И жизнью смерть была побеждена
презентация к уроку по теме
Презентация внеурочного занятия. Тема "Блокада Ленинграда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 2.76 МБ |
vystuplenie2.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
8 сентября 1941-27 января 1944 900 блокадных дней Смерть Голод Холод Бомбежка Отчаяние Мужество
План Германии « …стереть город с лица земли, уничтожить все население города» 8 сентября 1941-27 января 1944
Блокадный Ленинград Нет водоснабжения, отопления, электричества 3 % смертей – фашистские артобстрелы 97 % смертей - голод
Живой город Все для фронта, все для победы! Производство в дни блокады: 2000 танков 1500 самолетов 150 тяжелых морских орудий 12000 минометов
Живой город И самый большой подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились! А. Фадеев В дни блокады работали 39 школ
Зоопарк в годы блокады
Зоопарк в годы блокады
Кошка Василиса и кот Елисей
9 августа 1942 год В зале консерватории Большого симфонического Оркестра исполнена «Седьмая симфония» В.Р. Шестаковича Сердце города
Дорога жизни В связи с прекращением связи с Большой землей особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной "Дорогой Жизни"
18 января 1943 - фронт прорван 27 января 1944 – окончательное снятие блокады Ленинграда Памятник в честь прорыва блокады Ленинграда Памятникам героическим защитникам блокадного Ленинграда
Предварительный просмотр:
Звучит 7 симфония Шестоковича
Опять война,
Опять блокада,
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
“Не надо,
Не надо раны бередить”.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова,
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
Сегодня , 27 января, в день воинской славы, я приглашаю вас на урок истории « И жизнью смерть была побеждена!»
Война. Блокада. Голод. Страшные слова. Но для жителей блокадного Ленинграда в 1941 году слова превратились в ужасающую действительность. Блокада Ленинграда - одна из самых трагических страниц истории Второй мировой войны. Это долгих 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей города. Ни один город мира за всю историю войн не отдал за Победу столько жизней, сколько отдал Ленинград.
22 июня 1941 года в Ленинграде было введено военное положение. Гитлер направил на захват города лучшие дивизии – группу армий «Север». Немецкое командование разработала план уничтожения города - стереть город с лица земли, уничтожить все население города.
Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск, немцы решили взять город измором. 8 сентября 1941 года противник захватил Шлиссельбург. Сухопутное снабжение с Большой землей прекратилось.
В блокированном городе оказалось более 2,5 млн жителей, в том числе 400 тыс. детей. К началу блокады в городе не имелось достаточных по объему запасов продовольствия. С первых дней блокады ввели карточную систему распределения продуктов питания. Нормы хлеба постоянно снижались. В ноябре 1941 года. Рабочие - 250 грамм хлеба, дети, служащие – 125 грамм. На 50 процентов данный хлеб состоял из несъедобных примесей, заменявших муку. Выдача других продуктов в этот период фактически прекратилась.
Ольга Бергольц: « 125 блокадных грамм, с огнем и кровью пополам». В городе не было света, тепла, не работала канализация.
В Ленинграде наступил голод. Варили и употребляли в пищу ремни, куски кожи, клей, несли домой землю, в которой осели частицы муки из разбомбленных немцами продовольственных складов. В ноябре ударили морозы. В дома не подавали тепло. В квартирах на стенах выступал иней, обледенели потолки. Не было воды, электричества. В те дни закрылись почти все ленинградские школы. За водой приходилось ходить на Неву и набирать её из замерзающих прорубей. Не работал транспорт. Основным транспортным средством были детские саночки. На них перевозили мебель для отопления из разрушенных домов, воду их проруби, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гроб не было).
Практически ежедневно происходили артобстрелы города. Начался блокадный ад.
Только 3% смертей приходятся на фашистские артобстрелы и бомбежки, остальные 97% погибли от голода. Мертвые тела, лежащие на улицах города, воспринимались прохожими как обыденное явление. Большинство погибших в блокаду похоронены на Пискаревском мемориальном кладбище. По всему городу появлялись объявления об обмене мебели, драгоценностей на любые продукты питания. В 1941 году началась суровая и продолжительная зима.
Однако надежды Рейха на панику и хаос среди населения не оправдались. Город продолжал жить и трудиться. Работали административные и детские учреждения, типографии, поликлиники, театры, продолжали работу ученые. Подростки работали на заводах, заменили отцов, ушедших на фронт. В условиях блокады трудящиеся города продолжали выпускать военную продукцию.
«Все для фронта, все для победы!» - боевой девиз ленинградцев.
За 900 дней блокады они произвели для фронта более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 12000 минометов, 10 млн. снарядов и мин. В городе постоянно ощущалась нужда в рабочих руках. На заводы пришли выпущенные из ремесленных училищ мальчики и девочки, вчерашние школьники, многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Голодные, изможденные подростки рабочие по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.
Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, дров, теплой одежды, многие дети учились. Писатель Александр Фадеев сказал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились...»
Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы. В бомбоубежищах, подвалах, где проходили занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка - «буржуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофий. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десна, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
Девчонка руки протянула
И головой
На край стола.
Сначала думали - уснула,
А оказалось – умерла…
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель вымолвил, что снова
Занятья - после похорон.
Учителя наравне с учениками переносили все ужасы блокады. Учитель часто был для ребят и отцом и матерью. Ведь отцы были на фронте, а матери - на казарменном положении на заводах. Ради встречи друг с другом учителя и ученики ежедневно проделывали тяжкий и долгий путь в школу.
Звук метронома.
Жители блокадного Ленинграда называли эти звуки – сердцем города. В первые месяцы блокады для оповещения жителей Ленинграда о вражеских авианалетах на улицах города было установлены громкоговорители. Сигналом тревоги стал звук метронома: его быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный – отбой. Радиовещание в блокадном Ленинграде было круглосуточным. В городе действовало распоряжение, запрещающее отключать радиоприемники в домах. Дикторы радио рассказывали о ситуации в городе. Когда прекратилось вещание радиопередач, стук метронома все рано продолжал транслироваться в эфире. Его стук называли живым биением сердца Ленинграда.
9 августа 1942 года немцы были ошеломлены.
В замерзающем, умирающем от голода город, в зале консерватории Большого симфонического Оркестра была исполнена великая симфония (седьмая симфония Шестаковича) , прославляющая силу русского духа, славу русского оружия. В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Когда в марте 1942 года возобновились репетиции, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Но они играли. Несмотря на бомбежку и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры.
Зал филармонии был полон. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Все это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.
Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время, — веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.
Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.
«Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть». Немцы обезумели. Они-то считали, что город мертв» Но, город жил, работал.
В январе 1942 года для детей организовали елку.
Дорога жизни.
Чтобы как-то помочь осажденным жителям, через Ладогу была организована "Дорога жизни", единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, связывающая в сентябре 1941 - марте 1943 года осажденный немецко-фашистскими войсками Ленинград со страной. "Дорога жизни" сыграла большую роль в Ленинградской битве 1941-1944 годов. По ней проходили эвакуация населения и промышленного оборудования из Ленинграда, доставка в город продовольствия, топлива, подкреплений, боеприпасов и вооружения. Этот путь приобрел стратегическое значение. Особое значение "Дорога жизни" имела в первую блокадную зиму. Для подачи в город нефтепродуктов по дну озера был проложен Ладожский трубопровод.
Однако поставки в город были невелики. Проход по озеру был узок, его постоянно обстреливали и бомбили немцы, но он был единственным спасением для жителей блокадного Ленинграда. Немецко-фашистское командование прилагало большие усилия, чтобы парализовать "Дорогу жизни". Она подвергалась систематическим ударам авиации и обстрелу тяжелой артиллерией противника, который пытался также перерезать магистраль высадкой десантов и постановкой мин, но все попытки врага были успешно отражены советскими воинами.
Для защиты "Дороги жизни" от ударов с воздуха и обеспечения ее бесперебойной работы были привлечены значительные силы и средства ПВО Ленинградского фронта, войск ПВО страны, Балтийского флота и Ладожской военной флотилии.
“Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
О. Берггольц
Прорыв блокады
18 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов во взаимодействии с Балтийским флотом блокада была прорвана, и враг был отброшен от города. Операция под кодовым названием "Искра" проводилась в ходе общего наступления Советской Армии, развернувшегося после окружения немецко-фашистских войск под Сталинградом.
Окончательно блокада Ленинграда была снята 27 января 1944 года. Вечером небо озарилось салютом в честь освобождения города на Неве.
Память о погибших ленинградцах обязывает нас ко многому. Это пример мужества, справедливости, стойкости духа. Пример жителей блокадного Ленинграда обязывает быть достойными наследниками великой страны.
Стой, как стоял, наш город величавый,
Над свежею и светлою Невой,
Как символ мужества, как воплощенье славы,
Как разума и воли торжество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Курение - дорога к смерти" из цикла "Здоровый образ жизни"
Материал презентации можно использовать как на классных часах так и в элективном курсе: "Здоровый образ жизни"...
"Жизнь его была прекрасна..."
Жизнь и деятельность Александра Сергеевича Грибоедова - русского дипломата, драматурга....
"Голос маленькой неизвестной жизни" (сказка-быль А.Платонова "Неизвестный цветок")
Разработка урока по литературе в седьмом классе...
исследовательская работа "Была ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе? Будет ли жизнь на Марсе?
Исследовательская работа на научно-практической конференции...
Разработка внеурочного занятия "И жизнью смерть была побеждена..."
Авторская разработка внеурочного занятия " И жизнью смерть была побеждена" ....
Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству Мусы Джалиля: «Жизнь моя песней звенела в народе, смерть моя песней борьбы прозвучит! »
Цели и задачи мероприятия: Пробудить в учащихся интерес к поэзии и жизни Муссы Джалиля через его биографические данные, отметив трагические страницы его жизни.Воспитать любовь к литературе, стремление...
Урок родной литературы в 10 классе «Попрание смерти жизнью…» (по мотивам рассказа - были Константина Воробьёва «Седой тополь»)
Урок- анализ с обучающимися рассказа – были К.Воробьёва «Седой тополь»...