В театре Диониса
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему
Материал,который познакомит учащихся с устройством Древне Греческого театра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_teatre_dionisa.docx | 218.15 КБ |
Предварительный просмотр:
В театре Диониса.
Театр возник в Греции более двух с половиной тысяч лет назад. Он мало походил на театр наших дней.
Его зарождение связано с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделов. На этих празднествах греки облачались в козлиные шкуры и маски, подражая лесным богам – сатирам, спутникам Диониса. Ряженые разыгрывали в лицах сценки из мифов о Дионисе. Это и были первые театральные представления.
Постепенно растущая популярность театральных постановок привела к тому, что они не только заняли доминирующее место в религиозных и общественных празднествах, но и отделились постепенно от религиозных церемоний, стали самостоятельным видом искусства и одним из самых страстных увлечений древних греков.
Театр Диониса располагается на юго-восточном склоне холма Акрополя и входит в число самых древних театров в мире. Театр был построен в V в. до н. э. Первоначально Театр Диониса был выстроен из дерева и радовал зрителей спектаклями, поставленными по трагедиям Эсхила, Аристофана, Софокла и Еврипида. Однако, вскоре деревянные сидения, на которых располагалась восторженная публика, перестроили и сделали более надежными и долговечными - каменными. Каменный театр насчитывал 67 рядов и мог вмещать от 14 до 17 тысяч зрителей. Каменные скамьи поднимались до самого основания Акрополя, где еще различимы остатки последнего ряда.
Первый ряд состоял из 67 мраморных кресел для VIP - зрителей. Многие из них, относящиеся к разным эпохам античности, с высеченными именами и должностями владельцев, стоят на месте до сих пор.
В современной форме театр был создан в 326-324 гг. до н.э и вмещал от пятнадцати до семнадцати тысяч зрителей.
В древности сцена театра назвалась орхестра. От зрительного зала ее отделял ров с водой и широкий проход. Сзади орхестры располагалась схена – здание, где актеры переодевались и ожидали выхода на сцену. Стены орхестры были украшены барельефами из жизни древнегреческих богов, в частности, самого Диониса, и эти произведения искусства частично сохранились до наших дней.
Одним из интереснейших аспектов афинского театры являются маски и костюмы актёров. Сцена театра, была огромной, и зрительских мест было много.
Каждому хотелось рассмотреть, что происходит на сцене. Для актёров изготавливались специальные костюмы, а именно башмаки на толстой подошве, с помощью которых актёры казались выше и были заметнее зрителям, сидевших на дальних местах, плотные туники и парики.
По этой причине, чтобы зрители поняли, кто какую роль исполняет, актёры надевали маски, которые показывали настроение и пол (женские и мужские маски). Были и двусторонние маски: с одной стороны – спокойной лицо, а с другой - злое.
Сами маски изготавливались из плотной разрисованной ткани и имели воронкообразные отверстия для рта, что зрители даже на самых последних рядах могли хорошо и чётко слышать каждое произнесённое актёром слово.
Цвет одежды многое объяснял в спектакле: яркие цвета означали, что герой положительный и удачливый, тёмные оттенки говорили о трагическом образе актёра. Также изготавливались специальные костюмы птиц и животных для актёров, играющих в комедиях. Участниками представления выступали только мужчины.
К празднеству относились очень серьезно – драматурги готовили свои новые произведения, специальное жюри оценивало спектакли и выбирало лучшую драму, а после фестиваля имена авторов, названия пьес и занятые ими места выбивались на мраморных досках.
Во время Великих Дионисий в Афинах проводились театральные состязания. Обычно состязались три автора трагедий. Каждый из участников ставил три трагедии и одну драму, в шутливой форме обыгрывавшую мифологический сюжет. Состязались также авторы комедий, ставивших по одной пьесе. Результаты фиксировались в особых надписях - дидаскалиях, которые хранились в афинском государственном архиве. Общее руководство за проведением театральных зрелищ осуществлял афинский архонт.
Публика того времени вела себя довольно своеобразно. Если в наши дни театральные постановки, в случае успеха заканчиваются овациями и криками «Браво!», а в случае провала – тишиной, то в древние времена было, мягко сказать, несколько иначе. Понравившийся спектакль встречали также бурно: шквал аплодисментов и восхищенные крики. Однако зрители, которые по какой-либо причине не понимали и не принимали спектакль, вовсе не молчали. В случае провала театр также «взрывался», но на этот раз недовольством: свист и топот были слышны далеко от месторасположения театра. Кроме этого, разъяренная публика могла закидать участника театрального действия камнями, требуя начать другую пьесу. Актер должен был доставить публике удовольствие и начинал другое представление, естественно, если оставался жив.
Театральные представления устраивались не ежедневно, а несколько раз в год. Слава мастера трагедии Софокла дошла до наших дней. Одна из самых знаменитых трагедий автора – «Антигона». В основе её содержания лежит древний миф. К царю греческого города Фивы стражи приводят девушку. Чем провинилась юная Антигона? Брат её в борьбе за власть пошёл войной на родной город. Однако его войско потерпело поражение, а сам он был убит. Тело юноши царь велел бросить на съедение хищным птицам, запретив под страхом смерти хоронить убитого. Антигона нарушила запрет, засыпав тело брата землёй. Она, как и все греки, верила, что душа умершего обретает покой лишь после погребения. Теперь бесстрашную девушку ждёт казнь. Хор фиванских старцев осуждает суровый приговор. За Антигону вступается её жених, сын царя.
- Все граждане и весь народ фиванский её вины не признают! – убеждает он отца. Но что царю до народа.
- В моей земле я царствую один!
- Принадлежать не может одному свободная земля! – восклицает смелый юноша.
Гордому ответу рукоплещут афинские зрители.
К милосердию призывает царя и слепой старик-предсказатель: «Помилуй же убитого врага! Погибшему не мсти!» Однако царь неумолим. Антигона погибает. В отчаянии кончает жизнь самоубийством её жених.
Узнав об этом, пронзает свою грудь мечом царица-мать. Царя терзает, увы, позднее раскаяние: «Горе, о горе мне! Смерть, я зову тебя!»
Театральные представления наряду с Олимпийскими играми были любимыми зрелищами эллинов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 5 классе на тему: «В театре Диониса».
В конспекте для проведения урока истории в 5 классе на тему: «В театре Диониса» описаны не только возникновение театра, его устройство, жанры, авторы комедий и трагедий, но и приведены ист...
методическая разработка урока истории в логике ИКТ "В театре Диониса",5 кл.
методическая разработка с использованием ИКТ, презентация к уроку на 15 слайдах...
методическая разработка урока истории в логике ИКТ "В театре Диониса",5 кл.
методическая разработка с использованием ИКТ, презентация к уроку на 15 слайдах...
интегрированный урок "МОДА И ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.В театре Диониса"
Данный материал можно использовать для проведения урока истории в 5 классе по теме "Театр Древней Греции" ,...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по истории в 5 классе «В театре Диониса»
План-конспект урока по ФГОС по истории в 5 классе "В театре Диониса"...
В театре Диониса. История Древнего мира 5 класс
Презентация к уроку истории в 5 классе по теме Древняя Греция....
урок" В театре Диониса "
Открытый урок с использованием ИКТв 5 классе ....