Методическое сопровождение к уроку на тему - Россия в эпоху петровских преобразований
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Методическое сопровождение к уроку на тему - "Россия в эпоху петровских преобразований"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН УРОКА

Тема урока: Россия в эпоху петровских преобразований.

Цели урока

  1. Обучающая: познакомить обучающихся с началом правления Петра I, охарактеризовать первые годы его правления, сформировать представление о предпосылках петровских реформ; определить западные черты в политике царя.
  2. Развивающая: развить логическое мышление (на основе усвоения причинно-следственных связей).
  3. Воспитательная: воспитать активную жизненную позицию.

Задачи урока: развить умение вести диалог, сопоставлять историческую информацию.

Материально-техническое оснащение урока: учебник, электронная презентация, методическое сопровождение урока.

Тип урока: теоретический урок.

Вид урока: урок передачи новых знаний.

Изложение нового материала:

Тема: Россия в эпоху петровских преобразований.

План:

  1. Детство Петра Великого. Регентство Софьи (Опережающее задание).
  2. Начало царствования Петра I.
  3. Петровские преобразования.
  4. Внешняя политика Петра I. Ништадский мир.

Закрепление нового материала и контроль за его усвоением: вопросы по теме.

Домашнее задание: §43 стр. 254 (Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник. – М., 2012.

Преподаватель: Левченко М.Ю.


ПЛАН УРОКА

Тема урока: Государственные реформы Петра I.

Цели урока:

  1. Обучающая: охарактеризовать государственные реформы Петра I, определить цель и итоги реформирования центрального и местного аппарата государственного управления.
  2. Развивающая: развить логическое мышление (на основе усвоения причинно-следственных связей).
  3. Воспитательная: воспитать активную жизненную позицию.

Задачи урока: развить умение вести диалог, сопоставлять историческую информацию.

Материально-техническое оснащение урока: учебник, электронная презентация, методическое сопровождение урока.

Тип урока: практическое занятие.

Вид урока: урок передачи новых знаний.

Изложение нового материала:

Тема: Государственные реформы Петра I.

План:

  1. Государственное управление.
  2. Административно-территориальное деление.
  3. Сословная политика.
  4. Преобразования в области культуры.

Закрепление нового материала и контроль за его усвоением: вопросы по теме.

Домашнее задание: §43 стр. 254 (Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник. – М., 2012.

Преподаватель: Левченко М.Ю.



Тема: Россия в эпоху петровских преобразований

План:

  1. Детство Петра Великого. Регентство Софьи.
  2. Начало царствования Петра I.
  3. Предпосылки петровских реформ.


Тема: Россия в эпоху петровских преобразований.

План:

  1. Детство Петра Великого. Регентство Софьи (Опережающее задание).
  2. Начало царствования Петра I.
  3. Внешняя политика Петра I. Ништадский мир.

Тема: Государственные реформы Петра I.

План:

  1. Государственное управление.
  2. Административно-территориальное деление.
  3. Сословная политика.
  4. Преобразования в области культуры.

Начало царствования Петра I

Петр I – русский царь с 1682 по 1725 гг. Сын царя Алексея Михайловича от Натальи Нарышкиной. В 10 лет стал царем вместе со своим старшим братом Иваном V (царь с 1682 по 1696). Самостоятельное правление Петра I началось в 1689 году, когда ему удалось устранить свою старшую сестру Софью, в его малолетство управлявшую государством.

Еще в детские годы молодой царь проявлял удивительную любознательность ко всему, бывал в Немецкой слободе, где сошёлся с Ф. Лефортом и другими будущими сподвижниками его начинаний. В отроческие годы по приказу Петра были сформированы так называемые «потешные войска», вместе с которыми юный царь проходил азы военного дела; в дальнейшем именно эти войска стали основой его регулярной армии.

Деятельность Петра, по сути, продолжала политику Алексея Михайловича и Софьи, однако Петр действовал более жестко и решительно. В отличие от своих предшественников, Петр лично побывал в Европе и осознал, какая пропасть разделяла «Варварскую Московию» и прогрессивную Европу.

Великое посольство (1697–1698 гг.) – русская дипломатическая миссия, отправленная Петром I в Западную Европу с целью найти союзников для борьбы с Османской империей, а также пригласить на русскую службу специалистов разных профилей и приобрести необходимое вооружение. Формальными официальными представителями царь назначил П.Я. Лефорта, Ф.А. Головина, П.Б. Возницына, однако в реальности посольство возглавлял сам Петр (под именем Петра Михайлова). В состав посольства входило 280 человек, в том числе 35 молодых людей, которых царь отправил на учебу. Во время путешествия Петр посетил Пруссию, Курляндию, Голландию, Англию, Австрию и везде его интересовала политическая система, новейшие достижения в технике, культуре, военном деле. Царь освоил корабельное дело, плотницкое и другие ремесла, даже получил диплом фельдшера. Петру удалось заручиться поддержкой Пруссии и Польши против Швеции. В 1698 году Петру срочно пришлось вернуться в Россию, так как он получил известие о Стрелецком восстании.

Петровские преобразования

Целью экономических преобразований Петра были: развитие внутренней и внешней торговли; создание мощной армии и флота, в также их обеспечение оружием, обмундированием, снаряжением. Так, к концу правление Великого Петра в России насчитывалось 200 мануфактур, Россия представляла собой крупнейшую державу с сильной армией и отличным флотом, на деле, показавшем свои возможности. В административной сфере наиболее серьезными преобразованиями стали учреждение Правительствующего сената вместо Боярской думы и введение коллегий вместо приказов, а также упразднение воеводств и разделение государства на губернии. Реорганизация системы управления привела к установлению в стране абсолютизма. Пётр также поставил под контроль государства Церковь, отменив в 1721 году патриаршество и учредив Священный синод. В царствование Петра проводились реформы и в области культуры: был введён новый календарь, создан первый общедоступный календарь, положено начало русской печатной периодике, в Москве и Санкт-Петербурге открыты инженерная и артиллерийская школы, школа математических и навигацких наук (с 1715 морская академия), медицинская, «цифирные» и специальные горные школы, школа для подьячих, где готовили будущих государственных чиновников. При крупных мануфактурах возникали ремесленные школы. Важным событием в общественной жизни страны стало открытие Академии наук (1724).

Внешняя политика Петра I

Задачи внешней политики

На юге

На Западе

и Северо-западе

1. Борьба с Крымским ханством и завоевание выхода в Азовское и Черное моря

1. Воссоединение всех земель, входивших в Древнерусское государство

2. Борьба за овладение выходом к Ирану и Индии

2. Борьба за выход в Балтийское море

        В военной сфере Пётр поставил своей целью выход России из международной изоляции и превращение России в морскую торговую державу. С этой целью Пётр первоначально предпринял походы на Азов (1695–1696), однако вскоре понял, что у России большое будущее на Балтийском море. В 1700 году Пётр начал затяжную войну со Швецией (Северная война), итогом которой стало заключение в 1721 году Ништадского мира.

Ништадский мир

Мирный договор был заключен между Россией и Шведской империей 30 августа (10 сентября) 1721 года в городе Ништадт (ныне Уусикаупунки, Финляндия). Со стороны России договор был подписан Я.В. Брюсом и А.И. Остерманом, со стороны Швеции – Ю. Лилльенстедтом и О Стрёмфельдом.

Договор изменил русско-шведскую границу, ранее закреплённую Столбовским мирным договором от 1617 года. Швеция признала присоединение к России Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, части Карелии (т.н. Старой Финляндии) и других территорий. Россия обязалась уплатить Швеции денежную компенсацию и возвратить Финляндию (кроме Выборга).

Главным результатом победы в Северной войне для России стало приобретение Балтийского побережья. По окончании войны Сенат обратился к Петру I с прошением принять титул «Отца Отечества, Петра Великого, Императора Всероссийского». Россия стала империей. Было «прорублено» окно в Европу.

Петр I

Петр I был неординарной личностью, волевым, работоспособным и любознательным человеком. Не знавший меры ни в чем, царь много работал, много требовал от других, много веселился. Он редко пьянел и часто использовал «дружеские» пирушки в своих целях. Врагов царь карал безжалостно. Часто даже без суда и следствия только по доносу. Печально известно стрелецкое восстание 1689 года по картине Сурикова «Утро стрелецкой казни». Тогда было казнено огромное количество рядовых стрельцов, чья вина заключалась лишь в том, что они выполняли приказ своего начальства. Петр тогда лично рубил головы и заставлял своих бояр принимать участие в этом кошмарном мероприятии. Царь не пожалел даже собственного сына Алексея, когда были найдены следы его причастия к заговору против Петра.

Царь умел выбирать себе помощников. За время его правления вокруг него сформировалась группа преданных ему людей, которых отличала инициативность, исполнительность, стремление к преобразованиям. Своих «птенцов» Петр приучал к самостоятельности мышления, так что каждый из них не терялся в сложных ситуациях. Правой рукой на всем протяжении правления был А.Д. Меньшиков, ставший благодаря своим незаурядным способностям и безграничной верности Петру Светлейшим князем (происходил Меньшиков из низших слоев и так и не научился грамоте).



Правление Петра I

1682–1725 гг.

Самостоятельное

правление Петра I

1689–1725 гг.



Минобразование Ростовской области

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Ростовской области

«Ростовский колледж технологий машиностроение»

(ГАПОУ РО «РКТМ»)

ДИСЦИПЛИНА

«ИСТОРИЯ»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

ТЕМА:

«ПЕТР I.

РОССИЯ В ЭПОХУ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ»

«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I»

Преподаватель Левченко М.Ю.

При разработке методического сопровождения к уроку на тему «Государственные реформы Петра I» были использованы следующие источники:

ресурсы интернета:

учебник:

  • Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: — М., 2012.

Тема: Петр I. Россия в эпоху Петровских преобразований.

Задание 1. Продолжите предложения.

  1. Петр I родился 30 мая…года в городе….
  2. В 1682 г. на трон возвели….
  3. Правительницей при малолетних царях провозгласили….
  4. С 1689 г. Петр I стал….
  5. В возрасте…лет Петр I женился на….
  6. Марта Скавронская это….
  7. Перечислите преобразования Петра I.
  8. Когда в России наступил XVIII век.? Какой век был до этого?
  9. «Чертово яблоко» это….

Задание 2. Дайте определения понятиям.

  1. Сенат _____________________________________________
  2. Коллегии__________________________________________

Магистраты_________________________________

Задание 3. Заполните таблицу.

Событие

Дата

Азовские походы

1696–1725

Великое посольство

1698

Северная война

1703

Восстание в Астрахани

1707–1708

Учреждение губернии

1709

Учреждение Сената

1714

Учреждение коллегий

Введение табели о рангах

Введение подушной подати

Задание 4. Дайте развернутый ответ на вопрос.

Вопрос: Установился ли в России в период правления Петра I – абсолютизм?

Задание 5.Ответьте на вопросы.

  1. Каковы предпосылки петровских преобразований?
  2. Расскажите об образовании и полномочиях Сената. Как изменились его компетенция и статус за время петровского царствования?
  3. Чем отличалась коллежская система от приказной?
  4. Когда и с какой целью был создан Синод?
  5. Перечислите реформы местного управления первой четверти XVIII в.
  6. Охарактеризуйте судебную систему страны начала XVIII в.
  7. Какое значение для становления государственной службы имело принятие «Табели о рангах»?

Задание 6. Составьте план конспект на тему: «Северная война»


Тема. Петр I. Россия в эпоху Петровских преобразований.

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

Задание 1. Продолжите предложения.

1. Петр I родился 30 мая 1672 года в городе Москва.

2. В 1682 г. на трон возвели двух царевичей:

  • Ивана Алексеевича (мать – Милославская);
  • Петра Алексеевича (мать – Лопухина).

3. Правительницей при малолетних царях провозгласили сестру Ивана Софью Алексеевну.

4. С 1689 г. Петр I стал самостоятельным правителем.

5. В возрасте 16 лет Петр I женился на Евдокии Лопухиной.

6. Марта Скавронская это пленная латышка, будущая Екатерина I.

7. Перечислите преобразования Петра I. *1, 2, 3 и т. д.*

8. Когда в России наступил XVIII век.? XVIII в. наступил 1 января 1700 г. Какой век был до этого? До этого в России шел 7208 г. (73 век) от сотворения мира, начинался год 1 сентября.

9. «Чертово яблоко» это картофель.

Задание 2. Дайте определения понятиям.

Сенат это высший орган государственной власти, подчиняющийся императору. Законодательный орган, осуществляющий надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников.

Коллегии это корпорация лиц связаны общей профессией, имеющих права совместного решения вопросов, государственной важности. Каждую коллегию возглавляли президент, выше – президент, несколько советников.

Магистраты это сословный орган городского управления в Российской империи с 1720 г.


Задание 3. Заполните таблицу.

Событие

Дата

Азовские походы

1695, 1696

Единодержавие Петра I

1696–1725

Великое посольство

1696–1698

Стрелецкий бунт

1698

Северная война

1700–1721

Основание Санкт-Петербурга

1703

Восстание в Астрахани

1706–1707

Восстание Кондратия Булавина

1707–1708

Учреждение губернии

1708–1709

17 июня – Полтавская битва

1709

Учреждение Сената

1711

Указ о единонаследии

1714

Учреждение коллегий

1718–1721

Введение Табели о рангах

1722

Введение подушной подати

1723

Задание 4. Дайте развернутый ответ на вопрос.

Вопрос: Установился ли в России в период правления Петра I – абсолютизм?

Ответ: Реформы Петра I привели к установлению в России абсолютной монархии – форма правления, при которой законодательная, судебная и исполнительная власть в стране принадлежат всецело главе государства (императору). Власть царя никем и ничем не ограничена.

Сенат это высший орган государственной власти, подчиняющийся императору. Законодательный орган, осуществляющий надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников.

По решению Сената царь получил титул – Император Всероссийский, за ним утвердилось почетное имя Петр Великий, Отец Отечества.

Задание 5.Ответьте на вопросы.

  1. Каковы предпосылки петровских преобразований?
  2. Расскажите об образовании и полномочиях Сената. Как изменились его компетенция и статус за время петровского царствования?
  3. Чем отличалась коллежская система от приказной?
  4. Когда и с какой целью был создан Синод?
  5. Перечислите реформы местного управления первой четверти XVIII в.
  6. Охарактеризуйте судебную систему страны начала XVIII в.
  7. Какое значение для становления государственной службы имело принятие «Табели о рангах»?

Задание 6. Составьте план конспект на тему: «Северная война»

Этапы Северной войны

Основные события

Результаты и значение

1-й этап (1700–1709)

1703 – Битва под Нарвой

  1. Полное поражение русских войск и потеря всей артиллерии;
  2. Направление основных сил Швеции против Польши

1704 – взятие русской армией Дерпта и Нарвы

Закрепление позиций России на Северо-западе

1706 – Отречение польского короля Августа от престола

Потеря Россией союзников и усиление позиций Швеции (шведский ставленник на польском троне)

1708 – Битва при Лесной

Разгром шведского корпуса (с обозом) Левенгаупта, лишение Карла XII дополнительных сил

1709 – Полтавская битва

  1. Разгром шведской сухопутной армии.
  2. Снятие опасности шведского завоевания.
  3. Резкое изменение хода войны в Прибалтике.
  4. Восстановление «Северного союза».
  5. Повышение международного статуса России

2-этап (1709–1721)

1711 – Прутский поход против Турции

  1. Полный провал русской армии.
  2. Потеря Россией Приазовья.
  3. Окончание войны против Турции дало возможность сосредоточить усилия против Швеции

1714 – Победа русского флота при мысе Гангут

Первая крупная морская победа, рождение новой военно-морской державы

1720 – Русско-шведское морское сражение у острова Гренгам

Вторая крупная морская победа над шведами

1721 – Ништадский мир со Швецией

Приобретение Россией Ингрии, Эстляндии, Лифляндии, Карелии, части Финляндии с Выборгом



Тема: Государственные реформы Петра I

План:

  1. Государственное управление.
  2. Административно-территориальное деление.
  3. Сословная политика.
  4. Преобразования в области культуры.

РЕФОРМЫ ПЕТРА I

ВГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

В УСТРОЙСТВЕ РОССИЙСКОЙ ТЕРРИТОРИИ

В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ

В АРМИИ И ФЛОТЕ

В ФИНАНСАХ

В СОСЛОВИЯХ

В ОБРАЗОВАНИИ

В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

В КУЛЬТУРЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по истории России 7 класс:" Петровские преобразования"

Быт, общественная жизнь и культура российского народа в XVII веке характеризовались весьма неопределенным вектором своего развития. В сознании людей старина смешалась с активным внедрением различных н...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине: «История» Тема: « Россия в эпоху петровских преобразований»

В данной методической разработке представлена методика проведения  комбинированного урока с применением игровых форм изучения нового материала, интерактивной доски и элементов мультимедийных техн...

План-конспект урока по теме: "Петр 1. Россия в эпоху петровских реформ"

План-конспект урока, проведенный в 8 классе по истории России для повторения и закрепления материала...

презентация на тему: «Россия в эпоху петровских преобразований»

Презентация по истории на тему: "Россия в эпоху петровских преобразований" 1 курс СПО к учебнику В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. История. Академия. 2018...

Обобщающий урок по теме "Россия в эпоху правления Екатерины II"

Обобщающий урок по теме "Россия в эпоху правления Екатерины II" по курсу "История России" 8 класс...

конспект учебного занятия по теме "Россия в эпоху петровских преобразований"

конспект учебного занятия с применением интерактивных технологий...