Педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности деятельности школы.
презентация к уроку по теме

Черных Людмила Александровна

Технологический подход в обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologich_podkhod.pptx150.15 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности деятельности школы» Образование – это индустрия, направленная в будущее. С.П. Капица

Слайд 2

Современное традиционное обучение (ТО) Ян Амос Коменский – создатель классно-урочной системы обучения Цель- овладение основами наук, всестороннее развитие личности «Школа знаний» Обучение – целенаправленный процесс трансляции ЗУН ученикам Групповая форма обучения Принцип природосообразности , научности, доступности ;учитель – субъект, ученик - объект

Слайд 3

Современное традиционное обучение Позитивные стороны Негативные стороны Систематический характер обучения Шаблон, однообразие, технократизм содержания Упорядоченность, логически правильная подача материала Лишение учеников функции целеполагания , планирования, оценивания Организационная чёткость Отсутствие самостоятельности, выбора Постоянное воздействие личности учителя Пассивность или видимость активности учеников Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении Усреднённый подход, отсутствие индивидуального подхода , негативизм методов оценивания Модернизация

Слайд 4

Технологический подход к обучению как процесс поиска построения эффективного процесса обучения Понятие «педагогическая технология», ее сущность рассматривались такими учеными, как Дж.Кэролл , Б.Блум , Д.Брунер , Д.Хамблин , Г.Гейс , В.Коскарелли . В отечественной теории и практике образования технологический подход отражен в научных трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А.Г.Ривина, Л.Н.Ланды, Ю.К.Бабанского , П.М.Эрдиниева , И.П.Раченко , Л.Я.Зориной, В.П.Беспалько, М.В.Кларина, В.А.Сластенина

Слайд 5

Понятие «педагогическая технология» Технология - греч. techne – искусство, мастерство +logos – понятие, учение, наука, знание – учение о педагогическом искусстве, мастерстве. I период (40-е – сер.50-х г.) – применение аудиовизуальных средств в учебном процессе II период (сер.50-х – 60-е г.) – программированное обучение III период (70-е г.) – заранее спроектированный учебный процесс с чётко поставленными целями IV период (с начала 80-х г.) – компьютерные и информационные технологии

Слайд 6

Под педагогической технологией понимают : иерархизированная и упорядоченная система технологических процедур проектирования учебного процесса, неукоснительное выполнение которых гарантирует достижение планируемого результата (В.М.Монахов); содержательная техника реализации учебного процесса как совокупность приемов, средств, направленных на организацию учебно-воспитательного процесса (В.П.Беспалько); система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам ( Г.К.Селевко )

Слайд 7

Под педагогической технологией понимают : совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств (Б.Т. Лихачев); набор различных приемов педагогического воздействия как естественного и гармоничного поведения в контексте современной культуры ( Н.Е.Шуркова ); система предложенных наукой алгоритмов, способов, средств решения поставленных задач ( И.П.Подласый ); упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата ( В.А.Сластенин ) ;

Слайд 8

Структура педагогической технологии 1.Концептуальная основа 2.Содержательная часть обучения а)цели обучения – общие и конкретные б) содержание учебного материала 3.Процессуальная часть – технологический процесс а) организация учебного процесса б)методы и формы учебной деятельности школьников в)методы и формы работы учителя г)деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала д)диагностика учебного процесса

Слайд 9

Чем технология отличается от методики : целеполаганием более четким прогнозируемостью результата достижением прогнозируемого результата проектированием учебного процесса ( сведение к минимуму педагогических импровизаций в деятельности учителя) иерархизированностью и упорядоченностью системы технологических процедур: форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств; неукоснительным выполнением технологических процедур системой процедур , алгоритмов, построенной на научной основе (концепция) если методика направлена «на решение следующих задач: чему учить? зачем учить? как учить? то технология обучения, отвечает вопрос как учить результативно? технология более широкое понятие, включающее в себя методику и опирающееся на нее.

Слайд 10

Признаки педагогической технологии системность (комплексность, целостность); научность (концептуальность, развивающий характер); структурированность (иерархичность, логичность, алгоритмичность , процессуальность , преемственность, вариативность); управляемость ( диагностичность , прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость ) Таким образом , технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированный успех поставленных учебных целей (В.П.Беспалько, М.А.Чошанов , М.В.Кларин, Т.С.Назарова, Г.К.Селевко )

Слайд 11

Группы технологий по направлению модернизации традиционного обучения Виды технологий Примеры технологий Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений Педагогика сотрудничества Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили Система преподавания литературы Е.Н. Ильина Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся Игровые технологии Проблемное обучение Технология обучения на основе опорных сигналов В.Ф. Шаталова Коммуникативное обучение Е.И. Пассова Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения Программированное обучение Дифференцированное обучение Компьютерные технологии

Слайд 12

Виды педагогических техноло гий Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур (фреймовое структурирование знаний): формирование: схемного, знакового, символического мышления: умений эффективно перерабатывать информацию; способности запоминать и воспроизводить определенный объем информации; умений устанавливать связи между словами, понятиями; умений правильно находить нормативный ответ в регламентированных условиях деятельности. Технология КСО (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко): формирование: ЗУН; саморазвитие Технология укрупнения дидактических единиц (П. М. Эрдниев): достижение целостных математических знаний как главного условия развития и саморазвития интеллекта учащихся. Проектные технологии: формирование умений : производить рефлексию, ставить проблемы и решать; поисковых (исследовательских); оценочной самостоятельности и др.

Слайд 13

Виды педагогических технологий Технология проблемного обучения: усвоение ЗУН; усвоение способов самостоятельной деятельности; развитие познавательных и творческих способностей; развитие смысловых образований и др. Технология индивидуализации обучения: (И. Унт, А.С. Границкая , В.Д. Шадриков ): развитие потенциальных возможностей (способностей) учащихся; формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика; развитие смысловых образований. Педагогические (творческие) мастерские (ЖФЕН): развитие творческого мышления; регулирование проблемных ситуаций; формирование умений: осуществления анализа, синтеза, сравнения, обобщения; поиска смыслов и т.д.; осуществления свободы выбора форм, методов, средств, содержания овладения учебными дисциплинами; организации самоопределения, самопознания, самообразования, самооценки; реализации себя в различных видах творческой деятельности. Игровые технологии: формирование умений : организации самоопределения, самопознания, самообразования, самооценки; осуществления анализа синтеза, сравнения, обобщения, и т.д.; регулирования проблемных ситуаций; решения заданий развития критического, понятийного мышлений; развитие смысловых образований и др.

Слайд 14

Виды педагогических технологий Технология модульного обучения: формирование умений: совершать (реализовывать) свободу выбора форм , методов, средств, содержания овладения учебными дисциплинами; осознанного отношения к целям деятельности, ценностям; организации самоопределения, самопознания, самообразования, самооценки; производить самоконтроль; производить оценку знаний, их значимости, методов познания, своих действий и поступков; общеучебных интеллектуальных: планирование, организация поиска нужной информации, использование ИКТ и т.д. Технологии и приемы формирования понятийного мышления: формирование умений: концентрации или уплотнения знаний; устанавливать иерархические межпредметные вертикальные и горизонтальные понятийные связи; выявлять и разрешать внутренние и внешние противоречия; развитие : диалектического мышления; логического мышления; познавательных способностей; усвоение ЗУН. Диалоговые технологии : развитие творческих способностей, смысловых образований; формирование ЗУН, умений выявлять и разрешать внутренние и внешние противоречия и др. Технологии уровневой дифференциации(технология разноуровневого обучения): формирование умений осуществлять: самоконтроль; оценку знаний, их значимости, методов познания, своих действий и поступков; корректировку результатов; решение творческих задач (повышенного уровня сложности); свободу выбора форм , методов, средств, содержания овладения учебными дисциплинами; развитие смысловых образований и т.д .

Слайд 15

Структурные компоненты технологии (модель технологии) I . Концептуальный компонент Актуальность технологии Концепция, лежащая в основе построения технологии Цели технологии Научные подходы Принципы построения технологии Функции технологии Критерии эффективности технологии II. Содержательный компонент - учебная дисциплина или курс, на содержании которых реализуется технология; -педагогические технологии, вошедшие в «сплав» игровой ПТКТ разноуровневого обучения учащихся, разработка идеи «сплава» технологий; - модифицированные технологии, новые методы и приемы, разработанные для их вхождения в «сплав» игровой ПТКТ разноуровневого обучения учащихся III . Процессуальный компонент IV. Методический компонент V . Аналитический компонент (диагностический инструментарий)

Слайд 16

Вид техноло-гии Проектная технология. Основывается на методологических подходах Д. Дьюи , У.Х. Килпатрика , В.Н. Шульгина, М.В. Купенина , Б.В. Игнатьева и др.; современных ученых, исследователей – Е.С. Палат, В.Д. Симонентко , Г.И. Кругликов, В.В. Гузеев и др. Цель исполь-зования Развитие проектной культуры учащегося, обогащение его опыта творческой, коммуникативной деятельности, опыта саморазвития учащегося. Применение техноло-гии в практической деятель-ности I этап: Погружение в проблему : изучение истории и теории вопроса, постановка проблемы, определение темы исследования, его объекта и предмета, формулирование цели и задач, построение гипотезы, определение методов исследования. II этап: Организация и осуществление деятельности: проверка гипотезы на основе сбора фактов по исследуемой проблеме. Участники проекта разбиваются на группы, распределяют поисковые задания: каждый участник группы собирает информацию либо по одной, двум, …, либо по всем гипотезам; каждая группа собирает информацию в подтверждение либо по одной, двум, …, либо по всем гипотезам. После обсуждения в группе идет защита гипотез каждой группой перед всеми участниками проекта, обсуждение предложенных аргументов в защиту гипотез, определение надежности, доказательности, оппонирование докладчику. III этап: Подведение итогов: осуществление теоретических выводов на основе анализа полученных фактов и новых знаний. IV этап: Оформление результатов исследования Резуль-тат использо-вания техноло-гии Эффективность реализации проектной технологии определяется уровнями сформированности у учащихся опыта проектной культуры: высокий, выше среднего, средний, низкий. Принцип работы критериев заключается в такой характеристике, как продвижение на более высокие уровни сформированности критериального признака. Количественный анализ результатов по каждому из направлений (обогащение опыта творческой, коммуникативной деятельности, опыта саморазвития учащегося) позволяет выяснить наличный уровень проектной культуры учащегося.

Слайд 17

Обоснованный выбор педагогической технологии целевая ориентация; учет специфики содержания; индивидуализация и дифференциация обучения; готовность педагога к реализации технологии; экономичность; материально-техническая обеспеченность.

Слайд 18

Выбирая педагогическую технологию, мы должны понимать: только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена её главным автором - Учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной работы школы.

Новые педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной работы школы....

Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной деятельности школы

Раскрыть роль современных педагогических технологий в создании педагогической среды, обеспечивающей деятельность Учителя и Ученика в новом образовательном процессе...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...

«Современные педагогические технологии, как одно из необходимых условий повышения мотивации к учению».

Доклад  о том как современные педагогические технологии в рамсках ФГОС ООО помогаяют повысить мотивацию учащихся...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДНО ИЗ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ХИМИИ

Информационно-коммуникационные технологии как одно из необходимых условий реализации ФГОС на уроках химии...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДНО ИЗ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ХИМИИ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДНО ИЗ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ХИМИИ...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДНО ИЗ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДНО ИЗ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...