Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Комбинированный  (урок-исследование)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет, класс

История. 8 класс.

Дата: 2 декабря 2015 г.

Тема учебного занятия

Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права

Форма учебного занятия

Комбинированный  (урок-исследование)

Цели занятия

личностные

метапредметные

предметные

формирование интереса к изучению социально-экономического  устройства   России в пореформенный период

формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся

Выявить основные тенденции развития экономики  России во второй половине XIX века.

Задачи занятия

личностные

метапредметные

предметные

обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении социально-экономическом развитии России после отмены крепостного права

организация работы в группах при решении учебных исследовательских задач; инициирование устных ответов учащихся о социально-экономическом развитии России после отмены крепостного права

      Учебная исследовательская задача: доказать или опровергнуть гипотезу: реформа способствовала подъему  социально-экономического развития России

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; развитие   речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений в процессе восприятия ответов других учащихся на вопросы учителя и в процессе беседы;

Усвоение  учащимися   сведений об уровне социально-экономического развития России в после отмены крепостного права

Оборудование урока

Интерактивная презентация к уроку, АРМ учителя.

Историческая карта «Экономическое развитие России во второй половине ХIХ в.», учебники по истории России XIX века, документальные материалы к теме урока «Письма из деревни. 1879 г.». Энгельгардт А. Н. и  «Из программной записки министра финансов М. Х. Рейтера», раздаточный материал – таблицы, характеризующие экономическое развитие России после реформ Александра II.

План - конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент
  2. Целеполагание и мотивация 

В начале урока создается мотивация к изучению нового материала

Музыка из телепередачи « Что? Где? Когда?», вносится «Черный ящик»

Итак, перед  вами чёрный ящик.

Вопросы учителя:

  1. То, что находится в чёрном ящике, определило судьбу России на долгие годы. Дало надежды на торжество добра и справедливости. Что в чёрном ящике?

  1. Император попросил всех выйти из кабинета, сказав: "Я хочу остаться наедине со своей совестью". Перед ним на столе лежал документ.  Какой документ находится в чёрном ящике?

  1. Наедине со своей совестью хотел остаться Александр II. О каком же документе идёт речь?

С последствиями принятия этого документа связана тема нашего сегодняшнего урока. Предложите название темы урока.

- Внимательно прочитайте тему урока. О чем будет идти речь?

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОСЛЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА (СЛАЙД 2)

III. Актуализация знаний:

- Раскроем содержание терминов, содержащихся в теме урока.

С отменой крепостного права Россия с своем социально-экономическом развитии начинает переходить из стадии феодализма в капиталистическую стадию.
IV. Первичное усвоение учебного материала
- Работа по схеме - охарактеризуем каждый строй (слайд 3)


- Проанализируйте схему в контексте темы урока. 
- Какие вопросы возникли?
(Как происходил переход? Что нового получилось? Остались ли пережитки феодализма? Где? В каких отраслях?)

Вопрос: Было ли успешным социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права в России?  

Давайте не спешить с ответами.  Пусть это будет только предположением, то есть   гипотезой урока.

Экран – гипотеза (слайд 4)


слайд 1

Формулировка основной цели урока, темы урока.

Характеризуют термины:

Социальный строй – состав общества, система отношений внутри общества.

Экономический строй – организация производства и торговли в стране.

Работа по слайду 3
Устная формулировка вопросов  (да – нет)                                      


V. Осознание и осмысление учебного материала.

Для того  чтобы нашу гипотезу подтвердить или опровергнуть,  нам нужно выяснить УРОВЕНЬ ……….    (слайд 5)  - учебные задачи урока

Называются учебные задачи урока:

    1. Выяснить уровень развития сельского хозяйства в пореформенное время.

    2. Выяснить уровень развития промышленности в пореформенное время.

    3. Выяснить уровень железнодорожного строительства в пореформенный период.

    4. Охарактеризовать состояние финансового дела.

 Ребята, вы будете работать в группах.

(Группы  образованы: столы поставлены попарно, учащиеся уже за столами). Названия групп соответствуют плану урока и обозначены на карточках на столах, задания, дополнительный материал, паруса для корабля также на столах.
Первая группа будет заниматься  сельским хозяйством – вы должны выяснить, каков был уровень развития сельского хозяйства в пореформенное время.

Вторая группа – промышленников. Вы определяете, как отмена крепостного права повлияла на развитие промышленности.

Третья группа  выясняет уровень ж/д строительства после реформы 1861 года.

Результатом вашей работы станет создание модели капитализма в России.

Модель капитализма можно представить в виде - корабля.

Мне бы хотелось, чтобы в эту модель вы внесли коррективы, указав особенности российской модели капитализма. Эти особенности вы можете отразить на парусах.  У каждой группы заготовки парусов трех цветов.

Красный цвет - Российская империя встала на путь капитализма.

Белый  цвет -  не смогли определить, по какому пути стала развиваться Россия после отмены крепостного права.

Синий цвет – после отмены крепостного права Россия осталась  на той же ступени развития, что и до отмены.


VI. Систематизация знаний и умений.

                                              Работа учащихся по группам

   На выполнение задания учащимся дается 10-15 минут. В ходе работы учащиеся ищут ответы на вопросы. В случае необходимости учитель оказывает им помощь.

   Учащиеся в ходе исследования должны приобрести навыки сравнения  уровня развития сельского хозяйства, промышленности, железнодорожного строительства до реформ 60 – 70-х годов XIX века и в пореформенный период.  Кроме этого, ученики занимаются анализом всех имеющихся данных и обобщают их.

По истечении этого времени начинается разбор каждого задания по группам.

VII. Применение знаний и умений - представление групповых работ учащихся

Работа в группах. Подготовка ответов на вопросы. Демонстрация своих знаний.

Работа учащихся по группам

                                     

  1. Развитие сельского хозяйства

Алгоритм работы

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на стр.158-161 и документа на стр. 164 «Письма из деревни»
  2. Найдите ответы на вопросы:

 - чем был вызван экономический спад в деревне после отмены крепостного права?
- чего не хватало помещикам для ведения хозяйства по-новому?
- у кого остались скот и инвентарь после реформы?
- какой выход нашли помещики?
- что такое 
аренда?
- что такое 
отработочная система?
- какие пережитки феодализма (крепостничества) остались?
- чего не дала реформа крестьянам, что такое податное население?
- что такое 
гражданские права?
- какие изменения претерпела крестьянская община, в чем ее значение?

  1. Сделайте вывод, сформулировав краткие ответы на вопросы урока по своему пункту
  2. Прикрепите парус к макету корабля «Модель капитализма в России» - определить цвет паруса.

(Модель капитализма представлена в виде корабля. Парус отражает особенность российской модели капитализма.

У каждой группы заготовки парусов трех цветов.

Красный цвет - Российская империя встала на путь капитализма.

Белый  цвет -  не смогли определить, по какому пути стала развиваться Россия после отмены крепостного права.

Синий цвет – после отмены крепостного права Россия осталась  на той же ступени развития, что и до отмены.)

При работе первой группы, определяющей уровень развития сельского хозяйства, выясняется, что сельское хозяйство испытывало кризис, несмотря на некоторые успехи и освобождение крестьян от крепостного гнета. Об этом свидетельствуют и данные таблицы. Согласно этим данным, урожайность хлебов повысилась незначительно, так же, как и средневаловой сбор зерна.  Выясняются и причины этого кризиса: недостаток средств у помещиков, неумение и нежелание их вести по-новому свое хозяйство и др. Что касается положения крестьян, они вынуждены были арендовать землю у помещиков и платить за неё огромные суммы денег, а чаще за аренду земли крестьяне обрабатывали землю помещика своим инвентарем и скотом.  Кроме того, крестьяне были обременены и другими платежами (выкупными, государственными и земскими налогами и т. д.). Здесь нужно добавить, что крестьяне не получили фактически и гражданских прав, в отличие от других сословий, хотя и были освобождены от крепостного гнета. Социальное положение крестьян осталось тяжелым.

   При обсуждении текста документа, становятся ясными следующие причины ухудшения развития крестьянского хозяйства после реформы 1861 года: это наличие так называемых  «отрезков».

   В итоге делается вывод, что в сельском хозяйстве предстояло решить еще много проблем. Прежде всего, это ликвидация остатков крепостничества (таких, как наделение крестьян гражданскими правами наравне с другими сословиями, ликвидация «отрезков», кабальных условий аренды и др.).

 

  1. Развитие промышленности
    Алгоритм работы
  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на стр.159-161.
  2. Найдите ответы на вопросы:
    - наблюдался ли рост промышленности в первые годы после отмены крепостного права? Почему?
    - ждали ли промышленники реформы, зачем?
    - почему многим предприятиям пришлось сократить свое производство?
    - сравните причины сокращения производства на железоделательных заводах и в хлопчато-бумажной промышленности.
    - сумела ли российская экономика перестроиться и остановить процесс упадка? Благодаря чему?
  1. Сделайте вывод, сформулировав краткие ответы на вопросы урока по своему пункту
  2. Прикрепите парус к макету корабля «Модель капитализма в России» - определить цвет паруса.

(Модель капитализма представлена в виде корабля. Парус отражает особенность российской модели капитализма.

У каждой группы заготовки парусов трех цветов.

Красный цвет - Российская империя встала на путь капитализма.

Белый  цвет -  не смогли определить, по какому пути стала развиваться Россия после отмены крепостного права.

Синий цвет – после отмены крепостного права Россия осталась  на той же ступени развития, что и до отмены.)

При работе второй группы, определяющей  уровень развития промышленности, учащиеся показывают успехи в развитии этой отрасли. Это видно по данным, как представленной таблицы, так и текста учебника. По карте учащиеся выявляют те отрасли, которые наиболее преуспели в пореформенный период: металлургической, текстильной, пищевой. Кроме того, выясняются изменения в размещении отраслей, увеличение значения юга в развитии экономики. Подчеркивается возрастающее значение Донбасса (по добыче руды и угля), Кривого Рога (железной руды), Кавказа (по добыче нефти). Учащиеся должны отметить становление машиностроительной промышленности, появление крупных заводов в Москве и Петербурге. Также обращается внимание учащимися на то, что больших успехов достигла свеклосахарная промышленность в черноземных губерниях России. Отмечается и рост численности рабочих за счет освободившихся крестьян, уходивших в город на заработки.

    В заключение своей работы учащиеся второй группы делают вывод, что в развитии промышленности в пореформенное время наблюдались перемены к лучшему. Также подчеркивается, что и в этой отрасли экономики были определенные трудности, например, российская промышленность - отставала от промышленности передовых стран по масштабам и размерам производства на душу населения, по темпам роста производительности труда.

  1. Железнодорожное строительство
    Алгоритм работы
  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на стр.161-162 и дополнительного материала на листочках.
  2. Найдите ответы на вопросы:
    - каковы предпосылки ж/д строительства?
    - каковы причины заинтересованности властей в ж\д строительстве?
    - откуда и куда строились ж/д?
    - как правительство привлекало предпринимателей к строительству ж/д?
    - каковы временные рамки и суть понятия 
    «железнодорожная горячка»?
    - что такое 
    концессия и кому она давалась? Для чего?
    - насколько выгодным был этот бизнес?
    - что такое 
    пошлина?
    - в интересах каких сфер стоились ж/д?
    - каково значение ж/д строительства для экономики страны?
    - кто на самом деле строил ж/д, какой ценой?
  3. Сделайте вывод, сформулировав краткие ответы на вопросы урока по своему пункту.
  4. Прикрепите парус к макету корабля «Модель капитализма в России» - определить цвет паруса.

(Модель капитализма представлена в виде корабля. Парус отражает особенность российской модели капитализма.

У каждой группы заготовки парусов трех цветов.

Красный цвет - Российская империя встала на путь капитализма.

Белый  цвет -  не смогли определить, по какому пути стала развиваться Россия после отмены крепостного права.

Синий цвет – после отмены крепостного права Россия осталась  на той же ступени развития, что и до отмены.)

СООБЩЕНИЕ: Финансовая политика

(подготовлено учащимся дома – задание было дано заранее)

Освещение вопросов:
- с чего начало государство экономические реформы?
- для чего предназначался Государственный банк?
- как он помогал, каким отраслям промышленности?
- что такое 
кредит?
- когда и где стали возникать частные банки?
- каким было из значение для развития России?
- кто такой В. Кокарев, чем он известен?

   

 Работа третьей группы выявляет успехи в развитии железнодорожного строительства, причины «железнодорожной горячки». Это можно подтвердить данными из предложенной таблицы и карты. Учащиеся  подчеркивают значение железных дорог для развития экономики. Это видно из документа, который  изучили учащиеся. В заключении ребята делают вывод, что Россия совершила огромный шаг вперед в развитии железнодорожного строительства.

    Здесь же  отмечаются и тяжелые условия работы строителей дорог. Можно обратиться к известному стихотворению Н. А. Некрасова  «Железная дорога» - из-за нехватки времени можно рекомендовать для домашнего чтения.

    В ходе общей работы учащиеся пришли к определенным выводам. При работе последней группы выявляется связь между развитием железнодорожного строительства и финансовой политики.

   Учащиеся знакомятся с финансовой политикой государства. Делается вывод о значении развития финансового дела. Учащемуся заранее было дано опережающее задание - сделать сообщение о развитии финансового дела в России.

VIII. Проверка уровня усвоения знаний и умений.

                          Объяснение в ходе беседы учителя с классом по вопросам:
- когда начался промышленный подъем?
- какая промышленность стала самой важной для экономики страны?
- укажите отрасль и место расположения некоторых промышленных районов? (показать на карте)
- где промышленность развивалась быстрее и была свободна от пережитков крепостничества?
- какие заводы были построены?
- какие изменения произошли в хлопчатобумажной отрасли, почему?
- чему способствовало развитие промышленности?
- что такое 
стачка и за что выступали рабочие, где, когда?
- в чем отличие российской промышленности от западной?
- почему бурное экономическое развитие сменилось спадом?

Ответы учащихся.

Работа с картой

Итог урока.

По цвету парусов корабля «Модель капитализма в России»  видны точки зрения учащихся и степень соответствия истине поставленной в начале урока гипотезе. Учащимся можно предложить изменить формулировку гипотезы.

   В измененном варианте гипотеза может принять следующий вид:

   «Реформы 60-70-х годов XIX века способствовали подъему  промышленности, железнодорожного строительства и финансового дела в России, но в сельском хозяйстве сохранялись еще остатки крепостничества»

В итоге, они приходят к выводу, что в целом реформы 60-70-х годов XIX века способствовали подъему социально-экономического развития России. Это касается промышленности, железнодорожного строительства, финансового дела. Однако по-прежнему отставало сельское хозяйство, в котором имели место пережитки крепостничества.

1 парус – с/х

2 парус – промышленность

3 парус – ж/д строительство

  Домашнее задание
§ 23 учебника и вопросы к нему. Выучить новые термины, даты.

Рефлексия: продолжите предложение:

Я удивился…

Я научился …

Мне понравилось …

Я задумался …

Я понял…

Источники информации

1.А.А.Данилов, Л.Г.Косулина история России XIX век, 8 класс, Москва, Просвещение, 2010 г.

2.М. Н. Зуев История России с древнейших времен до начала    XXI века для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие -11-е издание, пересмотр. - М.: Дрофа, 2008.

3.  Н.И.  Костомаров   Русская история в жизнеописаниях ее главнейших  деятелей. В 3-х томах. Том второй - Ростов-на-Дону «Феникс» 1998г;

 4. И. В. Курукин, И. В. Волкова, С. В. Леонова. История Отечества: пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы.  3-е изд., стереотип-М.: Дрофа,  2005.    

  5. С.В. Новиков История. Для поступающих в вузы и подготовки ЕГЭ. - М.:-АСТ: СЛОВО,2011.

  6.В.Г. Петрович, Н.М. Петрович Уроки истории. 8 класс. - М.: ТЦ Сфера,2003

  7.Поурочные разработки по истории России XIX век, 8 класс, Москва, Вако, 2009 г.

  8. Энциклопедия для детей. История России. Ч.1. От древних славян до Петра Великого.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Мир энциклопедий Аванта+,  Астрель, 2007.

   9. http://pedsovet.su


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Сельское хозяйство после отмены крепостного права". 11 класс

Конспект урока по теме "Сельское хозяйство после отмены крепостного права". 11 класс....

«Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права».

Урок направлен на формирование исторических знаний о сложностях становления капиталистических отношений в сельском хозяйстве страны, о пути, по которому пошло развитие капитализма в сельском хозяйстве...

Разработка урока истории "Россия накануне отмены крепостного права"

Комбинированный урок истории России в восьмом классе.Основные вопросы:1.      Анализ причин и предпосылок отмены крепостного права2.      Характеристи...

Конспект урока по истории России 8 класс " Социально- экономическое развитие России после отмены крепостного права"

Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепос...

Урок "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права"

Урок "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права" для 8-х классов...