Урок по теме « Древняя Спарта» в 5 классе
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Соколенко Яна Владимировна

Данная разработка предназначена для проведения урока в 5 - х классах. Урок с использованием интерактивной формы – презентации. ОН является продолжением темы Древняя Греция. Древня Спарта являлась одним из сильнейших государств Греции. В ходе урока мы даем характеристику государства и сравниваем его с Афинским, также,  изучаем быт и нравы спартиатов.                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl._istoriya_urok_-_kopiya_2.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

         Урок по теме « Древняя Спарта» в 5 классе

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями развития Спартанского государства; сравнить с Афинским государством, а также изучить быт и нравы спартиатов.

Тип урока: урок логического мышления( модульная технология) .

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта “Древняя Греция”, карточки с основными терминами.

Основные термины и понятия урока: спартанцы (спартиаты), илоты, царь Совет Старейшин, Лаконика.

                                                Ход урока

I.Микромодуль интригующего образа

Учитель: « Ребята, вы когда-нибудь употребляли слово « лаконичность»? Как вы думаете, что оно означает?( Дети отвечают)

А вы знали, что это слово древнегреческое и с ним связана тема сегодняшнего урока:« Древняя Спарта». Термин «лаконичность» образовался от названия древнегреческого региона Лакония, жители которого отличались немногословностью и краткостью. В Лаконии находился и город Спарта. Классический пример лаконичности спартанцев относиться к письму царя Македонии Филиппа II, завоевавшего многие греческие города: « Советую вам сдаться немедленно, потому что если моя армия войдет в ваши земли, я уничтожу ваши сады, порабощу людей и разрушу город. На это спартанские эфоры ответили, одним словом. Каким?

Это мы узнаем в конце урока. А сейчас я предлагаю проверить ваше домашнее задание.

II.Микромодуль мышления на основе воспоминания.

Фронтальный опрос.

1)Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять. 
(Демос)

2)Знать совет свой создала, 
Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю вошла.
Как же звали тот совет –
Выдай правильный ответ. 
(Ареопаг)

3)Он уваженье всех снискал
За то, что был умен и честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил.( Солон)

4) Главным городом Аттики были ….? Покажите его на карте

5) Кто такие архонты?

6) В каком году избрали архонтом Солона? ( в 594 г. до н.э)

7) Он велел выкинуть с полей…. (долговые камни)

8) Для решения важных государственных дел стали созывать…( Народное собрание)

9) Что заложил в Афинах Солон? ( Демократию)

10)Что такое демократия?

Индивидуальное задание

Перечислите законы Солона

Творческое задание. ( по рисунку «По повелению Солона» на стр. 144  рассказать, что это за мероприятие и описать чувства людей.)

III.Микромодуль изучение нового материала

1 Логическая часть-Спартанцы и илоты.

 «Вся Греция стоит на двух ногах,

одной ногой является Афинское,

а другой – Спартанское государство»

Историческое:Предками спартанцев были пришедшие с севера Балканского полуострова греческие племена. Они обосновались в Южной Греции. В долине реки Еврот в области Лакония. Постепенно спартанцы покорили всех жителей Лаконии и заставили их работать на себя и стали их называть Илотами.(Записать в тетрадь)

Рядом с Лаконией расположена плодородная Мессения. Спартанцы подчинили и эту территорию. Вся земля в Лаконии и Мессении была поделена между спартанцами на равные участки. На этих наделах жили и работали илоты, отдавая спартанцам установленное государством количество выращенного зерна, оливок, овощей и др. продуктов.

Илоты являлись рабами Спартанского государства и им запрещалось покидать свои поселения. С илотами обращались очень грубо и жестоко, глумились над ними. Например, заставляли пить илотов вино не разбавленное водой, а потом показывали их молодежи, чтобы внушить отвращение к пьянству.

Боясь восстания илотов, спартанские правители устраивали избиение безоружных людей, а порой спартанцы убивали самых сильных и крепких илотов.

Проведение физкультминутки (3 мин)

 Давайте мы свами проведем физкультминутку, для этого прошу всех встать около парты. Мысленно обведите глазами контур доски, нарисуйте глазами диагонали, а затем круг внутри.. Хорошо, а сейчас я буду называть имя или  исторический факт, если то что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши. Будьте внимательны. Афина, Зевс, Солон, Пирамида, Одиссей, Хамураппи, Геродот, Афродита, каста, шахматы, демократия.

Молодцы!!!!! Присаживайтесь.

2 Логическая часть-Спарта-военный лагерь

Актуальное: Ребят, вы когда-нибудь были в военной части? А представляете, как она выглядит? Скажите, кто сидит на входе в военную часть? (Ответ: дежурный, охранник).

Историческое: ( слайд 12) В древней Спарте не было ни охранников, ни крепостных стен, которые могли бы защитить жителей. Это все потому, что спартанцы утверждали, что единственной защитой города являются не камни, а храбрые мужи

Главным занятием спартанцев было военное дело(слайд 13).

Спарта напоминала военный лагерь, где никто не мог жить как он хочет. Спартанцам запрещалось заниматься торговлей и ремеслами, всякий ручной труд презирался. Чужеземцы не приезжали в Спарту, потому что там ничего не продавали, и нечем было любоваться. Спартанцам также редко разрешалось ездить за границу из боязни ,как бы они не стали подражать чужой жизни.

Устройство Спарты( слайд 14)

Народное собрание, состоявшее из мужчин-спартанцев, выбирало старейшин, ведало объявлением войны и заключением мира.

Совет старейшин, состоял из граждан не моложе 6о лет, следили за соблюдением всех правил. Они участвовали в заседаниях пожизненно.

Власть царей передавалась по наследству, но не была велика. (запись в тетради)

3 Логическая часть- Спартанское воспитание

Актуальное:Ребят,а вас когда-нибудь наказывали родители?( Дети отвечают)

Историческое: Греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Отец должен был отнести новорожденного ребенка к старейшинам. Те осматривали ребенка и если его находили крепким, отдавали отцу, а если слабым, то сбрасывали с горы.

Далее стр. 149  третий пункт второй абзац - работа с текстом.

Рассказать о воспитании спартанцев.

IV. Закрепление изученного материала

  1. Какие территории подчинили себе спартанцы?
  2. Кто такие илоты, периэки?
  3.  Главное занятие спартанцев   4.Назовите устройство Спарты?

V. Раскрытие интриги. Учитель: Итак,ребята,я хочу вам еще раз прочитать письмо царя Македонии Филиппа II, завоевавшего многие греческие города: « Советую вам сдаться немедленно, потому что если моя армия войдет в ваши земли, я уничтожу ваши сады, порабощу людей и разрушу город. На это спартанские власти ответили одним словом « если». Спартанские войны были беспощадны ко всем противникам и обидчикам их родины».

VI Подведение итогов вместе с учащимися

Объявление оценок с комментариями за работу на уроке.

VII Домашнее задание: § 31,записи в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древний Восток" 5 класс.

Тип урока: повторительно-обобщающийФорма урока: командная развивающая игра.Форма организации ученой деятельности: групповая  /командная/Цели урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания ...

Урок на тему "Древняя Спарта" (ФГОС)

Цель  урока:   Создание представления о древней Спарте: географическом положении,  природе, климате, занятиях людей, общественном устройстве и воспитании. Развитие навыков работы с...

урок история тема Древняя Спарта Класс:5 класс.

урок история, класс: 5 Тема: Древняя Спарта...

Презентация по истории на тему "Древняя Спарта" (5 класс)

Презентация по истории для 5 класса....

методическая разработка урока по теме "Древняя Спарта"

Основное содержание темы, понятия и термины: Местоположение и природные условия Спарты, история её заселения. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Образ жизни спартанцев. Спарта...