Деятельностный подход в обучении истории
статья по истории на тему

Бралина Светлана Олеговна

В данной публикации описываетя реализация деятельностного подхода на уроках истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnostnyy_podhod_na_urokah_istorii.docx34.24 КБ

Предварительный просмотр:

. Деятельностный подход в обучении истории

(Бралина С.О..,учитель МБОУ «Буранчинская ООШ»)

«Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательно деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат». (Л.Н. Алексашкина, доктор педагогических наук, профессор института содержания и методов обучения РАО).

Всякое учение – деятельность

Деятельностный подход   осуществляется   на   всех   этапах учебного процесса — при целеполагании, планировании и организации учебных занятий, проверке и оценке достижений школьников. Чем более самостоятельно   работают    учащиеся,  тем более внимательным и гибким должно быть сопровождение самостоятельной деятельности

Основные виды компетенций, которые приобретаются учащимся в учебном процессе:

-      ценностно-смысловая;

-      образовательная, учебная;

-      познавательная;

-      информационно-коммуникативная.

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО  ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА  УРОКАХ ИСТОРИИ.

 Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.
  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей
  3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.
  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.
  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым учеником индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им государственного стандарта знаний

        Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод, на основе которого строится сегодня обучение в школе, недостаточен для решения поставленных задач. Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

  2 .РАБОТА  ШКОЛЬНИКОВ  С  УЧЕБНИКОМ  ИСТОРИИ.

 Как известно, учебник до сих пор остается важнейшим и универсальным средством обучения истории, значение которого трудно переоценить даже в условиях бурного развития информационных образовательных технологий. В процессе работы с учебником у школьников формируются умения осуществлять различные мыслительные операции, устанавливать причинно-следственные связи и т.д. Сформированность умений работать с учебником позволяет более экономно и эффективно использовать учебное время – как на уроке, так и при подготовке домашнего задания.

    Общий уровень работы многих школьников с учебником истории остается весьма низким. В значительной степени это связано с недостаточным и бессистемным использованием учебника на уроке.

    Не научившись на уроке работать с учебником, значительная часть школьников не может полноценно использовать его в качестве источника знаний. Такие ученики не имеют четких представлений о структуре учебника, следовательно, много времени расходуют на поиски нужных сведений для ответа на вопрос. Большие трудности вызывает у многих ребят работа с текстом. Они не могут разделить его на смысловые части, выделить главные мысли, составить план, найти необходимые сведения для заполнения таблиц и схем. Если на уроке редко организуется работа учеников с иллюстрациями, то школьники не расценивают их в качестве важного источника знаний. В итоге учащиеся затрудняются объяснить, что изображено на рисунке (в том числе, адаптированном в учебных целях), не могут его озаглавить, составить рассказ и т.д.

    В целях эффективного использования учебника в самостоятельной деятельности школьники должны овладеть рядом умений. К их числу большинство методистов относят умение находить главное в отрывке текста, использовать для ориентации в учебнике оглавление, пересказать текст, привлекая иллюстрации, составлять план рассказа, использовать в пересказе несколько источников знания (документов), рассматривать вопрос в развитии и др.

  • Приведем примеры приемов работы учащихся с текстовым и иллюстрированным материалом учебника.

№ п./п.

Приемы работы

Класс

1.

Объяснительное и комментированное чтение текста

5-6

2.

Пересказ содержания параграфа, ответы на вопросы

5-9

3.

Беседа по тексту учебника

6-8

4.

Подтверждение вывода урока словами из текста учебника

6-8

5.

Выписать собственные имена и хронологические даты

6-9

6.

Составление хронологических, синхронических таблиц по тексту

5-9

7.

Составить рассказ по иллюстрации

5-9

8.

Сопоставить иллюстрации орудий труда, вооружения у разных народов в разные эпохи

5-9

9.

Объяснить сюжет иллюстрации

5-9

10.

Подбор доказательств к сформулированному выводу

5-9

11.

Сделать рисунки в тетрадях

5-9

12.

Сопоставление двух текстов учебника

8-9

13.

Сопоставление различных видов плана параграфов и темы

6-9

14.

Сопоставление изложения фактов в учебнике с первоисточниками

8-9

15.

Самостоятельное изучение темы по материалам учебника

8-9

16.

Подготовка рефератов по материалам учебников прошлых лет

8-9

17.

Работа над формулировками, выводами, терминами

8-9

18.

Работа со словарем и аппаратом ориентировки в учебнике

8-9

Типология познавательных заданий к учебному тексту.

 1. Задания на проверку понимания прочитанного:

А) Тест с выбором ответов.

Б) Тест с альтернативными ответами.

В) Тест с ограничениями на ответы.

Г) Толковый словарь темы.

    Выпишите новые слова и выражения с определениями или сформулируйте их самостоятельно: «монархия на вулкане» - …., либеральные реформы -…, прогрессивная оппозиция -…, буржуазно-демократическая революция -….

Д) Календарь событий.

    Составьте хронологическую таблицу событий, о которых рассказывается в учебнике.

Е) Синхронистическая таблица.

    Установите, что во время описываемых событий происходило в других странах.

Ж) Хронологические задачи.

    Подсчитайте, на сколько лет раньше (позже) чего? – произошли события, описываемые в параграфе.

    Сколько лет (веков) они продолжались?

    В каком веке (тысячелетии) эти события произошли?

   Сколько лет (веков, тысячелетий) назад имели место описываемые в учебнике исторические события?

З) Тест последовательности.

      В хронологическом порядке расставьте исторические события, о которых вы прочитали в учебнике.

И) Историческая карта.

    На контурную карту нанесите все географические объекты, о которых упоминается в учебнике (указывается параграф).

    По исторической карте проследите развитие событий, о которых рассказывается в параграфе учебника.

К) Простой, или информативный, план параграфа.

Л) Текст с ошибками.

М) Кроссворды, чайнворды, ребусы.

2. Задания на образную реконструкцию исторических фактов:

А) Картинный план;

Б) Иллюстрации параграфа, рисунки на сюжеты учебного текста;

В) Комиксы, отражающие последовательность и суть описываемых в параграфе исторических событий;

Г) Словесные портреты исторических деятелей;

Д) Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;

Е) Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки;

Ж) Словесная и образная стилизация исторической информации («дневники», «письма», «мемуары», «листовки», «газеты», «проспекты» и т.п.);

З) Символическое изображение главной идеи параграфа или ее выражение в новом названии учебного текста и его пунктов.

3. Задания на анализ учебного текста, на различие фактов и их авторского толкования:

А) Развернутый, или стереотипный, или смысловой план;

Б) Сравнительно-обобщающая таблица;

В) Конкретизирующая таблица;

Г) Логическая схема;

Д) Познавательные задания на определение авторских подходов к оценке исторических фактов, их сопоставление в вариантных учебниках.

4. Задания на формулирования и аргументацию личных оценочных суждений:

    Каков, на ваш взгляд, характер войны Франции с Россией в 1812 г.?

    Выскажите предположения, почему Наполеон отказался от мысли отменить крепостное право в Росси, хотя во времена итальянского похода 1796-1797 гг. он отменил в завоеванной стране феодальные порядки?

    С фактологической информацией, представленной в школьном учебнике истории, в изложении учителя или в других источниках выше названные приемами, школьники могут продолжить работу на преобразующем уровне. Например, развернутое описание или повествование перевести в форму краткого плана. Этот прием относится к числу общеучебных, его основные операции ребята осваивают еще в начальной школе и на уроках по гуманитарным предметам. Однако в пропедевтическом курсе истории и в начале второго концентра (5-7 классы) школьников нужно познакомить с более четкими требованиями составления планов на основе источников исторической информации, указать на типичные ошибки и показать виды планов, отражающих специфику учебного исторического материала.

    Простой (информативный) план оставляется на всех типах основного текста (описательном, повествовательном, объяснительном), в том числе и конспективном, т.е. передающем информацию кратким, лишенным образности и эмоциональности способов. Его главная задача – помочь ученикам выделить в тексте главное, существенное, осознать исторический факт логически целостно, соблюдая внутренние связи и отношения между его компонентами, и воспроизвести информацию максимально близко к оригиналу.

    Правила составления простого плана по истории мало чем отличаются от общих дидактических требований:

А) внимательно прочитать текст (или прослушать рассказ/ описание учителя) и название темы плана;

Б) разделить текст на законченные по смыслу части и выделить в них главное;

В) четко сформулировать их и записать в пронумерованном порядке;

Г) составив план, проверить, раскрывает ли он содержание темы и источника, не нарушена ли логика, последовательность перечисления существенных положений.

    Развернутый план отличается более сложной структурой и дополнительной функцией – учить школьников не только выделять и кратко формулировать основные идеи источника, но и находить в нем положения, раскрывающие, конкретизирующие, подтверждающие главные мысли. Работа над развернутым планом тоже начинается с чтения.

    Картинный план – воспроизведение внешних деталей или эпизодов главного исторического факта в кратких, но образных формулировках с целью сохранения его уникального эмоционально-окрашенного образа. По форме картинный план может быть простым или развернутым, но работа над ним возможна по яркому, красочному, с обилием художественных деталей и литературных приемов описательному или повествовательному тексту. Безусловным достоинством приема составления  картинных планов является развитие образных способностей учащихся, умений ярко и красочно описывать исторические факты, обращать внимание на интонации, и специальные приемы рассказчиков, использовать их в передаче своего отношения к былому.

    Смысловой план – перечисление существенных признаков, положений  ит.п., характеризующих главные исторические факты, которые могут быть выявлены при  анализе соответствующего текста под определенным углом зрения (причины…, последствия…, историческое значение…, факторы… и т.п.). По форме этот план бывает простым и развернутым, а составляется на основе объяснительного текста или повествовательно-описательного, в котором присутствует теория, «скрытая в фактах».

    Составление смыслового плана не встречает трудностей, если содержание текста и его логика идентичны названию плана. Сложнее на первых порах организовать работу с текстом, который шире заявленной темы. В этом случае школьникам еще раз нужно напомнить основные правила составления планов и обратить особое внимание на требования: прочитав название темы плана, отобрать из текста только тот материал, который раскрывает ее; составив смысловой план, еще раз проверить, отражает ли он суть исторических фактов, их причины и следствия и т.п.

    Тезисный план – отражение существенных сторон, признаков, причин, следствий единичных фактов, не имеющих аналогов. Цель составления тезисных планов – актуализация уникальности, неповторимости событий и явлений, а также источников, содержащих информацию о них. Они могут быть простыми и развернутыми, переходя в форму тезисных записей, сохраняющих стиль первоисточников.

    Кроме планов преобразованию учебной информации на теоретическом уровне способствуют разнообразные текстовые таблицы. В основе работы над ними лежат уже знакомые нам приемы анализа, обобщения, систематизации исторического материала и составления смысловых и тезисных планов. Поэтому эти средства обучения рекомендуется вводить в учебный процесс после того, как школьники овладеют умениями составлять различные планы и сравнительно-обобщающие характеристики.

    Сравнительно-обобщающая таблица является материализованным итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения результатов этой работы в следующей форме:

Объекты сравнения

1-й

2-й

3-й

Результаты сравнения по каждой линии

Линии (вопросы для сравнения)

(2)

(3)

(4)

(5)

1. ……………

2. …………

3. …………

Обобщение результатов сравнения:

    Сначала в тексте, содержащем аналитическое описание или образную характеристику сравниваемых исторических фактов, школьники под руководством учителя или самостоятельно выделяют существенные признаки (линии), по которым целесообразно провести сопоставление, формулируют их в виде пунктов краткого стереотипного плана и записывают в первую колонку таблицы.

    Затем во вторую-третью (четвертую и т.д., в зависимости от количества сравниваемых объектов) колонки заносятся сведения по каждому признаку. На этом этапе школьники воспроизводят действия, характерные для приема составления развернутого стереотипного или тезисного плана. По каждой линии сравнения в пятую колонку таблицы заносятся краткие выводы о сходстве и различиях.

    Последний раздел таблицы может быть представлен в виде обобщающей характеристики с систематизированным перечнем типичных черт и особенностей сравнивающих фактов.

    Конкретизирующие таблицы способствуют лучшему усвоению понятий, учат доказательству, всестороннему анализу фактов и также опираются на умения составлять смысловые и тезисные планы, делать разнообразные обобщающие выводы. Содержание и количество граф зависит от темы и проблематики таблицы.

    Завершающим этапом составления таблиц обязательно должно быть  формулирование вывода, но не вообще, а адекватного целям и содержанию проделанной работы. Для этого школьников необходимо на примерах учебника и других пособий учить различать выводы, а в познавательных заданиях подсказывать, какой вид вывода требуется в данной учебной ситуации.

4. Практическое занятие – форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты  своей практической  творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого.

-лабораторные занятия;

-групповые, фронтальные семинары;

-конференции;

-диспуты с такими видами деятельности, как исследовательская, проектная, игровая и др. на основе привлечения широкого спектра исторических источников.

    Проблемы, выносимые на практические занятия, должны являться ключевыми, быть интересными и посильными для учеников.

Для эффективности занятий необходимо приготовить раздаточный материал. Значительно облегчает подготовку к урокам сведения, содержащиеся в Интернете. Поэтому следует рекомендовать учащимся обращаться по тому или иному «адресу» в Сети.

 В соответствии с основной дидактической задачей практикумы по истории делятся на три вида:

1. практические занятия по развитию познавательных умений;

2. практические занятия по решению познавательных задач;

3. практические занятия по проверке результатов творческо-поисковой деятельности.

Особый интерес у одноклассников вызовут сообщения, подготовленные на основе домашних архивов и краеведческих изысканий: «Мой Х1Х век» (родословная семьи). «Ордена и медали России в моем доме», «семейные династии», «Семейные реликвии», «жизнь и быт нашего города в газетах прошлого столетия», «История края в гербах и топонимике» и т.д.

5. Лабораторное занятие – форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или документам. С уроком изучения нового материла и школьной лекцией лабораторное занятие объединяет общность дидактической задачи, а отличает в первом случае – высокая степень самостоятельности учащихся в овладении новыми знаниями и умениями, а во втором – иные источники учебной информации, а также деятельность учителя уже не в качестве информатора, а как организатора и консультанта.    

Семинарское занятие – форма учебного занятия, на которой преобладает самостоятельная работа старшеклассников при изучении нового материала, его обобщение и систематизации. Но в отличие от других форм учебных занятий по истории на семинаре школьники не просто овладевают новыми знаниями и умениями, а выносят их на коллективное обсуждение в классе после предварительной работы дома с рекомендательной литературой. Таким образом, семинар является более сложной формой организации учебного процесса, который предшествует уроки изучения нового материала и лабораторные занятия. В последние годы испытываю затруднения в проведении семинаров, т.к. дети привыкают работать с компьютером, а не с литературой.

    Трудности внедрения деятельностного подхода:

  1. Низкая мотивация к обучению некоторых обучающихся.
  2. Сложности вызывают виды работы, где требуются большие затраты времени на подготовку, определенная  база знаний, мыслительная деятельность, умение выступать: семинары, диспуты, ролевые игры.
  3. Недостаточное овладение следующими умениями и навыками:

-участие в научно-исследовательской деятельности, написание рефератов.

-рецензирование ответов товарищей, самоанализ деятельности на уроке.

-написание эссе.

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставить себя, сам требовать, сам контролировать». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-деятельностный подход в обучении истории.

Личностно-деятельностный подход в обучении истории В последние десятилетия в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе широко обсуждается проблема смены образовательной п...

Системно - деятельностный подход в обучении истории

Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личн...

Системно - деятельностный подход в обучении истории.

В системно-деятельностном подходе формирование компетентностей личности осуществляется по схеме «компетенция – деятельность – компетентность», а компетентность определяется как «знание в действии», пр...

«Деятельностный подход в обучении истории через работу с краеведческим материалом».

            В настоящее время актуальным является обращение образовательного сообщества к деятельностному и компетентностному подходам в обучении. Это требование в...

Системно - деятельностный подход в обучениии истории

Целью современного образования,задачей государства является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого,инициативного, компетентного гражданина России. Задача учителя - организовать ур...

Свидетельство об участии доклада "Системно - деятельностный подход в обучении истории"

Доклад принял участие в конкурсе докладов в рамках 14 - го Всероссийского интернет- педсовета...

Деятельностный подход в обучении истории и обществознания

Деятельностный подход в обучении в рамках ФГОС...