Феномен героизма советского народа в годы ВОВ 1941-45 годов
статья по истории на тему
Советский народ смог перенести огромные тяготы военного времени, пожертвовать почти всем ради победы, кроме собственной свободы. В чем же заключается уникальность этого подвига?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 904.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Феномен героизма советского народа в годы Великой Отечественной войны»
Изучая раздел посвященный ВОВ, большую часть времени мы отводим, как правило, на изучение фактического материала, хронологии войны, работу с картой. Известно, что многим учащимся намного легче воспринимать и усваивать большую по объему информацию, если она эмоционально насыщена, затрагивает душу. Обостряя внимание в процессе изучения темы на психологических аспектах поведения людей и самой войны, можно добиться хорошего уровня усвоения учебного материала.
Война во все времена являлась своеобразным испытанием на прочность не только для существующего политического строя, экономической системы, но и для простого человека в частности. Проверкой его нравственной основы, духовного стержня, а также силы отрицательных качеств, которые есть у каждого из нас. В военное время человек находится в длительном психологическом шоке, по преодолению которого в своем поведении он начинает опираться на наиболее сильные качества своего характера. В зависимости от нравственной окраски этих поступков и появляются такие понятия как «предатель», «патриот», «изменник» или «герой».
«Героизм», согласно толкованию С.И.Ожегова, это отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.[1] Героем считают человека, который способен пожертвовать своими личными ценностями, вплоть до собственной жизни, ради общественных интересов, общенародных.
Жители Москвы строят баррикады, готовясь к немецкому нападению, ноябрь 1941 г.
Здесь мы имеем в виду подвиги, повлиявшие на судьбу Родины. Как правило, такие поступки очень высоко оцениваются нами, приветствуются, запоминаются, приводятся в пример, но не каждый на них способен. Именно поэтому они достаточно редки в мирное время и особенно ценны в военный период. Проявление героизма в коллективной форме встречаются еще реже, чем индивидуальный героизм. От этого его ценность наиболее высока. Явление же массового героизма, пример которого мы и будем обсуждать, это события практически уникального или феноменального характера. Примером нам послужит весь советский народ, прошедший Великую Отечественную войну.
В чем же причина этой уникальной жизнеспособности, стойкости и упорства, с которым люди, превозмогая невыносимые страдания и лишения, смогли выбить врага с территории своей страны? Что толкало население на защиту советского государства, не смотря на репрессивную политику сталинского режима?
Ответом на поставленные вопросы будет определение характера общественного сознания советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Общественное сознание - явление очень сложное, в нем есть элементы социальной психологии, нравственные и мировоззренческие установки, уходящие корнями в национальные традиции, в обыденную жизнь.[2] Огромное моральное и физическое напряжение почти четырех лет этой войны советский народ выдержал только благодаря “духовному стержню”, позволившему ему «не сломаться» при всех потерях и собственными силами освободить не только свою землю, но и пол-Европы. Здесь идет речь о морально-психологическом единстве советского общества, которое составило одну огромную армию, такую разную по возрастным и социальным признакам, но единую в своем стремлении победить. Ее кадровый состав оказался в большой степени выбит в первые же месяцы войны. И те войска, которые дошли до Берлина, в массе своей состояли из людей гражданских, взявшихся за оружие, чтобы защитить свою страну.
15-летний разведчик с бойцами своего подразделения (апрель 1942)
Для младшего поколения, молодых людей, вступивших в войну 18–20-летними, именно война стала временем личностного становления, главным фактором, формировавшим его гражданскую зрелость. Юношеская психика отличается повышенной эмоциональностью, поступки – импульсивностью, взгляды и суждения – категоричностью. Романтичность, поиски идеала и подражание ему, обостренное чувство справедливости; пренебрежение к опасности; стремление к самоутверждению – все эти качества, присущие определенному возрасту, в большей или меньшей степени были характерны для молодых воинов 1940-х годов. Это было поколение, родившееся и выросшее при новом общественном строе, воспитанное в духе присущей ему идеологии и в минуту опасности вставшее на его защиту.
Мировоззрение советских людей, формировавшееся в обстановке 1930-х годов, было явлением сложным. В нем сплетались искренняя вера в социалистические идеи и психология страха, трудовой энтузиазм и порожденные репрессиями подозрительность и пассивность, вполне реальный советский патриотизм, верность государству и ненависть к тоталитарному режиму.
В формировании общественного сознания в период ВОВ, можно выделить, опираясь на историко-психологическое исследование Е.С.Сенявской «Фронтовое поколение», три периода.
Первый период: от 22 июня 1941 г. до победы в Сталинградской битве.
7 ноября 1941 года. Пулеметчики на параде. Москва.
Для него характерно осознание реальности колоссальной угрозы. Ярость смешивалась с горечью и болью страшных потерь и поражений первых месяцев войны. Военная катастрофа вызвала состояние психологического шока. Поэтому в этот период имели место многочисленные факты сдачи в плен целых военных подразделений. Но по мере того, как шок проходил, росли горе и боль, вскипала ярость, взывавшая к мести, было достигнуто определенное равновесие сознания, произошла его стабилизация. Главная цель этого периода войны – «Выстоять!» – была выполнена.
Второй период – связан с тем, что Коренной перелом в ходе войны предопределил ощутимые перемены и в состоянии морального духа советских войск. Неудержимое стремление вперед – самая характерная черта этого периода. Партизанки. 1943 год.
Для заключительного этапа войны характерным было ощущение близости победы. Чем ближе она была, тем большими были желание и надежда выжить, тем труднее было подниматься в атаку под огонь, тем обиднее были потери товарищей и друзей, страшнее возможность собственной гибели.
Многие исследователи выделяют немаловажную роль политической идеологии, которая смогла трансформироваться из «узко пролетарской» в область религиозного сознания, народной памяти, национальных чувств.[3]
В качестве примера проявления этого феномена героизма советских граждан в годы ВОВ, мне бы хотелось рассказать о ветеранах-жителях нашего города Октябрьский.
Регулировщица. Победное шествие в Белграде 1945.
Гаян Низмутдиновна Латыпова.
Окончила в июне 1941 года Белебеевское педучилище. Весной 1942 года получила повестку на фронт. Была определена в отряд связисток, который отправили служить на Тихвинский участок фронта, под Ленинград в роту связи 844-го батальона аэродромного обслуживания. Гаян Низмутдиновна вспоминает: «Особенно тяжело приходилось зимой, когда при обнаружении вражеской разведкой приходилось менять места дислокации, уходить от бомбовых ударов, рыть в мерзлой земле окопы, землянки. Сами не доедали, но отдавали «излишки» хлеба (норма-100 граммов) в пользу ленинградцев-блокадников. Войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились 14 января 1943 года.
Объединение Волховского и Ленинградского фронтов.
Гаян Латыпова участвовала в освобождении Ленинградской области, Новгорода, Пскова, Тихвина. На войне же встретила свою судьбу – светловолосого и голубоглазого капитана. «Я не хочу, чтобы моим внукам и правнукам довелось когда-нибудь пережить все то, что выпало нам».
Поликарп Иванович Анпилогов. Из многодетной семьи (11 детей) раскулаченного. Человек добросовестный, трудолюбивый, видя несправедливость, страдания, смерть, он решил до последнего сражаться с врагом. 3,5 года провел в пехоте на передовой. «И как это я остался в живых»? – задается ветеран до сих пор вопросом. 1942 год – бои под Ржевом, курсы младших командиров в Оренбуржье, определение в минометный расчет. Оборонял границы Москвы. Под Харьковом был ранен. К 1942 году Поликарп Иванович был награжден орденом Красной звезды, двумя медалями «За отвагу». В ночном зимнем поиске на территории Украины чуть отставший от группы Анпилогов провалился в окоп с вражеским пулеметным постом. Сумел справиться с 4 вооруженными немцами, захватить оружие и скрыться. Выручили, как признается боец, природная сила и ловкость. За две недели до победы на австрийской границе получил ранение и остался без ноги и левого глаза. Теперь нужно было совершать иной по существу подвиг: жить, не испытывая отчаяния и жалости к себе. Самым трудным на войне для Поликарпа Ивановича было постоянное чувство голода, сон в 30 градусный мороз, вши и отсутствие бани. Но самое страшное – это жестокость, которая была, кажется, растворена в воздухе: убийства, насилие, ненависть, страх, месть, беспощадность, горе пропитали каждый сантиметр земли на пути советского воина. Старый солдат сегодня сетует только на одно: «Больно и горько бывает от мысли, что кому-то не нужна стала наша правда о войне»[4].
Невозможно рассказать обо всех ветеранах этой Великой войны. Но каждый из них является примером героизма советского народа.
В целом Великая Отечественная война оказала огромное влияние на духовный облик пережившего ее поколения и особенно фронтовиков. Произошло духовное, нравственное единение общества, без которого победить было бы невозможно. Об этой идее общенародного единства необходимо говорить на классных часах, школьных линейках, в качестве воспитательных моментов урока, так как сегодня, в связи с событиями, происходящими в мире, а в частности на постсоветском пространстве, это как никогда актуально. Необходимо помнить о том, что мы – сильный духом, единый народ.
Список литературы:
- Минц И. Великая Отечественная война Советского Союза. – Главполитиздат, 1947г.
- Ожегов С.И. Толковый словарь.- М., 1990, с.93.
- Разин С.Ю. Русская Революция и Великая Отечественная война в зеркале массового сознания/ Материалы межвузовской научно-практической конференции, приуроченной к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, 1941-1945 гг. 21-22 апреля 2010 года.
- Сенявский А.С. Феномен массового героизма в период Великой Отечественной войны и роль идеологии и пропаганды в его формировании/ Материалы Международной научной конференции "Коренной перелом в Великой Отечественной войне: к 70-летию освобождения Дона и Северного Кавказа" г.Ростов-на-Дону 6–7 июня 2013 г.
- Сенявская Е.С. 1941-1945. Фронтовое поколение. – Москва, 1995.
- Серебрянников В.В. Социалогия войны.- М.: Научный мир, 1997.398 с.
- Пентегов Н. Остаться в живых…//Октябрьский нефтяник, 2005, №43, с. 3.
[1] С.И.Ожегов. ст. 93.
[2] А.С. Сенявский ст. 23
[3] А.С Сенявский. Ст. 32
[4] Пантегов Н. // Октябрьский нефтяник. Ст.3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/15/picture-405099-1392441170.jpg)
9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов (1945 год).
Методическая разработка классного часа патриотической тематики. Расчитана на учащихся 8-9 классов. Основной целью является расширение знаний учащихся о героизме советского народа в годы Великой Отечес...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/31/picture-702767-1598883408.jpg)
ЭТОТ СЛАВНЫЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫ Сценарий утренника к 70-летию Победы Цель: воспитывать чувство любви к Родине, гордости за героизм нашего народа. Задачи: - Закрепить и систематизировать знания об основных событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г ; - Разв
ЭТОТ СЛАВНЫЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫСценарий утренника к 70-летию ПобедыЦель: воспитывать чувство любви к Родине, гордости за героизм нашего народа.Задачи:- Закрепить и систематизировать знания об основных событи...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/04/picture-912915-1491282004.jpg)
Презентация - К 75 - летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 г.г. Боевой путь простого советского солдата. Пособие к теме «Будь смелым». по Обществознанию в 6 классе.
В этой презентации содержится материал о трудностях фронтовой жизни простых советских солдат в годы Великой Отечественной Войны, важно донести до сознания учащихся, что преодолеть эти трудности было т...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/18/picture-643817-1434609872.jpg)
Внеклассное мероприятие "Выпускники 2020 года выпускникам 1941 года посвящают"
Внеклассное мероприятие, посвященное Великой Отечественной войне, людям, воевавшим на полях сражений....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/09/picture-1186064-1573316040.jpg)
"Изучение воинских званий на примере произведения А.С.Пушкина "Капитанская дочка", материалов исследовательской работы о героизме воинов - разъезженцев в период с 1941 - 2020 годы.
Цели урока:1. образовательные: изучение воинских званий на примере произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка», материалов исследовательской работы о героизме воинов - разъезженцев в пери...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/24/picture-1475351-1684935510.jpg)
Урок истории России в 10 классе по теме «Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 года – ноябрь 1942 года)»
Конспект и материалы к уроку истории в 10 классе по разделу «Великая Отечественная война». Тема: «Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 года &ndash...