Урок по теме « Древняя Спарта» в 5 классе
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
Данная разработка предназначена для проведения урока в 5 - х классах. Урок с использованием интерактивной формы – презентации. ОН является продолжением темы Древняя Греция. Древня Спарта являлась одним из сильнейших государств Греции. В ходе урока мы даем характеристику государства и сравниваем его с Афинским, также, изучаем быт и нравы спартиатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl._istoriya_urok_-_kopiya_2.docx | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме « Древняя Спарта» в 5 классе
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями развития Спартанского государства; сравнить с Афинским государством, а также изучить быт и нравы спартиатов.
Тип урока: урок логического мышления( модульная технология) .
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта “Древняя Греция”, карточки с основными терминами.
Основные термины и понятия урока: спартанцы (спартиаты), илоты, царь Совет Старейшин, Лаконика.
Ход урока
I.Микромодуль интригующего образа
Учитель: « Ребята, вы когда-нибудь употребляли слово « лаконичность»? Как вы думаете, что оно означает?( Дети отвечают)
А вы знали, что это слово древнегреческое и с ним связана тема сегодняшнего урока:« Древняя Спарта». Термин «лаконичность» образовался от названия древнегреческого региона Лакония, жители которого отличались немногословностью и краткостью. В Лаконии находился и город Спарта. Классический пример лаконичности спартанцев относиться к письму царя Македонии Филиппа II, завоевавшего многие греческие города: « Советую вам сдаться немедленно, потому что если моя армия войдет в ваши земли, я уничтожу ваши сады, порабощу людей и разрушу город. На это спартанские эфоры ответили, одним словом. Каким?
Это мы узнаем в конце урока. А сейчас я предлагаю проверить ваше домашнее задание.
II.Микромодуль мышления на основе воспоминания.
Фронтальный опрос.
1)Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять. (Демос)
2)Знать совет свой создала,
Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю вошла.
Как же звали тот совет –
Выдай правильный ответ. (Ареопаг)
3)Он уваженье всех снискал
За то, что был умен и честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил.( Солон)
4) Главным городом Аттики были ….? Покажите его на карте
5) Кто такие архонты?
6) В каком году избрали архонтом Солона? ( в 594 г. до н.э)
7) Он велел выкинуть с полей…. (долговые камни)
8) Для решения важных государственных дел стали созывать…( Народное собрание)
9) Что заложил в Афинах Солон? ( Демократию)
10)Что такое демократия?
Индивидуальное задание
Перечислите законы Солона
Творческое задание. ( по рисунку «По повелению Солона» на стр. 144 рассказать, что это за мероприятие и описать чувства людей.)
III.Микромодуль изучение нового материала
1 Логическая часть-Спартанцы и илоты.
«Вся Греция стоит на двух ногах,
одной ногой является Афинское,
а другой – Спартанское государство»
Историческое:Предками спартанцев были пришедшие с севера Балканского полуострова греческие племена. Они обосновались в Южной Греции. В долине реки Еврот в области Лакония. Постепенно спартанцы покорили всех жителей Лаконии и заставили их работать на себя и стали их называть Илотами.(Записать в тетрадь)
Рядом с Лаконией расположена плодородная Мессения. Спартанцы подчинили и эту территорию. Вся земля в Лаконии и Мессении была поделена между спартанцами на равные участки. На этих наделах жили и работали илоты, отдавая спартанцам установленное государством количество выращенного зерна, оливок, овощей и др. продуктов.
Илоты являлись рабами Спартанского государства и им запрещалось покидать свои поселения. С илотами обращались очень грубо и жестоко, глумились над ними. Например, заставляли пить илотов вино не разбавленное водой, а потом показывали их молодежи, чтобы внушить отвращение к пьянству.
Боясь восстания илотов, спартанские правители устраивали избиение безоружных людей, а порой спартанцы убивали самых сильных и крепких илотов.
Проведение физкультминутки (3 мин)
Давайте мы свами проведем физкультминутку, для этого прошу всех встать около парты. Мысленно обведите глазами контур доски, нарисуйте глазами диагонали, а затем круг внутри.. Хорошо, а сейчас я буду называть имя или исторический факт, если то что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши. Будьте внимательны. Афина, Зевс, Солон, Пирамида, Одиссей, Хамураппи, Геродот, Афродита, каста, шахматы, демократия.
Молодцы!!!!! Присаживайтесь.
2 Логическая часть-Спарта-военный лагерь
Актуальное: Ребят, вы когда-нибудь были в военной части? А представляете, как она выглядит? Скажите, кто сидит на входе в военную часть? (Ответ: дежурный, охранник).
Историческое: ( слайд 12) В древней Спарте не было ни охранников, ни крепостных стен, которые могли бы защитить жителей. Это все потому, что спартанцы утверждали, что единственной защитой города являются не камни, а храбрые мужи
Главным занятием спартанцев было военное дело(слайд 13).
Спарта напоминала военный лагерь, где никто не мог жить как он хочет. Спартанцам запрещалось заниматься торговлей и ремеслами, всякий ручной труд презирался. Чужеземцы не приезжали в Спарту, потому что там ничего не продавали, и нечем было любоваться. Спартанцам также редко разрешалось ездить за границу из боязни ,как бы они не стали подражать чужой жизни.
Устройство Спарты( слайд 14)
Народное собрание, состоявшее из мужчин-спартанцев, выбирало старейшин, ведало объявлением войны и заключением мира.
Совет старейшин, состоял из граждан не моложе 6о лет, следили за соблюдением всех правил. Они участвовали в заседаниях пожизненно.
Власть царей передавалась по наследству, но не была велика. (запись в тетради)
3 Логическая часть- Спартанское воспитание
Актуальное:Ребят,а вас когда-нибудь наказывали родители?( Дети отвечают)
Историческое: Греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Отец должен был отнести новорожденного ребенка к старейшинам. Те осматривали ребенка и если его находили крепким, отдавали отцу, а если слабым, то сбрасывали с горы.
Далее стр. 149 третий пункт второй абзац - работа с текстом.
Рассказать о воспитании спартанцев.
IV. Закрепление изученного материала
- Какие территории подчинили себе спартанцы?
- Кто такие илоты, периэки?
- Главное занятие спартанцев 4.Назовите устройство Спарты?
V. Раскрытие интриги. Учитель: Итак,ребята,я хочу вам еще раз прочитать письмо царя Македонии Филиппа II, завоевавшего многие греческие города: « Советую вам сдаться немедленно, потому что если моя армия войдет в ваши земли, я уничтожу ваши сады, порабощу людей и разрушу город. На это спартанские власти ответили одним словом « если». Спартанские войны были беспощадны ко всем противникам и обидчикам их родины».
VI Подведение итогов вместе с учащимися
Объявление оценок с комментариями за работу на уроке.
VII Домашнее задание: § 31,записи в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древний Восток" 5 класс.
Тип урока: повторительно-обобщающийФорма урока: командная развивающая игра.Форма организации ученой деятельности: групповая /командная/Цели урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания ...
Урок на тему "Древняя Спарта" (ФГОС)
Цель урока: Создание представления о древней Спарте: географическом положении, природе, климате, занятиях людей, общественном устройстве и воспитании. Развитие навыков работы с...
урок история тема Древняя Спарта Класс:5 класс.
урок история, класс: 5 Тема: Древняя Спарта...
Конспект урока по теме "Древняя Спарта"
из опыта моей работы...
Конспект урока на тему "Древняя Спарта"
5 класс...
Презентация по истории на тему "Древняя Спарта" (5 класс)
Презентация по истории для 5 класса....
методическая разработка урока по теме "Древняя Спарта"
Основное содержание темы, понятия и термины: Местоположение и природные условия Спарты, история её заселения. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Образ жизни спартанцев. Спарта...