Экономическое развитие России в начале XX века
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Варюшин Артём Викторович

Конспект урока по теме Экономическое развитие России в начале XX в

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка конспекта урока по теме:

Тема урока: экономическое развитие России в начале XX в.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: объяснить учащимся основные принципы экономического развития России в начале XX в.

Учебная задача: ответить на вопрос: принесла ли (или могла ли принести) модернизация ощутимую пользу России?  

Противоречие: готова ли Россия к капиталистическому пути развития?

Подзадачи:

- к какому «эшелону» капиталистического развития можно отнести Россию или она имеет свой самобытный путь экономического развития.

- индустриализация Витте и модернизация Столыпина – это единственные выходы в тогдашней ситуации?

Цели: образовательная: усвоение знаний учащимися о характере экономики России, основных принципов капиталистической модернизации.

воспитательная: воспитание чувств социальной значимости и выработка ценностей капиталистического общества.

развивающая: развитие исторического мышления и воображения, памяти.

План урока:

1. Эшелоны развития.

2. О необходимости модернизации.

3. Модернизация в условиях царизма:

А) С.Ю Витте и его реформы.

Б) П.А. Столыпин и его реформы.

Конспект урока:

1. История любой страны уникальна, неповторима. Но возможно ли тогда понять историю той или иной страны? Не остается ли нам только знакомство с различными фактами? Не воскликнуть ли вслед за русским поэтом Ф. И. Тютчевым:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Но почему же России такая честь? Нисколько не хуже звучит, например, «умом Канаду не понять...» или «умом таджиков не понять...». Может быть, разница между «понять» и «верить» не столь существенна, как кажется на первый взгляд?

Да, каждая страна имеет свои особенности. Но, возможно, есть и что-то общее у разных стран?  Поскольку речь будет идти об эпохе капитализма, то присмотримся к его развитию в некоторых странах. Давно замечено, что среди них можно выделить несколько групп в зависимости от особенностей развития капитализма. Ученые называют такие группы эшелонами.

Эшелоны капиталистического развития

Первый эшелон. Что отличало в начале XX в. США, Англию и Францию от Германии, Италии, Японии? Первая группа стран (первый эшелон) находилась на более высоком уровне развития капитализма. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что облегчало данный процесс в XVII — XIX вв., уничтожало самым решительным образом феодальные препятствия на его пути? Ответ очевиден — буржуазные революции.

Но почему они произошли именно в этих странах? Первый эшелон вступил на путь капиталистического развития достаточно рано. В Англии и Франции капитализм вызревал медленно и долго. В недрах феодального общества этот процесс шел стихийно, снизу. Постепенно изменялись производительные силы, развивалась экономика, становились другими быт и нравы, созревали все или большинство предпосылок для перехода к буржуазному обществу. Именно в странах первого эшелона мы сталкиваемся с классической ситуацией конфликта производительных сил и производственных отношений, разрешаемого через революцию. Для нее все созрело, и она не могла не произойти.

После буржуазной революции идет свободное развитие капитализма, который проходит последовательно, без пропусков и деформаций, определенные фазы: свободной конкуренции, монополистического и государственно-монополистического капитализма.

В ходе длительного развития формируется правовое государство, в котором главенствует Закон, существует правовая независимость человека от власти, сама власть подчинена Закону. В таком обществе действуют нормы демократии, а граждане получают доступ к власти через систему выборов. Итак, время вступления на путь капиталистического развития – раннее; направление развития – изнутри, снизу; характер – эволюционный; уровень – высокий.

Второй эшелон. Теперь присмотримся к развитию капитализма в Германии, Италии, Японии. Они сравнительно поздно вступили на капиталистические рельсы. В Германии и Италии объединение страны, а следовательно и формирование условий эго развития капитализма, завершилось в 60—70-е гг. прошлого века, тогда же произошёл и резкий перелом в развитии Японии.

Но, тот, кто позже начал, неизбежно отстает. Отставание же грозит обернуться превращением во второстепенную державу по сравнению с той, которая ушла вперед. Значит, речь идет о большом влиянии внешнего фактора на ход и характер капиталистического развития стран второго эшелона. Давление внешнего фактора заставляет догонять ушедших ранее и ускорять развитие.

Однако не все экономические и иные предпосылки созрели для необходимого скачка. В странах второго эшелона буржуазные революции в XIX в. либо потерпели поражение, либо остались незавершенными. Поэтому буржуазия к началу XX в. сумела установить здесь свое господство и делила власть с дворянством, занимая подчиненное положение. Она была не способна управлять обществом с многоукладной экономикой (уклад — система хозяйства, отличающаяся от других формой собственности на средства производства, а значит, и особой системой производственных отношений). Раз буржуазия еще не может, а дворянство уже не в состоянии играть роль цементирующего фактора и контролировать всю жизнь общества, то эту функцию выполняет государство. Итак, время вступления на путь капиталистического развития — позднее; направление развития — в основном изнутри, сверху и снизу; характер — догоняющий, революционный; уровень — средний. Следует отметить, что ко второму эшелону можно отнести страны Центральной и Юго-Восточной Европы, Испанию и некоторые другие. Учтем, что к началу века Германия уже превзошла средний уровень, но по остальным показателям оставалась во втором эшелоне.

Третий эшелон. Страны третьего эшелона начинают отсчет истории капитализма с XIX — первой половины XX в. Это страны позднейшего капиталистического развития. Они безнадежно отстают не только от первого, но и от второго эшелона. Если их расположить в порядке понижения уровня развития капитализма, то получится такая картина: Латинская Америка, Азия, Африка. В них внешние факторы играют решающую роль. Поэтому и характер развития не только догоняющий, но и зависимый.

Что это значит? Капитализм в этих регионах, как правило, не вызревает на собственной основе, а привносится извне. Такой процесс начинается еще в период Великих географических открытий. Извне (из центров империализма) внедряются производительные силы и соответствующие им производственные отношения, следовательно, и более высокие формы капитализма. Но такое «развитие» не уничтожает зависимость, а постоянно воспроизводит ее. Речь идет не о политической или экономической подчиненности, хотя и она присутствует как внешнее проявление более глубокой всепроникающей зависимости. Суть вот в чем. Сдвиги, которые происходят в странах третьего эшелона, являются результатом изменений в центрах империализма, из которых поступают все импульсы. Поэтому внутренние закономерности развития стран третьего эшелона деформируются, зависимость выступает в качестве силового поля, поддерживающего докапиталистические уклады, воспроизводящего отсталость и зависимость. Разрыв между центрами и эшелоном с середины XIX в. растет стремительно.

Множество укладов оказываются изолированными друг от друга, между ними практически отсутствуют всякие связи.

Местные правящие классы, вступая в сотрудничество с империалистическими державами, не только облегчают проникновение извне капиталистических отношений, но и способствуют их насаждению сверху. В итоге время капиталистического развития — позднейшее; направление — извне, сверху; характер — догоняющий, зависимый; уровень — низкий.

Куда же отнести Россию? Или она-то и будет за рамками эшелонов?

ЗАДАНИЕ. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо познакомиться с фактами. Попробуйте на основе их анализа определить место, которое занимала Россия к началу XX в. в системе капиталистических стран, и, самое главное, объясните свой выбор. Вспомните, как и почему проводились реформы 60-70-х годов прошлого века.

1. Удельный вес основных капиталистических стран в мировом промышленном производстве (%).

Страна

1870г.

1900г.

1913г.

США

23

31

36

Англия

32

18

14

Франция

10

7

6

Германия

13

16

16

Россия

4

5

6

2. К 1910г. от общего числа рабочих было занято (%).

Отрасль

Россия

Германия

Текстильная и пищевая промышленность

43

23

Горная, металлургическая промышленность, машиностроение

35

45

3. 70% железных дорог и около четверти крупнейших предприятий в России принадлежали государству.

4. Если принять среднюю мировую урожайность (шесть главных сельскохозяйственных культур) за 100, то накануне первой мировой войны она была в Бельгии — 221, Германии — 179, Франции — 123, США — 108, России — 75.

5. Доля иностранного капитала в российской промышленности к началу XX в. составляла 36%, три четверти фондов отечественных банков контролировал иностранный капитал, на заграничную технику приходилось свыше 60% стоимости всего промышленного оборудования.

6. Иностранные капиталы направлялись на развитие промышленности, работавшей на внутренний рынок и удовлетворявшей потребности страны.

   К началу века в США, Англии, Франции и Германии имелись конституции; в 1890г. появилась в Японии. В России конституции не было.

2. Из приведенных  в предыдущем вопросе фактов очевидно отставание России, а следовательно, необходимость ускоренного развития страны. На первый взгляд к началу века темпы роста были превосходны: по промышленной продукции на душу населения — около 3% в год, по населению — 1,8%. Для сравнения — в Германии эти показатели составляют 2,5 и 1,4%, а в США — 3,2 и 1,9% соответственно. Некоторые российские экономисты того времени и современные публицисты полагают, что перед страной открывались блестящие перспективы экономического развития. Можно ли согласиться с этим оптимистическим прогнозом? Достаточно ли данных только о темпах роста? Может быть, какие-то факторы и факты не учитываются?

Есть ведь еще одна проблема, пожалуй, не менее важная, чем вопрос о темпах. Речь идет о качестве роста и направлении развития, его возможных путях и выборе того или иного варианта.

Конечно, спустя десятилетия после описываемых событий, зная, что и как произошло, мы можем говорить, что все «тогда» было ясно, но это не так. Хотя сила исторического процесса толкала страну на капиталистический путь, большинство тех, от кого зависел выбор того или иного варианта этого пути, верило в самобытность и исключительность России. Лишь отдельные представители правящих кругов сознавали закономерность развития в стране капиталистического строя. Среди них был С. Ю. Витте, министр финансов, а позднее премьер-министр царского правительства. «Многие, — отмечал он, — склонны смотреть неблагоприятно на переход к капиталистическому строю, но устранить фактов нельзя. Они — мировой закон». Витте считал, что Россия должна продвигаться, как по рельсам, вслед за Западной Европой, не отступая ни на шаг в сторону: сойти с капиталистического пути — значит потерпеть крушение. Но так полагало меньшинство администрации. Один из высших сановников империи, государственный секретарь (позже министр внутренних дел) В. К. Плеве, возражая Витте, заявлял: «Россия имеет свою отдельную историю и специальный строй ...имеется полное основание надеяться, что Россия будет избавлена от гнета капитала и буржуазии и борьбы сословий».

ЗАДАНИЕ: Подумайте: можно ли согласиться с Витте? Так ли уж не прав Плеве? Что могло послужить основанием для его точки зрения? К какому варианту капиталистического развития была близка Россия? Почему?

3. ? Вспомните, что такое модернизация. Каковы особенности российского модериизационного

       процесса?

      А). Реформы С.Ю. Витте

Со второй половины XIX в. (Великие реформы) царское правительство выбрало рынок как основной социально-экономический механизм. До этого элементы капиталистических отношений были зависимы от государства и не несли системного характера.

Ускоренная модернизация русской экономики конца XIX — начала XX в. была связана с именем С.Ю. Витте. Надо иметь в виду, что модернизация могла проходить как под действием рыночной стихии, так и при ограничении рыночных законов государственным вмешательством. С.Ю. Витте выступал за государственное вмешательство в экономику, полагая, что лишь концентрация всей мощи самодержавного государства, максимальная централизация управления позволят в кратчайший срок осуществить индустриализацию и ликвидировать разрыв между Россией и  ушедшими вперед странами. Американский бизнесмен Р.Джекобсон пишет (1904 г.); «Никогда, быть может, в истории человечества деятельность правительства в чисто промышленной области не была более широкой и всеобъемлющей, чем за последний период русской истории. Русское правительство с помощью центрального государственного банка контролирует финансовое положение страны. Оно владеет и управляет 2/3 всей железнодорожной сети и 7/8 телеграфов; почти 1/3 всей земли и 2/3 лесов находится в его непосредственном заведовании. Оно владеет наиболее ценными рудниками и обрабатывает на своих заводах продукты, добытые из этих рудников. Оно продает все спиртные напитки, потребляемые населением, скупает весь спирт, необходимый для народного потребления».

Какие меры использовал С.Ю. Витте для модернизации российской экономики? Внутренние (монополия государства на продажу спирта (водки, вина), усиление налогообложения) и внешние (вывоз хлеба, привлечение иностранного капитала в промышленность и транспорт). Вспомним, что для получения необходимых средств Витте ввел в 1894 г. государственную водочную монополию, а во второй половине 90-х гг. резко повысил косвенные налоги. Выросли доходы и от госсектора экономики. Все это дало возможность стабилизировать рубль и установить в 1898 г. золотое денежное обращение. Для защиты российской промышленности от конкуренции Запада расширялась таможенная система, увеличивались таможенные пошлины.

Заполните таблицу:

Мероприятия внутреннего порядка

Мероприятия внешнего порядка

1.

1.

2.

2.

На рубеже веков ходила шутка, что русская железнодорожная сеть строится на деньги от берлинских кухарок. Сам же С.Ю. Витте считал, что иностранный капитал для России — это «лекарство против бедности» и говорить об экономической оккупации России, о распродаже русских богатств «равносильно слепоте: это не знать своей ее великой истории, не верить в себя и свои великие силы», ведь «ничто в мире не дается даром, и, чтобы создать свою промышленность, страна должна нести известные жертвы...»

Задание 1: Что мешало российской индустриализации в конце XIX —  начале XX в.? Заполните таблицу.

Экономические препятствия

Социальные препятствия

Политические препятствия

Культурные препятствия

Задание 2: Почему в конце XIX — начале XX в. иностранные предприниматели достаточно активно вкладывали свои капиталы в русскую промышленность и транспорт, а в конце XX в. они не склонны к инвестициям в российскую экономику?

Индустриализация, по мнению Витте, требовала дальнейших шагов: доведения до конца аграрной реформы, реформы государственного устройства и др.

Задание 3: Вспомните, завершился ли в России к началу XX в. аграрный переворот? И если нет,  что этому мешало?

Малоземелье русских крестьян было условным. У большей части русских крестьян было достаточно земли по общеевропейским меркам: прусские, тем более японские крестьяне с таким количеством земли считались бы богачами. Среди ученых-аграрников начала века существовало мнение, что надо не увеличивать крестьянские наделы, а улучшать способы ведения хозяйства. Однако этому мешала сельская община, чересполосица: на полосах сей то же, что все, собирай со всеми, иначе выпущенный на поле скот потопчет твою полосу.

Задание 4: Почему сельская община мешала прогрессу как в сельском хозяйстве, так и в промышленности?

    Б).  Экономические реформы П.А. Столыпина

До 1905 г. внедрение рыночных отношений было осторожным (сохранение общины), после 1905 г. правительство перестает поддерживать процесс «саморазваливания» общины.

3 ноября 1905 г. царским указом выкупные платежи в 1906 г. сокращались вдвое, а с 1907 г. отменялись.

Реформа П.А. Столыпина стала продолжением модернизационных процессов, стимулированных индустриализацией С.Ю. Витте. Столыпин настаивал на необходимости проведения реформ: аграрной, местного управления и суда, по вопросам вероисповеданий, образования, рабочего законодательства. Их конечная цель — Великая Россия.

Экономическая реформа предусматривала обеспечение экономического процветания страны, увеличение сельскохозяйственного производства для обеспечения страны продовольствием, а промышленность сырьем, гарантию рынка сбыта для товаров промышленности.

Главное — разрушить общину. Столыпин понимал, что его реформа — «последнее звено в деле раскрепощения нашего землевладельческого класса». Сознавая необходимость быстрого решения аграрного вопроса, Столыпин решил ускорить экономические процессы путем государственного вмешательства. Но из общины вышли лишь 25% крестьян, т. е. большинство из тех, кто уже ранее ушел на заработки в город. Не удалась в целом и переселенческая политика. Кто хотел, тот уехал за Урал и покинул общину ранее, а основная масса с места не тронулась, надеясь на черный передел. Пережив пик переселения и выхода из общины в 1908—1909 гг., перестроечные процессы стали затухать еще до 1911 г., когда был убит Столыпин.

Задание 1: Вспомните условия выхода крестьян из общины. Что такое «хутор» и «отруб»? Каковы были цели переселенческой политики?

Задание 2: Каковы итоги аграрной реформы? Почему Столыпин стремился не трогать помещичье землевладение?

Существуют различные оценки реформы Столыпина.

«Реформа удалась», и если бы не смерть Столыпина, не мировая война, то имелись шансы предотвратить революцию 1917 г.

«Аграрная революция не состоялась», так как ни на одном из направлений Столыпин не достиг поставленных целей.

Задание 3: Ваше мнение по этому вопросу.

Домашнее задание: Тест:

Экономическое развитие России

1. В начале XX в. Российская империя занимала первое место в мире по:

а) объему национального дохода;

б) темпам прироста национального дохода;

в) производству промышленной продукции на душу населения.

2. Характерными особенностями экономического развития Российской империи в начале XX в. являлись:

а) ведущая роль государственного регулирования в экономической жизни страны;

б) широкое привлечение иностранного капитала;

в) значительные масштабы вывоза капитала из страны;

г) высокий уровень концентрации производства;

д) преобладание промышленного производства над сельскохозяйственным.

3. Быстрая монополизация экономики России объяснялась:

а) возможностью   развития   капитализма «вширь»;

б) изначально высоким уровнем концентрации производства;

в) разрушительным характером экономических кризисов.

4. Особая заинтересованность России в привлечении иностранных капиталов была вызвана:

а) чрезмерно высокими государственными расходами;

б) преобладанием аграрного сектора в экономике;

в) стремлением к интеграции в мировую экономику.

5. Характерными особенностями развития сельского хозяйства в России в начале XX в. являлись:

а) преобладание общинного крестьянского землевладения;

б) широкое развитие фермерских хозяйств;

в) крестьянское малоземелье;

г) рост товарности крестьянских хозяйств;

д) аграрное перенаселение;

е) быстрый переход помещичьих хозяйств на капиталистические рельсы.

6. Российская армия была по численности самой большой в мире, так как:

а) Россия стремилась к территориальным захватам;

б) России постоянно угрожали соседние государства;

в) геостратегическое положение страны было уязвимым.

7. В начале XX в. доля промышленности в национальном доходе составляла:

а) 28%;

б) 51%;

в) 9%.

8. Доля российского населения, проживавшего в начале XX в. в городах, равнялась:

а) 40%;

б) 25%;

в) 18%.

9. В начале XX в. свыше 1 млн. человек проживало в:

а) Петербурге;

б) Москве;

в) Киеве;

г) Одессе.

10. В России иностранные инвесторы предпочитали вкладывать деньги в:

а) сельское хозяйство;    

б) легкую и пищевую промышленность;

в) тяжелую индустрию.

11. Денежная реформа в России была проведена в:

а) 1897 г.;

б) 1905 г.;

в) 1914 г.

12. Главное содержание денежной реформы С. Ю. Витте состояло в:

а) понижении золотого содержания рубля (девальвации)?

б) изменения нарицательной стоимости денежных знаков (Деноминации);

в) установлении золотого эквивалента рубля.

13. «Оскудением центра» современниками было названо:

а) отсутствие в Центральной России богатых залежей полезных ископаемых;

б) низкий прирост населения в центральных районах России;

в) понижение уровня товарности крестьянских хозяйств в центральных губерниях России.   ,

14. Идея введения в стране винной монополии принадлежала:

а) Николаю II;

б) С. Ю. Витте;

в) П. А. Столыпину.

15. Тульский оружейный завод:

а) входил в состав концерна «Путиловские заводы»;

б) был частным владением семьи Кноппов;

в) являлся государственным предприятием.

16. Первая трамвайная линия в Москве была введена в действие в:

а) 1895 г.;

б) 1907 г.;

в) 1910 г.

17. Укажите, какие термины соответствуют следующим определениям:

а) процесс повышения роли городов в развитии общества, сосредоточения в них промышленности и населения;

б) общество, в котором достигнут высокий уровень развития крупного промышленного производства и соответствующих ему социальных И политических отношений;

в) роспись (смета) денежных доходов и расходов государства на определенный период;

г) доход, получаемый владельцем акции, часть прибыли акционерного общества;

д) долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики.

а) Государственный бюджет; б) дивиденды;

в) индустриальное общество; г) инвестиции;

д) урбанизация.

Ответы:

1. б;  2. а, б, г;  3. б;  4. а;  5. а, в, д;  6. в;  7. а;  8. в;  9. а, б;  10. в;  11. а;  12. в;  13. в;  14. б;  15. в; 16. а;  17. а-д, б-в, в-а, г-б, д-г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Экономическое развитие России в начале 20 века". 9 класс

Сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XXвека, связанных со спецификой российского типа модернизации....

Экономическое развитие России в начале XX в.

План урока по истории России для 9 класса по теме "Экономическое развитие России в начале XX в."...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).

Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).  На уроке предполагается изучение  нового м...

Экономическое развитие России в начале XVIII века

Экономическая политика Петра I, нововведения и итоги....

Экономическое развитие России в начале ХХ века

экономическое развитие России...

"Экономическое развитие России в начале 17 века."

Урок изучения нового материала....

Презентация к уроку по Всеобщей истории 9 класс (учебник под редакцией Искендерова): Экономическое развитие в XIX – начале XX века

В презентации подробно описаны социально-экономическое положение в Европе, даны фотографии и тд...