Феномен героизма советского народа в годы ВОВ 1941-45 годов
статья по истории на тему

Ковалева Гульшат Ахияровна

Советский народ смог перенести огромные тяготы военного времени, пожертвовать почти всем ради победы, кроме собственной свободы. В чем же заключается уникальность этого подвига?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fenomen_geroizma_sovetskogo_naroda_v_gody_vov_1941-45_gg.docx904.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Феномен героизма советского народа в годы Великой Отечественной войны»

Изучая раздел посвященный ВОВ, большую часть времени мы отводим, как правило, на изучение фактического материала, хронологии войны, работу с картой. Известно, что многим учащимся намного легче воспринимать и усваивать большую по объему информацию, если она эмоционально насыщена, затрагивает душу. Обостряя внимание в процессе изучения темы на психологических аспектах поведения людей и самой войны, можно добиться хорошего уровня усвоения учебного материала.

Война во все времена являлась своеобразным испытанием на прочность не только для существующего политического строя, экономической системы, но и для  простого человека в частности. Проверкой его нравственной основы, духовного стержня, а также силы отрицательных качеств, которые есть у каждого из нас. В военное время человек находится в длительном психологическом шоке, по преодолению которого в своем поведении он начинает опираться на наиболее сильные качества своего характера. В зависимости от нравственной окраски этих поступков и появляются такие понятия как «предатель», «патриот», «изменник» или «герой».

«Героизм», согласно толкованию С.И.Ожегова, это отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.[1] Героем считают человека, который способен пожертвовать своими личными ценностями, вплоть до собственной жизни, ради общественных интересов, общенародных.

 Жители Москвы строят баррикады, готовясь к немецкому нападению, ноябрь 1941 г.

Здесь мы имеем в виду подвиги, повлиявшие на судьбу Родины. Как правило, такие поступки очень высоко оцениваются нами, приветствуются, запоминаются, приводятся в пример, но не каждый на них способен. Именно поэтому они достаточно редки в мирное время и особенно ценны в военный период. Проявление героизма в коллективной форме встречаются еще реже, чем индивидуальный героизм. От этого его ценность наиболее высока. Явление же массового героизма, пример которого мы и будем обсуждать, это события практически уникального  или феноменального характера. Примером нам послужит весь советский народ, прошедший Великую Отечественную войну.

В чем же причина этой уникальной жизнеспособности, стойкости и упорства, с которым люди, превозмогая невыносимые страдания и лишения, смогли выбить врага с территории своей страны? Что толкало население на защиту советского государства, не смотря на репрессивную политику сталинского режима?

Ответом на поставленные вопросы будет определение характера общественного сознания советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Общественное сознание - явление очень сложное, в нем есть элементы социальной психологии, нравственные и мировоззренческие установки, уходящие корнями в национальные традиции, в обыденную жизнь.[2] Огромное моральное и физическое напряжение почти четырех лет этой войны советский народ выдержал только благодаря “духовному стержню”, позволившему ему «не сломаться» при всех потерях и собственными силами освободить не только свою землю, но и пол-Европы. Здесь идет речь о морально-психологическом единстве советского общества, которое составило одну огромную армию, такую разную по возрастным и социальным признакам, но единую в своем стремлении победить. Ее кадровый состав оказался в большой степени выбит в первые же месяцы войны. И те войска, которые дошли до Берлина, в массе своей состояли из людей гражданских, взявшихся за оружие, чтобы защитить свою страну.

15-летний разведчик с бойцами своего подразделения (апрель 1942)

Для младшего поколения, молодых людей, вступивших в войну 18–20-летними, именно война стала временем личностного становления, главным фактором, формировавшим его гражданскую зрелость. Юношеская психика отличается повышенной эмоциональностью, поступки – импульсивностью, взгляды и суждения – категоричностью. Романтичность, поиски идеала и подражание ему, обостренное чувство справедливости; пренебрежение к опасности; стремление к самоутверждению – все эти качества, присущие определенному возрасту, в большей или меньшей степени были характерны для молодых воинов 1940-х годов. Это было поколение, родившееся и выросшее при новом общественном строе, воспитанное в духе присущей ему идеологии и в минуту опасности вставшее на его защиту.

Мировоззрение советских людей, формировавшееся в обстановке 1930-х годов, было явлением сложным. В нем сплетались искренняя вера в социалистические идеи и психология страха, трудовой энтузиазм и порожденные репрессиями подозрительность и пассивность, вполне реальный советский патриотизм, верность государству и ненависть к тоталитарному режиму.

 В формировании общественного сознания в период ВОВ, можно выделить, опираясь на историко-психологическое исследование Е.С.Сенявской «Фронтовое поколение», три периода.

Первый период: от 22 июня 1941 г. до победы в Сталинградской битве.

http://www.perspektivy.info/images/pobeditely/3914-frontovoe_pokolenie_13.jpg7 ноября 1941 года. Пулеметчики на параде. Москва. 
 Для него характерно осознание реальности колоссальной угрозы.  Ярость смешивалась с горечью и болью страшных потерь и поражений первых месяцев войны. Военная катастрофа вызвала состояние психологического шока. Поэтому в этот период имели место многочисленные факты сдачи в плен целых военных подразделений. Но по мере того, как шок проходил, росли горе и боль, вскипала ярость, взывавшая к мести, было достигнуто определенное равновесие сознания, произошла его стабилизация. Главная цель этого периода войны – «Выстоять!» – была выполнена.

Второй период – связан с тем, что Коренной перелом в ходе войны предопределил ощутимые перемены и в состоянии морального духа советских войск. Неудержимое стремление вперед – самая характерная черта этого периода.  http://www.perspektivy.info/images/pobeditely/3914-frontovoe_pokolenie_16.jpg Партизанки. 1943 год.

Для заключительного этапа войны характерным было ощущение близости победы. Чем ближе она была, тем большими были желание и надежда выжить, тем труднее было подниматься в атаку под огонь, тем обиднее были потери товарищей и друзей, страшнее возможность собственной гибели.

Многие исследователи выделяют немаловажную роль политической идеологии, которая смогла трансформироваться из «узко пролетарской» в область религиозного сознания, народной памяти, национальных чувств.[3]

В качестве примера  проявления этого феномена героизма советских граждан в годы ВОВ, мне бы хотелось рассказать о ветеранах-жителях нашего города Октябрьский.

http://www.perspektivy.info/images/pobeditely/3914-frontovoe_pokolenie_22.jpg    http://www.perspektivy.info/images/pobeditely/3914-frontovoe_pokolenie_21.jpg

Регулировщица.                          Победное шествие в Белграде 1945.

Гаян Низмутдиновна Латыпова.

Окончила в июне 1941 года Белебеевское педучилище. Весной 1942 года получила повестку на фронт. Была определена в отряд связисток, который отправили служить на Тихвинский участок фронта, под Ленинград в роту связи 844-го батальона аэродромного обслуживания. Гаян Низмутдиновна вспоминает:  «Особенно тяжело приходилось зимой, когда при обнаружении вражеской разведкой приходилось менять места дислокации, уходить от бомбовых ударов, рыть в мерзлой земле окопы, землянки. Сами не доедали, но отдавали «излишки» хлеба (норма-100 граммов) в пользу ленинградцев-блокадников. Войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились 14 января 1943 года.

 

http://www.perspektivy.info/images/pobeditely/3914-frontovoe_pokolenie_24.jpgОбъединение Волховского и Ленинградского фронтов.

Гаян Латыпова участвовала в освобождении Ленинградской области, Новгорода, Пскова, Тихвина. На войне же встретила свою судьбу – светловолосого и голубоглазого капитана. «Я не хочу, чтобы моим внукам и правнукам довелось когда-нибудь пережить все то, что выпало нам».

Поликарп Иванович Анпилогов. Из многодетной семьи (11 детей) раскулаченного. Человек добросовестный, трудолюбивый, видя несправедливость, страдания, смерть, он решил до последнего сражаться с врагом. 3,5 года провел в пехоте на передовой. «И как это я остался в живых»? – задается ветеран до сих пор вопросом. 1942 год – бои под Ржевом, курсы младших командиров в Оренбуржье, определение в минометный расчет. Оборонял границы Москвы. Под Харьковом был ранен. К 1942 году Поликарп Иванович был награжден орденом Красной звезды, двумя медалями «За отвагу». В ночном зимнем поиске на территории Украины чуть отставший от группы Анпилогов провалился в окоп с вражеским пулеметным постом. Сумел справиться с 4 вооруженными немцами, захватить оружие и скрыться. Выручили, как признается боец, природная сила и ловкость. За две недели до победы на австрийской границе получил ранение и остался без ноги и левого глаза. Теперь нужно было совершать иной по существу подвиг: жить, не испытывая отчаяния и жалости к себе. Самым трудным на войне для Поликарпа Ивановича было постоянное чувство голода, сон в 30 градусный мороз, вши и отсутствие бани. Но самое страшное – это жестокость, которая была, кажется, растворена в воздухе: убийства, насилие, ненависть, страх, месть, беспощадность, горе пропитали каждый сантиметр земли на пути советского воина. Старый солдат сегодня сетует только на одно: «Больно и горько бывает от мысли, что кому-то не нужна стала наша правда о войне»[4].

Невозможно рассказать обо всех ветеранах этой Великой войны. Но каждый из них является примером героизма советского народа.

В целом Великая Отечественная война оказала огромное влияние на духовный облик пережившего ее поколения и особенно фронтовиков. Произошло   духовное, нравственное единение общества, без которого победить было бы невозможно. Об этой идее общенародного единства необходимо говорить на классных часах, школьных линейках, в качестве воспитательных моментов урока, так как сегодня, в связи с событиями, происходящими в мире, а в частности на постсоветском пространстве, это как никогда актуально. Необходимо помнить о том, что мы – сильный духом, единый народ.

Список литературы:

  1. Минц И. Великая Отечественная война Советского Союза. – Главполитиздат, 1947г.
  2. Ожегов С.И. Толковый словарь.- М., 1990, с.93.
  3. Разин С.Ю. Русская Революция и Великая Отечественная война в зеркале массового сознания/ Материалы межвузовской научно-практической конференции, приуроченной к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, 1941-1945 гг. 21-22 апреля 2010 года.
  4. Сенявский А.С. Феномен массового героизма в период Великой Отечественной войны и роль идеологии и пропаганды в его формировании/  Материалы Международной научной конференции "Коренной перелом в Великой Отечественной войне: к 70-летию освобождения Дона и Северного Кавказа" г.Ростов-на-Дону 6–7 июня 2013 г.
  5. Сенявская Е.С. 1941-1945. Фронтовое поколение. – Москва, 1995.
  6. Серебрянников В.В. Социалогия войны.- М.: Научный мир, 1997.398 с.
  7. Пентегов Н. Остаться в живых…//Октябрьский нефтяник, 2005, №43,  с. 3.


[1] С.И.Ожегов. ст. 93.

[2] А.С.  Сенявский ст. 23

[3] А.С Сенявский. Ст. 32

[4] Пантегов Н. // Октябрьский нефтяник. Ст.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов (1945 год).

Методическая разработка классного часа патриотической тематики. Расчитана на учащихся 8-9 классов. Основной целью является расширение знаний учащихся о героизме советского народа в годы Великой Отечес...

ЭТОТ СЛАВНЫЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫ Сценарий утренника к 70-летию Победы Цель: воспитывать чувство любви к Родине, гордости за героизм нашего народа. Задачи: - Закрепить и систематизировать знания об основных событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г ; - Разв

ЭТОТ СЛАВНЫЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫСценарий утренника к 70-летию ПобедыЦель: воспитывать чувство любви к Родине, гордости за героизм нашего народа.Задачи:- Закрепить и систематизировать знания об основных событи...

Презентация - К 75 - летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 г.г. Боевой путь простого советского солдата. Пособие к теме «Будь смелым». по Обществознанию в 6 классе.

В этой презентации содержится материал о трудностях фронтовой жизни простых советских солдат в годы Великой Отечественной Войны, важно донести до сознания учащихся, что преодолеть эти трудности было т...

Внеклассное мероприятие "Выпускники 2020 года выпускникам 1941 года посвящают"

Внеклассное мероприятие, посвященное Великой Отечественной войне, людям, воевавшим на  полях сражений....

"Изучение воинских званий на примере произведения А.С.Пушкина "Капитанская дочка", материалов исследовательской работы о героизме воинов - разъезженцев в период с 1941 - 2020 годы.

Цели урока:1. образовательные: изучение воинских званий на примере произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка», материалов исследовательской работы о героизме воинов - разъезженцев в пери...

Урок истории России в 10 классе по теме «Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 года – ноябрь 1942 года)»

Конспект и материалы к уроку истории в 10 классе по разделу «Великая Отечественная война». Тема: «Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 года &ndash...