Статья "Причины "охоты на ведьм""
статья по истории по теме
Луста Е.А. Причины массовой «охоты на ведьм» в Европе XV – XVII веков // Труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения». – Новокузнецк, 2012. – С. 30 – 34 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_prichiny_ohoty_na_vedm._lusta.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК
ПРИЧИНЫ МАССОВОЙ «ОХОТЫ НА ВЕДЬМ» В ЕВРОПЕ В XV-XVII ВЕКАХ
Луста Е.А.
Научный руководитель: к.и.н., доцент Заводская И.Н.
Кузбасская государственная педагогическая академия
г. Новокузнецк
Преследования людей, занимающихся ведовской практикой происходили во все времена – и до XV века, и после. Однако в указанный нами период времени – XV – XVII веках – это явление приобрело совершенно иной характер и получило название «охоты на ведьм». Не следует соотносить преследования ведьм в предшествующих веках с охотой, которая развернулась на них в позднее Средневековье. Это совершенно разные по своему содержанию и направленности явления. Последнее представляет собой беспрецедентный феномен, который выражался в массовом психозе народа, отправляющим на смерть виновных, по его мнению, людей. Масштабное уничтожение ведьм стало возможно благодаря изданию папской буллы 1484 года, которая приравнивала ведовство к разряду ересей, и появлению в 1486 году совместного труда двух инквизиторов Г. Инститориса и Я. Шпренгера «Молота ведьм», который представлял собой руководство для поиска и уничтожения людей, занимающихся ведовством.
Нашей задачей будет рассмотреть, как трактуют проблему «охоты на ведьм» историки, а также выявить основные причины распространения данного явления в Западной Европе XV – XVII веков.
Изучив мнения исследователей по данной проблеме, мы увидели, что общепринятой и однозначной точки зрения на причины «охоты на ведьм» не существует, и вряд ли она появится в будущем. Историки не выделяют какую–то одну причину, но рассматривают это явление в совокупности многих факторов, показывая, что массовое преследование ведьм в XV – XVII веках было обусловлено всем ходом исторического и общественного развития. В эти процессы было вовлечено все средневековое общество – от светской и церковной власти до крестьян и маргинальных элементов. Несмотря на многообразие подходов историков к данной проблеме, есть положения, по которым их мнения сходятся. Все они признают, что причинами массовых преследований ведьм явились повышение религиозности в период Реформации и Контрреформации, усиление позиций церкви и государства, неблагоприятные природные условия и связанные с этим голод и болезни. Однако исследователи, как правило, делают акцент на доминирующей причине, которая сыграла решающую роль. Кроме того, некоторые из них, рассматривают проблему «охоты на ведьм» сквозь разные призмы: кризиса церкви (А.Я. Гуревич, М.А. Тимофеев), гендерных отношений (Ж.Мишле, Ж. – М. Сальман), противоречивости Ренессансной эпохи (Г.К. Косиков, М.И. Найдорф, А.Ю. Цыгоняева) и даже через проблемы средневековой медицины (Ю.Ф. Игина, С. Пшибашевский). Такое изучение проблемы не дает нам общей картины той ситуации, которая сложилась в Западной Европе XV – XVII веков и не позволяет обобщить этот опыт и возвести в статус непреложности и истинности, так как мы можем столкнуться с опасностью искусственно ограничить историю узкими рамками. Однако, в тоже время, данные исследования дают возможность на частных примерах глубже понять явление «охоты на ведьм», что затем помогает обобщить весь опыт исследователей и на основе частного сделать общие выводы.
Первой из причин, которую можно выделить на основе прочитанных нами исследований, является традиционность, косность сознания средневекового человека, которая переплеталась со страхом перед смертью, нечистой силой, неопределенностью собственной судьбы. Средневековый человек искал виновника всех своих бед, несчастий и болезней и находил его. Все зло персонифицировалось у него в образе ведьмы, которая была пособницей дьявола на земле.
Следующим фактором, способствующим распространению охоты на ведьм, является целенаправленная политика церкви на формирование в народе образа вездесущего и всесильного врага, распространение идей близкого Апокалипсиса. Чтобы народ поверил в данный факт, в него внедряются три идеи, которые помогали церкви ввергнуть общество в состояние постоянного страха: 1. Изменяется образ Сатаны, который ранее был смешон и являлся «обезьяной Господа» [3, С. 318], теперь же его воспринимают как всесильного соперника Бога и «князя мира сего»[3, С. 318]. 2. Возникает теория внутреннего врага, суть которой в существовании группы врагов, составляющих тайные заговоры. Это представление укоренилось во всех слоях общества и перекинулось на совершенно неожиданные объекты – ведьм, которые считались виновниками всех бед средневекового общества. 3. Появляется образ шабаша ведьм – массовых, организованных собраний ведьм, которые воплощали в себе всемогущего и всесильного врага. Все эти идеи имели огромное влияние на средневековых людей, которые свято верили в их правомерность и истинность.
Другой причиной массовой охоты на ведьм следует считать противоречивость эпохи Ренессанса, в которую это явление было распространено. Многие исследователи отмечают, что Ренессанс – это переходный этап от Средневековья к Новому времени, в котором воплотились кризисные тенденции Средневековой эпохи вместе с распространением идей Нового времени. То есть средневековое общество, в большинстве своем традиционное, консервативное, было не готово к приятию новых ценностей, оно не успевало меняться вместе с новыми тенденциями – развитием науки, возрождением элитарной, по своей сути, культуры, эпохой географических открытий. Все, что было новым, прогрессивным, было злом для Средневекового общества. Совершенно точно подметил эту тенденцию Средневековья С. Пшибашевский: «…Единственный закон существования – развитие, есть преступление: развитие в религии – бесовская ересь, развитие в искусстве – размягчение мозга, развитие в политике – государственная измена, а развитие жизни – наказуемая развращенность…» [8, С. 277]. Поэтому церковь и государство, боясь ослабления своих позиций, проводили меры на ужесточение своей политики, используя приговор «виновен в ведовстве» и для политических преступлений.
Одним из решающих факторов «охоты на ведьм» стало издание папской буллы 1484 года и труда двух инквизиторов «Молота ведьм», о чем мы упоминали выше. Эта роковая книга средневековья оказала большое влияние на формирование в народе идеи о том, что мир наполнен пособницами дьявола, постоянно свершающих свои сатанинские обряды и наносящим вред всему, что встречается у них на пути.
Г. Инститорис и Я. Шпренгер в первой главе своего труда обстоятельно пытаются доказать тем, кто еще сомневается в существовании ведьм, непреложность данного факта. Они берут за основу тексты античных философов, Священное писание, сочинения средневековых схоластов и демонологов. Смысл довольно обширных размышлений средневековых инквизиторов сводится к доказательству того, что «существуют ведьмы, которые с помощью дьявола в силу заключенного с ним договора и с Божьего попущения могут совершать чародейства…»[11, С. 55].
Авторы «Молота ведьм» впервые заявляют о прямой связи между колдовской ересью и женщиной. Именно женщина, по их мнению, является наиболее склонной к союзу с нечистой силой, в силу своей физической и умственной неполноценности. Физическую ущербность они обосновывают с помощью библейского текста из сюжета создания Евы из ребра Адама: этим оправдывают подчиненность женщины мужчине в силу того, что она создана второй, после мужчины. Умственную неполноценность они выводят из того, что Ева была создана из ребра, который представляет собой изогнутую кость, а, следовательно, ум женщины может быть только кривым и извращенным. Мало того они утверждают, что «у женщины рассудок легок, почти как у мальчиков» [11, С. 122]. Все эти положения привели к тому, что подавляющее большинство жертв ведовских процессов были именно женщины.
Г. Инститорис и Я.Шпренгер соединили теоретические наработки прошлых веков – трактаты демонологов, церковные сочинения – со своим опытом «охотников на ведьм» и властью инквизиторов. То есть, в данном случае, соединилась теория с практикой – ведовскими процессами, инквизиционными трибуналами.
Таким образом, можно сделать вывод, что в обществе Западной Европы XV – XVII веков существовало явное противоречие: с одной стороны, разрушение традиционного, феодального общества, влияние новых веяний – развитие науки, культуры, а с другой стороны, сознание людей, которое еще полностью было во власти средневековых ценностей и установок. Отсюда следует конфликт между традиционной системой общества – Средневековьем, и набиравшим силу – Новым временем.
Библиографический список:
- Бич и молот. Охота на ведьм в XVI – XVIII веках / сост. Н. Горелов [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aldebaran.ru (дата обращения 20.10.2011)
- Горфункель А.Х. Молот ведьм – Средневековье или Возрождение?// Культура возрождения и общество [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info (дата обращения 15.09.2011)
- Гуревич А.Я. Позднее Средневековье. Часть III // Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М.: Искусство, 1980. – С. 279 – 381
- Игина Ю.Ф. Медицина против теологии: дискуссии вокруг ведовства, одержимости дьяволом и практик экзорсизма [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info (дата обращения 12.12. 2011)
- Косиков Г.К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.philol.msu.ru (дата обращения 29.01.2012)
- Мишле Ж. Ведьма [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.aldebaran.ru (дата обращения 26.12. 2011)
- Найдорф М.И. К постижению логики ренессансного периода [электронный ресурс]. Режим доступа: http://ctheorist.blogspot.com (дата обращения 28.02.2012)
- Пшибашевский С. Синагога сатаны // Демонология эпохи Возрождения ( XVI – XVII век) / ред. и сост. М.А. Тимофеев. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 1995. – С. 243 – 317
- Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.genderstudies.info (дата обращения 23.03.2012)
- Сальман Ж. – М. На одного колдуна десять тысяч ведьм // История женщин на Западе в 5 т. Т.3: Парадоксы эпохи Возрождения и просвещения. – СПб.: Алетейя, 2008. – С. 460 – 474
- Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм / Яков Шпренгер, Генрих Инститорис [пер. с лат. Н. Цветкова; сост., примеч. С. Ершова]. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2009. – 524 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения Опыт прочтения повести Т.Крюковой Ведьма.
На занятии дети рассуждают о милосердии, о сострадании. Писательница заставляет задуматься об отношениях между сверстниками. Рекомендую для обсуждения во внеурочное время....
Классный час "Ночные ведьмы"
В методической разработке «Ночные ведьмы» уделено первостепенное внимание развитию познавательной активности воспитанниц. Отражены поставленные воспитательные задачи по формированию чувства гордости з...
Классный час "Ночные ведьмы"
В методической разработке «Ночные ведьмы» уделено первостепенное внимание развитию познавательной активности воспитанниц. Отражены поставленные воспитательные задачи по формированию чувства гордости з...
Театрализованное представление "Курс молодой ведьмы"
Внеклассное мероприятие по химии для 8-11 классов....
"Девочка и ведьма". Урок чтения на английском языке в 3 классе.
Методическая разработка к уроку чтения по УМК "English 3" авторы В.П. Кузовлев, Н. М. Лапа и др. Данный урок предусматривает повторение лексической темы "Работа по дому", грамматических тем: простое п...
стенгазета "Ночные ведьмы"
Цели проекта: - Расширить знания у учащихся о Великой Отечественной войне в ходе проектной деятельности, о внесенном вкладе летчиц в великое дело победы над фашизмом; - испо...
Статья "Гендерный аспект "охоты на ведьм""
Луста Е.А. Гендерный аспект «охоты на ведьм» в Западной Европе XV – XVII веков // Материалы Международной научной конференции «VIII чтения, посвященные памяти Р.Л. Яворского». – Нов...