Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Комбинированный (урок-исследование)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-ekonomicheskoe_razvitie_rossii_posle_otmeny_krepostnogo_prava.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет, класс | История. 8 класс. | Дата: 2 декабря 2015 г. | ||
Тема учебного занятия | Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права | |||
Форма учебного занятия | Комбинированный (урок-исследование) | |||
Цели занятия | личностные | метапредметные | предметные | |
формирование интереса к изучению социально-экономического устройства России в пореформенный период | формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся | Выявить основные тенденции развития экономики России во второй половине XIX века. | ||
Задачи занятия | личностные | метапредметные | предметные | |
обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении социально-экономическом развитии России после отмены крепостного права | организация работы в группах при решении учебных исследовательских задач; инициирование устных ответов учащихся о социально-экономическом развитии России после отмены крепостного права | Учебная исследовательская задача: доказать или опровергнуть гипотезу: реформа способствовала подъему социально-экономического развития России | ||
Планируемые результаты | личностные | метапредметные | предметные | |
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений | формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; развитие речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений в процессе восприятия ответов других учащихся на вопросы учителя и в процессе беседы; | Усвоение учащимися сведений об уровне социально-экономического развития России в после отмены крепостного права | ||
Оборудование урока | Интерактивная презентация к уроку, АРМ учителя. Историческая карта «Экономическое развитие России во второй половине ХIХ в.», учебники по истории России XIX века, документальные материалы к теме урока «Письма из деревни. 1879 г.». Энгельгардт А. Н. и «Из программной записки министра финансов М. Х. Рейтера», раздаточный материал – таблицы, характеризующие экономическое развитие России после реформ Александра II. |
План - конспект урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
В начале урока создается мотивация к изучению нового материала Музыка из телепередачи « Что? Где? Когда?», вносится «Черный ящик» Итак, перед вами чёрный ящик. Вопросы учителя:
С последствиями принятия этого документа связана тема нашего сегодняшнего урока. Предложите название темы урока. - Внимательно прочитайте тему урока. О чем будет идти речь? III. Актуализация знаний: Вопрос: Было ли успешным социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права в России? Давайте не спешить с ответами. Пусть это будет только предположением, то есть гипотезой урока. Экран – гипотеза (слайд 4) |
Формулировка основной цели урока, темы урока. Характеризуют термины: |
Для того чтобы нашу гипотезу подтвердить или опровергнуть, нам нужно выяснить УРОВЕНЬ ………. (слайд 5) - учебные задачи урока Называются учебные задачи урока: 1. Выяснить уровень развития сельского хозяйства в пореформенное время. 2. Выяснить уровень развития промышленности в пореформенное время. 3. Выяснить уровень железнодорожного строительства в пореформенный период. 4. Охарактеризовать состояние финансового дела. Ребята, вы будете работать в группах. (Группы образованы: столы поставлены попарно, учащиеся уже за столами). Названия групп соответствуют плану урока и обозначены на карточках на столах, задания, дополнительный материал, паруса для корабля также на столах. Вторая группа – промышленников. Вы определяете, как отмена крепостного права повлияла на развитие промышленности. Третья группа выясняет уровень ж/д строительства после реформы 1861 года. Результатом вашей работы станет создание модели капитализма в России. Модель капитализма можно представить в виде - корабля. Мне бы хотелось, чтобы в эту модель вы внесли коррективы, указав особенности российской модели капитализма. Эти особенности вы можете отразить на парусах. У каждой группы заготовки парусов трех цветов. Красный цвет - Российская империя встала на путь капитализма. Белый цвет - не смогли определить, по какому пути стала развиваться Россия после отмены крепостного права. Синий цвет – после отмены крепостного права Россия осталась на той же ступени развития, что и до отмены. VI. Систематизация знаний и умений. Работа учащихся по группам На выполнение задания учащимся дается 10-15 минут. В ходе работы учащиеся ищут ответы на вопросы. В случае необходимости учитель оказывает им помощь. Учащиеся в ходе исследования должны приобрести навыки сравнения уровня развития сельского хозяйства, промышленности, железнодорожного строительства до реформ 60 – 70-х годов XIX века и в пореформенный период. Кроме этого, ученики занимаются анализом всех имеющихся данных и обобщают их. По истечении этого времени начинается разбор каждого задания по группам. VII. Применение знаний и умений - представление групповых работ учащихся | Работа в группах. Подготовка ответов на вопросы. Демонстрация своих знаний. Работа учащихся по группам |
Алгоритм работы
- чем был вызван экономический спад в деревне после отмены крепостного права?
(Модель капитализма представлена в виде корабля. Парус отражает особенность российской модели капитализма. У каждой группы заготовки парусов трех цветов. Красный цвет - Российская империя встала на путь капитализма. Белый цвет - не смогли определить, по какому пути стала развиваться Россия после отмены крепостного права. Синий цвет – после отмены крепостного права Россия осталась на той же ступени развития, что и до отмены.) | При работе первой группы, определяющей уровень развития сельского хозяйства, выясняется, что сельское хозяйство испытывало кризис, несмотря на некоторые успехи и освобождение крестьян от крепостного гнета. Об этом свидетельствуют и данные таблицы. Согласно этим данным, урожайность хлебов повысилась незначительно, так же, как и средневаловой сбор зерна. Выясняются и причины этого кризиса: недостаток средств у помещиков, неумение и нежелание их вести по-новому свое хозяйство и др. Что касается положения крестьян, они вынуждены были арендовать землю у помещиков и платить за неё огромные суммы денег, а чаще за аренду земли крестьяне обрабатывали землю помещика своим инвентарем и скотом. Кроме того, крестьяне были обременены и другими платежами (выкупными, государственными и земскими налогами и т. д.). Здесь нужно добавить, что крестьяне не получили фактически и гражданских прав, в отличие от других сословий, хотя и были освобождены от крепостного гнета. Социальное положение крестьян осталось тяжелым. При обсуждении текста документа, становятся ясными следующие причины ухудшения развития крестьянского хозяйства после реформы 1861 года: это наличие так называемых «отрезков». В итоге делается вывод, что в сельском хозяйстве предстояло решить еще много проблем. Прежде всего, это ликвидация остатков крепостничества (таких, как наделение крестьян гражданскими правами наравне с другими сословиями, ликвидация «отрезков», кабальных условий аренды и др.).
|
(Модель капитализма представлена в виде корабля. Парус отражает особенность российской модели капитализма. У каждой группы заготовки парусов трех цветов. Красный цвет - Российская империя встала на путь капитализма. Белый цвет - не смогли определить, по какому пути стала развиваться Россия после отмены крепостного права. Синий цвет – после отмены крепостного права Россия осталась на той же ступени развития, что и до отмены.) | При работе второй группы, определяющей уровень развития промышленности, учащиеся показывают успехи в развитии этой отрасли. Это видно по данным, как представленной таблицы, так и текста учебника. По карте учащиеся выявляют те отрасли, которые наиболее преуспели в пореформенный период: металлургической, текстильной, пищевой. Кроме того, выясняются изменения в размещении отраслей, увеличение значения юга в развитии экономики. Подчеркивается возрастающее значение Донбасса (по добыче руды и угля), Кривого Рога (железной руды), Кавказа (по добыче нефти). Учащиеся должны отметить становление машиностроительной промышленности, появление крупных заводов в Москве и Петербурге. Также обращается внимание учащимися на то, что больших успехов достигла свеклосахарная промышленность в черноземных губерниях России. Отмечается и рост численности рабочих за счет освободившихся крестьян, уходивших в город на заработки. В заключение своей работы учащиеся второй группы делают вывод, что в развитии промышленности в пореформенное время наблюдались перемены к лучшему. Также подчеркивается, что и в этой отрасли экономики были определенные трудности, например, российская промышленность - отставала от промышленности передовых стран по масштабам и размерам производства на душу населения, по темпам роста производительности труда. |
(Модель капитализма представлена в виде корабля. Парус отражает особенность российской модели капитализма. У каждой группы заготовки парусов трех цветов. Красный цвет - Российская империя встала на путь капитализма. Белый цвет - не смогли определить, по какому пути стала развиваться Россия после отмены крепостного права. Синий цвет – после отмены крепостного права Россия осталась на той же ступени развития, что и до отмены.) СООБЩЕНИЕ: Финансовая политика (подготовлено учащимся дома – задание было дано заранее) Освещение вопросов: |
Работа третьей группы выявляет успехи в развитии железнодорожного строительства, причины «железнодорожной горячки». Это можно подтвердить данными из предложенной таблицы и карты. Учащиеся подчеркивают значение железных дорог для развития экономики. Это видно из документа, который изучили учащиеся. В заключении ребята делают вывод, что Россия совершила огромный шаг вперед в развитии железнодорожного строительства. Здесь же отмечаются и тяжелые условия работы строителей дорог. Можно обратиться к известному стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога» - из-за нехватки времени можно рекомендовать для домашнего чтения. В ходе общей работы учащиеся пришли к определенным выводам. При работе последней группы выявляется связь между развитием железнодорожного строительства и финансовой политики. Учащиеся знакомятся с финансовой политикой государства. Делается вывод о значении развития финансового дела. Учащемуся заранее было дано опережающее задание - сделать сообщение о развитии финансового дела в России. |
VIII. Проверка уровня усвоения знаний и умений. Объяснение в ходе беседы учителя с классом по вопросам: | Ответы учащихся. Работа с картой |
Итог урока. По цвету парусов корабля «Модель капитализма в России» видны точки зрения учащихся и степень соответствия истине поставленной в начале урока гипотезе. Учащимся можно предложить изменить формулировку гипотезы. В измененном варианте гипотеза может принять следующий вид: «Реформы 60-70-х годов XIX века способствовали подъему промышленности, железнодорожного строительства и финансового дела в России, но в сельском хозяйстве сохранялись еще остатки крепостничества» | В итоге, они приходят к выводу, что в целом реформы 60-70-х годов XIX века способствовали подъему социально-экономического развития России. Это касается промышленности, железнодорожного строительства, финансового дела. Однако по-прежнему отставало сельское хозяйство, в котором имели место пережитки крепостничества. 1 парус – с/х 2 парус – промышленность 3 парус – ж/д строительство |
Домашнее задание | |
Рефлексия: продолжите предложение: Я удивился… Я научился … Мне понравилось … Я задумался … Я понял… |
Источники информации
1.А.А.Данилов, Л.Г.Косулина история России XIX век, 8 класс, Москва, Просвещение, 2010 г.
2.М. Н. Зуев История России с древнейших времен до начала XXI века для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие -11-е издание, пересмотр. - М.: Дрофа, 2008.
3. Н.И. Костомаров Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 3-х томах. Том второй - Ростов-на-Дону «Феникс» 1998г;
4. И. В. Курукин, И. В. Волкова, С. В. Леонова. История Отечества: пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. 3-е изд., стереотип-М.: Дрофа, 2005.
5. С.В. Новиков История. Для поступающих в вузы и подготовки ЕГЭ. - М.:-АСТ: СЛОВО,2011.
6.В.Г. Петрович, Н.М. Петрович Уроки истории. 8 класс. - М.: ТЦ Сфера,2003
7.Поурочные разработки по истории России XIX век, 8 класс, Москва, Вако, 2009 г.
8. Энциклопедия для детей. История России. Ч.1. От древних славян до Петра Великого.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: "Сельское хозяйство после отмены крепостного права". 11 класс
Конспект урока по теме "Сельское хозяйство после отмены крепостного права". 11 класс....
«Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права».
Урок направлен на формирование исторических знаний о сложностях становления капиталистических отношений в сельском хозяйстве страны, о пути, по которому пошло развитие капитализма в сельском хозяйстве...
Разработка урока истории "Россия накануне отмены крепостного права"
Комбинированный урок истории России в восьмом классе.Основные вопросы:1. Анализ причин и предпосылок отмены крепостного права2. Характеристи...
Конспект урока по истории России 8 класс " Социально- экономическое развитие России после отмены крепостного права"
Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепос...
«Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права»
Конспект урока...
Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права
проверка домашней работы...
Урок "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права"
Урок "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права" для 8-х классов...