публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
материал по истории на тему

Васильев Владимир Владимирович

      Идеал воспитания личности это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России» (Из ФГОС).

Необходимо, чтобы мы выпускали из школы воспитанную личность, считающуюся с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе, конкурентноспособного, впитавшую в себя систему общечеловеческих ценностей, уважающую права личности и собственности. Я, как учитель, должен четко и конкретно представлять себе - чему на данном уроке хочу научить, с какими знаниями и умениями с моего урока уйдут школьники. Ученикам должно быть интересно, и этот интерес должен достигаться путем применения разнообразных методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ipo_vv.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование информационных технологий в обучении истории и обществознания»

  1. Актуальность и перспективность опыта для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

      Идеал воспитания личности это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России» (Из ФГОС).

Необходимо, чтобы мы выпускали из школы воспитанную личность, считающуюся с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе, конкурентноспособного, впитавшую в себя систему общечеловеческих ценностей, уважающую права личности и собственности. Я, как учитель, должен четко и конкретно представлять себе - чему на данном уроке хочу научить, с какими знаниями и умениями с моего урока уйдут школьники. Ученикам должно быть интересно, и этот интерес должен достигаться путем применения разнообразных методов обучения.

Я понимаю цель изучения истории, как овладение историко-социологическими законами и суммой знаний исторических фактов, необходимых для практической жизни, для умения ориентироваться в социальной среде и социальных процессах. Поэтому в своей работе я уделяю большое внимание именно активным и интерактивным формам обучения. Потому что именно активные методы это есть метод повышения мотивации ученика. Активные методы - активную позицию занимает ученик по отношению к учителю, другим учащимся или индивидуальным средствам обучения (напр. компьютер, учебник, рабочая тетрадь). Интерактивные методы -ученик получает знание в результате взаимодействия с коллективом, группой.

Таким образом, интерактивные методы обучения представляют собой некоторуюразновидность активных методов обучения. Одной из важнейших проблем организации образовательного процесса, обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся,  их соответствия образовательным стандартам является создание системы отслеживания результатов на каждом этапе обучения, у каждого учащегося, по каждой учебной дисциплине.

И как современный учитель я широко использую на уроках ИКТ, т.е. информационно- коммуникационные технологии.

Таким образом, сегодня перед школой поставлены принципиально новые задачи, открылись творческие возможности. Получают широкое распространение многообразные эксперименты, создаются новые модели учебных планов, программ, идет апробация новых учебников. Все это определяет острую потребность более точных, объективных измерителей качества образования.

Задача учителя- историка привить любовь к предмету, к родному краю. Ведь история позволяет лучше узнать мир, историю и культуру своего народа. И чем больше знает человек, тем легче и точнее он ощущает связь времен. В этом осмыслении своей связи с поколениями человек формируется как личность и как гражданин.

Особую роль в этом приобретают инновационные технологии, способствующие максимальной реализации познавательной и творческой активности школьника.  Применение компьютерных технологий обусловлено необходимостью поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Это направление, способствующее повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала,    очень актуально на современном этапе.

Образованный человек, легко ориентирующийся в изменяющемся обществе, быстро осваивающий новые сферы деятельности, обладающий высоким уровнем толерантности, способный проанализировать любую ситуацию, оценить ее и принять соответствующее решение - это гражданин современного общества. Уровень развития общества, на сегодня, требует высокообразованных специалистов, людей творческих, способных к свободному мышлению. Это ставит перед педагогикой задачу выработать методы для развития такой конкурентно-способной личности. В последнее время эта задача успешно решается с помощью разработки и внедрения в образовательный процесс различных информационных технологий.

2.     Условия формирования ведущей идеи опыта

(возникновение и становление педагогического опыта)

В современном информационном обществе один из перспективных подходов связан с внедрением в школьную практику различных нетрадиционных форм обучения, на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды, сущность которых состоит в нацеленности на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие, их мысли, умения самостоятельно ставить и решать сложные познавательные задачи. 

Целесообразно в качестве одной из форм активизации мыслительной деятельности на уроках истории и обществознания применять различные информационные технологии и электронные ресурсы, использование которых на занятиях определяется различными факторами, например, темой и задачами конкретного урока, особенностями и возможностями имеющихся учебных программ и технических средств. Это поможет реализовать идею повышения мотивации к обучению, и компьютер станет важным инструментом исследования, источником дополнительной информации, способом самоорганизации труда и самообразования, способом расширения зоны индивидуальной активности ученика.

Концептуальной основой инновационного подхода  является применение компьютерных технологий в работе с учениками, как в урочное, так и внеурочное время.

Использование компьютерных технологий  имеет целый ряд преимуществ перед традиционными уроками:

–  разнообразие форм подачи учебного материала;

–  автоматизация контроля знаний;

–  большая степень наглядности;

–  открытость для внесения изменений в процессе эксплуатации.

– создание условий для более глубокого и качественного усвоения учащимися;

–  участие в конкурсах различного уровня.

         Использование компьютерных технологий на уроках:

– усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся; 

– позволяет проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровнях, обеспечивает наглядность, позволяет привлекать большое количества дидактического материала; 

– в 1,5-2 раза повышает объем выполняемой на уроке работы; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (фактически индивидуализацию);

– расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует потенциал и навыки исследовательской работы;

– обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

В целом все это способствует повышению, как качества образования, так и эффективности научно-исследовательской работы школьников.

  1. Теоретическая база опыта

         Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования — улучшения качества обучения, увеличения доступности образования, обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.

Теоретическая база опыта опирается на многочисленные исследования инновационных подходов к обучению, содержащих элементы компьютерных технологий. В частности, в Республике Саха (Якутия) проведен ряд научно-практических конференций по использованию информационных технологий в образовании, опубликовано большое количество методических указаний в помощь учителям.

 Как организовать урок  в школе? Как заинтересовать учащихся? Подобным вопросом задаются многие педагоги, и я в том числе, и каждый находит какое-то свое решение. Высокоэффективным творческим методом, реализующим разнообразные формы развития воспитания и обучения, на мой взгляд, является применение компьютерных технологий. Такой способ организации учебной деятельности позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность.

Современный урок требует от учителя владения техническими средствами обучения — использование на уроках компьютера, создание  мультимедийных презентаций — всё это позволяет расширить рамки урока, делая процесс обучения более эффективным и продуктивным.

В нашей школе созданы комфортные условия для внедрения ИКТ  в учебно-воспитательный процесс. Кабинеты оснащены компьютерами, подключенными к локальной сети с выходом в Интернет, мультимедийными проекторами, установлены интерактивные доски.   Ресурсы кабинетов используются учителями  и учащимися  в следующих направлениях: - подготовка к урокам с использованием современных инновационных методов представления информации; - проведение интегрированных уроков, тестов, практикумов; - использование ресурсов Интернет для поиска информации, ориентированной на запросы учащихся. В своей работе я использую готовые программные продукты: «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия»,  интернет-ресурсы (коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/, видео-урокиhttp://interneturok.ru/ru  ), текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала. 

4. Технология опыта

Повышение качества обучения учащихся истории и обществознании с применением информационных технологий, развитие  познавательного интереса и логического мышления, развитие ученика как личности  за счет использования элементов компьютерных технологий  в учебном процессе.

 Формирование активной личности в образовательном поле ФГОС, способной к самоопределению и  самореализации в современном обществе. Формирование компетентности в сфере самостоятельной  познавательной деятельности; совершенствование навыков исследовательской деятельности и умения извлекать нужную информацию из различных источников.

Применение ИКТ на уроках истории дает возможность: представить более наглядно разнообразный биологический материал; работать с интерактивными таблицами;   выполнять тестовые задания разного уровня.  Демонстрация учебных фильмов способствует расширению кругозора учащихся.

Информационные  средства  обучения помогают в решении следующих дидактических задач:

- усвоить базовые знания по предмету;

 - систематизировать полученные знания;

 - сформировать навыки самостоятельной работы;

- сформировать навыки самоконтроля;

- сформировать мотивацию к обучению в целом и к биологии в частности;

 - обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации.

Анализ результативность опыта

1) положительная динамика результатов по предмету; процент качества знаний обучающихся по итогам внешнего мониторинга 88%

2) использование ИКТ на занятиях существенно повышает эффективность работы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ;

3) использование ИКТ обучающимися при составлении докладов, рефератов, исследовательских работ, презентаций к урокам;

4) участие и победы в конкурсах исследовательских проектов различного уровня:

5) участие и победы воВсероссийской олимпиаде по истории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...