православными. Процесс длился до XII века. Учитель условно делит учащихся на две группы (их можно назвать «язычники», «христиане») и предлагает каждой группе заполнить свой раздел в таблице, для последующего сравнения. Раздаточный материал учитель готовит заранее. Вопросы для сравнения: 1. отношение к Богу; 2. отношение к людям; 3. культура религии; 4.отношение к семье; - Принятие христианства оказало огромное влияние как на дальнейшее развитие Русского государства, так и на каждого русского человека. Сейчас мы с вами заполним таблицу. (Таблица выдается на отдельных листочках. Учащиеся должны заполнить пустые графы). В этом вам помогут знания, полученные на уроке, а так же последний пункт параграфа в учебнике. Затем вместе проверим. Листочки останутся у вас, можете вклеить их в тетрадь. Значение принятия христианства
-Итак, давайте проверим, что у вас получилось. -Какой вывод урока мы можем сделать? | - У Святослава было три сына: Ярополк, Олег, Владимир. - Ярополка он оставил в Киеве, Олега отправил управлять древлянской землей, третьего – Владимира послал вместе с его дядей по матери воеводой Добрыней руководить Новгородом. - Плохо, он не должен был приходить к власти таким путем. - Нет, убить своего брата – это значит убить частичку себя. - У Владимира были другие представления о жизни, люди жили в другое время, такой расправы с братьями требовала политика. - После принятия христианства. Ученики записывают годы правления Владимира Святославича. Ученики открывают учебник на указанной странице, читают пункт параграфа, заполняют контурную карту. По окончании работы один человек у доски рассказывает о политике Владимира Святославича и показывает на карте его походы. Ученики поднимают руку, желая ответить. Ученик выходит к доске, правильно встает у карты и начинает отвечать. - Иудаизм, ислам, христианство. - Владимиру не нравились предлагаемые ему религии. Ислам был отвергнут «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий…» и из-за запрета на спиртное, немцев …«Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой», иудаизм из - за отсутствия у евреев единого государства. Убедительны были доводы византийского священника. 1. Близость по - духу; 2. Наиболее близкие связи с Византией 3. Красота храмов 4. На Руси были первые крещенные, причем, - близкие родственники и т.д. .."Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей". -Нет, просто христианство по византийскому образцу больше подошло для нашего государства, для нашего народа. 1.Потребности в усилении княжеской власти 2.Желание Владимира сделать Русь единым государством и объединить народы, живущие в нем. 3.Кризис политической роли язычества. - Византийцы всегда рассматривали крещение других народов как средство влияния на них. Видимо, Владимир хотел крестить Русь, чтоб это не ущемило ее престиж и независимость, и воспользовался сложившейся ситуацией. - Это возвысило бы международный авторитет русского правителя и всего государства. - Захватили бы какое-нибудь владение в Византии, чтобы можно было ставить свои условия - Крестили бы сначала Киев, собрав всех людей в одном месте и пригласив священников, а потом аналогичным образом крестили бы остальную Русь. - Нет, но надо было их заставить. Учащиеся отвечают на вопрос -Насильственный. - Нет. - Принятие религии – это сугубо личное дело каждого человека. Учащиеся записывают дату в тетради. Учащиеся самостоятельно заполняют раздел в таблице «Христиане»: 1.единобожие; 2.по библейским законам; 3.храмы, грамота, обряды, таинства и т.д. 4.патриархальный, укрепление брака. «Язычники» 1.многобожие; 2.«кровавая месть»; 3.идолопоклонничество, жертвоприношение; 4.деспотичный, со стороны мужчины, многоженство Дети отвечают по своей таблице.
- Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что князю Владимиру удалось объединить восточнославянские племена и укрепить свою власть благодаря христианству. Христианство оказало влияние на все стороны жизни общества. | ||||||||||||||||
4 | Применение ЗУН | -Итак, ребята, для закрепления пройденного материала, мы чуть-чуть поиграем. Я буду говорить утверждение, если согласны вам нужно встать, если нет – сесть. Делать нужно все быстро -В ходе борьбы за власть между сыновьями Святослава победу одержал Владимир. - Русь приняла крещение из Антиохии. - Крещению Руси предшествовал поход Владимира на Корсунь. - Русь приняла крещение в 980 году. А в каком? -Киевский князь Владимир и его дружина приняли обряд крещения в Константинополе. - Под двоеверием понимается распространение на Руси наряду с христианством иудаизма. - После принятия христианства Владимир стал более терпимый к людям, щедрый к беднякам. - Язычество – это вера в единого бога. | - Да (встали) - Нет (сели) - Да (встали) - Нет (сели). В 988 году. - Да (встали) - Нет (сели) - Да (встали) -Нет (сели) | ||||||||||||||||
5 | Рефлексия | И в заключении давайте выполним еще одно задание. Называется оно «Неоконченное предложение». На партах у вас лежат листочки. Переверните и выполните задание. На уроке я работал (а)… (активно / пассивно). Своей работой на уроке я… (доволен (довольна) / недоволен (недовольна)). Урок мне показался… (коротким / длинным). За урок я (не устал(а) /устал(а)). Мое настроение… (стало лучше / стало хуже). Материал урока мне был… (полезен / бесполезен, интересен / скучен). | |||||||||||||||||
6 | Организация домашнего задания | -Открывайте, пожалуйста, дневники, записывайте домашнее задание. §6 читать, отвечать на вопросы после параграфа. Зарисовать в тетради оборонительные укрепления князя Владимира и рассказать для чего они были возведены - Для тех, кто желает получить дополнительную оценку. Вам предлагается выполнить задание в парах. | Ученики открывают дневники, записывают домашнее задание. Осмысливают задание. |
Приложение 1
Приложение 2
«О выборе веры»
«В лето 986 пришли к Владимиру послы веры Магометанской от Болгар Волжских и стали хвалить веру свою, так говоря:
— Ты, князь, и мудр, и разумен, а веры истинной не знаешь. Уверуй в закон наш и поклонись Магомету.
Спросил Владимир:
— А в чем вера ваша?
Те отвечали:
— Совершать обрезание, свинины не есть и вина не пить.
Не понравилась их вера Владимиру. А про то, что вина пить нельзя, так сказал он:
— Руси — веселие пить, не можем без того быть!
Затем пришли Немцы, посланные от Папы Римского, и так сказали князю Владимиру:
— Велел тебе передать Папа Римский: «Земля твоя — такая же, как и наша. А вера — не как наша вера. Наша вера — свет: поклоняемся Богу, сотворившему небо и землю, а вы поклоняетесь простому дереву». Прими веру нашу.
Спросил их Владимир:
— Какова заповедь ваша?
Те отвечали:
— Поститься по силе, а если кто ест или пьет — то все во славу Божию!
И не принял Владимир веру их, так сказав:
— Возвращайтесь обратно, потому что и отцы наши не приняли вас!
Услыхали про это Евреи Хазарские и тоже пришли свой закон хвалить. И их Владимир прогнал.
Позвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им:
— Приходили ко мне Магометане, и Немцы, и Евреи, хваля каждый закон свой. А после всех пришли Греки, чужую веру ругая, а свою хваля. И много рассказали об устроении всего мира и о будущей жизни, и дивно было слушать их».
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «ПРАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА (980 – 1015). КРЕЩЕНИЕ РУСИ (988)»
Цели:познакомить учащихся с правлением князя Владимира, определить причины и значение принятия христианства на Руси; формировать умения в связной форме пересказывать текст учебника, давать собст...
Конспект урока истории в 6 классе на тему "Восточные славяне в древности" и урок "Крещение Руси"
Через решение учебной задачи (проблема, противоречие) с опорой на исторические источники проходит изучение темы о восточных славянах. Представленный материал объёмен, поэтому можно отвести на изучение...
Презентация и конспект урока 6 класс "Князь Владимир и крещение Руси"
Цель урока: рассмотреть историю Древнерусского государства при князе Владимире, причины, процесс и итоги крещения Руси.Задачи: дать учащимся представление о Древнерусском государстве при Владимире; по...
Конспект урока по истории 6 класс "Князь Владимир и крещение Руси"
План урока:I. Проблема урока: почему князь Владимир Святославич, несмотря на совершённые им низкие поступки, оставил о себе добрую память? II. Поиск решения проблемы:1. Владимир Красное Солнышко.Приме...
Владимир Святославич. Крещение Руси.
презентация к уроку "Владимир Святославич. Крещение Руси."...
Конспект урока " Крещение Руси""
Конспект урок " Крещение Руси" 6 класс...
презентация "Правление Владимира Святославича. Крещение Руси
Презентация к уроку истории "Правление князя Владимира Святославича. Крещение Руси"...