Сценарий внеклассного мероприятия «Неугасима память поколений…»
классный час по истории (11 класс) на тему
Сценарий внеклассного мероприятия
«Неугасима память поколений…»
Подготовила :
- преподаватель истории 1 категории Ермакова Лариса Михайловна
Цели:
- усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания в современном мире;
- формирование представлений о политике фашизма в отношении покорённых народов;
- формирование навыков независимого мышления и критического осмысления истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий внеклассного мероприятия «Неугасима память поколений…» | 35.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Прудовский аграрный техникум»
Сценарий внеклассного мероприятия
«Неугасима память поколений…»
Подготовила :
- преподаватель истории 1 категории Ермакова Лариса Михайловна
с. Пруды 2015.
Неугасима память поколений…
Цели:
- усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания в современном мире;
- формирование представлений о политике фашизма в отношении покорённых народов;
- формирование навыков независимого мышления и критического осмысления истории.
Задачи:
- воспитывать стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире, защищать идеи гуманизма;
- вызвать сочувствие к жертвам геноцида с целью формирования толерантного сознания и отношения к людям другой национальности, вероисповедания, расы, другой культуры, демократичных и гуманных взглядов;
- развивать чувство сопереживания и сострадания жертвам Холокоста, воспитывать неприятие насилия.
- формировать интерес к малоизученным страницам истории Второй мировой войны, истории Крыма.
- воспитывать понимание опасности ксенофобии, шовинизма, неонацизма, антисемитизма.
Место проведения: актовый зал
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, программное обеспечение, аудиозаписи, фильм «Красный – цвет памяти»
Оформление: презентация, плакаты и рисунки на тему «Холокост», музыкальное сопровождение «Реквием» Моцарт.
Эпиграф
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье,
И в скорби постоим и помолчим.
Ход мероприятия:
Слайд №1
1 вед. Сегодня мы будем говорить о Холокосте. Сейчас это слово у всех на слуху, но далеко не все знают, откуда оно произошло и что означает.
Слайд №2
2 вед. «Холокост» - страшное слово. В переводе с древнегреческого это слово значит «всесожжение». В свободном переводе его используют в значении «полное истребление». Это слово может писаться с большой или с маленькой букв. Если оно пишется с прописной буквы, то имеет значение «Массовое истребление евреев, живших с 1933 по 1945годы в Германии и на оккупированных ею в годы Второй Мировой войны территориях»! Если «холокост» пишется со строчной буквы, то имеет значение «Массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп»
1 вед. А представителей каких этнических и социальных групп уничтожали нацисты, кроме евреев?
2вед. Фашисты преследовали и убивали тех, кого они считали людьми 2-го сорта. Это русские, белорусы, украинцы, поляки, цыгане, масоны, гомосексуалисты, больные и инвалиды. В соответствии с теорией немецкого профессора Ганса Гюнтера, люди различаются по антропологическим признакам (строению черепа, пропорциям тела, лица и пигментации), и у каждого типа есть определённые психические и умственные качества. Высшей расой Г.Гюнтер считал нордическую, а низшими – восточноазиатскую и африканскую. Теория Гюнтера легла в основу нацистской расовой теории, которая использовалась для оправдания войны и массовых убийств.
Слайд №3
1вед. А когда слово «Холокост» получило широкое распространение?
2 вед. Это слово вошло в активный обиход благодаря произведениям известного еврейского прозаика, ученика Освенцима и Бухенвальда, Эли Визеля, который за свою многолетнюю антифашистскую деятельность и осуждение Холокоста в 1986 году был награждён Нобелевской премией мира.
1 вед. Широко известно высказывание Эли Визеля: «Не все жертвы нацизма были евреями, но все евреи были жертвами нацизма».
Слайд №4
2 вед. А теперь мы назовём важнейшие события Холокоста. Началом Холокоста принято считать 30 января 1933 года, когда Адольф Гитлер был назначен канцлером Германии. Через 3 месяца в Германии устанавливается диктатура национал-социалистов ( нацистов).
Слайд №5
1 вед. 15 сентября 1935 года в Германии были приняты так называемые антиеврейские Нюрнбергские законы. Согласно статье второй «Закона о гражданине Рейха», гражданином Рейха может быть лишь тот, кто обладает «германской или родственной ей кровью и кто своим поведением доказывает желание и способность преданно служить германскому народу и рейху!
2 вед. Такая формулировка фактически означала лишение немецкого гражданства в первую очередь евреев и цыган. Также в «Законе об охране германской крови и германской чести» запрещался брак и внебрачное сожительство между евреями и «гражданами германской или родственной крови», наём евреями немок-домработниц, ношение национальной еврейской одежды.
Слайд №6
1 вед. В ночь на 9 ноября 1938 года нацисты учинили еврейский погром, получивший название «Хрустальная ночь» . За одну ночь штурмовики убили 100 евреев, разрушили почти все синагоги в Германии, разграбили более 7 тысяч еврейских магазинов . Сразу же после «Хрустальной ночи» более 30 000 евреев были отправлены в концентрационные лагеря
Слайд №7
2 вед. 21 сентября 1939 года начальник службы безопасности Рейнхард Гейдрлих подписал приказ, который определил дальнейшую политику «третьего рейха» по отношению к евреям. Согласно этому документу всех евреев следовало поместить в изолированные районы крупных городов – гетто, а их имущество конфисковать. Гетто создались в населённых пунктах недалеко от железных дорог, чтобы впоследствии евреев можно было легко вывезти в концлагеря.
Слайд №8
1 вед. 20 января1942 года в пригороде Берлина Ванзи состоялась конференция, на которой лидеры нацистов приняли решение создать в Польше 6 лагерей смерти, куда нацисты планировали отправить всё еврейское население Европы. Это лагеря Треблинка, Хелмно, Собибор, Майданек, Освенцим и Белжец.
2вед. Наум Коржавин. Стихотворение «Дети в Освенциме»
Слайд №9
1-й чтец
Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились - мучили детей.
И это каждый день опять:
Кляня, ругаясь без причины...
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что - обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
2-й чтец
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы.
Но их всё били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин "идеи" были,
Мужчины мучили детей.
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это - было!
Мужчины мучили детей!
Слайд №10
1 вед. Концентрационный лагерь Освенцим (Немецкое название – Аушвиц) находился в 60 км к западу от польского города Краков. Этот концлагерь был крупнейшим и наиболее долго просуществовавшим из нацистских лагерей уничтожения, поэтому он стал одним из главных символов Холокоста.
Слайд №11-16
2 вед. С 1941 по 1945 годы в Освенциме погибло почти полтора миллиона человек, из которых 1 миллион 100 тысяч составляли евреи.
1 вед. Лагерь был освобождён 27 января 1945 года советскими войсками. День освобождения лагеря установлен ООН как Международный день памяти жертв Холокоста.
2 вед. В 1947 году на территории лагеря был создан музей, который включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Слайд №17
1 вед. 8 (для СССР – 9) мая Германия капитулировала. Закончилась самая страшная страница в истории человечества. Страдания жертв Холокоста подошли к логическому концу. Теперь жертвы стали судьями, а их палачи – осуждёнными. В течение года в Нюрнберге, городе, в котором были приняты бесчеловечные антиеврейские законы и который считался духовным центром нацизма, проходил судебный процесс над фашистскими преступниками, и в ноябре 1946 года все они были осуждены.
Слайд №18
2 вед. Результаты проводимой нацистами в 1933-1945 годах политики Холокоста шокируют. За это время было уничтожено 6 миллионов евреев, 3 миллиона советских военнопленных, 2 миллиона поляков, 3 миллиона украинцев, 1,5 миллиона белорусов, 1,6 миллиона русских, 250 тысяч цыган, более миллиона инвалидов, сотни тысяч масонов, Свидетелей Иеговы, гомосексуалистов.
Слайд №19
1 вед. Жертвами Холокоста становились жители всех оккупированных фашистами территорий. По переписи населения 1939 года в Крыму проживало свыше 65 тысяч евреев. Только половине из них удалось эвакуироваться с Крымского полуострова до ноября 1941 года, когда Крым был захвачен фашистами. Остальные евреи, проживавшие в Крыму, стали жертвами Холокоста.
2 вед. Еврейское население Крыма начали систематически уничтожать с ноября 1941 года по приказу командующего 11-й армией генерала Манштейна. Эта операция прошла в сжатые сроки под руководством айнзатцгруппы «В», которой командовал О.Олендорф. в поимке и уничтожении скрывавшихся евреев немцам активно помогала румынская жандармерия.
Слайд №20
1 вед. Особенностью Холокоста в Крыму было то, что жертвами оккупантов стали различные группы еврейского населения. В их число вошли горские евреи и крымчаки. Крымчаки – это древнейшие жители Крыма, которые исповедовали иудаизм, но говорили на татарском языке. Горских евреев уничтожили в районе Евпатории, а практически всех крымчаков (около 7 тысяч человек) расстреляли к началу 1942 года.
Слайд №21
2 вед. Самый массовый расстрел произошел в Симферополе 11 декабря 1941 года, когда было казнено 14 тысяч человек. Затем фашисты стали создавать в Крыму концлагеря. самый крупный из них находился на территории совхоза «Красный» (сейчас поселок Мирный) в окрестностях Симферополя. В отличие от многих из 116 лагерей в оккупированном Крыму он был не пересылочным, а предназначался для уничтожения партизан, подпольщиков, евреев, военнопленных. За 2,5 года в нем было уничтожено около 15 тысяч человек.
Слайд №22
1 вед. Лагерь на территории совхоза был построен в 1942 году и состоял из деревянных бараков на 60 человек каждый. Вся территория была огорожена колючей проволокой в два ряда. Немецкую администрацию в нем представляли комендант и врач. Все остальные функции осуществляли бойцы 152-го татарского добровольческого батальона СД “Shuma”.
Слайд №23
2 вед. В лагере практиковались расстрелы мелких групп заключенных по 3-5 человек, массовые расстрелы от 80 до 150 человек, а за один день 27 октября 1943 года было уничтожено около 1500 человек. Тела убитых сжигали на двух открытых площадках в 2 км от лагеря. Перед освобождением «Красного» советскими войсками в ночь на 12 апреля 1944 года оставшиеся заключенные были скинуты в глубокие колодцы, то есть фактически погребены заживо. Всего на территории лагеря обнаружено 2 крематорные площадки, свыше 20 ям, наполненных трупами, и 9 колодцев с телами. Три таких колодца не вскрыты до настоящего времени.
1 вед. Сегодня много говорят о различных преступлениях нацистов, но название «Багеровский ров» редко упоминается в прессе. А ведь именно с него начинала свою работу Советская комиссия по расследованию преступлений нацизма. Багеровский ров – это противотанковый ров, выкопанный недалеко от поселка Багерово на Керченском полуострове.
Слайд №24
2 вед. Керчь во время Великой Отечественной войны дважды подвергалась оккупации фашистами. В первый раз гитлеровцы заняли город 16 ноября 1941 года. Эвакуироваться в те страшные дни из Керчи смогли только специалисты и их семьи. 29 ноября фашисты собрали в центре города на Сенной площади все население. Многих отправили в городскую тюрьму, а 7 тысяч евреев. Коммунистов, военнопленных и заложников вывезли в Багеровский ров и там расстреляли. Большинство погибших были евреями.
Слайд №25
1 вед. 30 декабря 1941 года советские войска в ходе первой за всю войну наступательной десантной Керченско-Феодосийской операции освободили Керчь. Всего полтора месяца хозяйничали фашисты в городе, но последствия были чудовищными. Бойцы Красной Армии обнаружили места массовых убийств. Вот описание одного из них: «При обследовании Багеровского рва было обнаружено, что он на протяжении километра в длину, шириной 4 метра и глубиной 2 метра, был переполнен трупами женщин, детей, стариков и подростков…»
Слайд №27
2 вед. В самом конце декабря 1941 года нацисты провели карательную операцию в поселке Самострой около Камыш-Буруна (пригород Керчи). В результате этой акции несколько сот местных жителей были расстреляны над Багеровским рвом.
Следователи и фотожурналисты попали на место массовых расстрелов у Багерово в начале января. Среди фотографов и журналистов были Евгений Халдей и Дмитрий Балтерманц, которым принадлежат известные фотографии Багеровского рва.
Слайд №28
1 вед. Об увиденном известный советский поэт и военный журналист Илья Сельвинский написал стихотворение «Я это видел!».
1-й чтец
Можно не слушать народных сказаний,
Не верить газетным столбцам,
Но я это видел! Своими глазами!
Понимаете? Видел. Сам.
Вот тут — дорога. А там вон — взгорье.
Меж нами —
вот этот
ров.
Из этого рва поднимается горе,
Горе без берегов.
Нет! Об этом нельзя словами -
Тут надо кричать! Рыдать!
Семь тысяч расстрелянных в волчьей яме,
Заржавленной, как руда.
Кто эти люди? Бойцы? Нисколько!
Может быть, партизаны? Нет.
Вот лежит лопоухий Колька -
Ему одиннадцать лет.
2-й чтец
Тут вся родня его… Хутор «Весёлый»...
Весь «самострой» — сто двадцать дворов...
Милые… Страшные… Как новосёлы,
Их тела заселили ров.
Лежат. Сидят. Сползают на бруствер.
У каждого жест. Удивительно свой!
Зима в мертвеце заморозила чувство,
С которым смерть принимал живой.
И трупы бредят, грозят, ненавидят...
Как митинг, шумит мёртвая тишь!
В каком бы их ни свалило виде -
Глазами, оскалом, шеей, плечами
Они пререкаются с палачами,
Они восклицают: «Не победишь!»
Парень. Вернее, не парень, а лапти,
Да нижняя челюсть. Но зубы -во!
Он ухмыляется: ладно, грабьте,
Расстреливайте — ничего!
Сами себя вызволяли из дыр ведь -
Переживём и вашу грозу...
Всё пропадёт — но клыков не вырвать:
Перегрызу!
3-й чтец
Рядом — истерзанная еврейка.
При ней — детёныш. Совсем, как во сне.
С какой заботой детская шейка
Повязана маминым серым кашне!
О материнская древняя сила!
Идя на расстрел, под пулю идя,
За час, за полчаса до могилы -
Мать от простуды спасала дитя...
Но даже и смерть для них не разлука!
Не властны теперь над ними враги -
И рыжая струйка из детского уха
Стекает в горсть материнской руки.
Как больно об этом писать!.. Как жутко!..
Но надо. Надо! Пиши!
Фашизму теперь не отделаться шуткой:
Ты вымерил низость фашистской души!
Ты осознал во всей её фальши
«Сентиментальность немецких грёз" -
Так пусть же
сквозь их
голубые
вальсы
Горит материнская эта горсть!
Заклейми! Ты стоял над бойней!
Ты за руку их поймал — уличи!
Ты видишь, как пулей бронебойной
Дробили нас палачи -
Так загреми же, как Дант! как Овидий!
Если
всё это
сам ты
видел -
И не сошёл с ума!
4-й чтец
Но молча стою я над мрачной могилой.
Что слова? Истлели слова.
Было время — писал я о милой,
О чмоканьи соловья...
Казалось бы, что в этой теме такого!
Правда? А между тем,
Попробуй, найди настоящее слово
Даже для этих тем.
А тут? Да ведь тут же нервы, как луки!
Но струны… глуше варёных вязиг.
Нет! Для этой чудовищной муки
Ещё не создан язык.
Для этого надо созвать бы вече
Из всех племён от древка до древка
И взять от каждого всё человечье,
Всё, оплаканное за века.
И если бы каждое в этом хоре
Дало бы по слову близкому всем, -
То уж великое русское горе
Добавило целых семь!
5-й чтец
Да нет такого ещё языка...
Но верьте, трупы, в живых и здоровых!
Пусть окровавленный ваш закат
Не смог я оплакать в неслыханных строфах,
Но есть у нас и такая речь,
Которая всяких слов горячее:
Картавая сыплет её картечь,
Гаркает ею гортань батареи.
Вы слышите грохот на рубежах?
Она отомстит! Бледнеют громилы!
Но некуда будет им убежать
От своей кровавой могилы.
Ров… Поэмой ли скажешь о нём?
Семь тысяч трупов!..
Евреи…
Славяне...
Да! Об этом — нельзя словами.
Огнём! Только огнём!
1 вед. Мы предлагаем посмотреть фрагмент документального фильма о трагедии в совхозе Красный – «Красный – цвет памяти»
(Фильм «Красный – цвет памяти»)
Слайд №29
2 вед. Эти цифры и факты не могут не ужасать! Чтобы подобное не повторилось, мы должны помнить то, что пережили люди, пострадавшие от Холокоста.
Слайд №30
1 вед. Сегодня в некоторых странах мира политики подвергают сомнению явление Холокоста, создают неонацистские организации, хотят нового передела мира. Пора опомниться и остановить беспредел, иначе будет поздно. Холокост не должен повториться.
Список литературы:
1.Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. Учебное пособие.- М.: Фонд «Холокост», 2001.
2.Вик М. Закат Кенигсберга. Свидетельство немецкого еврея. – СПб.–Потсдам: Гиперион, Немецкий форум восточноевропейской культуры, 2004.
3. Баженов В.П. Крым – земля героическая. Альбом – памятка. – Симферополь:2004
4.Захаров В., Кулишов В. В преддверии Катастрофы.– М.: Фонд «Ковчег», 2003.
5. Луговой Н. Д. Побратимы.-К.1975.
6.Петренко В. До и после Освенцима.- М.: Фонд «Холокост», 2000.
7. Уваров Л.А. Подполье Восточного Крыма. Симферополь. 2007.
8.Холокост. Энциклопедия. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005.
9. Стихи и рассказы о войне: сборник /сост. П.К. Федренко.- Москва:АСТ, 2003.
Ресурсы Интернет
Официальный сайт Центра и Фонда «Холокост»: HYPERLINK «http://www.holocf.ru» www.holocf.ru
Раздел официального сайта ООН, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста HYPERLINK «http://www.un.org/russian/holocaustremembrance/»/www.un.org/russian/holocaustremembrance/
http://mirnoe.com/memorial_konclagerya/2515-krasnyy-cvet-pamyati-dokumentalnyy-film.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия «А память священна…»
Данное внеклассное мероприятие посвящено 70-летию Великой Победы. Предназначено для учащихся 6-7 классов.Оно связано с литературным материалом и личными воспоминаниями родителей, бабушек и дедушек, пе...
Внеклассное мероприятие "Неугасима память поколений"
Все дальше уходят в прошлое огненные годы войны, с каждым годом все меньше остается участников Великой Отечественной войны. Чтобы память об их тяжелейшей борьбе с фашизмом не исчезла со см...
Сценарий внеклассного мероприятия "Встреча двух поколений!" ( КВН родители и дети)
Быть классным руководителем – не самое простое дело. Необходимо обладать умением из таких разных ребят создавать единый, сплочённый коллектив, увидеть в каждом ученике ли...
Сценарий внеклассного мероприятия «ПОКА ПАМЯТЬ ЖИВА…»
Сценарий внеклассного мероприятия«ПОКА ПАМЯТЬ ЖИВА…»(историко-литературная композиция)Цели:1. Создать педагогические условия для эмоционального восприятия и оценки обуча...
Сценарий внеклассного мероприятия «Живая память»
Сценарий вечера памяти, посвященного 29-летию вывода войск из Афганистана ....
Внеклассное мероприятие Поэтическая встреча «Память поколений»
Поэтическая встреча посвящается Великой Отечественной войне, тем, кто был на той войне. Тем, кто победил и тем, кто не вернулся....
Сценарий внеклассного мероприятия "Наша память как эхо печальна, наша память как песня горда"
Идеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы нынешнего поколения заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующих самые низ...