Конспект урока по истории 10 класс
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Конспект урока по истории 10 класс "Опричнина: факты, события, оценка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_istorii_10_klass_.docx | 259.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: история, урок новых знаний
Тема: «Опричнина: факты, события, оценки»
Продолжительность : 45 минут
Класс: 10 класс
Технологии:
технологии развивающего обучения,
уровневую дифференциацию,
кейс-технология,
технология проблемного обучения,
информационно-коммуникационные технологии
Аннотация:
Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся, формирование навыков работы учеников с учебным пособием, картой, составление опорного конспекта, формирование умения рассуждать и доказывать свою точку зрения, дать моральную оценку действиям Ивана IV для достижения целей.
Задачи:
• развивающая — развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно–следственные связи;
• образовательная — через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии , последствиях;
• воспитательная — формирование ценностных суждений.
Ведущий метод - проблемная беседа
Средство – проблемный вопрос
Форма урока – проблемная лекция
Формируемые компетенции - развитие способностей к анализу, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, т.е. вести дискуссию.
Оборудование:
- Раздаточный материал (источники по теме «Опричнина Ивана Грозного»);
- Компьютер; мультимедийный проектор; экран.
Практическая реализация:
«Спасибо большое. Урок был очень интересным и полезным для меня. Удалось узнать много нового. Хорошо, что были представлены задания формата ЕГЭ.»
«Благодаря этому уроку мое отношение к историческим событиям поменялась. Теперь я с удовольствием буду изучать историю.»
Конспект урока
Учитель:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезной сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Позади его стоят стольники,
Супротив его все бояре да князья,
По бокам его все опричники.
И пирует царь во славу божию,
В удовольствие свое и веселие.
Учитель: В русской истории царствование Ивана Васильевича Грозного одна из самых важных и достойных особого исследования эпох. Это не только расширение территории Российского государства, но и знаменательные события во внутренней жизни государства. Много было совершено в этот полувековой период славного, светлого и великого по своим последствиям, но еще более мрачного, кровавого и отвратительного. Понятно, что при таком противоположном качестве многих важных явлений характер главного деятеля, царя Ивана Васильевича, представлялся загадочным.
Итак, перед вами биографическая справка Ивана Грозного. Давайте восстановим основные вехи жизни и правления Ивана Грозного.
Биографическая справка Ивана Грозного
Дата рождения – 25 августа 1530 г.
Венчание на царство 16 января 1547 г.
Время царствования – 16 января 1547 – 18 марта 1584 г.
Женитьба на Анастасии Захарьиной – 3 февраля 1547 г.
Рождение сына Федора – 31 мая 1557 г.
1 этап
Актуализация знаний
Мы снова с вами листаем страницы Российской истории.
Перед вами графическая схема, которая позволит вам вспомнить и обобщить материал к сегодняшнему уроку.
Кластер
Российское государство
во второй половине XVI века
Вспомните основные черты вехи этой эпохи
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы видите эти слова.
Государственное устройство: ассоциации - Царь, Земские соборы, Боярская дума, приказы
Экономика – натуральный характер хозяйства, специализация районов
Общество – сословия, феодалы, крепостные крестьяне, купцы, духовенство
Избранная Рада - Судебник, Стоглав, военная реформа, реорганизация местного управления
Внешняя политика - Ливонская война, присоединение Астраханского ханства, присоединение Крымского ханства, присоединение Казанского ханства
Да, действительно, время правления Ивана Грозного – это мудрые государственные распоряжения, крупные внутренние реформы, настойчивое стремление к укреплению международных позиций страны
2 этап
Усвоение новых знаний.
Обратите внимание, перед вами очерк об истории России второй половины XVI века. Прочитайте его внимательно, найдите в тексте, что вы уже знаете (поставьте букву з), и то, что для вас является новым (поставьте букву н)
Исторический очерк
Имя царя Ивана IV в народной памяти сохранилось как имя Ивана Грозного. Грозный по-древнерусски означает наводящий страх, гроза – страх, трепет. Эпоха Ивана Грозного оставила в народной памяти и реформы Избранной Рады, и те десятилетия, когда царь разделил страну на две половины: земщину и опричнину. «Опричь» по-древнерусски означает кроме.
Введение опричнины связано с неудачами в Ливонской войне, когда Россия пыталась выйти к Балтийскому морю. Неудачи привели к росту подозрительности со стороны царя. Он стал подозревать в измене своих военачальников. Никаких свидетельств реальных заговоров против Ивана в истории нет, но преследования и казни стали приводить к бегству из Московии. В декабре 1564 г. бежал бывший любимец царя, герой взятия Казани, воевода в городе Дерпте (ныне – Тарту) князь Андрей Курбский.
О чем мы не говорили еще?
Как бы вы назвали тему сегодняшнего урока?
Тема нашего урока «Опричнина: факты, события, оценка». Данная тема является весьма актуальной. Не только у ученых, но и у школьников она вызывает интерес и желание найти истину. Кто же он, Иван Грозный? Тиран? Выдающийся политический деятель? Особенно спорным является вопрос об опричнине. С XIX века ведет начало разноголосица исследователей в оценке опричнины.
Нам сегодня предстоит погружение в эпоху, остающейся загадкой по сей день.
Сегодня на уроке нам необходимо будет выявить причины и цели опричнины. Развитие и итоги опричнины. Каковы точки зрения выдающихся историков на феномен опричнины.
Проецируется План урока
- Сущность понятия «опричнина»
- Причины и цели опричнины.
3. Развитие и итоги опричнины.
4. Мнения историков на последствия опричнины.
Обратимся к значению слова опричнина. Итак, как же трактует это понятие исторический словарь.
в XIV-XV вв особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи Название удела Ивана Грозного в 1565—1 572 гг с особой территорией, войском и госаппаратом Кроме того, система внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565 — 1572 гг для борьбы с предполагаемой изменой в среде феодалов Характерны массовые репрессии, казни, земельные конфискации
Оказывается, это понятие имеет 2 значения.
Итак, начало отсчета нашей истории 1564 год.(на ленте времени показываю). Укажите на ленте времени хронологию событий, о которых пойдет речь. Московское государство накануне: Ливонская война идет полным ходом, расширены пределы Российского государства, происходит политика дальнейшего закрепощения крестьян. А в августе 1560 г. внезапно умерла царица Анастасия. Ее смерть потрясла царя. Он любил ее, как самого близкого человека. Окружение Ивана IV стало распускать слухи, что царицу отравили близкие друзья Ивана Грозного. И вот внезапно в воскресный день 3 декабря 1564 г. Царь со своей семьей, огромной свитой и охраной покинул Москву.
Все объяснилось месяц спустя. Из подмосковной Александровской слободы он прислал две грамоты митрополиту и московскому «черному» люду. В первой царь писал о своем «гневе» на «государевых богомольцев», бояр, приказных начальников и прочих за их неправды и измены. Во второй заявлял посадским людям, чтобы «они не опасались: на них он не гневается и опале их не подвергает».
Делегация москвичей просила царя вернуться в столицу. Тот согласился, но на определенных условиях.
Первое условие – разделение государства на две части. Одна часть включала в себя экономически развитые районы – это часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома и др. города и земли. Там вводилось свое, опричное управление с собственной Боярской думой и приказами.
Как вы думаете, ребята, а как назывались эта территория? В каком значении
Во вторую часть входили пермские и вятские города, Рязань, Стародуб, Великие Луки, которые управлялась земской Боярской думой и старинными территориальными приказами, имели свои обособленные земские полки.
И вы уже поняли, что это - земщина
А что такое земщина? Обратимся к историческому словарю. Дайте определение этому понятию.
Земщина - основная часть территории Русского государства с центром в Москве, не включенная Иваном IV Васильевичем в особый государев удел — опричнину.
Географическое разделение государство выглядело так
Ребята, обратите внимание, опричнина – особый государев удел, была гораздо меньше земщины по территории, но именно она занимала центральное место в внутренней политике царя.
Второе условие царя – создание опричного войска. Это войско комплектовалось из мелкопоместных служилых людей. Перед записью в опричнину особая комиссия выясняла родственные связи кандидатов. С лиц, внесенных в опричный список, бралась клятва не иметь никаких отношений ни с кем из земских, даже со своими родственниками. Обязанностью опричников являлась защита царской власти. А как же выглядел опричник
Почему у опричника к седлу привязывалась собачья голова? Зачем опричнику нужна была метла
Боярство принимает эти условия. Таким образом, 3 февраля 1565 года царь Иван Грозный учредил опричнину.
Перед вами фрагмент фильма, где показана встреча царя Ивана Грозного с митрополитом.
Видеосюжет (2 минуты)
Каково содержание этого фрагмента?
Почему митрополит не благословляет царя? а почему царь, несмотря на общественное неодобрение, вводит опричнину? Зачем он это делает?
Перед вами документ.
Исходя из документа, определите, в чем заключались причины (почему) и цели (зачем) опричной политики? Почему Иван Грозный вводит эту политику?
Работа с документом 1 (раздаточный материал). (3 минуты)
ДОКУМЕНТ 1
«Я, царь и великий князь, гнев свой положил на богомольцев, на архиепископов и епископов, на архимандритов, и на игуменов, и на бояр своих, и на дворецкого, и на конюшего, и на окольничих, и на казначеев, и на дьяконов, и на детей боярских, и на приказных людей опалу свою положил в том, после отца его блаженные памяти великого государя Василия приего государстве в его государские несовершенные лета, бояре и все приказные люди его государства людям многие убытки делали и казны его государские тощили, с прибытков к его казне государской некоторой не прибавливали, также бояре и воеводы его государские себе разоимели, и другом своим и племени его государские земли раздавали; и держали за собой бояре и воеводы поместья и вотчины великие, и жалования государские кормления емлючии собрав себе великие богатства, а не хотя радети, и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестианства обороняти, наипаче же крестианам насилие чинити, и сами от службы учали удаляться, и за православных крестиан кровопролитие против безсермен и против Латын и Немец стояти не похотели. И в чем он, государь, бояр своих и приказных людей, какие и служилых князей и детей боярских похочет которых в их винах понаказати и посмотрити… И царь, и государь, и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил свое государство и поехал, де воспитие, и деже его, государя, Бог поставил. К гостем же и купцам и по всему православному крестианству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту… А в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никакого сумнения не держали, гневу на них и опалы некоторые нет».
«…И множество народа, слышав таковая, что государь гнев свои и опалу на них положил и государство свое оставил … они же молиша со многими слезами, чтобы Афонский митрополит всеаРусии с архиепископы и епископы и со священным собором подвиг свои учинили и плачь их и вопль утолил и благочестивого государя и царя на милость умолил, чтобы государь царь и великий князь гнев свой отвратил, милость показал и опалу свою отдал, а государства своего не оставлял, и своими государствами владел и правил яко же годно ему, государю; а хто будет государские лиходеи, которые изменные дела делали, и в тех ведает Бог да он, государь, и в животе и в казни его государьская воля».
Казны его государьские тощили – расхищали государственные средства.
Емлючи – беря.
Весь священный собор – собрание высшего духовенства.
И в животе и в казни его государьская воля – т.е. царь волен казнить или миловать по своему усмотрению.
Проверьте себя
Вывод
Причины опричнины: (почему)
- Противоборство царя сего окружением, вызванное становлением самодержавия, оттеснением от власти княжеско-боярской знати;
- Неудовлетворенность царя результатом проводимой внешней политики (ходом Ливонской войны)
Цели опричнины: (зачем)
- Стремление царя к единовластию;
- Сосредоточение главных сил на продолжении начатой в 1558 г. Ливонской войны.
Так в стране установилось загадочное по сей день явление под названием опричнина.
Вместе с земельными владениями к царю пришла власть и ответственность.
Как же получилось? Когда? Почему это понятие стало употребляться во втором значении, как политика террора.
Перед вами опорный конспект, в котором вам необходимо указать основные признаки политики террора. Исходя из моего рассказа
Политика опричнины сопровождалась обманом, насилием, грабежами и убийствами. Опричники расправлялись с неугодными царю людьми. Уничтожению подлежали все, кто когда – либо выступал против Ивана Грозного. Гибли виновные и невиновные. Опричники доносили друг на друга, боролись за почетное место около царя, за земли, доходы, привилегии.
Крупным событием опричнины был новгородский погром. 6 января 1570 года Иван Грозный вместе с опричным войском совершает разорительный поход на Новгород, поводом к которому послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве.
Воспользовавшись отсутствием царя в столице, крымский хан Девлет Гирей 24 мая 1571 года подвергает пожару Москву. Подойдя к Москве, войско Девлет Гирея зажгло ее предместья. При сильном ветре пожар быстро распространился по деревянному городу. Погибла огромная масса народа. По свидетельству современников, трупы перегородили реку Москву, так что она вышла из берегов.
Опричнина принесла стране неисчислимые потери. Опричный террор привел к смерти многих одаренных воевод, церковных служителей, приказных людей, купцов, ремесленников и т.д. Особенно большие беды постигли новгородские и псковские земли. С помощью опричнины царь подавил оппозицию и очаги удельной обособленности, уничтожил не только своих открытых противников, но и тех, кто протестовал против его методов управления страной или хотя бы сомневался в их правомерности.
В 1572 году Иван IV отменяет опричнину. Под страхом смертной казни запрещается даже произносить это слово.
Вот так внезапно закончилась в Российском государстве опричнина.
Проверяем вашу работу
УЧИТЕЛЬ. Историки имеют разные точки зрения по вопросу о последствиях опричнины.
Перед вами фрагменты исторических сочинений о последствиях опричнины.
Вот фрагмент из сочинения Р.Г. Скрынникова
Досье: Руслан Григорьевич Скрынников (1931 – 2009) известный советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор Ленинградского университета. Автор ряда исследований по отечественной истории: «Начало опричнины» (Л.1966), «Опричный террор» (Л., 1969), «Великий государь Иоаннн Васильевич Грозный» и др.
Р.Г. Скрынников Посредством опричнины царь разделил дворянство и натравил одну группу на другую. Итогом этого явилось утверждение неограниченной личной власти, но была утрачена стабильность монархии. Опричнина привела не только к физическому уничтожению людей, но и к тяжелым экономическим последствиям, к разрушению моральных ценностей и устоев общества.
Фрагмент из сочинения В.Б. Кобрина
Досье: Владимир Борисович Кобрин (1930 – 1990)российский историк, Окончил с отличием исторический факультет МГУ в 1951. Занимался проблемами социально-политической истории XVI века, в 1958—1960 опубликовал серию статей по этим вопросам.
В.Б. Кобрин
Непосредственным результатом запустения был «глад и мор», так как разгром подрывал основы шаткого хозяйства даже уцелевших, лишал его ресурсов. Бегство крестьян, в свою очередь, привело к необходимости насильно удерживать их на местах — отсюда введение «заповедных лет», плавно переросшее в учреждение крепостного права. В плане идеологическом опричнина привела к падению морального авторитета и легитимности царской власти; из защитника и законодателя царь и олицетворяемое им государство превратились в грабителя и насильника. События, связанные с опричниной, явились непосредственной причиной системного общественно-политического кризиса, охватившего Россию через 20 лет после смерти Грозного и известного под именем «Смутного времени».
Фрагмент из сочинения В.О. Ключевского
Досье: Василий Осипович Ключевский ( 1841 - 1911) — русский историк. Основные сочинения: «Сказание о чудесах Владимирской иконы божьей матери», «Боярская Дума древней Руси», «Русский рубль XVI—XVIII вв. в его отношении к нынешнему», «Происхождение крепостного права в России», «Подушная подать и отмена холопства в России», «Евгений Онегин и его предки»
В.О. Ключевский
Опричнина является кровавой эпопеей бессмысленных убийств, совершавшихся по велению царя. Исполнителями его приказаний являлись люди без стыда и совести.
Я предлагаю вам провести небольшое исследование по теме «Опричнина в оценке историков». Интерпретируйте исторический источник. Какие главные последствия выделял каждый историк.
Вы убедились, что негативное оценивание опричнины.
О каких последствиях они говорят?
В чем они видят трагедию?
Да, действительно опричнина – разрушение сословной монархии
Опричнина – это опустошение 90 % земли, экономический кризис
Массовые репрессии – уничтожено до 22 тыс. человек, в Новгороде - до 15 тыс. человек
Можно сказать, что при всех его успехах Ивана Грозного оставил тяжёлое наследство: хозяйственное разорение, демографическую катастрофу, нравственно–духовный упадок общества, пресечение династии Рюриковичей.
Всё это привело к печально знаменитому в истории нашего отечества Смутному времени.
3 этап: рефлексия
Перед вами репродукции картин великих художников.
1 репродукция Илья Репин «Иван Грозный убивает своего сына»
Досье: Репин Илья Ефимович (24 июля (1844 — 1930) — русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Преподаватель, был профессором — руководителем мастерской (1894—1907) и ректором (1898—1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской
2 репродукция Невреев Н.В. «Опричники»
Досье : Невреев Николай Васильевич (3 мая 1830-3 мая 1904) — живописец, рисовальщик. Жанрист, портретист, автор картин на исторические сюжеты, писал образа.
О каком эпизоде периода в опричнине говорит картина? Опираясь на знания, полученные сегодня, что видим, о чем, почему? Как художнику удалось передать трагизм этой эпохи. Личный, государственный.
А теперь подумайте, что было бы с государством Российским, если бы не было в ее истории опричнины, в каком направлении. Можно было бы гораздо раньше построить демократическое государство, промышленный переворот наступил бы в России уже в XVIII веке
Всего семь лет - с 1565 по 1572 год просуществовала на Руси опричнина, а память о ней сохранилась до сих пор.
Домашнее задание
1 уровень
1.Какую цель преследовала Избранная Рада, отменяя кормления?
1) заменить власть наместников воеводским правлением
2) заменить власть наместников войсковым казачьим кругом
3) передать местное управление опричникам
4) передать местное управление Боярской думе
2.Какой ряд дат отражает события внешней политики Ивана IV?
1) 1223 г., 1240 г.
2) 1478 г., 1485 г.
3) 1510 г., 1521 г.
4) 1552 г., 1556 г.
3.Наиболее известным деятелем времён опричнины был:
1. Александр Меньшиков
2. Малюта Скуратов
3. Иван Болотников
4. Степан Разин
4.Какое из событий относится ко времени правления Иоанна IV Грозного?
1. Создание коллегий
2. Создание министерств
3. Созыв Земского собора
4. Создание Собственной его Императорского Величества канцелярии
2 уровень
Соотнесите современников
1.Иван Грозный а. М.М. Сперанский
2. Петр I б. Малюта Скуратов
3. Александр I в. А.Д. Меньшиков
4. Николай II г. Г. Распутин
Выстройте в хронологическом порядке
- Стоглав
- Окончание Ливонской войны
- Венчание на царство Ивана Грозного
- Поход на Новогорд
3 уровень
Выделить основные подходы историка в оценке личности Грозного и предложить собственную оценку, аргументируя её фактами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.Некоторые презентации к урокам слишком большие по объему, поэтому не размещены....
Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.
Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Первые месяцы большевистского правления» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014)
Политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти...
Конспект урока по истории России для 7 класса по теме «Народные движения» (учебник История России конец 16-18 в. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 2014)
Ход и результаты народных выступлений XVII века...
Конспект урока для 10 класса по отечественной истории на тему: "Ранняя история восточных славян. Становление государственности." + презентация
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Ранняя история восточных славян. Становление государственности.(Урок по Истории России, 10 класс) Ф.И.О. учителя: Еременко Николай ВалерьевичМесто работы: ГБОУ СОШ №57Дол...
Конспект урока по истории Класс: 5
Конспект урока по истории Класс: 5 Тема: Культура Древней Греции эпохи классики. Цели урокаКонспект урока по истории Класс: 5 Тема: Олимпийские игры в древней Греции Цели урока...
Конспект урока по истории Класс: 11 Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»
Конспект урока по историиКласс: 11Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»Цель:Образовательная:· Систематизировать и у...