Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивационно-целевой этап |
Организационный момент | Добрый день! Как ваше настроение? Готовы ли вы к уроку? Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. Готовы ли вы к труду? (слайд о готовности к уроку ТРУД) | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
Актуализация знаний | Ребята, изучение какой большой темы вчера с вами закончили? Совершенно верно, мы изучили с вами большую тему, которую мы изучали всю третью четверть. Давайте вспомним, что мы знаем о Древней Греции. Прием – Я знаю о Древней Греции…
Хорошо, молодцы, вы многое узнали о Древней Греции. А какие еще страны Древнего мира мы уже знаем?
Хорошо, молодцы, давайте посмотрим, помните ли вы о других странах, которые мы с вами изучили в этом году.
Предлагаю выполнить следующее задание. Я задаю вопросы, если на него ответили, то снимаем это слово – правильный ответ. На доске прикреплены слова: Греция, Египет, Спарта, Китай, Македония, Рим | Поднимая руку, отвечают на вопросы, снимают правильные ответы: 1) Какое государство находится на Балканском полуострове? 2) Как называлось государство, где правили фараоны? 3) Назовите город-полис, где слабых детей сбрасывали со скалы? 4) Где жил мудрец Конфуций? 5) В какой стране жил полководец, который убил своего друга, спасшего ему жизнь. Правильно ответивший учащийся снимает угаданные слова у доски. |
Мотивация - целеполагание | У нас осталось слово - Рим. Как вы думаете, что это может означать? Сформулируйте тему урока. Продолжите фразу: Я знаю о Древнем Риме… Почему вы не можете продолжить данную фразу? | Выдвижение различных версий |
| Задаёт вопрос: Как думаете, о чём пойдёт речь на уроке? | Формулируют тему урока, записывают её в тетрадь |
| Показывает слайд презентации, где записана тема урока и изображена открытая дверь. Сегодня мы откроем дверь в новый неизведанный нами мир Древнего Рима. Ну что, начнём? |
|
Определение цели урока | Какие вопросы мы обычно обсуждаем и рассматриваем при изучении нового государства Древнего мира? | Определяют вопросы, которые необходимо изучить |
| По мере того как учащиеся определили перечень вопросов для изучения, открывает на доске заранее написанный план урока – совместно с детьми при помощи слов помощников формулируем задачи урока (в слайде отразить план) | Сверяют с планом урока, правильно ли они обозначили вопросы для изучения |
| Определите источники информации, которые вы можете использовать для изучения материала на данном уроке | Называют источники информации: учебники, атласы, географические карты, презентация |
| Каков будет результат нашего урока? Какова его цель? | Формулируют конечный результат – сформировать представление о древнем городе-государстве Рим |
2. Поисково-исследовательский этап с представлением материала |
Работа в группах по изучению нового материала | Представляет слайды презентации, где даны пояснения, чем занимаются Этнографы, Географы, Мифологи, Политологи. Предлагает классу разбиться на группы: Этнографы, Географы, Мифологи, Политологи Обсуждение слайда об историках. Высвечивается на слайде – памятка «Как работать в группе» - обсуждается.
- Уважай своего товарища.
- Умей слушать.
- Не согласен – предлагай!
- Каждый должен внести свой вклад в работу.
- Распределите роли.
| По желанию разбиваются на группы |
| Каждой группе даёт задание и проводит инструктаж по выполнению заданий: Этнографы - особенности климата и основные занятия жителей Древнего Рима. Географы – географическое положение Древнего Рима. Мифологи - знакомство с легендой об основании Древнего Рима. Политологи - управление в Древнем Риме. | Выполняют работу в составе групп: - Географы - прочитать текст на стр. 214. Ответить на вопросы, используя карту:
- Где возник город Рим?
- В какой стране расположен Рим?
- На каком полуострове расположена Италия?
- Составьте по вопросам 1-3 небольшой рассказ о географическом положении Рима, покажите на карте Рим, Италию, Апеннинский полуостров.
- Составьте кластер по теме «Климатические условия Древнего Рима».
- Мифологи - прочитать текст на стр. 214, п.1, документ на стр. 215. Подготовить сжатый пересказ, заполнить таблицу.
| Царь одного из городов латинов |
| Брат Нумитора |
| Дочь Нумитора |
| Жрица Весты |
| Богиня огня и домашнего очага |
| Бог войны |
| Братья-близнецы, сыновья Реи Сильвии |
| Охрана, воины, сопровождавшие Ромула. |
- Этнографы - прочитать текст на стр. 216-217, п.2. Ответить на вопросы.
- как возник город Рим? Когда?
- Перечислите основные занятия жителей Рима.
- Опишите жилища римлян.
- Составьте конспект о жизни и занятиях римлян.
- Политологи - прочитать текст на стр. 218 п.3. Составить схему управления, выписать термины
Заполнить пропуски в схеме: см презентацию Напечатать
Укажите термин: Потомки знатных жителей Рима – Переселенцы из завоеванных Римом латинских поселений – Совет старейшин - |
| Корректирует работу групп. Предлагает группам представить изученный материал | Выступление групп |
| Представляет слайды презентации по ходу выступления групп и просит ответить на дополнительные вопросы, исходя из изученного материала | Отвечают на вопросы |
| Предлагает другим группам задавать уточняющие вопросы, если что-то не понятно | Задают уточняющие вопросы |
| После выступления каждой группы представляет слайды презентации с правильными ответами, просит оценить выступление группы.
Просит ребят оценить свою работу в группе. По следующим критериям:
Лист самооценки Оцени работу своей группы. Отметь ∨ вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
- Все ли члены группы принимали участие?
• А. Да, все работали одинаково. • Б. Нет, работал только один. • В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
- Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
• А. Работали дружно, ссор не было. • Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились. • В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось. - Тебе нравится результат работы группы?
• А. Да, все получилось хорошо. • Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше. • В. Нет, не нравится. - Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.
После выступления каждой группы ребятам предлагается выполнить задание в рабочем листе, затем предлагается свериться с правильными ответами в слайде и оценить свою работу. | Оценивают выступление групп. Поднимают смайлики, оценивая работы группы: желтый – все отлично, зеленый – есть недочеты в выступлении, синий – не справились с заданием
выполняют задания в рабочих листах, сверяются с эталоном и выставляют себе баллы. |
3. Физкультминутка |
| Включает презентацию | Выполняют упражнения. |
4. Рефлексивно-оценочный этап |
Систематизация знаний, первичное закрепление изученного материала | Предлагает оценить свои результаты, отвечая на вопросы викторины Игра «Крестики –нолики; - Город Рим возник на берегу реи Нил На Балканском полуострове.
- Символом города Рима стала волчица, вскормившая братьев-близнецов, один из которых стал основателем Древнего Рима.
- По легенде основателем Рима считается Рем.
- Датой основания города Рим считается 753 г до н.э.
- Римляне были воинствующим народом, так как они постоянно вели войны и расширяли свои территории.
- знатные жители Рима и их потомки назывались патрициями.
- Переселенцы из завоеванных римлянами латинских поселений назывались гражданами.
- высшая власть в Риме принадлежала народному собранию
- В управлении Древнейшим Римом принимали участие только плебеи.
| Записывают в тетрадь: крестик - если ответ правильный, нолик - если ответ не правильный.
Эталон:
|
| Представляет слайд презентации с правильным ответом на заданные вопросы | Сверяются с эталоном |
| Предлагает подвести итоги викторины | Подводят итоги викторины: за 9 плюсов – 5 баллов, за 8 плюсов – 4 балла, за 5 плюсов – 3 балла |
Рефлексия | Предлагает вспомнить и озвучить тему урока. Какую цель и задачи ставили в начале урока? Все ли выполнили? Все ли успели? | Называют тему урока, сопоставляют цели и результаты |
Оценка и самооценка урока | Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке, подсчитать свои баллы, выставить отметки | Оценивают результаты своей деятельности на уроке, 23 – 25 =5 19 - 22 = 4 12 -18 =3 Менее12 = 2 |
| Оценивает результаты работы класса, благодарит за участие в работе. Дает качественную характеристику работы класса и индивидуально. Предлагает оценить результаты деятельности детей и учителя | Работают со слайдом «Рефлексия», вносят в рабочие листы нужные цифры. Урок | Я на уроке | Итог | - интересно
| - работал
| 1.понял материал | - скучно
| - отдыхал
| 2.узнал больше, чем знал | - безразлично
| 3.помогал другим | 3. не понял |
|
5. Домашнее задание |
| Предлагает виды домашнего задания: - прочитать и пересказать параграф 44, выучить словарные слова и даты, которые мы записали в тетради.
- ответить на вопросы на стр. 218.
- задания на стр. 219. (для сильных на 4 и 5).
| Записывают в дневник домашнее задание, определяя его по уровню своих знаний |