Проект исследовательская работа «Современное казачество»
статья по истории (11 класс) на тему

Лукьянова Ирина Владимировна

Проект

исследовательская работа

«Современное казачество»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otechestvo.docx187.16 КБ

Предварительный просмотр:

      УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г-к КИСЛОВОДСКА

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

       СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14

Проект

исследовательская работа

отчет

«Современное казачество»

Руководитель:

учитель истории и

обществознания

Лукьянова И.В.

г.-к. Кисловодск

2014-2015г.

Что есть современное казачество

      Казачество является особой этнокультурой группой, входящей в русскую народность со своей культурой, особыми формами социальной жизни и мировоззренческо-ценностными установками военного  характера.

      Исторически  казачество на Северном Кавказе с 60-х годов XIX в. состоит из Терского и Кубанского казачеств,  объединявшихся до революции в территориально-административное понятие «Войско». В современное время понятие «Терское казачье Войско» и «Кубанское казачье Войско» используется только различными казачьими организациями, которые наибольшими является «реестровые» казачества – прогосударственные структуры, берущие обязательство нести государственную службу, и «общественники» - провозглашающие независимость от государства.

Особое внимание, в изучении современной роли казачества следует уделить Югу России, где, что для каждого не секрет, активно присутствует сепаратизм и этнонационализм.   А при четкой ориентации государства на сохранение целостности своих территорий в этом регионе, заставляет его использовать казачество, как отдельный элемент для достижения своих целей.

Чтобы было более понятно, почему эта роль пала именно на казачество обратимся к небольшой исторической справке.

Слово Кавказ от кау – село, поселение, по-осетински и «аз» означающее жилище или поселение «азов». Это родина и первобытное местопребывание богов и героев asia terra т. е священная земля. Для объяснения обратимся к древней истории этой страны, которую осетины до недавнего времени называли казакией, и её загадочного народа, известного у греческих и римских историков и географов под многими разными названиями: Кюйсэу, Коссай, Кэса, Косаг, Касак. Задолго до того, как наше имя появилось в русских актах, греческий император Константин Багрянородный (Порфирогенит) уже в 948 году, описывая состав Хозарской империи, как в этнографическом, так и в географическом отношениях, устанавливает существование страны, носящей название Казахии (Казакии), территория, которая населялась конгломератом тюркских народностей. Страна эта занимала все пространство находящееся по восточным берегам Азовского и Черного морей, от нижнего течения Дона до предгорий Кавказа. Азовское море у арабских историков называлось Хазак-денгиз – Казацкое море. Страной, граничащей с Казакией и простиравшейся до берегов Каспийского моря, являлась Алания – «страна азов». Территория Казакии населялась народами тюркского происхождения между тем, как Алания народами индо-европейского начала. Подобная определяемость в этнографическом отношении, имеет известное значение для установления этнического происхождения слова «казак» в смысле лингвистического начала. На 30 лет позднее персидская география «Гудут ал Алэм» сохраняет его почти без изменений – «Земля Касак» (с тюркского «Земля Белых Лебедей»).

Казачество стояло за свою свободу, за права обиженных и угнетённых, за свои земли и свою веру, никому не навязывая её и насильно не обращая в неё. Казачество было известно, под тем или иным именем, в глубокой древности, за много веков до Рождения Христова. Казачество было почти в тех же местах, на которых проживает и сегодня.

Казаки – это те, кто исторически хорошо адаптировались к природным и социальным условиям этого региона. При усмирении противников, казачество сочетало заимствованные у горцев жестокие военные методы, куначество и межнациональные браки. Военно-служилый образ жизни, как показывает исторический опыт, формировал высокую сознательную дисциплину, организованность, особую общинную психологию и культуру, которые становились отличительными признаками казаков.

На сегодняшний день перед современным казачеством в силу политических и социально-экономических процессов на Юге России одной из приоритетных задач является отстаивание интересов славянского населения.

Таким образом, современное казачество, путем публичных, выступлений, как показано выше, отражающих волю коренного, мирного населения а также, путем создания отрядов местной самообороны и создания органов местного самоуправления, на конфликтно- опасных территориях,  позволяет, что доказано уже научно, и дана этому адекватная положительная оценка, радикально изменить тенденции появления на Северном Кавказе националистических, экстремистских, сепаратистских,  террористических, основанных на, фундаментальном исламе, и других формирований радикального толка.

Конечно, во многом, казаки (особенно терские) – это кавказцы, как бы не коробило кого-то это сравнение. Именно многовековое воздействие живущих рядом с ними кавказских народов выработало среди казаков система жёсткого подчинения, приоритет коллективистских начал над индивидуализмом, ценности семьи, братства, воинского долга. Но именно это и служит основой для их самосознания себя в качестве некой особой общности: в первую очередь, казаков, а потом уже русских. И подобных качеств как раз не достает национально настроенной части русского общества.

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\25891f40ea3a.jpg

Так одевались казаки на Кавказской войне 1862-1882г.

Да, сейчас казачьи общества во многом проигрывают борьбу за свою вековую землю, поскольку нет прямой помощи государства. Но казачье самосознание, их традиционные ценности должны, во многом, помочь им в борьбе за существование, особенно тогда, когда потребуется принимать судьбоносные решения.

С давних пор и по сей день терские казаки жили и трудились в северных районах Дагестана: Кизлярщина, Тарумовский район – места их традиционного и компактного расселения.

И вот уже на протяжении более чем 20 лет численность, как казаков, так и русских в этих районах катастрофически падает. Неоднократные предложения и обращения, разработанные программы по приостановке оттока русско-казачьего населения различными учёными и общественными деятелями чиновники разного уровня игнорировали.

Есть, конечно, различные организации, ставящие перед собой цели и задачи укрепить казачье общины, но без помощи правящих кругов им не обойтись.

Кавказ сегодня – это неоднородная масса этнических и религиозных противоречий. Кремлёвские и местные чиновники, надо сказать, всё же не заинтересованы в тотальной разрухе в регионе, однако, имеет место личный корыстный интерес в продолжающемся вялотекущем конфликте всех со всеми.

     Наибольшее количество членов казачества финансируются государством -«реестровики». «Общественники» имеют некоторый авторитет и влияние среди этнического кубанского казачества, среди терского -  они авторитета практически не имеют, являясь маргинальной структурой.

      «Реестровое Казачество», являясь госструктурой, взяло на себя обязательство нести «государственную службу», но в каких формах она должна осуществляться, до сих пор не определено. Практическое применение казачеству не найдено и не ищется. Со времен воевавшего два месяца в Первую Чеченскую войну «батальона имени Ермолова» военных подразделений из казаков не создавалось. Несмотря на многолетние обещания, не созданы казачьи подразделения в армии, не созданы казачьи отряды самообороны в местностях с повышенной этнокриминальной обстановкой. Функции «реестровых войск» сводятся к проведению «кругов», парадам, «строевым смотрам» и застольям. Организационная работа сведена к минимуму.

        Никакой культурно-просветительской и образовательной работы не ведется. В Ставрополе издается просветительская газета «Казачий Терек», в которой старательно обходятся все «острые моменты» общественной жизни, как то, межэтническое противостояние в Дагестане и на востоке Ставрополья, геноцид казачества в Чечне и Ингушетии. Фактически казачье движение сводится к кучке профессиональных атаманов-функционеров и малочисленной «свите» из «особо приближенных». А так же эпизодически собираемым группам «активистов», выходящих на дежурства у церквей, ездящих в форме на «круги» в качестве «униформистов». Собственно низовое этническое казачество «от земли» участие в «жизни казачьих войск» не принимает, оно живет своей жизнью и заботами, граничащими с элементарным выживанием. Современные «казачьи войска» как серьезная общественная сила это фикция.

Культура

     В советский период, в основном проводилась политика сглаживания этнокультурной особенности казачества и в настоящее время этнокультурные отличия его от общерусского населения крайне слабы. У большинства населения даже исторически казачьих местностей понятие «казак» ассоциируется именно с членами современных казачьих организаций и имеет в целом негативную, насмешливо-ироничную форму.

     В настоящее время терские и кубанские казаки, как исторически сложившаяся этнокультурная общность, сохраняются лишь на уровне отдельных станиц в Дагестане и, частично, в районе КМВ. В других республиках этническое казачество смешано не казачьим населением и практически не имеет от него заметных ментально-культурных отличий.

      Собственно, казачья культура мертва, песенная культура на бытовом уровне заменена эстрадным ширпотребом. В тех случаях, когда на деньги местных администраций создаются казачьи ансамбли, то за образец берется Кубанский казачий хор под управлением Захарченко. Потенциал подлинной казачьей культуры в деле реального возрождения казачества не используется, о реальном казачьем фольклоре население представления не имеет.

Интеллектуальный потенциал у современного казачества практически отсутствует, можно сказать, что одной из черт современного казачества является воинствующий антиинтеллектуализм.

        В казачьем движении нет людей способных к интеллектуальному развитию на высоком современном уровне. Крайне мало людей, могущих внятно излагать идеологические принципы казачьего движения или просто, вербально сформулировать проблемы и задачи конкретного момента. Людей с высшим образованием в казачьих организациях крайне мало, а те, что есть, в большинстве, имеют военное, милицейское, сельскохозяйственное или техническое образование. Гуманитариев, ничтожно мало, а те, что есть, вытесняются на периферию движения и подвергаются травле.

По регионам

Дагестан

       В современном Дагестане имеющее трехсотлетнюю историю терское казачество стремительно исчезает. В Дагестане происходит «цивилизационное вытеснение», при котором главным фактором исчезновения казачества является не прямые притеснения, а «конфликт цивилизаций»: невозможность нормальной жизни в иноконфессиональном, иноязычном и инокультурном окружении.

Чечня

       Казачество практически уничтожено. В исконно казачьих станицах казаков осталось единицы, как правило старики-пенсионеры. Все чеченские «реестровики» стоят на содержании у Рамзана Кадырова и являются декоративным элементом его свиты.

Ингушетия

       Из проживавших там до 1992 года 30 000 казаков сейчас никого не осталось. В отличии от Чечни в свите нет даже «декоративных казаков» президента. Употребление слова «казак» находится под запретом.

Северная Осетия

        Славянское казачество задавлено структурой «Аланского казачества». «Аланское Казачество» было создано для юридического оформления военизированных структур осетин (в основном южных), возникших в ходе ингушско-осетинской войны 1992 года. В результате этническое русскоязычное казачество в Северной Осетии задавлено, реального авторитета не имеет и постепенно деградирует.

КБР

        Казачьи организации кроме охраны церквей во время богослужений ничем себя не проявляют. Несмотря на то, что из республики наблюдается массовый исход славянского населения, руководство казачьей организации никаких проблем не видит, и ни к кому претензий не высказывает.

Ставрополье

        Наиболее благополучный для казачества регион. В районе КМВ сохранились отдельные станицы с преобладанием этнического казачьего элемента и с сохранением реальных казачьих традиций. В районе КМВ, идет «скрытое противостояние» с армянскими и карачаевскими этногруппировками, активно вытесняющих славянское население из экономической сферы, а в ряде случаев и территориально. Есть определенное напряжение и в отношениях с ногайцами. Но в последнее время возникло резкое противостояние с чеченскими и дагестанскими бизнес и криминальными структурами, пытающимися взять под контроль этот регион. В восточных районах Ставрополья, как и в Дагестане происходит наплыв переселенцев из Чечни и Дагестана. Экономическая и социальная жизнь на грани коллапса: горцы практически не подлежат ни внутриобщинному, ни правовому контролированию, а в случае с чеченцами они фактически ведут «войну на выживание» славян, по тем образцам, которые были опробованы в Чечне и Ингушетии в 90-е годы.

        Военно-организационная составляющая является частью традиционной казачьей ментальности. Подспудно она сидит в каждом этническом казаке, даже у не называющих себя таковыми. Так же казаки способны к самоорганизации на традиционной основе.

        Однако проявляются эти черты только в периоды внешней опасности. В случае современного Северного Кавказа, на фоне общей деградации и исхода русского населения, в проблемных районах есть тенденция к славянской самоорганизации в форме «казачьих общин». При этом состоят они, зачастую, не из этнических казаков. Как правило, такие казачьи «группы самоорганизации» имеют номинальную или весьма слабую связь с вышестоящими структурами. Но часто создание таких групп проходит через вступление в «реестровое войско». Благодаря вхождению в «реестр» можно легально собираться группами, носить камуфляж. Именно низовые сплоченные «группы самоорганизации» и могут в определенных случаях противостоять этнопреступности. Реальной угрозы современное казачество никому не представляет.

        Мои предки – казаки! Меня всегда интересовали рассказы бабушки о жизни казачества (даже сам не знаю почему!!!) во время революции, в ВОВ, послевоенное время, брежневские времена.

История казачества богата, интересна, трагична. (Здесь история)

Узнав это, я решил исследовать проблемы казачества в современное время. (Здесь соврем проблемы)

Случайно я посмотрел фильм «Дом» о казаках сегодня, точнее современном духе казачества. И вот тогда я понял, ПОЧЕМУ меня интересовали рассказы бабушки о казаках. Я не считаю себя казаком, но оказывается, во мне живет дух казачества.

В казачьей семье должен быть глава, которому беспрекословно подчиняются все члены семьи. Мать – это святое. Жена подчиняется мужу. Старший в семье сын – наследник. Каждый казак в душе – воин. Внутри, между членами  семьи могут быть раздоры, конфликты, ссоры, но если случится внешняя угроза – не задумываясь все, как один станут друг за друга, за свой дом, за родителей, за родину, за родную землю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская работа "Современное состояние говора с. Подвалье Шигонского района Самарской области.

       Настоящая  работа посвящена   изучению основных  отличительных  особенностей  архаической части  говора  села  Подв...

Проблемы внутришкольной оценки качества работы современного учителя

В статье представлено обоснование актуальности решения проблемы материального стимулирования учителя в современных условиях, приведены принципы проектирования систем оценки качества труда учителя. Рас...

Методическая работа «Современные здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста»

Работа будет в помощь работникам детских садов сделать свою работу с воспитанниками ещё более эффективной. Форма использования как групповая, так и индивидуальная. Упражнения, описанные в работе, могу...

«Роль педагога в работе современного школьного учреждения. Задачи работы педагога»

В данной работе я постаралась отразить личность современного учителя в условиях реализации ФГОС не только с научной, но и с практической точки зрения....

Современное казачество России: Опыт, традиции в подготовке молодёжи к службе Отечеству

Современное казачество России: Опыт, традиции в подготовке молодёжи к службе Отечеству...

Районное обобщение опыта педагогической работы "Современные приёмы работы с архивными источниками на уроках истории и во внеурочной деятельности" 2020 год

Данный материал отражает приёмы работы с использованием архивных источников. В качестве последних были взяты копии документов Кольчугинского архива из фондов артели инвалидов им. Воровского за период ...

Опыт работы «Современные и инновационные образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

В опыте работы рассматривается применение современных технологий, методов и приемов на их основе, которые строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения ...