Урок истории для будущих пятиклассников
план-конспект урока по истории на тему

Шатковская Марина Анатольевна

В методической разработке учитель знакомит ребят с новым предметом ИСТОРИЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_dlya_budushchih_pyatiklassnikov.doc324 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1. Введение в историю древнего мира

Цели:

  1. Дать представление об истории как науке.
  2. Ответить на главный вопрос: ”Для чего нужно изучать историю?”
  3. Дать представление об источниках исторической информации, помогающих воссоздать картины прошлого в сознании людей.
  4. Начать формирование навыков работы с историческими источниками.

Оборудование урока: историческая карта, учебник, экран, доска

На доске:

Картинки Египта

История – наука о развитии человечества в прошлом и настоящем.

Геральдика - наука, изучающая гербы.

Нумизматика - наука, которая занимается изучением монет.

Археология – наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.

- Здравствуйте ребята! Меня зовут, Марина Анатольевна. Я очень торопилась к вам, растеряла и уронила все бумаги и совсем забыла, что за предмет я буду у вас вести. Помогите мне, пожалуйста, вспомнить. Поможете?

-Да.

-Обратите своё внимание на доску, видите рассыпанные буквы? (СИРИОЯТ)

Вам необходимо мне помочь и составить из них слово. Какое же слово здесь спряталось?

-История.

-Молодцы, правильно, ребята. В 5 классе мы с вами будем знакомиться с таким предметом как история.

-А что такое история?

Показать на доску!

-Это наука о развитии общества в прошлом и настоящем.

План работы на уроке (зачитать).

- В 5-ом классе мы с вами начнём изучать всемирную историю. Посмотрите на экран – может картинки подскажут вам, что мы будем изучать в 5 классе.

Мы будем изучать историю Древнего мира – первая часть всемирной истории, которая изучает первобытность, Древний Восток, Древнюю Грецию, Древний Рим.

- Посмотрите на экран. А как вы думаете, кто изображён на экране?

-Богиня, принцесса и тд.

-Это, ребята, муза и богиня истории Клио, которая будет нам сопутствовать и  помогать  в изучении истории древнего мира.

-А скажите мне, пожалуйста, любите ли вы все тайны и секреты?

-А разгадывать их?

-Тогда, может, взглянув на экран, вы мне подскажете, кто  на нем изображён?

-Шерлок Холмс.

-Правильно ребята. А кем он был?

- Сыщиком.

-Да, он был очень умным и опытным сыщиком. Вот и мы с вами в 5 классе побудем в роли сыщиков, будем: разведывать что-то необычное и разгадывать тайны и секреты истории древнего мира.

- Какие птицы изображены на экране?

- Гуси.

- Правильно, это гуси. А представляете гуси когда-то спасли Рим от нашествия врагов.(Прочитать со слайда)

- А это что?

- Яблоко.

- А слышали ли вы такое выражение как «Яблоко раздора»?

- Это выражение дошло до нас из древней мифологии. И означает оно причину конфликта, ссоры, спора, предмет раздора.

- А что изображено сейчас на экране, как вы думаете?

- Деревянный конь.

- Это Троянский конь, и был он сделан из дерева. Но это был необычный  деревянный конь. 

Большую роль Троянский конь сыграл в Троянской войне. Ахейцы, осаждавшие Трою, сделали вид, что уходят, и оставили огромного деревянного коня, в котором спрятались ахейские воины. Троянцы решили, что это дар богам, и ввезли коня в свой город. Ночью из коня вышли воины и открыли ворота города остальному войску. И погибла великая Троя.

 С тех пор, выражение Троянский конь означает опасный дар, дар врагу с целью его погубить.

О важности изучения истории говорили люди разных времен.

Оратор Древнего Рима Цицерон называл историю «учителем жизни», потому что не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда оставаться ребенком.

- А вы хотите остаться навсегда маленькими детьми? Конечно, нет. Вы вырастите взрослыми, умными, самостоятельными, ответственными.

- Ребята, зачем изучать историю? (Чтобы знать предков, культуру, обычаи… А в каком государстве мы живем?)

Вопрос: Вспомните, что же изучает эта наука - история?

История - это наука о развитии человечества в прошлом и настоящем.

Что же значит знать историю?

Это значит отвечать на вопросы: когда? где? почему? 

Откуда мы знаем о первобытных людях?

Отвечать на эти вопросы о прошедших событиях помогают помощницы истории (слайд): археология, антропология, хронология, нумизматика, геральдика, этнография, лингвистика, топонимика и другие.

Учитель: Ничто в истории не исчезает бесследно. Человек оставляет на земле множество свидетельств своей деятельности. Все, что он говорит или пишет, что он изготовляет, все, к чему прикасается, дает нам сведения о нем. Подумайте, откуда мы можем узнать о жизни людей в далеком прошлом? Благодаря тому, что осталось с тех давних времен, а это: старые камни с надписями, пожелтевшие листы бумаги с непонятными знаками-буквами, клад монет, старинные мечи, шиты с изображением гербов, разбитые черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое. Все это «следы» прошлого. Ученые их называют историческими источниками.

Все, что дошло до нас и служит материалом для изучения прошлого.

Все исторические источники делятся на 3 большие группы: вещественные, устные и письменные.

Вопросы:

- Как вы думаете, какие источники (их называют также памятниками истории) археологи добывают из земли? (Вещественные, изредка письменные)

-По каким из них изучают жизнь первых (древнейших) людей? Почему?

(По вещественным, т.к. человек выделился из живой природы около 3 млн. лет назад, а письменность возникла лишь 5 тыс. лет назад.)

Вопрос: Какие же это могут быть предметы? (Орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, оружие, жилище).

Находки не достаточно обнаружить. Их нужно заставить «заговорить». Для этого ученым важно знать множество мелочей связанных с этой находкой-

Где найдена, как лежала, что находилось рядом, из какого материала сделана и так далее…

Учитель: Человечество существует миллионы лет. Первобытные орудия терялись в пещерах и покрывались землей. Спустя многие годы археологи их находят и изучают.

Одни источники мы можем потрогать руками (вещественные), другие - прочитать глазами (какие? – письменные).

Не сразу появилась бумага. Писали на деревянных дощечках, глиняных табличках, бересте, на бумаге.

Ребята, а чем писали в древности? (писало – заостренная палочка, перо и чернила).

И, наконец, третий вид источников дает нам представление о том, как люди воспринимали себя и окружающий мир, как оценивали происходившие события.

- Ребята, как вы думаете о чем я говорю?

(Это - мифы, былины, легенды, поговорки, пословицы, загадки и т.д., которые из поколения в поколение передавались из уст в уста.)

             Ребята, вы устали? Давайте немного отдохнем.

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз

Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Большое значение на уроках истории играет историческая карта. Исторические карты – это карты по истории разных народов, государства, рассказ о событиях в прошлом. 

Карта помогает построить рассказ. На карте можно увидеть не только местоположение государств, увидеть города, реки, горы, но также на исторической карте можно увидеть места сражений, даты (когда произошло событие), по направлениям стрелочек можно проследить движения войск.

Сегодня к нам в гости пришли ребята, учащиеся 5 класса: Чернышов Рома и Пономарев Костя. Они расскажут вам о первых государствах Древнем Египте и Древней Греции. (на доске карты)  

Спасибо, Костя и Рома. Ребята, это лишь небольшая частичка того, что ребята изучили на уроках истории.

Хочу отметить, что ребята нашей школы ежегодно активно участвуют в международном игровом конкурсе по истории «Золотое Руно». В этом году, например, ученица 9 класса Кинаш София заняла 2 место по России и 1-е в регионе. Учащиеся 5-го класса тоже участвовали в этом конкурсе, хотя Историю России они еще не изучали, но очень постарались. Лиза Матова заняла 1 место по школе среди пятиклассников. Поздравляю и вручаю сертификат. Костя Пономарев и Рома Чернышов заняли 2-е место. Молодцы, ребята!

Находки недостаточно обнаружить, их надо заставить заговорить. И тогда на помощь приходят другие науки.

Давайте повторим, что мы изучили на уроке (история, история древнего мира, исторические источники, исторические карты).

ВИКТОРИНА

  1. Наука о развитии человечества в прошлом и настоящем (история).
  2. Наука, которая занимается сбором информации о различных гербах, их описанием и правилами составления (геральдика);
  3. Наука об измерении времени (хронология).
  4. Наука, которая занимается изучением монет (нумизматика);
  5. Остатки костей, орудий труда, посуды – это какие источники (вещественные)
  6. Книги, письма, берестяные грамоты – источники (письменные)
  7. Мифы, былины, пословицы, поговорки, загадки, сказания (устные).

Эти науки помогут нам в течение учебного года познакомиться с историей человечества с момента его зарождения и выделения из живой, природы во всех уголках нашего мира. Поэтому эту историю называют всемирной, а период, который мы будем изучать, -  историей древнего мира.

- Вот видите,  какие интересные события происходили в древнем мире. Но сегодня я вам рассказала лишь маленькую часть их. Сколько же нам с вами предстоит ещё узнать много интересного.

-Вот и закончилось наше с вами хоть и короткое, но очень приятное знакомство.   Я благодарю вас за хорошую работу и хочу вам пожелать, чтобы вы всегда оставались такими же дружными и активными. 
До свидания, ребята! Удачи вам в 5-ом классе!

Приложение.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям будущих пятиклассников

Все знают как тревожно в сентябре в 5 классе. Адаптация проходит по разному. Почему? Что нужно сделать, чтоб вашему ребёнку стало комфортно в школе... Советы родителям и ребятам....

Напутствия будущим пятиклассникам

В нашей школе 1 сентября проходит линейка-посвящение в пятиклассники.Вчерашние выпускники начальной школы переходят в среднее звено. Их ждёт встреча с новым классным руководителем, новым кабинетом, но...

Рекомендации для родителей будущих пятиклассников

Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни р...

Памятка родителям будущих пятиклассников

Памятка родителям будущих пятиклассников...

Классный час «Давайте познакомимся» (в ходе смотра знаний будущих пятиклассников)

Традиционно в апреле в нашей школе проходит Смотр знаний будущих пятиклассников. Школа у нас опорная, поэтому участие в Смотре принимают и выпускники начальных школ ближайших сел. Этот день позволяет ...

Советы родителям будущих пятиклассников

Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни р...

урок для будущих пятиклассников

материал содержит презентацию и рабочий лист к уроку...