разработка урока "Внутренняя и внешняя политика Александра III"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Цели: дать представление о двойственном характере реформаторской деятельности Александра III; обратить внимание на личности императора, политических и общественных деятелей, находившихся у власти, рассказать о причина поворота к консервативному курсу; познакомить с датами важнейших исторических событий; охарактеризовать период правления российского императора Александра III; оценить основные контрреформы России второй половины XIX в.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_vnutrennyaya_i_vneshn._politika_aleksandra_iii.zip | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Внутренняя и внешняя политика Александра III
Цели: дать представление о двойственном характере реформаторской деятельности Александра III; обратить внимание на личности императора, политических и общественных деятелей, находившихся у власти, рассказать о причина поворота к консервативному курсу; познакомить с датами важнейших исторических событий; охарактеризовать период правления российского императора Александра III; оценить основные контрреформы России второй половины XIX в.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять задачи, итоги внутренней и внешней политики, их влияние на историческое развитие России; давать сравнительную характеристику деятельности и идей императоров Александра II и Александра III; обосновывать суждения; давать определения; приводить доказательства; объяснять изученные положения на конкретных примерах; давать развернутые характеристики исторических персоналий Александр III, К.П. Победоносцев) с привлечением различных информационных источников, текстов различных стилей; формулировать суть научных дискуссий о деятельности императоров.
Предварительная подготовка: учащиеся получают задание самостоятельно изучить основные направления внутренней и внешней политики Александра III; один из учеников готовит краткое сообщение о личности императора.
Оборудование: схемы, мультимедийная презентация.
Форма урока: исследование.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Персона Александра III находится в тени двух более ярких и запомнившихся императоров, Александра II, царя-реформатора, и Николая II, последнего русского правителя династии Романовых. Его правление последнее спокойное царствование накануне грандиозных перемен.
Гибель Александра II заставила общество задуматься и замереть в ожидании: каков будет политический курс его преемника?
В Петербурге императору Александру III соорудили памяти уже после того, как завершилось его правление.
Памятник выглядел следующим образом: конь под тучным всадником, словно не хочет идти вперед, он упрямо остановился и замер. Современники считают, что эта композиция, как и лучше, характеризует императора.
В конце урока мы должны будем либо согласиться, либо опровергнуть такой взгляд.
Тема нашего урока: «Внутренняя и внешняя политика Александра III».
(Презентация.)
План урока
1. Начало правления Александра III.
2. Внутренняя политика.
3. Внешняя политика.
III. Введение в новый материал
Насколько готов был к государственной деятельности наследник престола? К кому он будет прислушиваться? Какие решения будет принимать? Узнаем об этом на нашем уроке.
IV. Работа по теме урока
1. Начало правления Александра III
Итак, какими чертами обладал наследник трона Романовых?
Слушая мой рассказ, составьте психологический портрет Александра III (слайд 2).
После гибели 1 марта 1881 г. Александра II от бомбы террориста на престол вступил его сын Александр. Он был вторым сыном Александра II, его не готовили к государственной деятельности, предполагалось, что он будет занят на службе военной. В 18 лет он уже имел чин полковника.
Первоначально наследником престола был старший сын Александра II Николай. Но в 1865 г. в Ницце он умер от болезни почек. Тогда 20-летнего Александра - срочно стали готовить к восшествию на престол (слайд 3).
Воспитание Александра Александровича проходило под общим наблюдением генерал-адъютанта Б.А. Перовского, образованием руководил профессор Московского университета А.И. Чивилев, специалист по политической экономии. Русский и немецкий языки, историю и географию ему преподавал известный академик Я.П. Грот. Он привил Александру любовь к родной истории и культуре. Затем историю преподавал известный Ученый С.М. Соловьев. Никто из предшественников Александра III столько не занимался изучением родной истории и родной культуры, сколько он. Правоведение великому князю преподавал известный ученый, профессор гражданского права К.П. Победоносцев. Тактику и военную историю Александру Александровичу преподавал капитан М.И. Драгомиров, впоследствии генерал и один из основоположников национальной военной теории. Таким образом, Александр Александрович получил фундаментальное образование. В 1866 г. состоялось бракосочетание цесаревича с дочерью датского короля Дагмарой, нареченной в православии Марией Федоровной. Она была невестой первого сына Александра II Николая Александровича, смерть которого потрясла и Дагмару, и его брата Александра. Но у смертного одра оба Николая встретили свою судьбу. Преклонение перед его памятью оба пронесут через всю свою жизнь и своего старшего сына назовут его именем. Александр III был хорошо образованным, трудолюбивым, интеллигентным, имел стальную волю, был неглуп, но его мышление было достаточно приземленным, он плохо видел перспективу. Он не выносил лжи, был правдив, отличался высокими моральными качествами.
Памятные книжки самого императора свидетельствуют, что Александр III почти ежедневно вечером тратил несколько часов на работу, нередко ложась спать не ранее 1-2 часов ночи.
Царь был большого роста. Имел богатырское здоровье. Его любимым кушаньем была гурьевская каша, любимым занятием - рыбалка. «Европа может подождать, пока русский император удит рыбу», - сказал он однажды, желая подчеркнуть вес и значимость России в мировой политике.
Черты характера и образ жизни заметно выделяли Александра III из придворной среды. Он держался строгих правил морали, отменил коленопреклонения перед царем, был весьма набожен, отличался бережливостью, скромностью, неприязнью к комфорту, досуг проводил в узком семейном и дружеском кругу. Интересовался музыкой, живописью, историей (он был одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его первым председателем).
По свидетельствам многих современников, ни один из Романовых не соответствовал до такой степени традиционному народному представлению о настоящем русском царе, как Александр III. Могучий русобородый гигант, возвышавшийся над толпой, он казался воплощением силы и достоинства России. Этому внешнему впечатлению вполне соответствовали широко известные патриотические убеждения и вкусы императора, его пристрастие ко всему русскому: архитектуре, изобразительному искусству и т. д.
Государь обратил особое внимание на малое число в России, сравнительно с количеством населения, православных храмов, и при нем началось усиленное церковное строительство. Сам царь был большим знатоком русской церковной старины и любил, чтобы церкви строились по древним образцам. Государь щедро жертвовал из личных средств на постройку новых и восстановление старых церквей. Примеру его последовали многие русские люди. За его тринадцатилетнее царствование на казенные средства и на пожертвованные деньги было сооружено до 5000 церквей.
Александр I II был искренне убежден, что в силу своего самодержавного призвания лучше, чем кто-либо иной, понимает нужды народа и интересы государства. В сочетании с безапелляционностью суждений и резкостью характера это убеждение зачастую придавало деспотический оттенок его правлению, что с трудом переносили даже многие единомышленники самодержца. Уже 2 марта принимая высших государственных сановников, император подчеркнул, что не обманывается относительно состояния дел в России, что не пойдет ни на какие уступки и готов мужественно встретить опасность. Он сказал: «Я принимаю венец с решимостью. Буду пытаться следовать отцу моему и закончить дело начатое им».
(Проверка выполнения задания.)
2. Внутренняя политика
Теперь попробуем разобраться, что происходило в стране в эти годы, какие причины повлияли на внутреннюю политику, проводимую царем.
- В каком состоянии досталась страна Александру III?
- Какое важное событие произошло 8 марта 1881 г., как оно повлияло на ход дальнейших событий? (Заседание Совета министров под председательством Александра III; обсуждался проект «Конституции» М. Т. Лорис-Меликова, вызвавший неприятие К.П. Победоносцева и в итоге отклоненный.)
- Какие важнейшие документы, провозглашающие будущий курс, вы знаете? (Манифест «О незыблемости самодержавия», подготовленный К.П. Победоносцевым.) (слайд 2).
После публикации манифеста 29 апреля 1881 г. многие либеральные чиновники были уволены. Насколько был обоснован такой шаг, мы можем понять из письма Александра III брату Сергею от 11 июня: «Назначив почти везде новых людей, мы дружно принялись за тяжелую работу и, слава Богу, с трудом и понемногу идем вперед, и дело идет гораздо успешнее, чем при прежних министрах ,которые своим поведением заставили меня уволить их от занимаемых должностей. Они хотели меня забрать в свои лапы и закабалить, но это им не удалось, и как я счастлив, что отделался от них. Еще бы немного, и мы были бы накануне полнейшей революции. Не могу сказать, что и теперь еще далеко мы не в нормальном состоянии, и много еще будет разочарований и тревог но на все надо быть готовым и идти прямо и смело к цели, не уклоняясь в сторону, а главное - не отчаиваться и надеяться на Бога!»
— Кто возглавил новое правительство после отставки Лорис-Меликова? (Министр внутренних дел Н.П. Игнатьев, бывший посол в Турции.)
— Какова была его политика? (Примерный ответ. Совмещение административных мер с либеральным курсом М.Т. Лорис-Меликова. 14 августа 1881 г. вышло «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», по которому в любой местности могло быть объявлено чрезвычайное положение.)(слайд 4)
- Почему внутреннюю политику Александра III называют периодом контрреформ? Правомерно ли, по вашему мнению, такое название?
- (слайд 5) Что вы знаете о политике в области цензуры? (Примерный ответ. 27 августа 1882 г. были утверждены новые «Временные правила о печати». Создано Особое совещание 4 министров - внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-прокурора Синода, проводившее строгий надзор за печатью. Теперь редакторы были обязаны сообщать истинные имена авторов статей, если этого потребовал министр внутренних дел. Любой печатный орган после трехкратного предупреждения закрывался по решению Особого совещания.)
- (слайд 6) Какие реформы коснулись просвещения? (Примерный ответ. Был отменен университетский устав. Отныне ректоры и профессора назначались министром просвещения, при этом огромное внимание уделялось политической благонадежности претендентов. Опять вводилась форменная одежда, осуществлялся надзор за студентами. Для поступления в университет было необходимо свидетельство полиции о благонадежности абитуриента. В 1887 г. был издан «Циркуляр о кухаркиных детях», в котором запрещалось принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей».)
— (слайд 7) Кто такие земские начальники и когда учреждена эта должность? (Примерный ответ. В 1889 г. было издано «Положение о земских участковых начальниках», по которому в 40 губерниях России создавались 2200 земских участков во главе с земскими начальниками. Земские начальники назначались министром внутренних дел из местных дворян. Земский начальник полностью контролировал жизнь вверенной ему деревни. Постановления и решения земских начальников считались окончательными и не подлежали обжалованию.)
- Какие изменения были внесены в устройство земств? (Примерный ответ. Для дворян вдвое снижался избирательный ценз, число гласных землевладельческой курии вырастало, соответственно, снижалось число гласных по другим куриям - городской и сельской. Крестьяне лишались земского представительства, теперь они могли выбирать только кандидатов в земские гласные. Деятельность земств была поставлена под жесткий контроль местной администрации, губернатор мог отменить любое постановление земства.)
— Какова была ситуация в судопроизводстве? (Примерный ответ. В 1881 г. значительно ограничивалась гласность политических дел, прекращены издания отчетов по политическим процессам, а министр юстиции обладал правом запрещать публичное рассмотрение в суде любого дела. Из юрисдикции присяжных заседателей был изъят ряд дел, существенно увеличивался ценз для присяжных.)
Решение крестьянского вопроса (слайд 8,9,10, 11)
Оценивая внутриполитическую деятельность Александра III, необходимо учитывать, что ее сущностью в первую очередь являлась корректировка реформ предыдущих правителей. При этом в полной мере сохранялось и укреплялось самодержавие. Отсюда жесткая борьба со всем, что несло угрозу самодержавной власти.
Итак, внутренняя политика Александра III все четче становилась консервативно-охранительной. В 80-е — начале 90-х гг. в области просвещения, печати, местного управления, суда и в конфессиональной политике преследовал ряд законодательных актов, которые определяли как контрреформы.
3. Внешняя политика
Александр III был назван современниками «Миротворцем». Царствование императора Александра III характеризовалось отсутствием военных конфликтов. Великий князь Александр Михайлович в своих мемуарах писал: «Двадцать шесть месяцев, протекших между убийством Александра II и коронацией Александра III, могли бы быть отмечены прямо магическим улучшением международного положения России».
— Насколько справедливо это утверждение?
Работа с текстом учебника
- Определите основные направления внешней политики императора.(слайд 12 проверка выполнения)
(слайды 13,14)
2.Охарактеризуйте мероприятия России во внешней политике.
3. Дайте оценку внешней политики императора-миротворца.
- Подведение итогов урока
Сравните внутреннюю и внешнюю политику Александра II и Александра III по следующим пунктам:
- Цели внутренней политики.
- Методы правления.
- Решение крестьянского вопроса.
- Организация местного самоуправления.
- Основные направления во внешней политике и ее результаты.
- Главные различия в политике.
- Преемственность в политике 1860-1890-х гг.
- Сделайте выводы.
(Выслушиваются ответы учеников и подводятся итоги изучения материала).
Домашнее задание: §29-30, стр. 175 ответить на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивный урок по дисциплине «История» на тему « Внешняя политика Александра I.Отечественная война 1812г.»
Современный процесс обучения истории характеризуется все более широким применением в нем компьютерных технологий, интерактивных методов. Выполняя функцию информативного сопровождения истории, компьюте...
Методическая разработка к уроку на тему "Внешняя политика Александра I"
План и презентация к уроку...
Методическая разработка конспект урока истории в 8 классе "Внешняя политика Александра I"
Технологическая карта урока истории в 8 классе "Внешняя политика Александра I"...
Разработка урока истории в 8 классе Внутренняя и внешняя политика Александра III
Конспект и презентация к уроку...
Методическая разработка урока по теме: "Внешняя политика Александра I в 1801-1812гг."
В ходе урока учащиеся должы узнать, какое международное положение занимала Россия в начале XX века, определить основные задачи западного направления внешней политики....