Игра как активная форма контроля
материал по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Захарова, тезисы выступления
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
Ленинского АО г. Омска
Игра как активная форма контроля исторических знаний и
форма работы по развитию способностей ориентироваться в
историческом материале
Учитель истории Захарова Ольга Викторовна
Педагоги постоянно ищут пути повышения активности и результативности обучения. К сожалению, на практике мы сталкиваемся с проблемой снижения активности учащихся на уроках при переходе их в среднее и старшее звено, и как следствие этого – снижение качества знаний.
За годы работы в школе я обнаружила, что, во-первых, большой процент учащихся может быть активен в течение всего урока, во-вторых, незначительное количество ребят работают плодотворно какую-то часть урока, в-третьих, чем старше становятся ребята, тем меньше активности и заинтересованности они проявляют на уроках истории.
Частично это можно объяснить усложнением материала от курса к курсу, «перенасыщением» знаниями, но основная причина, по-моему, кроется в ослаблении у школьников интереса к учебе.
Традиционное обучение в общеобразовательной школе не всегда бывает эффективным, так как педагоги часто отдают предпочтение стандартному построению уроков. Увеличение объема информации начинает отягощать сознание ребенка. В результате теряется интерес к учебе и рождается обычный троечник, который постоянно боится оказаться несостоятельным. Процесс обучения в таком случае становится психологически очень тяжелым, часто невыносимым или просто формально существующим для части учащихся. Постоянные внутренние психологические конфликты негативно сказываются на учениках. Кроме того, по моим наблюдениям, особое психическое напряжение и стрессовое состояние у большинства учащихся обнаруживаются во время проведения контроля за усвоением знаний. У ребят часто возникают неверие в собственные силы, боязнь допустить ошибку, блокируются активность и самостоятельность, возникает комплекс переживаний.
Эта ситуация у меня, как у педагога-стажиста, не может не вызывать обеспокоенности, и к вопросу активизации деятельности учащихся на уроках истории я сочла необходимым подойти с точки зрения создания комфортных условий для обучения, то есть обеспечения сопровождения ребят в течение занятий.
Е.И.Казакова и А.П.Тряпицина писали: «Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора». Педагогический коллектив, работая над реализацией Программы развития школы, видит решение данной проблемы в обеспечении сопровождения учащихся с целью дать школьникам образование без потерь здоровья, сформировать важнейшие нравственные ценности. Роль учителя истории в этой деятельности велика.
Как осуществить это на практике в условиях общеобразовательной школы, в классах, где обучаются дети с разным уровнем способностей?
Я нашла выход в повышении занимательности учебного материала. Необходимо оживить и разнообразить процесс обучения, используя активные методы.
Принцип активности ребёнка был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.*1
За годы педагогической практики я пришла к выводу, что только в активной деятельности ученики приобретают прочные знания. К числу средств решения задачи всемерной активизации самостоятельной, творческой деятельности служит применение как в учебной так и во внеклассной работе различных исторических игр, облегчающих прочное усвоение материала, повышающих активность и инициативу школьников, дающих ощущения раскованности и комфортности, укрепляющих отношения сотрудничества между учеником и учителем.
Проблему активизации и интенсификации деятельности учащихся с помощью дидактических игр разрабатывали такие теоретики и практики в области современных педагогических технологий, как Б.Н.Никитин, Д.Б.Эльконин, В.А.Мыскин, В.Ф.Шаталов, В.В.Давыдов и другие. Долгие годы разработкой дидактических игр по истории занимались Г.А.Кулагина, М.И.Найдич, А.Б.Драхлер, О.И.Бахтина и другие.
По определению Г.К.Селевко, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.*2
Игру как метод обучения передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком: чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых ситуаций на занятиях происходит по направлениям: цель ставится перед учеником в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; вводится элемент соревнований; успешное выполнение задания связывается с игровым результатом. Интеллектуальная игра состоит из следующих этапов:
I – этап подготовки (разработка сценария, ввод в игру);
II – этап проведения игры;
III – этап анализа и оценки результатов.*3
Целью моей работы на протяжении последних лет является воспитание умственной активной деятельности детей, живого интереса к процессу познания развития способностей учащихся ориентироваться в историческом материале, создание благоприятной психологической обстановки на уроках, совместное преодоление трудностей в учебной деятельности путём привлечения разнообразных исторических игр или элементов игры при повторении и контроле полученных знаний в среднем и старшем звене.
При использовании различных игровых моментов необходимо учитывать психологические и возрастные особенности учащихся. Игры должны усложняться постепенно, соответствовать возрасту детей.
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребностей в создании собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, повышенный интерес к различным видам деятельности, необходимость что-то делать своими руками, повышенная любознательность. В этом возрасте создаются хорошие условия для формирования организаторских способностей и коммуникативных умений. Наряду с учением игра в подростковом возрасте несет в себе богатые возможности для личностного развития детей. Здесь речь идет не об играх-развлечениях, а об играх, развивающих фантазию, воображение, самостоятельность.
В среднем звене я строю свою работу по принципу «от простого к сложному». Начинаю с небольших и простейших игр, не требующих большой организационной подготовки. Сама разрабатываю сценарий игры, изготавливаю материальную часть, руковожу ее ходом. Примером простейших игр для ребят среднего школьного возраста являются небольшие кроссворды, чайнворды, маленькие перфокарты, мозаики, загадки. Повторительное обобщение хорошо проводить в виде викторины.
От курса к курсу игры усложняются, они уже требуют не только механического запоминания, но и умения соотносить факты и общие процессы, объяснять значения понятий, умения анализировать, выделять главное, существенное. Среди заданий появляются криптограммы, логические цепочки, различные лото, головоломки, цепочки дат.
В среднем звене моя роль как организатора игр довольно велика, но по мере того, как игры становятся постоянным занятием ребят, учитель уступает место ведущим из числа учащихся с организаторскими способностями. Уже в этом возрасте я привлекаю ребят к изготовлению атрибутов игр.
С моей точки зрения использование игровых моментов в процессе обучения является эффективным средством контроля знаний учащихся в среднем звене, так как открывается возможность привлекать изученный ранее материал, а также снять напряжение, волнение, и страх учащихся перед контрольными работами. Учитель при помощи такого подхода к контролю знаний участвует в психологическом сопровождении учащихся, как правило, учащиеся охотно выполняют задания различной трудности в игровой форме. После проведения такого вида контроля у детей не возникает чувства усталости, они испытывают удовлетворение и желание узнать новое по предмету.
Целенаправленная работа по использованию игры как активной формы контроля исторических знаний в среднем звене привела к тому, что
- у ребят повысился интерес не только к предмету, но и вообще к учебе;
- повысилось качество выполнения работ учащихся по истории;
- повысилось качество знаний учащихся по предмету;
- на уроках истории - благоприятный психологический микроклимат.
В старших классах игры для ребят становятся более сложными и длительными по времени проведения. В этом возрасте учащимся присуща большая независимость, повышается контактность и общительность, идет активный процесс становления мировоззрения.
С учащимися старших классов я провожу картографические и хронологические игры. В них ребята должны не только уметь назвать даты, но и указать последовательность событий, сравнить данные разных источников, систематизировать исторический материал, высказать и аргументировать свое отношение к событиям и личностям.
К десятому классу ребята имеют полный обзор всего исторического процесса. Для его осмысления важно не только усвоение понятий, но и умение определить место и значение конкретного события или явления в цепи общей истории, а это предполагает необходимость владения способами ориентации в исторической реальности. Ее отсутствие создает мозаичное представление об историческом развитии в обществе. Необходимо осмысление каждым учеником того факта или явления, которые предшествовали или последовали за изучаемым событием. Игра позволяет старшеклассникам уяснить, что исторические события не могут быть поняты вне связи с другими фактами. Конкретными показателями ориентации учащихся в пространственно-временных характеристиках исторического процесса являются: умение использовать хронологическую дату, умение устанавливать длительность, последовательность, синхронность исторических событий. Способ ориентации включает действия сравнения, соотнесения данного факта истории с другими фактами во временных и пространственных связях. Точкой отсчета может быть крупное историческое событие, хорошо усвоенное учащимися, находившееся в центре их внимания.
Проверка ориентации ребят в историческом процессе должна осуществляться, на мой взгляд, только в активных формах работы, в противном случае контролироваться будет не ориентация, а лишь объем памяти учащихся и прочность запоминания исторических событий.
Игры, используемые мною на уроках в старших классах, выполняют не только контрольную и диагностическую функцию, они помогают учащимся соединять исторические факты в единый процесс развития общества, размышлять над ними, сравнивать, делать свои выводы.
Анализируя успешность обучения учащихся за последние годы, прослеживается тенденция к росту качества знаний по истории.
Повышение интереса к изучению истории привело к желанию ребят принимать участие в различных конкурсах и олимпиадах.
У детей появилась потребность создать историко-краеведческий отряд, который они назвали «Родничок», и с каждым годом численность этого отряда растет.
Данный подход к изучению истории позволил мне активизировать интерес учащихся к процессу обучения, создать благоприятные условия для раскрытия индивидуальных способностей детей, развивая в них нравственные качества и воспитывая чувство патриотизма.
Такая деятельность позволяет мне, как учителю истории, качественно обеспечить нравственное сопровождение учащихся на моих уроках. В перспективе, как результат работы по данной проблеме, к окончанию школы мы получим личность, имеющую твердую гражданскую позицию.
Сноски
1 .Ксензова Г.Ю.Перспективные школьные технологии.- М.,2001.с.69.
2. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии М., 1999.с.32.
3. Там же, с.35.
Список литературы
1. Борзова Л.П. Игры на уроке истории. – М., 2001.
2. Букатов В.М. педагогические таинства дидактических игр. – М., 2003.
3. Вяземский Е.Е. Теория преподавания и методика истории. – М., 2003.
4. Иванова Т.Н. История в 7 классе. Сценарии ролевых игр, тесты. – Чебоксары, 1993.
5. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. – М., 1998.
6. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2001.
7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП. – М., 2005.
8. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии. – М., 1999.
9. Степанищев А.Т. История Отечества. Преподавание в школе. – М., 2001.
10. Студенкин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2002.
11. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. – М., 2002.
.
Захарова О.В., МОУ «СОШ №3»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы контроля знаний,умений и навыков на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля
Формы контроля знаний,умений и навыков на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля...
Выступление на педсовете "Активные формы контроля и оценки знаний учащихся"
Контроль - проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора (толковый словарь Ожегова)...
ИГРА КАК АКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ
Игровые техологии в обучении истории...
"Игра как активная форма развития воображения у детей дошкольного возраста"
игры для развития воображения...
"Игра как активная форма развития воображения у детей дошкольного возраста"
игры для развития воображения...
Активные формы и методы контроля образовательных достижений обучающихся. Метод «ПИЛА». (Из опыта работы)
Активные формы и методы контроля образовательных достижений обучающихся.Метод «ПИЛА».(Из опыта работы)...
Презентация к выступлению на педсовете: "Активные формы контроля и оценки знаний обучающихся"
Презентация к выступлению на педсовете: "Активные формы контроля и оценки знаний обучающихся"...