"Некоторые аспекты работы над репертуаром при групповой форме обучения"
статья
«Некоторые аспекты работы над репертуаром
при групповой форме обучения
в классе синтезатора на примере студии «АккСи+»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aspekty_raboty_nad_repertuarom_v_sem_akksi.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Брызгалова Марина Олеговна
Педагог дополнительного образования
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества
Кировского района Санкт-Петербурга
«Некоторые аспекты работы над репертуаром
при групповой форме обучения
в классе синтезатора на примере студии «АккСи+»
Творческий коллектив студии электроакустической музыки «АккСи+» музицирует и творит во Дворце детского юношеского творчества Кировского района Санкт-Петербурга с 2011года. Занятия в нашей студии проводятся только в группах, в каждой из которых не менее 15 детей 1-го года обучения, 12 учащихся 2-го, и не менее 10 учащихся с 3-го года обучения. Занятия в студии ведутся по двум образовательным программам:
- «Основы ансамблевой игры на клавишном синтезаторе»,
- «Аранжировка на клавишном синтезаторе».
«Основы ансамблевой игры на клавишном синтезаторе - является основной программой обучения в Студии «АккСи+». Обучение включает в себя развитие техники игры, музыкальную грамоту, основы гармонии, подбор аккомпанемента, сочинение, аранжировку, импровизацию, работу над репертуаром.
Программа рассчитана на 5 лет обучения. Занятия 2 раза в неделю по 2 часа. Со 2-го или 3-го года обучения у ребят есть возможность дополнительно заниматься еще 2 часа по программе «Аранжировка на клавишном синтезаторе», которая является преемственной программой дальнейшего и параллельного обучения программе «Основы ансамблевой игры на клавишном синтезаторе и аккордеоне». Она не только дает учащимся практические умения и навыки создания собственной авторской аранжировки, управления панелью синтезатора, но и формирует интерес и начальный опыт творческой, композиторской деятельности, стимулирует желание более углубленного изучения возможностей клавишного синтезатора и проявлять свою творческую индивидуальность в любом возрасте, независимо от музыкальных способностей. Предполагает свободу выбора репертуара, дает возможность расширить репертуар сольными музыкальными произведениями и приобрести опыт сольных концертных и конкурсных выступлений.
Набор в коллектив студии осуществляется в процессе предварительного прослушивания-знакомства, на котором педагог проводит тестирование музыкальных способностей учащихся, определяется степень заинтересованности в музыкально-творческой деятельности, визуально определяется физическое и психическое здоровье ребенка.
Дети, приходящие в коллектив, не имеют музыкальной подготовки и не владеют игрой на инструменте, работа группы ведется с «чистого листа». И здесь на первый план выходит создание сплоченного коллектива, сложная и увлекательная задача, решение которой начинается с первой минуты встречи с ребятами. Нужно увлечь, любыми способами заинтересовать и сделать все, чтобы детям было интересно на занятиях. Это игры на знакомство, снятия напряжения, придумка названия группы ансамбля, упражнения на сплочение, знакомство и приобщение к традициям студии.
В нашей студии 7 синтезаторов Yamaha psr-e 443 и 5 синтезаторов Yamaha psr-e 463. Сегодня, на 2022-2023 уч.год в студии электроакустической музыки занимаются около 60 юных музыкантов от 7 до 16 лет. Это сплоченные и дружные группы ансамблей со своими названиями и репертуаром: «Магнит-music», «220 вольт», «Музвитамин», у которых весной 2022 года после долгого ковидного ограничения состоялся дебютный очный выезд сразу на два конкурса: Международный конкурс музыкально-художественного творчества «Праздник детства» (ТО «Триумф») и городской фестиваль электронной музыки «ЗВУК ПЕТЕРБУРГА» (от «Академии талантов»), на которых стали Победителями и Лауреатами. А в сентябре 2022г все три ансамбля, дуэт и 3 солиста стали Лауреатами Премии «Старт звезды». Начинают свой музыкально-творческий путь в студии «АккСи+» и группа «Радужные нотки», и группа новичков 1-го года обучения.
Особенности организации образовательного процесса и репертуарный план:
Образовательный процесс в студии «АккСи+» делится на три последовательно сменяющие друг друга ступени реализации, соответствующие 5 годам обучения в ансамблевом классе. Наличие ступеней является важнейшим условием развития ансамблевого класса, его непрерывного творческого роста.
1 ступень — подготовительная. Рассчитана на 1-й год обучения и предполагает овладение первоначальными навыками игры на инструменте, основами творческой деятельности, развитие и закрепление интереса к занятиям музыкой, приобретение первоначальных музыкально-слуховых представлений и теоретических знаний, первого опыта игры в ансамбле и концертных выступлений.
В репертуарном плане 1-го года обучения одноголосные песенки, исполняемые различными тембрами под аккомпанемент учащегося «звездочки», играющего аранжировку с автоаккомпанементом:
- Капиеж
- Вальс «Фа-соль»
- Маленькая елочка
- Китайская песня
- «Каманчи»
- «Это юность моя»
2 ступень — основная. Рассчитана на 2-й и 3-й года обучения, ее цель не только совершенствование и углубление практических знаний и умений владения инструментами, но и закрепление интереса к занятиям музыкой, развитие способностей, накопление музыкальных впечатлений и обогащение слухового опыта, определение состава ансамбля и распределение партий между участниками.
В репертуарном плане 2-3 года обучения двух-трехголосные пьесы, исполняемые различными тембрами с использованием звуковых эффектов под аккомпанемент учащегося, играющего аранжировку с автоаккомпанементом с использованием дорожек и вариаций стиля.
- М. Блантер «Катюша»
- «Французский вальс»
- «Весенняя песня» - Л.Скуматов
- «Танцуй, танцуй» - словацкая полька
- В. Иванов «Этюд»
- Брэд Джозеф Брик музыка из мультсериала "Гравити Фолз"
- KennyG «Havana»
- Стиви Уандер «I just called»
- Поппури в стиле рок
- Ян Тьерсен «Праздничный вечер»
- Джеймс Ласт «Одинокий пастух»
- Дэнни Эльфман « Миссия невыполнима»
- Д. Тухманов «День Победы»
3 ступень — концертная.
В репертуарном плане 4-5 года обучения произведения с более сложной фактурой изложения, сложных технически произведений, распределение по партиям – голосам. Выявление солистов ансамбля. Исполнение без автоаккомпанемента, с использованием различных эффектов и фильтров.
- Ян Тьерсен «Вальс Амели»
- Toby Fox «Megalovania»
- Аранжировка на тему из 40 симфонии В.А.Моцарта
- The XX «INTRO»
- Айдар Гайнуллин «Эйфория»
- Kavinsky «Roadgame»
- А. Пьяцолло «Либертанго»
- А.Хачатурян Вальс «Маскарад»
- «Coultergeist» Phill Coulter
- «I still have» -Epic Score
- Ян Тьерсен «La noyee» из к/ф «Амели»
В работе с ансамблем синтезаторов при групповом обучении можно выделить несколько этапов:
1. Организационно-подготовительный. Прежде всего, это подбор репертуара для каждой группы обучения в студии «АккСи+». Поскольку мы не ограничены рамками в выборе репертуара, я даю возможность учащимся, а нередко и их родителям, поучаствовать в выборе, и в дальнейшем порадовать со сцены исполнением аранжировки не всегда конкурсной, но очень любимой мелодии. Это и предварительное прослушивание произведения в записи исполнения различных составов ансамблей и в исполнении педагога с целью ознакомления учащихся с произведением. При анализе нотного текста произведения, обращаем внимание на темп, тональность (знаки альтерации при ключе), тактовый размер. Определяем общее настроение, жанр, музыкальную форму произведения, характер частей и соотношение между ними. Определяем, нужен ли автоаккомпанемент для этой пьесы.
2. Работа над партиями - трудовые будни, кропотливый рабочий процесс, который включает разучивание каждой партии ансамбля всей группой. Тщательное разучивание нотного текста в медленном темпе, такт за тактом. В процессе разбора нотного текста определяется и отрабатывается фразировка, артикуляция и штрихи. Роль учащихся и педагога является активной и при выборе аппликатуры. Педагог записывает аппликатуру в присутствии учащихся, предоставляя им возможность участвовать в продумывании и принятии того или иного решения. Отрабатывается гармоническое сопровождение мелодии – своевременное взятие аккордов автоаккомпанемента, что в дальнейшей работе помогает учащимся сделать свою собственную сольную аранжировку, используя все темы (партии) ансамблевого произведения и представить ее на внутренний конкурс солистов студии «Моя аранжировка», который традиционно проходит в первом полугодии. Совместная работа педагога и учащихся происходит и над созданием ансамблевой аранжировки музыкального произведения, выбор тембров для исполнения, звуковых эффектов и фильтров. Отрабатывается синхронность исполнения каждой партии произведения несколькими тембрами (единство ритма, темпа, агогики), заучивание произведения на память. Целью этой работы является достижение слаженного ансамблевого звучания каждой партии ансамбля.
3. Распределение партий. В ходе работы над партиями, в группе выявляются свои звездочки, и становится понятно, на кого возложить ведение основной мелодической линии, кому поручить подголоски, кому — функцию педали, баса, ударных, автоаккомпанемента и т.д. Распределяем партии на 7 клавишных синтезаторов и 7-14 учащихся. Но мы понимаем, что ученик должен развивать различные качества, и быть взаимозаменяемым. Поэтому его функции в организации музыкальной фактуры каждый раз меняются. Отрабатывается закрепление знаний, умений и навыков в управлении синтезатором, извлечением настроек звучания во время исполнения. Отрабатываем навыки совместного исполнения, синхронизацию и согласованность действий. Работаем над артикуляцией, выразительностью и техникой исполнения. Регулируем баланс звучания настройками синтезатора.
4. Определение места за клавиатурой. Ведь за одним синтезатором могут располагаться и два человека. Это зависит от функции, которую будет выполнять в данном произведении каждый учащийся. Также участники ансамбля должны визуально красиво смотреться со сцены, чтобы учащиеся более высокого роста не перекрывали собой младших участников, девочки и мальчики располагались пропорционально относительно друг друга. Для конкурсных выступлений мы используем 7 синтезаторов: 3 синтезатора в первом ряду и 4 во втором, которые ставятся на сцену двойным полукругом. Отрабатываем переключение настроек и воспроизведение пьесы целиком, соблюдая все рекомендации по ее исполнению и созданию единого образа и характера произведения.
5. Публичное исполнение, запись видео. В ходе репетиций, особенно на заключительных этапах работы, необходимо провести звукорежиссерскую работу по выстраиванию динамического баланса между инструментами ансамбля и по панораме. При наличие звукоусилительной аппаратуры данные параметры выстраиваются с помощью микшерного пульта. Необходимо проводить репетиции в зале, где будет проходить выступление, работать над сценической культурой, добиваясь качественного звучания с учётом акустики зала. На этом заключительном этапе работы с ансамблем записываем видео для участия в заочных конкурсах и пополнения видео-альбома в группе студии ВКонтакте. Это итог и кульминация всей проделанной работы. Один из самых сложных моментов, пока произведение не «обкатано». В это время очень важно обрести комфортное психологическое самочувствие и уверенность в своих силах. Но тем и привлекательна ансамблевая деятельность, что это коллективное действие и каждый чувствует плечо партнеров по коллективу. Один за всех и все за одного — вот подходящий девиз. Робкие, неуверенные в себе дети обретают со временем стабильность, освобождаются от комплексов. Главная цель на этом этапе — раскрыть и донести до слушателя музыкальный образ произведения при высоком качестве звучания. И вот учащийся превращается в артиста, чувствующего ответственность за результат репетиционной и концертной деятельности, уважающего традиции коллектива, проявляющего чувство товарищества, эмоциональную отзывчивость, артистизм, художественный вкус и умеющего создавать контакт с аудиторией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые аспекты работы концертмейстера в классе классического танца.
В данном докладе расскрываются проблемы хореографического аккомпанемента, основные задачи концертмейстера на уроке классического танца....
Некоторые аспекты работы с одаренными детьми
В статье автор делится опытом работы с обучающимися с повышенным уровнем интеллектуального развития, определяются отдельные направления данной работы, предлагаются некоторые методические рекомен...
Некоторые аспекты работы домриста над приёмом тремоло.
В этой работе я пытаюсь обобщить опыт ведущих педагогов домристов и предложить свои наработки в преодолении трудностей,возникающих в работе над самым трудным и,пожалуй ,самым красивым приё...
Некоторые аспекты работы учителя физики в условиях класс-комплекта малокомплектной школы
методические рекомендации и материалы для проведения уроков физики в условиях класс-комплекта. В приложении дается раздаточный материал к урокам....
Некоторые аспекты работы с творчески одаренными детьми
Выступление на конференции...
О некоторых аспектах работы с обучающимися цыганской национальности в средней школе
В статье рассматриваются некоторые аспекты работы с обучающимися цыганской национальности в современной социокультурной среде....
Методическая работа преподавателя народных струнных инструментов Е.И. Махияновой на тему "Некоторые аспекты работы с начинающими в классе балалайки"
В методической работе подробно раскрыты вопросы по следующим направлениям: формирование полноценного звука, овладение и совершенствование различных приёмов игры на инструменте, посадка и...