Урок "Появление неравенства и знати" 5класс ФГОС
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок направлен на реализацию Федерального государственного стандарта ООО. Урок открытия нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_5_klass_fgos.docx | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему: «Появление неравенства и знати» 5 класс ФГОС
Цели: дать представление о процессе формирования неравенства и появлении знати; показать взаимосвязь хозяйственных и политических изменений в обществе.
Планируемые результаты:
предметные: овладеть целостными представлениями об историческом пути народов, объяснять процесс зарождения неравенства; дифференцировать процесс первобытность и цивилизация, объяснять значение понятий (ремесленник, плуг, вождь, рабы, знать, община, неравенство. )
метапредметные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов ( познавательная инициативность); получать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; применять методы информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; сознательно регулировать свою деятельность (учебную , общественную); определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план действий; выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям;
личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмыслить социально- нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование: схема «Родовая и соседская община»; проектор, мультимедийная презентация.
Тип урока:
Ход урока
1.Организационный момент. Добрый день ребята! Выглядите вы сегодня отлично, так же я думаю, и будете сегодня работать. Присаживайтесь поудобнее, начинаем наш урок.
На улице не очень ясно,
А на душе так всё прекрасно
Часто дела всё заслоняют
Душевный градус понижают
Но стоит мне увидеть вас
Неординарный, умный класс-
И хочется мне сразу улыбнуться.
А значит и историей заняться.
2. Актуализация опорных знаний по теме: «Разминка»
1. Чем занимались древние люди? ( земледелием и скотоводством)
2. Когда появилось земледелие? (10 тыс лет назад)
3. Чем очищали участок для посева ? ( каменным топором)
4. На какое свойство растений обратили внимание женщины , занимаясь собирательством? ( упавшие зёрна дают всходы)
5. Какие орудия труда они использовали при обработке земли? ( деревянную мотыгу- палку с острым крючком)
6. Чем убирали урожай? (серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем)
7. Как поступали с детёнышами убитых животных? ( люди оставляли их в своём жилище).
3. Мотивационно- целевой этап.
Во время археологических раскопок были найдены два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображение барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении обнаружили только медный топор.
- Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?
- Предположите, о чем пойдёт речь у нас сегодня на уроке.
На прошлом уроке мы исследовал изменения, которые произошли на ранних ступенях развития человечества. Эволюция человека будет продолжаться. Попробуем на нашем уроке убедиться в правильности данного утверждения.
Тема урока: « Появление неравенства и знати»
Попробуйте придумать своё название темы. ( Появление богатых и бедных. ) Молодцы .
А что бы вы хотели узнать по теме сегодняшнего урока?
План урока
- Развитие ремёсел.
- Изобретение плуга.
- У каждой семьи – своё хозяйство.
- Выделение знати
Перед началом работы мы разобьёмся на 3 группы. Каждая группа выберет себе эксперта в обязанности которого будет входить планировать и оценивать работу группы. В конце урока эксперты прокомментируют работу группы и выставят оценки составу группы. Ребята, напомните пожалуйста какие правила нужно соблюдать в работе , чтобы достигнуть хороших результатов.
Итак, мы начинаем наше путешествие в далекое прошлое.
- Работа по теме урока
- Вспомните ранее изученный материал , иллюстрации учебника и назовите максимальное количество новых занятий наших предков.
Итак , наши предки стали заниматься ремеслом . Скажите , что такое ремесло?
Ремесло – процесс изготовления изделий. Ремесленник – человек , который занимается изготовление различных изделий. (Запишите понятия в тетрадь)
Сообщения учащихся . Групповая дискуссия.
Вопросы:
1. Археологи утверждали, что глиняная посуда в большом количестве использовалась племенами, ведущими оседлый образ жизни. Как вы думаете почему?
2. Как вы думаете, почему у древних людей появилась возможность заниматься ремеслом?
3. Как это связано с возникновением скотоводства земледелия?
4. Какую пользу принесло древнему человеку занятие различными ремёслами?
Приблизительно 9 тыс. лет назад люди сделали ещё одно гениальное открытие . Они заметили, что некоторые камни имеют необычный желтовато- красный цвет. При обработке под ударами они не раскалывались на части, а сплющивались, изменяя свою форму.
- Работая в группах , обсудите значимость этих наблюдений. Как можно было воспользоваться данным открытием?
Действительно, в таких камнях можно пробить отверстие. Попадая в огонь , они размягчаются и, застывая , принимают новую форму. Конечно , они не знали , что странными камнями были красноватые куски самородной меди. Но первобытные люди поняли , что перед ними какой-то другой материал- металл. Это великое открытие было сделано в тех областях, где имелись месторождения меди , лежавшие на поверхности земли.
- Работа с текстом учебника п.1 параграфа 5 и иллюстрациями учебника , объясните механизм изготовления орудий труда из меди.( медный топор)
- Подумайте, обладают ли медные орудия труда преимуществами перед каменными.
( Ученики формируют свои версии)
Медь – мягкий металл. Вот почему орудия из меди менее твёрдое, нежели заострённый кусок кремня. Несмотря на это, медным топором срубали дерево в три раза быстрее, чем каменным.
_ Откуда это известно?
Сообщение об исследованиях Сергея Аристарховича Семенова.
2. Изобретение плуга
- Докажите, что мотыжное земледелие было тяжелым занятием.
- Укажите преимущества плужного земледелия.
3. У каждой семьи – своё хозяйство. Земледельцы с изобретением плуга стали зажиточнее, они делали запасы. Но ведь каждый по -прежнему должен был делиться со всеми многочисленными сородичами. Так стоит ли особенно стараться , если полученный урожай все равно поделят поровну.
- Как ы думаете, сказалось ли усовершенствование орудий труда на организации жизни родовой общины?.
Повысилась производительность труда
Отпала необходимость всей общине трудиться сообща
Род делится на семьи, которые начинают вести хозяйство самостоятельно
Раздел стада принадлежавшего роду.
Земля делится на участки , которые переходят в пользование семьи.
Определите отличия родовой общины и соседской?
Родовая община | Вопросы | Соседская община |
Различия | ||
1.Кто входит в общину? | ||
2.Кому принадлежит имущество? | ||
3.Равенство общинников? | ||
4.Кто был во главе? | ||
Общее | ||
Взаимная помощь и поддержка.
Правильные ответы.
Сородичи | 1 | Семьи (Соседи) |
Всем | 2 | Семье |
Да | 3 | Нет |
Старейшина | 4 | Вождь |
Соседская община- это объединение семей, живущих в одной местности и раздельно владеющих своим имуществом, ведущих хозяйство раздельно.
4. Выделение знати.
-Предположите, кому при наделении общинников землёй доставались большие и лучшие участки земли?.
Проблемный вопрос. Справедливо ли, что родовые старейшины завладели большими лучшими участками земли?
Выводы:
- Родовые старейшины и вожди самые опытные и мудрые среди сородичей , поэтому они имели некоторые основания получить большую долю земли, чем другие
- Имея крупный участок лучшей земли большое число голов скота, племенной вождь стремился передать свои богатство по наследству сыну. При этом сын мог быть бездарным и ленивым. Однако после смерти отца он наследовал его имущество и положение в племени: становился не только богачом , но и наследовал положение в племени, не заслужив на это право.
- Так возникло неравенство между людьми. Потомков старейшин и племенных вождей называли знатью.
Как связана наша сегодняшняя тема урока с нашей современной жизнью?.
«Неравенство людей : за и против»
Что полезного привносит неравенство? | Какие опасности для человечества несет неравенство? |
Главный вывод: Равенство между людьми постепенно исчезло. Среди общинников появились бедные и богатые., знатные и незнатные.
4.Закрепление изученного материала.
Вот и закончилось наше путешествие в далёкое прошлое . Проверим на сколько хорошо мы усвоили материал. Выполним задания.
Задание 1. Вставьте пропущенные слова в нужном числе и падеже.
Мы научились изготавливать посуду и одежду.
1.Сплетённую из веток и обмазанную…….. корзину мы поставили в …… . Прутья сгорели, остался крепкий…….. . Так мы изобрели …….. .
2.Из ……..животных и волокон……… мы научились скручивать………… . Так мы изобрели…… .
3. Из нитей на …….. мы изготовили……., из которой сшили одежду. Так мы изобрели….. .
(Слова для справок: кувшин, гончарное дело, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество)
Выставление оценок. Слово нашим экспертам.
Рефлексия. Если вам понравился урок и вы чувствовали себя уверенно покажите смайлик с улыбкой.
Если вам не понравился урок и вы чувствовали себя неуверенно покажите грустный смайлик .
- Домашнее задание
Параграф 5 Дифференцированное задание.
- Для сильных учеников – ответить на вопрос: « Закономерны ли изменения ,произошедшие с нашими предками?»
- Для средних учеников - составить рассказ , включив в него понятия данного урока.
- Для слабых учеников – описать занятия наших предков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие: " Система упражнений. Неравенства и системы неравенств".
В данном пособии предложена система упражнений с решениями по теме: "Неравенства и системы неравенств" для учащихся 10-11 классов....
Урок по алгебре в 9 классе по теме "Решение неравенств второй степени с одной переменной" по ФГОСам
Класс 9Тема урока "Решение неравенств второй степени с одной переменной" Тип урока и его структураУрок «открытия» нового знанияСтруктура урока «открытия» нового знания1)э...
Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 8 класса теме: «Квадратные неравенства»
ФГОС ООО при обучении учащихся 8 класса ...
Тема 6. АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА. КВАДРАТНЫЕ НЕРАВЕНСТВА. РАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА ВЫСШИХ СТЕПЕНЕЙ. ДРОБНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...
Итоговый контроль по темам № 6,7: «Алгебраические неравенства. Квадратные неравенства. Рациональные неравенства высших степеней. Дробно-рациональные неравенства. Неравенства с модулем. Иррациональные неравенства»
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...
Тест по темам « Решение уравнений и их систем», «Решение неравенств и их систем» и «Решение уравнений, неравенств, систем неравенств с модулем».
Задания теста соответствуют содержанию учебника «Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев , Н. Г. Миндюк , К. И. Нешков , И. Е. Феоктист...
Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 9 класса теме: «Решение уравнений и неравенств с одной переменной»
Материал содержит:теоретические основы обучения теме «Решения уравнения и неравенства с одной переменной»;методические рекомендации обучения теме «Решение уравнения и неравенства с одной перемен...