Методическая разработка урока истории "Родовые общины собирателей и охотников".
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
Разработка урока истории в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока истории "Родовые общины собирателей и охотников". | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока истории
"Родовые общины собирателей и охотников".
Учитель: Кыркалов Николай Иольевич
Класс: 5
Учебный курс: Всеобщая история. История Древнего мира.
Раздел: Жизнь первобытных людей.
Тема: Первобытные собиратели и охотники.
№ урока по плану: 4
Дата проведения: 15 сентября 2016 г.
Базовый учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс /М. «Просвещение» 2012.
Тема урока: "Родовые общины собирателей и охотников"
Данный урок является вторым уроком в теме «Первобытные собиратели и охотники»
Содержание темы урока: Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.
Основные понятия, изучаемые на уроке: ледник, мамонт, охота, рубило, каменный наконечник, лук и стрелы, гарпун, родовая община, сородичи.
Цель урока: познакомить с расселением древнейшего человека, условиями жизни и заня-
тиями первобытных людей, описать портрет древнейшего человека, объяснить, чем занимался, какими орудиями труда пользовался.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями: собирательство, охота, родовая община.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Исследовать с помощью исторической карты географию расселения первобытных людей.
Называть и характеризовать новые изобретения человека для охоты; новые способы охоты.
Разрабатывать сценарий охоты на крупного зверя.
Выделять признаки родовой общины
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: учебник, рабочие тетради, доска на задней стене кабинета
План урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УДД |
1.Организационный этап | Приветствует учащихся. Настраивает на работу. | Настраиваются на работу | Уметь организовываться к работе |
2. Проверка домашнего задания | Организует опрос учащихся по вопросам к параграфу учебника. | Отвечают на вопросы учителя, оценивают ответы одноклассников. | Умение оценивать выполнение заданий учащимися. |
3.Этап мотивации и целеполагания | Прошли сотни тысяч лет, на земле началось похолодание. Зимы стали длинными и морозными. В горах образовались огромные ледники – многометровые толщи льда (запись в тетрадь). Огромный ледяной панцирь накрывал землю шаг за шагом. К югу от кромки ледника протянулись холодные степи, напоминающие современную тундру. Теплолюбивые животные вымерли либо ушли на юг в теплые части Азии и Африки. Появились слоны с длинной рыжей шерстью – мамонты (запись в тетрадь), сильные и огромные животные, охотиться на которых было очень трудно и опасно. Нашим предкам угрожало вымирание, они должны были спрятаться в Африке, на своей родине. Но нет, люди не только выжили во время ледника, но и заселили территории с более холодным климатом, проникли в Европу, Азию, Америку, Австралию. Учитель: Животные вымерли, а люди нет. Почему? Предположите, как же им это удалось? Проблема урока: Мы не знаем, что помогло людям выжить? Учитель: Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему? Цель: выяснить, почему это произошло? Учитель: Что нам может помочь в этом? Средства: учебник, рассказ учителя, интернет… Действия: что нужно сделать для решения проблемы? | 1.Ученики смотрят слайд презентации и записывают в тетрадь определения 2.Ученики вместе с учителем формулируют противоречие (животные вымерли- люди выжили), выдвигают версии ответа на поставленный учителем вопрос, формулируют проблему урока, цель урока, средства, необходимые для достижения цели урока и действия. | Коммуникативные УУД. Уметь строить речевые высказывания. Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы. |
4.Этап изучения блока новой учебной информации. | Тема урока “Родовые общины охотников и собирателей” Чтобы правильно ответить на этот вопрос Что помогло людям выжить в суровых условиях?», поработаем с учебником Инструкция учителя на слайде презентации 1 группа: параграф 2 пункт 1 ( с. 12. - Новые орудия и способы охоты. 2 группа: параграф 2 пункт 2 – Родовые общины. 3 группа: параграф 2 пункт 3 – Лук и стрелы. Прочитайте текст пункта учебника и обсудив в парах, ответьте на вопрос: что помогло первобытным людям выжить в суровых условиях? | Ученики записывают тему урока в тетрадь. Получают инструкцию по работе от учителя и самостоятельно работаю с учебным материалом, отвечая на вопрос: что помогло первобытным людям выжить в суровых условиях. | Познавательные УУД. Уметь находить достоверную информацию, необходимую для решения учебной задачи. Уметь добывать новые знания используя текст учебника. Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой. Коммуникативные УУД. Уметь работать в парах. Регулятивные УУД. Уметь применять свои знания на практике. |
5.Этап осмысления и применения знаний и способов деятельности. | Учитель заслушивает ответы учеников, дополняет их ответы, сопровождая рассказ слайдами презентации, а также выполняя фронтально с учащимися задания на применение полученных знаний. Решение проблемы: Что же помогло людям выжить в тяжелых условиях? - приспособление к природе (огонь, одежда, пещеры); - новые изобретения (орудия труда, способы охоты); - взаимопомощь (родовые общины) | Ученики поработав с текстом учебника и обсудив этот вопрос в парах, формулируют ответы на поставленный учителем вопрос. В ходе ответов учащихся и дополнений учителя записывают определения в тетрадь, отвечают на дополнительные вопросы учителя. После отчетов групп, выполняют фронтально задания в рабочих тетрадях. После выполнения заданий учитель возвращает учащихся к проблемному вопросу урока и предлагает учащимся с помощью шаблона на слайде составить полные ответы на вопрос. | Коммуникативные УУД. Уметь работать в парах. Уметь слушать и понимать сверстников и учителя. Уметь строить речевые высказывания Регулятивные УУД. Уметь применять свои знания на практике. Уметь сверять свои действия с целью и, при необходимости, самостоятельно исправлять ошибки. |
6.Рефлексивно-аналитический этап | Рефлексия: что мы выяснили с вами на уроке? Что изменило жизнь первобытных людей? Учитель предлагает учащимся решить кроссворд в рабочей тетради «Первобытные охотники и собиратели) | Ученики отвечают на вопросы учителя, используя изученный на уроке материал, а также применяют знания в новой учебной ситуации, решая кроссворд в рабочей тетради. | Регулятивные УУД. Уметь применять свои знания на практике. Уметь сверять свои действия с целью и, при необходимости, самостоятельно исправлять ошибки. Личностные УУД. Уметь оценивать себя на основе критерия успешности учебной деятельности. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. Коммуникативные УУД. Уметь слушать и понимать сверстников и учителя. Уметь строить речевые высказывания |
7.Домашнее задание | Инструктаж учителя: Инвариантное: Параграф 2 ответить на вопросы 1, 2. 3 Вариативное: - в. 4 к параграфу 2: подготовьте рассказ по рисунку на с. 12 учебника «Охота на диких козлов» - используя ресурсы интернета подготовить сообщение о находках мамонтов на территории нашей страны | Ученики записывают домашнее задание, задают вопросы при необходимости | Коммуникативные УУД. Уметь понимать учителя, строить вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родовые общины собирателей и охотников
План конспект урока истории Древнего мира в классе по учебнику А.А. Вигасина...
Методическая разработка урока истории в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока: "Первобытные собиратели и охотники"
Методическая разработка урока истории в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока: "Первобытные собиратели и охотники" ...
план - конспект урока истории "Родовые общины охотников и собирателей"
План - конспект урока истории в 5 классе по теме "Родовые общины охотников и собирателей"...
Методическая разработка урока истории в 6-м классе "История семьи – страница многовековой истории Отечества"
методическая рабработка...
Методическая разработка урока истории в 5 классе "Первобытные собиратели и охотники"
Материал предназначен для учителей истории....
Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "
Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...
Методическая разработка урока истории "Итоговый урок по курсу "История Средних веков" "
Тип урока: повторительно-обобщающийМесто урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Средних веков. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необх...