Методическое сопровождение к уроку на тему - Россия в эпоху петровских преобразований
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Методическое сопровождение к уроку на тему - "Россия в эпоху петровских преобразований"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЛАН УРОКА
Тема урока: Россия в эпоху петровских преобразований.
Цели урока
- Обучающая: познакомить обучающихся с началом правления Петра I, охарактеризовать первые годы его правления, сформировать представление о предпосылках петровских реформ; определить западные черты в политике царя.
- Развивающая: развить логическое мышление (на основе усвоения причинно-следственных связей).
- Воспитательная: воспитать активную жизненную позицию.
Задачи урока: развить умение вести диалог, сопоставлять историческую информацию.
Материально-техническое оснащение урока: учебник, электронная презентация, методическое сопровождение урока.
Тип урока: теоретический урок.
Вид урока: урок передачи новых знаний.
Изложение нового материала:
Тема: Россия в эпоху петровских преобразований.
План:
- Детство Петра Великого. Регентство Софьи (Опережающее задание).
- Начало царствования Петра I.
- Петровские преобразования.
- Внешняя политика Петра I. Ништадский мир.
Закрепление нового материала и контроль за его усвоением: вопросы по теме.
Домашнее задание: §43 стр. 254 (Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник. – М., 2012.
Преподаватель: Левченко М.Ю.
ПЛАН УРОКА
Тема урока: Государственные реформы Петра I.
Цели урока:
- Обучающая: охарактеризовать государственные реформы Петра I, определить цель и итоги реформирования центрального и местного аппарата государственного управления.
- Развивающая: развить логическое мышление (на основе усвоения причинно-следственных связей).
- Воспитательная: воспитать активную жизненную позицию.
Задачи урока: развить умение вести диалог, сопоставлять историческую информацию.
Материально-техническое оснащение урока: учебник, электронная презентация, методическое сопровождение урока.
Тип урока: практическое занятие.
Вид урока: урок передачи новых знаний.
Изложение нового материала:
Тема: Государственные реформы Петра I.
План:
- Государственное управление.
- Административно-территориальное деление.
- Сословная политика.
- Преобразования в области культуры.
Закрепление нового материала и контроль за его усвоением: вопросы по теме.
Домашнее задание: §43 стр. 254 (Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник. – М., 2012.
Преподаватель: Левченко М.Ю.
Тема: Россия в эпоху петровских преобразований
План:
- Детство Петра Великого. Регентство Софьи.
- Начало царствования Петра I.
- Предпосылки петровских реформ.
Тема: Россия в эпоху петровских преобразований.
План:
- Детство Петра Великого. Регентство Софьи (Опережающее задание).
- Начало царствования Петра I.
- Внешняя политика Петра I. Ништадский мир.
Тема: Государственные реформы Петра I.
План:
- Государственное управление.
- Административно-территориальное деление.
- Сословная политика.
- Преобразования в области культуры.
Начало царствования Петра I
Петр I – русский царь с 1682 по 1725 гг. Сын царя Алексея Михайловича от Натальи Нарышкиной. В 10 лет стал царем вместе со своим старшим братом Иваном V (царь с 1682 по 1696). Самостоятельное правление Петра I началось в 1689 году, когда ему удалось устранить свою старшую сестру Софью, в его малолетство управлявшую государством.
Еще в детские годы молодой царь проявлял удивительную любознательность ко всему, бывал в Немецкой слободе, где сошёлся с Ф. Лефортом и другими будущими сподвижниками его начинаний. В отроческие годы по приказу Петра были сформированы так называемые «потешные войска», вместе с которыми юный царь проходил азы военного дела; в дальнейшем именно эти войска стали основой его регулярной армии.
Деятельность Петра, по сути, продолжала политику Алексея Михайловича и Софьи, однако Петр действовал более жестко и решительно. В отличие от своих предшественников, Петр лично побывал в Европе и осознал, какая пропасть разделяла «Варварскую Московию» и прогрессивную Европу.
Великое посольство (1697–1698 гг.) – русская дипломатическая миссия, отправленная Петром I в Западную Европу с целью найти союзников для борьбы с Османской империей, а также пригласить на русскую службу специалистов разных профилей и приобрести необходимое вооружение. Формальными официальными представителями царь назначил П.Я. Лефорта, Ф.А. Головина, П.Б. Возницына, однако в реальности посольство возглавлял сам Петр (под именем Петра Михайлова). В состав посольства входило 280 человек, в том числе 35 молодых людей, которых царь отправил на учебу. Во время путешествия Петр посетил Пруссию, Курляндию, Голландию, Англию, Австрию и везде его интересовала политическая система, новейшие достижения в технике, культуре, военном деле. Царь освоил корабельное дело, плотницкое и другие ремесла, даже получил диплом фельдшера. Петру удалось заручиться поддержкой Пруссии и Польши против Швеции. В 1698 году Петру срочно пришлось вернуться в Россию, так как он получил известие о Стрелецком восстании.
Петровские преобразования
Целью экономических преобразований Петра были: развитие внутренней и внешней торговли; создание мощной армии и флота, в также их обеспечение оружием, обмундированием, снаряжением. Так, к концу правление Великого Петра в России насчитывалось 200 мануфактур, Россия представляла собой крупнейшую державу с сильной армией и отличным флотом, на деле, показавшем свои возможности. В административной сфере наиболее серьезными преобразованиями стали учреждение Правительствующего сената вместо Боярской думы и введение коллегий вместо приказов, а также упразднение воеводств и разделение государства на губернии. Реорганизация системы управления привела к установлению в стране абсолютизма. Пётр также поставил под контроль государства Церковь, отменив в 1721 году патриаршество и учредив Священный синод. В царствование Петра проводились реформы и в области культуры: был введён новый календарь, создан первый общедоступный календарь, положено начало русской печатной периодике, в Москве и Санкт-Петербурге открыты инженерная и артиллерийская школы, школа математических и навигацких наук (с 1715 морская академия), медицинская, «цифирные» и специальные горные школы, школа для подьячих, где готовили будущих государственных чиновников. При крупных мануфактурах возникали ремесленные школы. Важным событием в общественной жизни страны стало открытие Академии наук (1724).
Внешняя политика Петра I
Задачи внешней политики
На юге | На Западе и Северо-западе |
1. Борьба с Крымским ханством и завоевание выхода в Азовское и Черное моря | 1. Воссоединение всех земель, входивших в Древнерусское государство |
2. Борьба за овладение выходом к Ирану и Индии | 2. Борьба за выход в Балтийское море |
В военной сфере Пётр поставил своей целью выход России из международной изоляции и превращение России в морскую торговую державу. С этой целью Пётр первоначально предпринял походы на Азов (1695–1696), однако вскоре понял, что у России большое будущее на Балтийском море. В 1700 году Пётр начал затяжную войну со Швецией (Северная война), итогом которой стало заключение в 1721 году Ништадского мира.
Ништадский мир
Мирный договор был заключен между Россией и Шведской империей 30 августа (10 сентября) 1721 года в городе Ништадт (ныне Уусикаупунки, Финляндия). Со стороны России договор был подписан Я.В. Брюсом и А.И. Остерманом, со стороны Швеции – Ю. Лилльенстедтом и О Стрёмфельдом.
Договор изменил русско-шведскую границу, ранее закреплённую Столбовским мирным договором от 1617 года. Швеция признала присоединение к России Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, части Карелии (т.н. Старой Финляндии) и других территорий. Россия обязалась уплатить Швеции денежную компенсацию и возвратить Финляндию (кроме Выборга).
Главным результатом победы в Северной войне для России стало приобретение Балтийского побережья. По окончании войны Сенат обратился к Петру I с прошением принять титул «Отца Отечества, Петра Великого, Императора Всероссийского». Россия стала империей. Было «прорублено» окно в Европу.
Петр I
Петр I был неординарной личностью, волевым, работоспособным и любознательным человеком. Не знавший меры ни в чем, царь много работал, много требовал от других, много веселился. Он редко пьянел и часто использовал «дружеские» пирушки в своих целях. Врагов царь карал безжалостно. Часто даже без суда и следствия только по доносу. Печально известно стрелецкое восстание 1689 года по картине Сурикова «Утро стрелецкой казни». Тогда было казнено огромное количество рядовых стрельцов, чья вина заключалась лишь в том, что они выполняли приказ своего начальства. Петр тогда лично рубил головы и заставлял своих бояр принимать участие в этом кошмарном мероприятии. Царь не пожалел даже собственного сына Алексея, когда были найдены следы его причастия к заговору против Петра.
Царь умел выбирать себе помощников. За время его правления вокруг него сформировалась группа преданных ему людей, которых отличала инициативность, исполнительность, стремление к преобразованиям. Своих «птенцов» Петр приучал к самостоятельности мышления, так что каждый из них не терялся в сложных ситуациях. Правой рукой на всем протяжении правления был А.Д. Меньшиков, ставший благодаря своим незаурядным способностям и безграничной верности Петру Светлейшим князем (происходил Меньшиков из низших слоев и так и не научился грамоте).
Правление Петра I
1682–1725 гг.
Самостоятельное
правление Петра I
1689–1725 гг.
Минобразование Ростовской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Ростовской области
«Ростовский колледж технологий машиностроение»
(ГАПОУ РО «РКТМ»)
ДИСЦИПЛИНА
«ИСТОРИЯ»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
ТЕМА:
«ПЕТР I.
РОССИЯ В ЭПОХУ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ»
«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I»
Преподаватель Левченко М.Ю.
При разработке методического сопровождения к уроку на тему «Государственные реформы Петра I» были использованы следующие источники:
ресурсы интернета:
- http://www.hrono.ru/dokum/1ooodok/ru_pravda_mgu.php#1),
- http://www.nsportal.ru- (социальная сеть преподавателей- Наша сеть),
учебник:
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: — М., 2012.
Тема: Петр I. Россия в эпоху Петровских преобразований.
Задание 1. Продолжите предложения.
- Петр I родился 30 мая…года в городе….
- В 1682 г. на трон возвели….
- Правительницей при малолетних царях провозгласили….
- С 1689 г. Петр I стал….
- В возрасте…лет Петр I женился на….
- Марта Скавронская это….
- Перечислите преобразования Петра I.
- Когда в России наступил XVIII век.? Какой век был до этого?
- «Чертово яблоко» это….
Задание 2. Дайте определения понятиям.
- Сенат _____________________________________________
- Коллегии__________________________________________
Магистраты_________________________________
Задание 3. Заполните таблицу.
Событие | Дата |
Азовские походы | |
1696–1725 | |
Великое посольство | |
1698 | |
Северная война | |
1703 | |
Восстание в Астрахани | |
1707–1708 | |
Учреждение губернии | |
1709 | |
Учреждение Сената | |
1714 | |
Учреждение коллегий | |
Введение табели о рангах | |
Введение подушной подати |
Задание 4. Дайте развернутый ответ на вопрос.
Вопрос: Установился ли в России в период правления Петра I – абсолютизм?
Задание 5.Ответьте на вопросы.
- Каковы предпосылки петровских преобразований?
- Расскажите об образовании и полномочиях Сената. Как изменились его компетенция и статус за время петровского царствования?
- Чем отличалась коллежская система от приказной?
- Когда и с какой целью был создан Синод?
- Перечислите реформы местного управления первой четверти XVIII в.
- Охарактеризуйте судебную систему страны начала XVIII в.
- Какое значение для становления государственной службы имело принятие «Табели о рангах»?
Задание 6. Составьте план конспект на тему: «Северная война»
Тема. Петр I. Россия в эпоху Петровских преобразований.
ЭТАЛОН ОТВЕТОВ
Задание 1. Продолжите предложения.
1. Петр I родился 30 мая 1672 года в городе Москва.
2. В 1682 г. на трон возвели двух царевичей:
- Ивана Алексеевича (мать – Милославская);
- Петра Алексеевича (мать – Лопухина).
3. Правительницей при малолетних царях провозгласили сестру Ивана Софью Алексеевну.
4. С 1689 г. Петр I стал самостоятельным правителем.
5. В возрасте 16 лет Петр I женился на Евдокии Лопухиной.
6. Марта Скавронская это пленная латышка, будущая Екатерина I.
7. Перечислите преобразования Петра I. *1, 2, 3 и т. д.*
8. Когда в России наступил XVIII век.? XVIII в. наступил 1 января 1700 г. Какой век был до этого? До этого в России шел 7208 г. (73 век) от сотворения мира, начинался год 1 сентября.
9. «Чертово яблоко» это картофель.
Задание 2. Дайте определения понятиям.
Сенат это высший орган государственной власти, подчиняющийся императору. Законодательный орган, осуществляющий надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников.
Коллегии это корпорация лиц связаны общей профессией, имеющих права совместного решения вопросов, государственной важности. Каждую коллегию возглавляли президент, выше – президент, несколько советников.
Магистраты это сословный орган городского управления в Российской империи с 1720 г.
Задание 3. Заполните таблицу.
Событие | Дата |
Азовские походы | 1695, 1696 |
Единодержавие Петра I | 1696–1725 |
Великое посольство | 1696–1698 |
Стрелецкий бунт | 1698 |
Северная война | 1700–1721 |
Основание Санкт-Петербурга | 1703 |
Восстание в Астрахани | 1706–1707 |
Восстание Кондратия Булавина | 1707–1708 |
Учреждение губернии | 1708–1709 |
17 июня – Полтавская битва | 1709 |
Учреждение Сената | 1711 |
Указ о единонаследии | 1714 |
Учреждение коллегий | 1718–1721 |
Введение Табели о рангах | 1722 |
Введение подушной подати | 1723 |
Задание 4. Дайте развернутый ответ на вопрос.
Вопрос: Установился ли в России в период правления Петра I – абсолютизм?
Ответ: Реформы Петра I привели к установлению в России абсолютной монархии – форма правления, при которой законодательная, судебная и исполнительная власть в стране принадлежат всецело главе государства (императору). Власть царя никем и ничем не ограничена.
Сенат это высший орган государственной власти, подчиняющийся императору. Законодательный орган, осуществляющий надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников.
По решению Сената царь получил титул – Император Всероссийский, за ним утвердилось почетное имя Петр Великий, Отец Отечества.
Задание 5.Ответьте на вопросы.
- Каковы предпосылки петровских преобразований?
- Расскажите об образовании и полномочиях Сената. Как изменились его компетенция и статус за время петровского царствования?
- Чем отличалась коллежская система от приказной?
- Когда и с какой целью был создан Синод?
- Перечислите реформы местного управления первой четверти XVIII в.
- Охарактеризуйте судебную систему страны начала XVIII в.
- Какое значение для становления государственной службы имело принятие «Табели о рангах»?
Задание 6. Составьте план конспект на тему: «Северная война»
Этапы Северной войны
Основные события | Результаты и значение |
1-й этап (1700–1709) | |
1703 – Битва под Нарвой |
|
1704 – взятие русской армией Дерпта и Нарвы | Закрепление позиций России на Северо-западе |
1706 – Отречение польского короля Августа от престола | Потеря Россией союзников и усиление позиций Швеции (шведский ставленник на польском троне) |
1708 – Битва при Лесной | Разгром шведского корпуса (с обозом) Левенгаупта, лишение Карла XII дополнительных сил |
1709 – Полтавская битва |
|
2-этап (1709–1721) | |
1711 – Прутский поход против Турции |
|
1714 – Победа русского флота при мысе Гангут | Первая крупная морская победа, рождение новой военно-морской державы |
1720 – Русско-шведское морское сражение у острова Гренгам | Вторая крупная морская победа над шведами |
1721 – Ништадский мир со Швецией | Приобретение Россией Ингрии, Эстляндии, Лифляндии, Карелии, части Финляндии с Выборгом |
Тема: Государственные реформы Петра I
План:
- Государственное управление.
- Административно-территориальное деление.
- Сословная политика.
- Преобразования в области культуры.
РЕФОРМЫ ПЕТРА I |
ВГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ |
В УСТРОЙСТВЕ РОССИЙСКОЙ ТЕРРИТОРИИ |
В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ |
В АРМИИ И ФЛОТЕ |
В ФИНАНСАХ |
В СОСЛОВИЯХ |
В ОБРАЗОВАНИИ |
В РУССКОМ ЯЗЫКЕ |
В КУЛЬТУРЕ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по истории России 7 класс:" Петровские преобразования"
Быт, общественная жизнь и культура российского народа в XVII веке характеризовались весьма неопределенным вектором своего развития. В сознании людей старина смешалась с активным внедрением различных н...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине: «История» Тема: « Россия в эпоху петровских преобразований»
В данной методической разработке представлена методика проведения комбинированного урока с применением игровых форм изучения нового материала, интерактивной доски и элементов мультимедийных техн...
План-конспект урока по теме: "Петр 1. Россия в эпоху петровских реформ"
План-конспект урока, проведенный в 8 классе по истории России для повторения и закрепления материала...
презентация на тему: «Россия в эпоху петровских преобразований»
Презентация по истории на тему: "Россия в эпоху петровских преобразований" 1 курс СПО к учебнику В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. История. Академия. 2018...
Обобщающий урок по теме "Россия в эпоху правления Екатерины II"
Обобщающий урок по теме "Россия в эпоху правления Екатерины II" по курсу "История России" 8 класс...
Технологическая карта учебного занятия по теме "Россия в эпоху петровских преобразований"
Технологическая карта учебного занятия по истори...
конспект учебного занятия по теме "Россия в эпоху петровских преобразований"
конспект учебного занятия с применением интерактивных технологий...