МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
учебно-методический материал на тему
Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_met.seminaru.docx | 27.12 КБ |
презентация | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап Всероссийского конкурса
«Учитель года 2016»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Марушина Эльвира Алексеевна
Учитель специального(коррекционного)класса VIIIвида
МБОУ Яковская ОШ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к методическому семинару
«Использование ИКТ на уроках истории в специальном(коррекционном)классе VIII вида»(Слайд 1)
Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности(слайд 2)
(Слайд 3) Великий педагог К. Д. Ушинский писал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времен Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь педагогу представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. С декабря 2010 года вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, построенный на компетентностном подходе, в основе которого лежит личностно-ориентированное обучение.
Целью личностно-ориентированного обучения в первую очередь является развитие полноценной личности. Именно такая форма обучение дает возможность детям с ОВЗ полностью социализироваться и получать образование наравне с остальными.
( Слайд 4)Актуальность использования ИКТ на уроках истории в специальном (коррекционном)классе VIII вида :
Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение информационных и коммуникационных технологий в обучение может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.
(Слайд 5) ИКТехнологии, которые я применяю в работе помогают решить ряд следующих проблем:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации системы приемов логического мышления;
- развитие интереса к истории Родины;
- реализация творческого потенциала;
- адаптация детей с ОВЗ в современном мире.
(слайд 6)
Объект. Активизация интереса учащихся с ОВЗ в процессе обучения истории с применением ИК технологий.
Предмет. Использование информационно-коммуникационных технологий как средство активизации интереса учащихся с ОВЗ на уроках истории.
Целью исследования является изучение применения ИКТ на уроках истории на протяжении всего процесса обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в школе.
Задачи.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Рассмотреть виды развивающих заданий с применением ИКТ.
3. Проанализировать собственную педагогическую деятельность в части применения ИКТ на уроках истории.
4. Доказать эффективность данной формы организации учебной деятельности учащихся с ОВЗ для достижения качества образования и активизации интереса.
В системе обучения истории по развитию познавательных интересов важную роль играет разнообразие и оптимальное сочетание методов, так как уже сама новизна методов снижает утомляемость учащихся, что очень важно на занятиях с детьми с ОВЗ, повышает работоспособность; методы работы позволяют соотносить процесс обучения с особенностями деятельности учащихся; разнообразие методов обеспечивает воздействие на разные виды чувственного восприятия учащихся.
(Слайд 7)История - одна из самых загадочных наук. Разгадать ее тайны помогают первоисточники. Раньше для этой цели учителя использовали письменные источники, которые изучали сами, а потом излагали кратко учащимся. Сейчас, с использованием ИКТ, эта задача решается намного проще и интереснее.
(слайд 8) Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям с ОВЗ возможность в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников.
(слайд 9) Работая учителем в специальном (коррекционном) классе, не раз сталкивалась с такими проблемами как: нечеткие образы, неяркая картинка, устаревшая таблица, мелкий шрифт, да и просто не всегда каллиграфично написано на доске. Это, как правило, приводит к отсутствию интереса к предмету. Выходом для меня стало применение ИКТ. Первое с чего я начала – это разработала все проверочные работы в печатном варианте которые использую как карточки на уроках истории. Теперь все мои проверочные работы выглядят следующим образом:
( слайд 6) Сразу же исчезли такие фразы как «доска отсвечивает», «мне не понятно, что написано», «а где мой вариант?». Также использую просмотр фрагментов исторических фильмов, работаем с единой интерактивной системой голосования и с интерактивной доской.
Слайд 11-12) Применение ИКТ в учебном процессе при изучении истории в специальном (коррекционном)классе VIII вида позволяет:
- сделать урок современным, т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени;
- приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;
- использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению;
- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем;
- активизировать познавательную деятельность учащихся.
- ИКТ на уроках истории эффективно могут применяться на всех типах урока и на всех его этапах, т.к. смена разных видов деятельности привлекает внимание учащихся к предмету изучения и сохраняет устойчивый интерес, создаёт атмосферу успешности.
(слайд 13)Систематическое использование ИКТ на уроках истории приводит к целому ряду важных изменений:
- резко возрастает уровень использования наглядности;
- повышается производительность труда учителя и учащихся;
- устанавливаются межпредметные связи с основами математики, чтения и развитием речи;
- изменяются к лучшему взаимоотношения учителя с учениками, далекими от истории, особенно увлеченными ПК;
- учащиеся начинают воспринимать ПК не как,увлекательную игрушку, а в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере деятельности.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
(Слайд 14) Учитывая психологические особенности ребенка с ОВЗ и каналы восприятия информации, считаю необходимым говорить об использовании и применении ИКТ с точки зрения наглядности. Самый простой метод использования ИКТ - демонстрационно-иллюстративный. При этом текст параграфа учебника или рассказ учителя иллюстрируются соответствующими Цифровыми Образовательными Ресурсами (ЦОР), расширяя представления учащихся об изучаемом материале, реализуя принцип наглядности и обогащая информационный ряд процесса обучения. При использовании набора ЦОР достигается особенно важный для учащихся результат - визуализация изучаемого материала. Начиная изучение раздела и крупных подразделов, я рекомендую продемонстрировать учащимся изображения местности изучаемого региона и изображения людей, которые там жили, создавали цивилизации - жизнь которых и составляет основное содержание исторического процесса. Например, начиная тему «История нашей страны древнейшего периода», я демонстрирую показ восточных славян, славянский посёлок, соседей восточных славян, славянские воинов и богатырей, а также использую различные схемы, отражающие устройство органов власти и т.п.
(Слайд 15) Мы не всегда имеем возможности для организации выездных экскурсий за пределы села или района, а фонды крупных музеев нам недоступны. Поэтому большим потенциалом в реализации принципа наглядности с использованием ИКТ является организация виртуальных экскурсий. Это возможно благодаря, например, таким энциклопедиям: Кирилла и Мефодия, «Шедевры русской живописи», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Золотое кольцо России». В одних случаях предлагаются экскурсии уже в готовом виде, ими остается только воспользоваться. В других случаях после ознакомления с материалами ЦОР я сама составляю план экскурсии и планирую этапы ее проведения. У детей с ОВЗ появляется возможность не только зрительно увидеть портрет того или иного деятеля, полководца и т.д., но и получить краткую библиографическую справку, что способствует расширению кругозора учащихся. Важно не только показать тот или иной портрет или дать справку, но и привязать личность к конкретной эпохе или историческому событию.
(Слайд16) Работа с картами является необходимым навыком при изучении истории. Недостаток оснащенности кабинетов истории картами возможно компенсировать за счет заданий с использованием карт в ЦОР. У учителя есть возможность выбрать необходимую из имеющихся карт для формирования более полного представления об изучаемом событии или эпохе, поскольку именно с этого учителя истории начинают изучение истории отдельных цивилизаций. Возможность увидеть то или иное сражение в движении, с соответствующими комментариями существенно повышает интерес обучающихся к предмету. Это настраивает детей на изучение определенного материала, и такой урок характеризуется разнообразием форм организации учебной деятельности .
Для повторения, систематизации и обобщения знаний, можно спланировать урок-игру, который превращает в соревнование занятия по самому обычному школьному материалу. Он вносит новую струю в однообразное течение уроков, вызывая большую активность у детей с ОВЗ.
(слайд 17)Кроме этого, я считаю, что при подготовке и проведении уроков просто необходимо использовать Интернет. Рассматриваю Интернет как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал.
.
(слайд 18) Хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни ИКТ, ни какое - либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности.
С моей точки зрения, применение ИКТ надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формации обучения, не увлекаясь и не чрезмерно злоупотребляя модным веянием в современной школе. Использование ИКТ в большей степени говорит нам о единстве образовательного процесса, поскольку их применение должно быть ориентированно на учебную нагрузку школьников и не нарушать здоровьесберегающих факторов развития ребенка, иначе результативность их использования будет невысокой.
(Слайд 19)В процессе работы в области применения ИКТ могу отметить:
- рост положительной мотивации на уроках истории в специальном(коррекционном)классе с применением ИКТ.
- повышение уровня использования наглядности.
- Повышение производительности образовательной деятельности
- Качественное повышение взаимоотношений между участниками образовательной деятельности.
- Рост качества знаний
(Слайд 20) используемая литература.
Бабич И. Н. Новые образовательные технологии в век информации \Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». — Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». — 2003.
Использование новых информационных технологий в образовании http://www.dioo.ru/poleznyie-stati/ispolzovanie-novyih-informatsionnyih-tehnologiy- obrazovanii.html
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2011
Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях.
Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль образовательном процессе. http://www.ido.rudn.ru/nfpk/mult/mult8.html
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
7. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии М.: НИИ школьных технологий, 2005 (Серия «Энциклопедия образовательных технологий).
спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стаж педагогической работы – 13 лет Категория – первая Победитель школьного и районного конкурса методических разработок среди учителей специальных(коррекционных)классов Достижения обучающихся: Победители муниципального этапа XVIII Международного фестиваля «Детство без границ» Победители регионального этапа XVIII Международного фестиваля «Детство без границ» Призёры Всероссийского этапа XVIII Международного фестиваля «Детство без границ» Победители и призёры районного конкурса для детей с ОВЗ «Зимнее настроение» Призёры муниципального этапа областного конкурса социальной рекламы
«Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…» К.Д.Ушинский
Актуальность использования ИКТ на уроках истории в специальном(коррекционном)классе VIII вида Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение информационных и коммуникационных технологий в обучение может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала. .
готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации системы приемов логического мышления; развитие интереса к истории Родины; реализация творческого потенциала обучающихся; адаптация детей с ОВЗ в современном мире. Проблемы
Объект. Активизация интереса учащихся с ОВЗ в процессе обучения истории с применением ИК технологий . Предмет . Использование информационно-коммуникационных технологий как средство активизации интереса учащихся с ОВЗ на уроках истории. Целью исследования является изучение применения ИКТ на уроках истории на протяжении всего процесса обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в школе. Задачи. 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. 2. Рассмотреть виды развивающих заданий с применением ИКТ. 3. Проанализировать собственную педагогическую деятельность в части применения ИКТ на уроках истории. 4. Доказать эффективность данной формы организации учебной деятельности учащихся с ОВЗ для достижения качества образования и активизации познавательного интереса.
История - одна из самых загадочных наук. Разгадать ее тайны помогают первоисточники. Раньше для этой цели учителя использовали письменные источники, которые изучали сами, а потом излагали кратко учащимся. Сейчас, с использованием ИКТ, эта задача решается намного проще и интереснее.
Причины необходимости применения ИКТ на уроках истории: Новые возможности в преподавании предмета; Изучение предмета с использованием ИКТ дает детям с ОВЗ возможность в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников; Организация процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей.
Печатные карточки Просмотр фильмов Работа с единой интерактивной системой голосования Работа с интерактивной доской
Применение ИКТ в учебном процессе при изучении истории в специальном(коррекционном)виде позволяет: сделать урок современным, т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени; приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит; использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению; установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем; активизировать познавательную деятельность учащихся. ИКТ на уроках истории эффективно могут применяться на всех типах урока и на всех его этапах, т.к. смена разных видов деятельности привлекает внимание учащихся к предмету изучения и сохраняет устойчивый интерес, создаёт атмосферу успешности.
Систематическое использование ИКТ на уроках истории приводит к целому ряду важных изменений: резко возрастает уровень использования наглядности; повышается производительность труда учителя и учащихся; устанавливаются межпредметные связи с математикой, чтением и развитием речи; изменяются к лучшему взаимоотношения учителя с учениками, далекими от истории, особенно увлеченными ПК; учащиеся начинают воспринимать ПК не как,увлекательную игрушку, а в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере деятельности. НОВИЗНА Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
рост положительной мотивации на уроках истории в специальном(коррекционном)классе с применением ИКТ повышение уровня использования наглядности. повышение производительности образовательной деятельности качественное повышение взаимоотношений между участниками образовательной деятельности рост качества знаний Результативность
Бабич И. Н. Новые образовательные технологии в век информации \Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». — Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». — 2003. Использование новых информационных технологий в образовании http://www.dioo.ru/poleznyie-stati/ispolzovanie-novyih-informatsionnyih-tehnologiy- obrazovanii.html Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2011 Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях. Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль образовательном процессе. http://www.ido.rudn.ru/nfpk/mult/mult8.html Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. 7. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии М.: НИИ школьных технологий, 2005 (Серия «Энциклопедия образовательных технологий).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009
Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...
методический семинар для учителей по теме"одаренность"
В данном материале рассматриваются виды одаренности, различные пожходу к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...
Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".
Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент. ...
Методическое выступление на педсовете или на методическом семинаре "Система оценивания учащихся в соответствии с ФГОС "
Данная методическая работа предназначена дляпедагогов,работающих по ФГОС...
Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы
Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...
Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")
Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...